Успенский собор киево-печерской лавры. Киево-печерский успенский собор Размеры успенского собора киево печерской лавры

История создания

Заложен в 1073 году по инициативе Феодосия Печерского и построен за три года на деньги князя Святослава II Ярославича . Его возведение было овеяно легендами. Постройку и украшение церкви Киево-Печерский патерик связывает с греческими мастерами , пришедшими в Киев из Константинополя по указанию явившейся им во сне с образом храма Богородицы : «Меру же Я послала - пояс Сына Моего». Активнейшим участником строительства в патерике назван племянник Якуна Слепого , знатный варяг Шимон Африканович , от которого позднее выводили своё происхождение многие русские роды - Вельяминовы , Воронцовы , Аксаковы .

П. А. Раппопорт отмечает, что образ Печерской церкви воспринимался на Руси как своего рода канон храмоздательства: «Освященный традицией и легендой о чудесном построении Успенский собор Печерского монастыря стал как бы эталоном храма, и церковные власти несомненно требовали, чтобы общий типологический принцип построения этого собора неуко­снительно сохранялся».

Храм сильно пострадал от землетрясения в 1230 году , а в его разграбили монголы хана Батыя . Собор был отремонтирован в 1470 году , однако уже в 1482 вновь разграблен крымскими татарами хана Менгли-Гирея во время набега на Киев . Впоследствии восстановлен, служил усыпальницей литовской и русской шляхты. Разрушен при сильном пожаре в 1718 году . Восстановлен в 1729 году , расширен и украшен в стиле украинского барокко .

Разрушение

Существует версия об авторстве советских диверсантов, которая основывается на аргументе, что для немцев, стремившихся привлечь на свою сторону украинское население, уничтожение храма не имело смысла, так как они, наоборот, санкционировали возрождение монашенской жизни в обители. В настоящее время туристов заверяют, что храм взорвали проникшие в город советские партизаны. Вероятной целью взрыва считается покушение на посещавшего Лавру с визитом словацкого президента Тисо , который покинул храм на два часа раньше, чем рассчитывали диверсанты.

Правдоподобность последней версии в значительной степени страдает от того факта, что взрыв собора был зафиксирован немцами на киноплёнку и попал в официальную кинохронику. В середине 1990-х её кадры были найдены в частном собрании в Оберхаузене и присланы в Киев при содействии доктора Вольфганга Айхведе (Еісhwedе), директора Fоrsсhungеsstеllе Osteuroра Бременского университета, занимавшегося проблемами реституции. Таким образом, немецкие власти заранее знали о времени взрыва и дали возможность своему оператору выбрать безопасную точку для эффектной съёмки. В пользу немецкой подрывой акции говорят не только технические ограничения советских радиомин , но и секретный приказ Гитлера командованию полиции и СС от 9 октября:

Никакие священники, монахи или другие местные люди, которые обычно работают там, не имеют права входить в монастырь, который содержится в цитадели Киева. Монастырь ни в коем случае не должен быть местом труда или религиозной деятельности. Должен быть передан полиции и СС, а затем уничтожен или оставлен на их усмотрение.

Известно также про высказывания высокопоставленных нацистских чинов о том, что отсутствие данной святыни ослабит национальное сознание украинцев, а также о целесообразности воспрепятствования тому, «…чтобы древние места религиозного культа становились местами паломничества и, следовательно, центрами движения за автономию». Согласно открывшимся в последнее время архивным документам и мемуарам, сами немцы признавали свою причастность к уничтожению Успенского собора. Об этом свидетельствуют воспоминания и признания ряда нацистских руководителей и военных: министра вооружений Альберта Шпеера , начальника группы религиозной политики министерства оккупированных восточных территорий Карла Розенфельдера, офицера вермахта Фридриха Хейера, имевшего сан евангелического священника, обергруппенфюрера СС Фридриха Еккельна, непосредственно руководившего подрывом храма.

Восстановление

Тыльная сторона воссозданного Успенского собора

Новые росписи Успенского храма

После взрыва храм был оставлен в руинах как свидетельство преступлений нацистов. Не были осуществлены планы воссоздать его в первоначальных средневековых формах к празднованию 1000-летия крещения Руси. Только 9 декабря 1995 года Президентом Украины Л. Кучмой издан Указ о восстановлении Успенского собора. Храм был воссоздан в большой спешке, практически за два года, без серьёзной научной подготовки, с использованием современных материалов. Перед строителями стояла задача успеть к 950-летию лавры. Сразу за завершением строительства храм был расписан; освятили его 24 августа 2000 года .

Архитектура

Великая лаврская церковь была одним из самых крупных по размерам памятников древнерусской архитектуры. Это был шестистолпный крестовокупольный одноверхий храм с тремя нефами , которые с востока завершались апсидами . Столпы имели в разрезе форму креста. Подкупольное пространство очень широкое - больше, чем в Софийском соборе . Пропорции ширины к длине храма (2:3) стали каноническими для других храмов древней Руси. Фасады были украшены плоскими пилястрами с полукруглыми окнами между ними. Во внешнем декоре - орнаменты из кирпича (меандровые фризы). В древности к северу храма примыкала квадратная в плане крещальня .

Внутренняя центральная часть была украшена мозаиками (в том числе - Оранта), на остальных стенах была фресочная роспись. По Киево-Печерскому патерику , одним из авторов мозаик мог быть монах Алипий Печерский . После многочисленных перестроек эти творения искусства не сохранились.

Примечания

Ссылки

  • Информация научных сотрудников об истории древнего храма и восстановлении Успенского собор на сайте Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника

Направила из Константинополя в Киев греческих зодчих, явившись им во Влахернском храме со словами: "Хочу церковь Себе построить на Руси в Киеве: повелеваю же вам: возьмите золото себе на три года и идите на возведение ее... Прииду же и Сама увидеть церковь, и в ней хочу жить... Моим именем хочу назвать ее, - и, вручив икону Успения Божией Матери, добавила - Она наместной да будет".

Выйдя из храма, зодчие на облаке увидели изображение великолепной церкви, а когда построили ее, так и называли долгое время - "небеси подобною". Основание и строительство храма сопровождались многими чудесными событиями, являющими Божию милость и заступление Матери Божией.

Землю и сто гривен золота для строительства церкви пожертвовал киевский князь Святослав. Большой вклад в строительство сделал варяжский воевода Шимон (в крещении Симон). Гонимый соплеменниками, однажды он молился в домовой церкви у родового образа Распятия и услышал голос, повелевший ему идти на Русь, взяв с собой пояс и венец от Распятия. Шимон снарядил корабль и отплыл в неведомую землю. В море судно настигла штормовая буря, и, теряя надежду на спасение, варяг взмолился к Богу. Он увидел в небесах неземной красоты церковь и вновь услышал голос свыше, предсказавший ему, что сейчас он останется невредим, а в будущем сподобится участвовать в строительстве этой церкви, где и будет погребен. В откровении ему были сообщены размеры храма, который надлежало построить, и указана мера - пояс Спасителя. Божий Промысл приводит варяга к преподобному Антонию. Перед битвой с половцами старец сказал Шимону, что русичи потерпят поражение, но сам он останется в живых, а кроме того, подтвердил предсказания о том, что построена будет в Печерской обители церковь, в которой по кончине упокоится Шимон. Возвратившись из неудачного похода, Шимон отдал преподобному венец и пояс и рассказал все, что стало известно ему из откровений о строительстве "небеси подобной" церкви.

По молитвам преподобного Антония Господь чудесными знамениями указал место будущего храма. В году начались основные строительные работы. В разбивке плана церкви и закладке фундамента принимали участие призванные Богородицей византийские зодчие. Как повествует Патерик, денег, врученных Царицей Небесной на строительство, было «на три лета». Вчерне возведение храмового строения к году было закончено.

Церковь отличалась необыкновенным величием и красотой наружного и внутреннего убранства. Ее стены и иконостас блистали золотом и разноцветной мозаикой и были украшены множеством икон, пол выложен узорами из камня разных пород, глава храма позолочена, а крест на куполе выкован из золота. Над Царскими вратами иконостаса главного престола в драгоценной раме помещалась величайшая лаврская святыня - икона Успения Пресвятой Богородицы, по преданию принесенная в Киев в 1073 г. греческими мастерами, которым во Влахернском храме ее вручила Пресвятая Богородица. Икона была вставлена в раму, вмонтированную в большой металлический круг. На прочных шелковых шнурах чудотворная икона спускалась ежедневно по окончании утрени и литургии для благоговейного целования богомольцами.

В этом же приделе, на южных дверях иконостаса, находилась чтимая икона свт. Николая Чудотворца с частицей мощей. У южной стены Богословского придела, в нише, у иконостаса, в особой раке хранились частицы мощей св. Иоанна Предтечи , свв. пророков, апостолов, святителей, мучеников и других святых - греческих, сербских, молдавских и русских, а также около 80 других святынь.

Архитектура

Первоначально Великая лаврская церковь имела один полусферический купол. Предтеченский храм, стоявший когда-то отдельно, тоже имел купол приплюснутой полусферической формы.

На месте нынешних боковых приделов и паперти находилось несколько часовен, пристроенных в XIII -XVI веках. Перед церковью Иоанна Предтечи была часовня Ельцов, за Предтеченской церковью - часовня Трех святителей, за ней, ближе к алтарю, - часовня Иоанна Богослова, а в юго-восточном углу - часовня князей Корецких (во имя св. первомученика архидиакона Стефана). Святитель Петр (Могила) для симметрии с северной стороной пристроил с южной стороны еще две часовенки и поставил четыре новых купола. В конце XVII века боковые часовни были объединены и образовали нынешние приделы с двумя алтарями (на плане 1695 г. они уже указаны); в состав северного придела, посвященного святому первомученику Стефану, вошла и древняя Предтеченская церковь; западные часовни были заменены папертью с четырьмя входными дверями. К началу XVIII века вся древняя церковь была застроена, фасад ее приобрел барочные формы. Окна и двери были декорированы наподобие матерчатых драпировок.

До разрушения Успенского собора в 1941 г. из древних частей храма наружу выступали только алтарные апсиды , сохранившиеся целиком (кроме южной, которая была переделана в литовский период, вероятно, князем Симеоном Олельковичем). Главная апсида в древности имела рельефные изображения Богородицы и стоящих по ее сторонам Архангелов: части этих рельефов хранились в лаврской ризнице. На алтарной стене от древности уцелел крестик с буквами ІС. ХС. НИ. КА. Древними оставались средняя глава и купол над Иоанно-Предтеченским приделом.

Долгое время считалось, что древние части церкви, ввиду множества реконструкций и перестроек, не сохранились. Однако в результате исследований XIX и XX вв. были обнаружены фрагменты, относящиеся к XI в. Так, на плинфах собора были найдены не только отдельные буквы кириллицы, но и целые слова и фразы. На стенах сохранились изображения крестов, надписи и рисунки, сделанные мастерами-строителями по сырому раствору.

Во время археологических раскопок престола в г. были обнаружены фрагменты горшка, в котором находились завернутые в ткань частицы мощей. Там же были найдены плитки и кусочки смальты XI в. Это все, что осталось от престола XI в. после реконструкций , и годов. В кирпичной кладке основания престола 1729 г. был обнаружен шиферный столп, вкопанный в землю. Возможно, это часть "краеугольного камня", заложенного при закладке храма. Раскопки у основания этого камня показали, что он вкопан в грунт в XI в. Были найдены и остатки жертвенника. Было найдено также большое количество фрагментов первоначального пола из шиферных плит, инкрустированных кусочками смальты. В воспоминаниях Павла Алеппского есть описания мраморных колонн древней алтарной преграды. По преданию, части первоначального иконостаса были использованы при реконструкции церквей Ближних пещер.

Внутреннее убранство

О первоначальном внутреннем убранстве храма можно судить по описаниям, приведенным в летописях, «Печерском Патерике», «Синопсисе» и в воспоминаниях очевидцев. В них описываются, прежде всего, поражавшие своей красотой мозаики из «позлащенных камней», фрески и мраморные облицовки стен и пола. В древности церковь была «мусиею (мозаикой) сложена не токмо по стенам, но и по земле».

Древний престол Великой церкви был из кирпича. Первоначально он был покрыт мраморной доской, а в 1744 г. обложен серебром. На жертвеннике находился золотой крест с частицами крови Христа, столба бичевания и вервия от столба бичевания. Иконостас этой части храма был также «страстной», т. е. имел иконы, изображающие страдания Спасителя.

Ни древняя живопись, ни более поздняя не сохранилась. Приведенное в Патерике житие прп. Алипия дает нам возможность узнать и о содержании росписей, и о чудесных явлениях, свидетелем которых он был. Когда иконописцы украшали алтарь мозаикой, внезапно на горнем месте чудесно изобразился лик Богородицы и из него вылетел голубь и летал «к образу Спасову» и к изображениям святых мучеников Артемия, Полиевкта, Леонтия, Акакия, Арефы, Иакова и Феодора, частицы мощей которых были вручены строителям Матерью Божией во Влахерне и положены в основание храма. Белый голубь перелетал от одного образа к другому, садясь святым то на руку, то на главу, и подлетев, наконец, к наместной иконе Богоматери, скрылся за этой иконой. Павел Алеппский , видевший мозаики Великой церкви в XVII в., описывает находившийся в алтаре образ Богородицы, подобный Киево-Софийскому . Под ним - образ Христа в окружении апостолов (Евхаристия), а на западной стене церкви - образ Успения, мозаичный пол в алтаре и мраморный мозаичный цоколь вокруг кафедры.

В XVIII веке мозаики были заменены росписью, впоследствии неоднократно обновлявшейся. Несмотря на изданный в 1722 г. запрет на аллегории в церковной живописи, в Успенской церкви они изобиловали. За престолом, наряду с другими сюжетами, был изображен Иисус Христос, распятый на ветвях дуба, около жертвенника - Агнец, Пеликан, - все в духе барочной украинской иконописи. Среди авторов этого времени известен С. Каменский. Реставрация росписи г. производилась Захарией (Голубовским). Продолжил эти работы в г. академик Ф. Солнцев. В году собор был заново расписан группой художников под руководством В. Верещагина. В настоящее время предприняты попытки росписи на хорах восстановленного Успенского собора.

До 1941 г. в Успенском соборе стоял иконостас времен гетмана Скоропадского (1708–1722 гг.), имевший большую художественную ценность. Икона Успения, Печерских святых и другие покрывались роскошными ризами. Вокруг икон были сделаны рамы из звезд. Царские врата были кованые из серебра с позолотой. Все это - работы лаврских ювелиров, славившихся наряду с живописцами и резчиками.

В приделе Иоанна Богослова был прорезной иконостас с картинами жития апостола Иоанна, любимого ученика Христова. До взрыва 1941 г. на северной наружной стене древними оставались части Иоанно-Предтеченской церкви, объединенные в XVII в. с основным храмом. Купол над этой частью храма, как и своды самой церкви были древними. В XVII в. Предтеченский храм был разделен на два этажа, и верхняя его часть присоединена к хорам Великой церкви.

В прежнем храме Иоанна Предтечи иконостас был той же работы, что и в Троицкой церкви на Святых вратах и в боковых нижних приделах Великой церкви. Перед иконостасом святителем Петром Могилой были положены мощи святой девы Иулиании, княжны Ольшанской . Княжна почивала в открытой раке, так что можно было видеть ее белое благообразное лицо, одежды, шейную золотую гривну и наушницы. Мощи св. девы Иулиании пострадали в пожаре 1718 г. и в настоящее время находятся в закрытой раке в Ближних пещерах.

В домонгольское время иконостасами на Руси служили мраморные либо деревянные преграды, состоявшие из колонок-столбиков с находящимися между ними низкими парапетами и опиравшегося на колонки архитрава. В традиции того времени иконы еще не размещались между колоннами на парапетах. В центре преграды находились Царские врата. Иконы, водруженные на архитрав, составляли второй ярус и формировали деисисный чин. Наместная икона, благословленная Божией Матерью и принесенная из Царьграда, находилась в центре, над алтарными столпами, поддерживавшими фриз с карнизом и выполнявшими функцию Царских врат. В этой преграде находился и тот чудесный образ, с которым произошло чудо на глазах прп. Алипия. Здесь же, по-видимому, со стороны алтаря был подвешен золотой венец и золотой пояс варяга Шимона, увезенные позже Владимиром Мономахом в Суздаль. Древний иконостас сохранялся, вероятно, до 1482 г., а может быть, и до XVI в., когда князем Константином Острожским был устроен новый шестиярусный иконостас, известный по копии, отлитой по благословению Московского Патриарха Никона. В г. его верхние ярусы были сняты в подражание первоначальной низкой алтарной преграде.

Использованные материалы

  • Храмы Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры // Официальный сайт лавры

Печерская лавра - сердце Киева, пульсирующее более тысячи лет. Существующие не одно столетие великие храмы этого святого места - Успенский, Троицкий, Трапезный и многие другие, как будто немые свидетели славной и многострадальной истории украинского народа возвышаются над крутыми берегами Днепра и призывают всех нас к Правде, Искренности и Святости.

Из глубины веков…

История создания первого монастырского комплекса в Киеве начиналась во времена правления Ярослава Мудрого. Основателями монастыря стали Феодосий и Антоний, которые хотели построить соборную церковь из камня, превратив ее затем в важный духовный центр столицы Киевской Руси. Князь Святослав Ярославович поддержал их начинание и выделил земли на Берестовом поле. Так возникала Киево-Печерская лавра история которой тесно связана с историей русских земель, не раз встававшая на защиту национальных и духовных ценностей народа.

Прежде чем на территории появились многочисленные монастыри и соборы, здесь возникла самая главная ее достопримечательность - пещеры Киево-Печерской лавры, созданные неутомимыми руками трудолюбивых монахов. Воспоминания о начале строительства можно обнаружить в первой русской летописи, называющей родоначальником затворничества в келиях-пещерах на Киево-русских землях Иллариона, будущего митрополита Киевской Руси. Илларионово дело продолжил старец Антоний, благочестивый и скромный человек, выкопавший несколько новых келий, положивших начало комплексу пещер, сегодня называемых Ближними. Те же пещеры Киево-Печерской лавры, сооруженные при Илларионе, называют Дальними.

Из года в год количество монахов увеличивалось, и вскоре комплекс, первоначально состоявший всего из 12 пещер, превратился в один из самых крупных монастырей в Европе.

После того как в пещерах был похоронен старец Антоний, здесь начали погребать и тела других монахов. Через два года после погребения их могилы открывались, и те останки, которые оставались нетленными, монахи оставляли в пещерах. После ряда церковных процедур они признавались святыми.

В 17 в. Петр Могила признал святыми 69 подвижников из пещер Киево-Печерской лавры, после чего монастырский комплекс превратился в настоящий русский Иерусалим: келии были отремонтированы, узкие коридоры расширены и укреплены, а в некоторых из них были открыты церкви, посвященные святым Киево-Печерской лавры. Примерно в это же время большое количество монахов перебралось в Верхнюю лавру и обустроило здесь наземные, более просторные и удобные кельи. Сегодня в них созданы выставочные залы заповедника, в которых отражена история Киево-Печерской лавры, а также различные церковные магазины.

Те же, кто хотел и далее подвизаться для Божьей славы, продолжают жить в пещерах до нашего времени, а некоторые из них, как и много веков назад, признаются святыми Киево-Печерской лавры, молящимися за мир и покой по всей Земле.

В 17 в. появился здесь и собственный богадельный дом, а также огромный гостиничный комплекс для паломников, приезжавших в святое место из разных уголков Руси. Сегодня гостиничными номерами занята четвертая часть монастырской территории.

Вечно живое сердце лавры

Считается, что никто иной, как милостивая Богородица была заказчицей возведения главного лаврского собора - Успенского. Она прислала в Киев мастеров из далекой Византии, а также чудотворную икону. Прибывшие из-за моря монахи создали уникальные фрески и мозаики, а Алипий, учившийся у лучших греческих живописцев - великолепные иконы. Строительство Успенского собора Киево-Печерской лавры было завершено в 1089 г. к празднику Успения Богородицы. Киевляне массового ходили смотреть на это уникальное строение, увенчанное огромным куполом, диаметр которого составлял 8,6 м (он был на целый метр больше, чем центральный купол Киевской Софии).

Во время строительства храма, по преданиям, произошло несколько удивительных событий. Так, первый значимый вклад в строительство собора сделал варяг Шимон. Будучи язычником, он во сне услышал приказ от Святого Духа отвезти в Киев реликвии, принадлежащие его семье - венец и пояс из золота и отдать их для строительства церкви, посвященной Богородице. По дороге на Русь Шимону явилось еще одно видение - образ будущей церкви. Тогда варяг, приняв православие и став Симоном, и взял участие в строительстве храма, а также склонил к принятию христианства весь свой дом - три тысячи человек. Похоронен этот полулегендарный герой на территории лавры, а его пояс стал настоящей легендой и одним из первых эталонов для измерения длины на Руси.

Успенский собор Киево-Печерской лавры, один из первых в будущей лавре, был настоящим шедевром архитектуры, а потому многие древнерусские церкви строились по его подобию. Однако, уникальная красота строения и его огромное духовное значение для русских земель не стали защитой от разграбления. Многие духовные ценности собора были уничтожены не только татаро-монголами и половцами, но и самими князьями, непрестанно воевавшими между собой.

Вот почему в Средние века и в Новое время Успенский собор Киево-Печерской лавры несколько раз реконструировался. После монгольского нашествия восстановлением храма занимался литовский князь из рода Олельковичей, укрепивший стены собора контрфорсами, а силами князей Корецких была возведена часовня, на месте которой сегодня построен придел св. Стефана. Считается, что в работах по реконструкции принимал участие строитель из Москвы Василий Ермолин, вписанный в Поминальную книгу собора.

Значительную роль в восстановлении храма сыграл князь-меценат Константин Острожский, при котором был сооружен соборный иконостас и придельный храм св. Иоанна Богослова, где тело князя нашло свой покой. Восстановлением и развитием храма занимался и его сын, установивший на могиле отца скульптурный монумент. Стоит упомянуть и гетмана Ивана Мазепу, а также графа Шереметьева, которые перечисляли огромные суммы на развитие и восстановление собора.

В последний раз Успенский собор Киево-Печерской лавры ремонтировался в конце 19 в., когда была полностью заменена лепка на фасадах, а храм по-новому расписан коллективом художников, которыми руководил мастер В. Верещагин. Следует отметить, что в процессе после реконструкции была безжалостно уничтожена мастерски выполненная в 18 в. роспись стен, включавшая уникальные портреты покровителей храма - царей, гетманов, князей, а также местных архимандритов.

С наступлением 1917 г. не пощадившая Киево-Печерскую лавру история полностью изменила облик собора. В его жизни наступили по-настоящему смутные времена. Большая часть драгоценностей была вывезена для продажи и оказания помощи голодающим Поволжья, а в 1929 г. по приказу советской власти обитель была закрыта и Успенский собор Киево-Печерской лавры начал медленно разрушаться. Ее ждала мрачная перспектива: превращение в музей атеизма.

День, когда взорвали Небо

Если мрачные столетия нанесли собору лишь незначительные разрушения, конец 1941 г. стал для него по-настоящему роковым. До сегодняшнего дня точно не известно, кто осмелился поднять руку на святыню. В советское время ученые единогласно твердили - взрыв собора был делом рук фашистских оккупантов. Действительно, немцы проявляли самый живой интерес к сохранившимся в святыне ценностям, из прилегающих к храму домов были полностью выселены люди, а поздней ночью 3 ноября, когда в городе уже вовсю действовала немецкая администрация, прогремел роковой взрыв, полностью разрушивший храм. После взрыва произошло настоящее чудо - практически нетронутым остался златоглавый придел Иоанна Богослова.

Однако, существует немало ученых, которые заявляют о том, что немцы ко взрыву храма не имеют никакого отношения, объясняя это тем, что такой варварский акт мог спровоцировать по-настоящему серьезное народное восстание. Согласно второй версии взрыв был устроен большевиками-подпольщиками, которые заложили бомбы под все главные строения Киева перед отступлением из города советских войск. Действительно, первые взрывы в украинской столице прогремели уже через четыре дня после начала оккупации, а немцы постоянно обыскивали центр, извлекая из подвалов неисчислимые килограммы взрывчатки.

Впрочем, как первая, так и вторая версия не имеют достаточного документального подтверждения, поиски историков в этом направлении продолжаются до сегодняшнего дня, но, как и прежде история Киево-Печерской лавры хранит в себе немало загадок.

Смерть? Нет, жизнь!

Уже после завершения Второй мировой был поставлен вопрос о необходимости разбора руин собора. Работы завершились только в 1971 г., после чего остатки фундамента были законсервированы.

Реставрационные мероприятия, начавшиеся в 1980-е годы, проходили в необычайно сложных условиях. Сделанных до взрыва изображений и фотографий собора сохранилось очень мало, а обмерные чертежи отсутствовали вовсе. Казалось, восстановить великую реликвию невозможно.

Затем ученые из Киевского университета приняли решение разработать архитектурные чертежи самостоятельно. Для этого были использованы все существующие фотоснимки, тщательно обработанные на самом современном оборудовании. В резинате были прорисованы планы фасада, с помощью которых в 1984 г. удалось восстановить Великую церковь Печерскую. Сам храм планировалось отстроить к 1000-летию принятия христианства на Руси, но общественные, а затем и политические проблемы привели к тому, что работы по восстановлению были полностью заморожены.

Лишь состоявшееся в 1988 г. заседание Президиума АН УССР, на котором присутствовали не только выдающиеся ученые, но и представители политической и культурной элиты, выбрали район для строительства, а также окончательно одобрили решение о начале работ, а к началу ХХI века Киево-Печерской лавры история была открыта на новой странице - Успенский собор был полностью восстановлен.

В последнее время на территории храма проходят серьезные работы по восстановлению центрального алтаря и настенной живописи, причем мастера стараются работать в уникальной технике росписи масляными красками, использовавшейся художниками на Руси. Практически полностью завершена отделка центральной части строения панелями из мрамора, а в апреле 2015 г. в жизни Успенского собора произошло значимое событие - был освящен престол Южного предела.

Теперь в святыне проводится не только Божественная литургия. Принять участие в литургии могут киевляне и гости украинской столицы, но и обряды Венчания и Крещения, во время которых сами святые молятся за юные жизни и молодые семьи.

Лаврские храмы

Как это ни удивительно, первоначальная застройка на крутых киевских холмах сохранилась до сегодняшнего дня. Глубокий овраг, как и прежде, разделяет Верхнюю лавру, в которой при Я. Мудром перебралась большая часть монахов и Нижнюю, где находится гостиница для паломников, а также пещеры с монашескими кельями. В комплекс также входит ряд построек административного и хозяйственного назначения и некоторые жилые помещения.

Все строения, расположенные на территории Верхнего монастыря, уже в первые годы советской власти, были превращены в Государственный историко-культурный заповедник. В эту часть можно попасть через несколько ворот - Святые, или Западные, в которых устроена Надвратная Троицкая церковь, Экономические или Северные, где находится Церковь всех Святых, а также Пещерные (Южные) и Восточные. Парадным входом считаются Святые врата с церковью, построенной внуком Я. Мудрого.

В монастыре долгое время действовала больница, в которой врачевали грамотные монахи. В ней до сих пор действует церковь, посвященная святителю Николаю, который подвизался здесь, ухаживая за заболевшими или постаревшими братьями.

Существует в лавре и храм, посвященный ее основателям - Феодосию и Антони Печерским, в котором обустроена палата для трапез и имеется переход, позволяющий попасть в двухэтажную братскую трапезную.

Поскольку во времена Киевской Руси и казачества украинские земли имели собственного митрополита, в лаврский комплекс входят также покои, где сегодня функционирует Музей украинского декоративного искусства.

Звон, который слышен на километры

Великая колокольня, которая строилась с 1731 до 1745 года - самое великолепное и высокое лаврское строение. Больше, чем 100 лет подряд она также считалась самым высоким зданием в украинских землях.

Архитектор Шедель планировал потратить на строительство три года, но оно потребовало целых 14. В строительстве было использовано более 5 миллионов кирпичей, а необходимая керамика была изготовлена на кирпичных заводах, находящихся в собственности лавры.

В 1903 году на колокольне были установлены куранты работы московских мастеров, висящие до сегодняшнего дня и звонящие каждую четверть часа.

После взрыва Успенского собора колокольня была повреждена, но в 1961 г. по приказу советской власти ее полностью восстановили. С 2015 г. колокольня была открыта для посещения туристами. Они могут подниматься на третий этаж этого уникально строения, с которого открывается захватывающая панорама центральной части Киева.

Недалеко от колокольни расположена канцелярия Киевского митрополита.

Киево-Печерская лавра - это великий православный комплекс, включающий большое количество храмов, каждый из которых имеет уникальную историю и прекрасную архитектуру. Столетия, пролетевшие над этим монастырем, не разрушили его уникального обаяния, здесь по-прежнему летят к небу одухотворенные молитвы, а связь с благочестивыми предками, заставляющая сердце биться часто, стремиться к свету и истине, чувствуется особенно остро.

Не упустите момента посетить святейшее место Киева с компанией сайт и вы не сможете устоять перед изяществом лавры! Туристическая компания Резорт не только сделает ваше пребывание в Киеве комфортным, но и расскажет о множестве других достопримечательностей, которые стоит посетить.

Центральный храм Киево-Печерской Лавры - это Успенский собор. Фото Ярослава Синченко.

Facebook

Twitter

УСПЕНСКИЙ СОБОР

Этот собор в 18 веке называли Небеси Подобной церковью. Это был один из самых красивых монастырских храмов, а строился он изначально в 11 веке, и до середины 12 века считался образцом культовых сооружений монастырского типа. Конечно, выглядел он тогда совсем не так, как сегодня. Это было прямоугольное одноэтажное трехнефное здание с одним куполом. Внешне сооружение казалось розоватым из-за материала, из которого было построено. В церкви были богатейшие интерьеры с фресками, мозаикой и предалтарными мраморными колоннами. Разрушался он в течение веков, как и весь архитектурный ансамбль Лавры. Поэтому каждый раз, когда его перестраивали, вокруг изначальной церкви делали небольшие постройки на некотором расстоянии от нее. И уже после пожара 18 века, когда сюда приехал московский архитектор Васильев, он все построечки объединил под одной крышей. Поэтому размеры собора увеличились практически в два раза. Изменил храм полностью и свой внешний облик. Он стал уже квадратным, двухэтажным, его венчают семь грушевидных позолоченных куполов, на всех фасадах – фронтоны, заполненные лепкой и настенной живописью. На западном фасаде на этих фронтонах изображены Антоний и Феодосий Печерский и те чудеса, которые они совершали, и то, что они сделали для Лавры в свое время.

Сейчас Успенский собор выглядит так Фото: Ярослав Синченко

В соборе стояло семь красиво расписанных в стиле украинского барокко иконостасов. В Успенском соборе также до 300 захоронений известных исторических и церковных, политических деятелей. Там захоронен основатель Киево-Могилянской академии Петр Могила, сюда были перенесены мощи Феодосия Печерского из дальних пещер, но, к сожалению, они не сохранились после разрушения собора в 1240 году.

Через два часа после того, как был сделан этот снимок, Успенский собор взорвали Фото: Ярослав Синченко

Успенский собор всегда был центром всей архитектурной композиции лавры, люди всегда восхищались его красотой. Но, к сожалению, 3 ноября 1941 года, В день, когда Лавру посещал президент Словакии Йозеф Тисо и сопровождавшие его германские генералы, храм был взорван. Взрыв прогремел только через два часа после того, как президент со спутниками покинули Лавру. Сегодня невозможно ответить на вопрос, кто именно взорвал собор и уничтожил этот замечательный архитектурный памятник.

До 1998 года на центральной площади Лавры была только одна часть Успенского собора, фундаменты 18 века и 12 века и несколько стен. Больше не было ничего. Фото: Ярослав Синченко

Благодаря тому, что в архивах сохранились все необходимые материалы, а город Киев смог собрать средства для постройки нового храма, в ноябре 1998 года началась его реконструкция. Закончилась она уже в августе 2000 года. И 28 августа была проведена первая праздничная литургия в честь праздника Успения Пресвятой Богородицы. Так что сегодняшний Успенский собор это точная копия его предшественника. Это доказывают фотографии прошлого века.

В восточной части Успенского собора находится алтарь, прикрытый совершенно чудесным иконостасом. Его вырезали наши полтавские мастера также в стиле украинского барокко. И здесь храмовая икона – Успение Пресвятой Богородицы. Также по традиции справа и слева находятся иконы Богородицы и Иисуса Христа. А дальше они меняются согласно каждому ряду (именной, апостольный). В промежутках находятся праздничные иконы (они меньше размером). Всего 69 икон, которые писались львовскими художниками (среди них и сын Нины Матвиенко). Длина иконостаса – 25 метров, а высота – 22,5 метра. Пять с половиной килограммов сусального золота ушло на то, чтобы украсить иконы. Средства на воссоздания частично выделила Германия – 220 тысяч дойчмарок. Фото: Ярослав Синченко

Конечно же, в соборе есть не один иконостас. Однако, остальные меньше размером. В соседнем наблюдаем интересную вещь - две центральные иконы отделены друг от друга дьяконской дверью. Поэтому изображение праведного Авеля – это не храмовая икона. Она следующая – это святой Стефан. В некоторых церквях иконы находятся рядышком, а в некоторых отделяются. Это зависит от размеров иконостаса.

Еще один, меньший иконостас Успенского собора. Фото: Ярослав Синченко

Успенский собор уже почти отреставрирован – большая часть работ проведена. Кстати, в центральном пределе церкви находится захоронение Петра Могилы, но сейчас оно закрыто.

ГЛАВНАЯ ЛАВРСКАЯ КОЛОКОЛЬНЯ

На Соборной площади архитектор Шедель в первой половине 18 века сделал две очень интересные постройки. Так, за сквериком находится резиденция митрополитов и в начале 20 века к ней пристроили Благовещенскую церковь (также ее называли Митрополичьей). Здесь жили митрополиты до января 1918 года. Когда большевики вошли в Киев, последний из них Владимир Богоявленский был арестован и расстрелян. В 1923 в помещении был открыт Музей культуры и быта. А уже в 1973 году был открыт музей украинского декоративно-прикладного искусства, который работает до сих пор. Там представлены богатейшие коллекции всех видов прикладного искусства.

Рядом с покоями митрополитов мы видим двухэтажный корпус – это бывшая трапезная, которая была построена в конце 19 века известным киевским архитектором Владимиром Николаевым в стиле эклиптика. На первом этаже была трапезная, куда собирались монахи (трапеза длилась около двух часов), а на втором этаже находились келейные помещения и кухня. Ряжом с трапезной палатой обязательно находилась церковь, потому что до и после трапезы нужно совершать благодарственную молитву. Сегодня трапезная церковь у нас не просто музейный объект, это и действующая церковь, где проводятся важные монастырские обряды.

Самой лучшей своей работой архитектор Шедель считал главную Лаврскую колокольню. Об этой колокольне в 18 веке он сказал: "Сея звонница в Киево-Печерской Лавре трудом моим сделанная, каким образом по всей России и в Европе другой не обыщется, и навеки оная звонница стоять будет".

Интересно, что слова архитектора оказались пророческими. Потому что колокольня действительно никогда не разрушалась. Она строилась с 1731 по 1745 годы. Пять миллионов штук кирпича ушло на ее строительство. Ее высота – 96 метров 52 сантиметра. Глубина гранитного фундамента разная со всех сторон, но приблизительно - семь метров. Толщина стены – восемь метров, и диаметр – 29 метров. Здесь четыре яруса, каждый из которых оформлен по-своему. Наверху огромный купол площадью в 510 квадратных метров, и на нем три килограмма сусального золота. Крест, завершающий постройку, в высоту - четыре с половиной метра. Еще одна интересная особенность – на четвертом ярусе в колокольне стоят восемь групп полуколонн Кориинского ордена, и над каждой группой находится герб Российской империи – коронованные двуглавые керамические позолоченные орлы. Из-за высоты колокольни они кажутся небольшими, но в действительности размах крыльев каждого из них – около двух метров. Там же находятся часы-куранты, которые были установлены в четвертом ярусе колокольни в декабре 1903 года. Куранты, привезенные из Москвы, весят 4,5 тонны. Слышим мы их каждые 15 минут и каждый час. Сам механизм часов невиден – он закрыт в металлическом каркасе. Колокола, которые звонят на службу и после службы, находятся ярусом ниже. А публичная библиотека была расположена во втором ярусе. А внизу был архив монастыря.

Сейчас колокольня находится на реставрации. Фото: Ярослав Синченко

Колокольню обычно реставрирую каждый 20-25 лет, на ней даже имеются таблички с указанными датами реставрации. Поскольку это была одна из самых высоких построек города Киева в свое время, (помните, как Голохвастов говорил: "Когда ты поднимаешься на Лаврскую колокольню, то оттуда люди кажутся такими маленькими, как мыши, то бишь крысы"), то становится понятна фраза киевлян о том, что кто не поднимался на Лаврскую колокольню, тот Киева не видел. Оттуда действительно можно было увидеть весь город и левый берег, который до середины 20 годов считался Черниговской губернией, где находились рабочие поселки.

Из колокольни (которая, правда, сейчас реставрируется и не принимает посетителей), можно увидеть не только весь Киев, но и всю Лавру:

Можно увидеть, к примеру, видовую насыпную площадку, которая появилась только в 18 веке, когда Петр 1 приказал строить здесь крепость, имея намерение защищать Киев от шведов. И насыпная площадка служила в качестве наблюдательного пункта.

Зеленое здание со шпилем около позолоченных куполов (около берега Днепра) – это церковь Спаса на Берестове. Она строилась в 12 веке, потом в начале 18 века видоизменилась – стала крестообразная. А в 19 веке архитектор Миленский достроил к ней колокольню в стиле классицизм. Только на примере этой церкви мы можем представить себе, как менялись архитектурные стили.

Отсюда хорошо видна Соборная площади и Успенский собор, также трапезная и Трапезная церковь. Рядом с трапезной - бывшая иконописная школа (зеленая крыша). За Успенским собором видим здание с керамическими розетками – это бывшая типография. Сейчас там музей книг и книгопечатания Украины. Второе здание левее за каштанами, там где фонтан – это бывшая пекарня, называемая ковнеровским корпусом в честь каменных дел мастера Степана Ковнера. Это бывший крепостной монастыря, в последствии получивший вольную. С колокольни также хорошо видна крепостная стена, в которую встроены две церкви.

Перед нами внизу покои митрополита (в доме на пригорочке с зеленой крышей, на которой видна антенна) и церковь Благовещенская, и нижняя территория, окруженная крепостной стеной. Она такая же большая, как и верхняя. Там есть и хозяйственные помещения, и гостиницы, и кафе, и келии, и мастерские. Там и фруктовые сады, и резиденция митрополита, и академия. То есть, это территория уже действующего монастыря. А вот пещеры находятся уже ближе к воде.

Пещеры сегодня – это место паломничества. Сюда приходят молиться, в основном. Пещеры вообще однотипные – только глубина разная. Объясняется это тем, что одни пещеры в холме, другие – в овраге. Общая их протяженность около одного километра, но между собой под землей они не соединяются. Метр – полтора метра ширина коридоров пещер. Максимальная высота – два с половиной метра. В 18 веке пещеры укрепили, защитили от обвалов и расписали. На полах лежат такие же чугунные плиты, как в Троицкой церкви, только другой формы. В подземных церквях стоят иконостасы, сделанные из позолоченной меди братьями Брызгуновыми в 18 веке. Святые мощи лежат в гробницах. Над каждой гробницей висит икона святого и табличка с его именем. По традиции, останки нужно закрывать. Поэтому все закрыто, только там, где лежат нетленные мумифицированные останки, открытые руки. В пещеры сегодня нужно ходить со свечкой, чтобы увидеть, что там есть.

Эта церковь – одна из самых поздних построек на территории Лавры, она датируется 19 веком. Архитектура здесь совершенно другая - это псевдо-византийский стиль. Эту церковь сравнивают с Софийским собором в Византии, в Константинополе.

Возле входа в трапезную видим две оградки. Там, где стоит крест – это захоронение Петра Столыпина, а рядом находится захоронения Искры и Кочубея, о которых Пушкин пишет в своей поэме о Полтавке.

В самой церкви отмечаем небольшой притвор и отсутствие нефов. Это большое помещение – восьмигранник. В сравнении с Троицкой церковью здесь намного меньше композиций и более темная цветовая гамма. Иконостас в храме очень красивый – резьба в мраморе, это очень сложная техника. А храмовая икона – Антоний Феодосий Печерский.

Огромное чугунное паникадило, украшающее свод церкви, было подарено монастырю Николаем Вторым, последним российским царем, в конце 19 века. Весит оно одну тонну и 200 килограмм. Фото: Ярослав Синченко

Кстати, в церкви есть подпольное отопление и старинные колориферы. Почему отопление? Потому что рядом трапезная, куда монахи и зимой, и летом приходили каждый день и проводили здесь по несколько часов.

Наверху, на втором этаже, были келейные помещения, а кухня – рядышком. Полы здесь не сохранилось, помещение оформлено в стиле российского модерна. В последний раз здесь реставрировали все в 70 годах, в преддверии Олимпийских игр. Тогда в трапезной был выставочный зал, а в церкви проходили концерты камерной музыки – там очень хорошая акустика. А сегодня здесь проходят богослужения – это музейная и действующая церковь.

Когда в церкви идет служба, певчие стоят возле киото. Обычно, если храм большой, то хор стоит напротив алтаря (там обычно есть балконы), а если простая служба, то певчие находятся в неприметных специально отведенных местах.

А в этом помещении монах кушали Фото: Ярослав Синченко

Для того, чтобы посмотреть всю Лавру, нужно очень много времени. Ведь о каждом здании можно говорить очень долго – Лавра многое видела и многое пережила. Но в любые времена она поддерживала и помогала людям. Поэтому неудивительно, что паломники сюда идут из разных мест и из разных стран.

НА ЗАМЕТКУ

Национальный Киево-Печерский историко-культурный заповедник открыт с 09:30 до 18:00. Заповедник работает без выходных, в летний период - до 20:00. Вход на территорию платный (25 гривен). Смотровые и тематические экскурсии по Заповеднику продолжаются от 1 до 3 часов.

Напомним, что посетить виртуальную обзорную интернет-экскурсию по Национальному заповеднику Киево-Печерская Лавра вы сможете, заглянув в наш материал .

Комеч А.И. Древнерусское зодчество конца X - начала XII в. Византийское наследие и становление самостоятельной традиции

Успенский собор Печерской лавры (1073 — 1077 гг.) явился самым грандиозным памятником архитектуры второй половины XI в. Диаметр его купола почти на метр превысил размер главы Киевской Софии. Отсюда общий характер форм - мощных, структурных, глубоко и сильно расчлененных. Хотя собор был разрушен в 1941 г., все же, благодаря кропотливым исследованиям Н. В. Холостенко, мы теперь знаем, что на его фасадах сложилась ставшая канонической система декорации из рядов нищ и окон, согласующаяся с основной конструктивной системой здания (Раппопорт П. А. Указ. соч., с. 23 — 25, № 33; Асеев Ю. С. Указ. соч., с. 78 — 92; Мовчан И. И. Указ. соч., с. 193-202 .).

Первый ярус связей (выше фундамента) определяет высоту порталов и ниш по низу стен. Второй ярус связей заложен в пятах малых арок под хорами, его пересекают окна, поднимающиеся до пят сводов, несомых этими арками. Если в Михайловском соборе своды были коробовыми, их шелыги шли перпендикулярно боковым стенам и поэтому окна на последних поднимались почти до уровня пола хор, то здесь применение глухих куполов под хорами сделало неизбежным более низкое положение окон (как на западном фасаде Михайловского собора). Уровню хор на стенах храма соответствовал, вероятно, пояс меандра, как это предположил Ю. С. Асеев (Раппопорт П. А. Указ. соч., с. 24, рис. 4. ). Пояс меандра проходил и по верху апсид. Третий ярус связей проходил в уровне пола хор, четвертый — в пятах малых арок под сводами храма. Четвертый ярус, как и второй, пересекают окна.


На реконструкции Н. В. Холостенко от уровня четвертых связей начинаются двойные обломы закомар, совпадающие в малых пряслах с пятами их полукружий. Вряд ли это правильно. Так не было в Михайловском соборе, где обломы опускались ниже пят, да и в средних пряслах Успенского собора обломы опускаются ниже. Следует подчеркнуть, что в обоих соборах уровень начала двойных членений закомар один и тот же.

С точки зрения Н. В. Холостенко, причиной новых соотношений форм является пониженность всех угловых частей здания, при которой малые закомары поднимаются только до уровня пят центральных. Этого не было на Михайловском соборе и, как нам кажется, не было на западной части Успенского собора. Подобное соотношение наблюдениями Н. В. Холостенко доказательно фиксируется лишь для восточной части здания (Холостенко М. В. Успенський собор Печерського монастиря.- Стародавшй Кiев. Киев, 1975, с, 152, рис. 40. ). Напомним, что понижение восточных углов характерно для памятников Константинополя и предшествующих русских памятников. Но в этих же постройках западная часть повышена, имеет закомары на одном уровне с центральной (Эски Имарет Джами, церкви монастыря Пантократора, церковь Богоматери в Салониках, София Киевская и Новгородская, Михайловский собор). Уже это могло бы свидетельствовать о повышенности западной части Успенского собора и расположении в ней закомар на одном уровне.

Для подобного предположения существуют и прямые доказательства. Н. В. Холостенко при разборке руин Успенского собора обнаружил фрагменты тройной композиции из окна и двух примыкающих ниш с полуарочным завершением; он разместил эту группу в поле центральной закомары, ибо в его реконструкции для нее больше нет места. Подобная тройная композиция известна в памятниках Константинополя (Фетие Джами, нартекс монастыря Пантократора, Гюль Джами). При размещении в центральной закомаре расположение отдельных элементов групп должно было бы соответствовать трем ниже расположенным окнам. На реконструкции же все элементы сжаты в узкую группу.

Если учесть, что точная ширина окна не документирована (она приравнена Н. В. Холостенко большим окнам) и, судя по ширине ниш, должна быть уменьшена, то вся композиция могла бы прекрасно разместиться в поле одной из западных закомар, чья полуокружность следовала бы ее очертаниям.

Есть свидетельства, что указанная группа и находилась в малой закомаре. П. А. Лашкаревым было описано тройное окно «в верхней части той стены Великой Лаврской церкви, которая обращена к церкви Предтеченской и где в настоящее время расположена лестница, ведущая с хор под кровлю» (Лашкарев П. А. Киевская архитектура Х-ХI веков. Киев, 1975, с. 33. :272. ). Из этих слов можно сделать вывод о том, что окно было расположено в завершении малых прясел, ибо именно они находились около Предъеченской церкви. Дальше это окно сравнивается с тройным окном Михайловского собора Михайловского Златоверхого монастыря, откуда мы можем восстановить всю форму.

И, наконец, главное. Еще в XIX в. поля центральных прясел боковых фасадов выше уровня хор были разобраны, огромные открытые арки соединили собор с пространством второго этажа более поздних обходящих галерей. Поэтому обнаруженная трехчастная группа может происходить только из малых закомар. В реконструкции Н. В. Холостенко места для нее нет. Единственное приемлемое решение - повысить западные малые прясла, поместить их закомары вровень с центральной. Собор получается асимметричным, но понижение восточной части не только является в это время традиционным, но и установившимся местным приемом. Хотя до 1941 г. собор существовал в разновременных обстройках, в его общей композиции, особенно при взгляде с севера, просматривалась указанная асимметрия.

Как отмечалось в первой главе, в византийских храмах на четырех колоннах опоры - сами колонны - не достигают уровня основных сводов, между ними расположена зона малых арок от колонн к стенам здания, которые и служат опорой сводам. Поэтому, хотя опора подчеркнуто выделена, ощутима, ее истинный масштаб уменьшен, а своды и арки сливаются в общую увеличенную систему завершений. В киевских постройках крестообразные столбы образуются мощными лопатками, всегда переходящими в движение разнонаправленных арок, которые могут иметь различную ширину и располагаться в разных уровнях. В пятах центральных арок и сводов Успенского собора отсутствуют какие-либо горизонтальные членения. Как обычно, шиферные плиты отмечают либо уровень хор, либо они положены в пятах малых арок. Но именно от шиферных плит глаз зрителя начинает отсчет высоты зоны арок и сводов, эта увеличенность верха ощутима во всех русских соборах XI в.

Н. В. Холостенко успел опубликовать лишь схематические реконструктивные разрезы Успенского собора (Холостенко М. В. Hoвi дослiдження Iоанно-Предтеченськоi церкви та реконструкцiя Успенського собору Киево-Печерськоi Лаври. — Археолопчт дослщження стародавнього Киева. Kиiв, 1976, с. 141, рис. 11 .). На одной из них есть намек на форму, которая, с нашей точки зрения, должна была существовать в соборе XI в. Во втором ярусе западного рукава надо предположить существование аркады, судя по размерам храма - тройной (на разрезе Н. В. Холостенко показана люнета с проемом, но нет изображений опор аркады). Традиция устройства аркад продолжается до середины XII в. - Борисоглебский и Успенский соборы в Чернигове, Кирилловская церковь в Киеве.

Из-за размеров Успенского собора в нем изменилось разделение межалтарных стен. Со времен Софии Киевской в них устраивались друг над другом два проема: один - в уровне нижних арок и порталов, другой - в уровне арок над хорами. В этом проявляется отголосок древнего устройства хор и в боковых апсидах (св. Ирина, Дере-Агзы). В Успенском соборе два проема размещены до уровня хор и в уровне хор появляется третий, из-за подобной многосоставности масштаб здания становится еще ощутимее.

В целом интерьер храма отличался особенной пространственностью. Отсутствие сложности, характерной для пятинефных соборов, привело к цельности и ясности грандиозной структуры. Концепция осеняющего и охватывающего крестово-купольного завершения оказалась здесь выявленной с еще не существовавшей на Руси отчетливостью. В этом, как и в развитии строительной техники, сказываются продолжающиеся и укрепляющиеся связи Киева и Константинополя, о чем справедливо пишет Ю. С. Асеев (Асеев Ю. С. Указ. соч., с. 76, см. также: Раппопорт П. А. О роли византийского влияния в развитии древнерусской архитектуры.- ВВ, 1984, 45, с. 186 — 188. ). Уцелевшие фрагменты собора и сейчас своим величием вызывают ассоциации с монументальными сооружениями той традиции, которая берет свое начало в архитектуре античного Рима. Еще раз подчеркнем, что среди памятников византийского художественного круга XI в. русские соборы занимают не периферийное, подражательное место, а представляют собой явление, поразительное по масштабу, по быстроте формирования творческой самостоятельности основных композиционных решений и по художественному качеству своих созданий.

Комеч А.И. Древнерусское зодчество конца X — начала XII в. Византийское наследие и становление самостоятельной традиции

Новый Успенский собор Печерской лавры. Киев 1996 — 2000.

gastroguru © 2017