Типы связи в сложносочиненном предложении. Типы сложносочинённых предложений по характеру союза и значению

Сложносочине́нное предложе́ние – это грамматическое, смысловое и интонационное единство, состоящее из двух или более предикативных частей, соединенных между собой интонацией и сочинительной связью, которую образуют сочинительные союзы .

В отличие от подчинительной связи, сочинительная связь соединяет грамматически равноправные предложения, которые остаются относительно независимыми друг от друга, и не одно из них не может быть компонентом другого.

Сочинительные союзы выступают как основное средство связи предикативных частей сложносочиненного предложения и по значению делятся на несколько групп: соединительные союзы, противительные союзы, разделительные союзы, присоединительные союзы, пояснительные и градационные союзы.

Сложносочиненные предложения делятся на аналогичные группы в соответствии с тем, какой союз в них использован. Каждая группа предложений отличается значениями, которые может передавать.

Основные группы сложносочиненных предложений

1. Сложносочиненные предложения с соединительными отношениями (соединительными союзами).

К этой группе относятся союзы И (одиночный и повторяющийся), ДА (=и), НИ (повторяющийся), КАК…ТАК И.

Соединительные союзы указывают в предложении на то, что возможно каждое из описываемых событий.

Общее значение предложений с соединительными союзами – одновременность или последовательность (указание явлений, которые либо происходят одновременно, либо следуют одно за другим). Например:

Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит» (А. Пушкин) или Мы простились еще раз, и лошади поскакали (А.С. Пушкин).

Предложения, выражающие последовательность событий, могут передавать еще и причинно-следственные отношения , к примеру:

Антон ударил по лошадям, и они выехали со двора (А.С. Пушкин).

2. Сложносочиненные предложения с противительными отношениями (с использованием противительных союзов).

К союзам этой группы относятся союзы НО, ДА (=но), ЗАТО, ОДНАКО, ЖЕ, А, В ТО ВРЕМЯ КАК, ТОГДА КАК, МЕЖДУ ТЕМ КАК, ЕСЛИ…ТО. Противительные союзы связаны со значением сопоставления ситуаций или со значением несоответствия – противопоставления, когда одно событие противопоставляется другому. К примеру:

3. Сложносочиненны предложения с разделительными отношениями (с разделительными союзами).

К этой группе относятся союзы ИЛИ и ЛИБО (одиночные и повторяющиеся), ТО…ТО, НЕ ТО…НЕ ТО и ТО ЛИ…ТО ЛИ (повторяющиеся).

Основное значение этих предложений – взаимоисключение и чередование. Предложения с разделительными союзами указывают на то, что возможно лишь одно явление из названных, или на чередование событий. Например:

Паду ли я стрелой пронзенный, иль мимо пролетит она (А.С. Пушкин), Не то он завидовал Наталье, не то он сожалел о ней (И.С. Тургенев) или То в избытке счастья слезы в три ручья, то душа во власти сна и забытья (Б. Пастернак), Либо рыбку съесть, либо на мель сесть (пословица).

4. Сложносочиненные предложения с присоединительными отношениями (с присоединительными союзами). Союзы этой группы: ДА И, ПРИЧЕМ, ТАКЖЕ, ТОЖЕ, А ИМЕННО, ТО ЕСТЬ.

Первые два из приведенных в списке союзов указывают на добавочность информации, например.

В русском языке принято подразделять предложения на простые, в состав которых входит одна грамматическая основа, и сложные, включающие в себя несколько подлежащих и сказуемых, не являющихся однородными членами. В 9 классе программа подразумевает изучение различных типов сложных предложений. К ним относятся сложносочинённые предложения (примеры которых будут приведены далее), а также сложноподчинённые и бессоюзные. В начале курса подробно изучается, что такое ССП в русском языке (Сложносочинённое Предложение).

Классификация ССП

Как следует из названия термина, сложносочинённым предложением называется сложное предложение с сочинительной связью, которая может быть выражена при помощи сочинительных союзов или некоторых частиц. В отличие от фраз, где применяется подчинительная связь и одна часть предложения является зависимой (т. е. не может употребляться отдельно от главной), в ССП обе части равноправны. Ниже приведена таблица с примерами сложносочинённых и сложноподчинённых предложений из произведений.

Сочинительная связь в предложении может принимать следующие значения:

  1. Соединительные отношения используют в тех случаях, когда нужно показать последовательность двух действий или подчеркнуть их одновременность: Часы показали полночь, и в доме наконец наступила тишина. Связь оформляется при помощи союзов и , да , также , тоже и некоторых частиц: ни… ни .
  2. Отношения между частями предложения могут быть разделительными, когда необходимо указать на смену событий, их чередование или сопоставление: Не то померещилось ему, не то и в самом деле в небе промелькнуло что-то яркое. В этом случае используется союз или , а также различные повторяющиеся частицы: то ли… то ли , не то… не то и другие.
  3. Сопоставительные отношения используют, чтобы обратить внимание на тождественность двух частей ССП при помощи а именно или то есть : Я очень боюсь высоты, а именно пугают меня крыши многоэтажных строений и бесконечно длинные лестничные пролёты.
  4. К пояснительным отношениям относят различного рода конкретизацию, уточнения, выражаемые словами а , но , а значит , а также и т. д.: В загородном доме всё было прекрасно, но немного протекала крыша.
  5. Градационными называют такие отношения в ССП, которые предполагают дальнейшее развитие: Если не получится до конца недели закончить постройку, то по крайней мере вами уже будет сделана половина работы . Для связи используются союзы мало того что… ещё и , не только… но и , не сказать чтобы… но и другие.

Кроме того, сопоставительные отношения иногда подразделяют ещё на 3 небольших категории, куда входят собственно сопоставительные (сюда включают фразы с союзами а, да ), противительные (для выражения несоответствия при помощи а, но ) и уступительные (с использованием только ).

Виды сочинительных союзов

Для связи между грамматическими основами используются служебные части речи - союзы и в некоторых случаях частицы. Союзы в ССП принято разделять на три категории:

  • соединительные: и, да и, тоже ;
  • разделительные: либо, не то… не то, или ;
  • противительные: однако, зато, а, но .

Кроме того, сложносочинённые союзы отличаются по своему составу. Большинство из них состоит из одного или двух слов (да, также, но, или, зато ) и употребляется только в одной части ССП:

Не справились бы мы до заката, да товарищи пришли на помощь .

Однако также выделяют двойные союзы, которые используются в обеих частях фразы (не только… но и, либо… либо, или… или ):

Или завтра грянет гроза с проливным дождём, или будет весь день стоять жара.

Союзы в ССП обычно находятся в начале второй части предложения (или в начале обеих частей, если речь идёт о двойном союзе). Исключениями являются тоже, также и частица же , которые могут располагаться в середине фразы:

Январь выдался на редкость тёплым, февраль тоже не спешил обрадовать ребят снегом.

Местоположение союза во фразе и тип, к которому он относится, необходимо знать, чтобы верно расставить знаки препинания (при их необходимости).

Основные правила пунктуации

Как и во всех других типах сложного предложения, чаще всего в ССП необходимо отделять одну часть от другой при помощи запятой перед сочинительным союзом или частицей.

Мы могли бы приехать уже сегодня, но неожиданные обстоятельства помешали нашим планам.

Либо Павел не получил её сообщение, либо на линии опять возникли проблемы.

Однако важно помнить, что сочинительные союзы могут соединять не только части сложного предложения, но и однородные члены. В таких случаях необходимо выделить грамматические основы и понять, не являются ли подлежащие и сказуемые однородными, как в следующем простом предложении:

Пчёлы или осы летом часто залетают в квартиру и могут кого-нибудь ужалить.

Кроме того, пунктуация в ССП не ограничивается только запятыми. В некоторых фразах используются знаки препинания, скорее свойственные бессоюзной связи.

Точка с запятой и тире

В некоторых случаях вместо запятой следует использовать другие знаки препинания. Если предложение сильно распространено (в нём есть причастные или деепричастные обороты, вводные слова, большое количество однородных членов) и внутри уже есть запятые, следует отделять одну часть фразы от другой при помощи точки с запятой:

Ребята сходили на пруд, несмотря на начинающийся дождь, проведали соседку, прошли по заброшенной лесной тропе; но лишь к вечеру им разрешили зайти домой.

В ситуациях, когда одна часть ССП резко противопоставлена другой или когда вторая часть является следствием первой, между ними необходимо ставить тире:

Удар - и он упал.

Кроме того, пунктуационные ошибки во фразах с сочинительной связью возникают не только при определении верного знака препинания. Иногда встречаются сложные предложения, в которых отсутствуют и запятые, и тире.

Когда знаки препинания не ставятся

Следует помнить о некоторых случаях, когда запятая не требуется. Например, если два простых предложения в составе сложного соединены одиночными союзами и , да , или , либо и имеют какой-либо общий элемент, то знак препинания между ними не нужен. В качестве общего элемента могут выступать:

  1. Общий второстепенный член (обычно - дополнение или обстоятельство): У его родителей на ферме живут коровы и растут груши.
  2. Общая придаточная часть (в том случае, если в предложении наравне с сочинением используется подчинение): Пока брат гулял, мама сходила в магазин и сестра начала печь пирог.
  3. Общая часть предложения, связанная бессоюзной связью (только тогда, когда обе части ССП более подробно раскрывают содержание фразы): Девушку охватило отчаяние: ушёл последний трамвай и отъехал последний автобус.
  4. Общее вводное слово: Как известно, наша планета имеет форму шара и Луна вращается вокруг неё .

Помимо указанных случаев, запятая не ставится перед соединительными и разделительными союзами, если их объединяет интонация:

Сколько осталось времени до экзаменов и когда следует начинать к ним готовиться? - вопросительная интонация.

Пусть завершится старый год и начнётся новый! - побудительное предложение.

Как чарующе играет опытный музыкант и как удивительно тонко настроен его слух! - обе части объединены восклицанием.

Знак препинания не требуется и в назывных предложениях (не имеющих сказуемого), если союз не является двойным:

Удивительная красота и совершенно необъяснимое зрелище.

Однако это правило не относится к названиям книг, фильмов и т. д.:

Ирония судьбы, или С лёгким паром!

Запятая не нужна в неопределённо-личных предложениях, но лишь тогда, когда подразумевается один и тот же исполнитель действия:

Больным принесли обед и затем забрали грязную посуду.

Запомнить все перечисленные правила и частные случаи нелегко. Проще всего освоить полученную информацию, выполнив несколько заданий на закрепление навыка.

Примеры упражнений

Задание 1. Составить схемы для сложносочинённых предложений из художественной литературы (М. Е. Салтыков-Щедрин). Объяснить расстановку знаков препинания.

Долго они бродили по острову без всякого успеха, но, наконец, острый запах мякинного хлеба и кислой овчины навёл их на след.

Сначала нужно определить подлежащие и сказуемые: они бродили и запах навёл . Таким образом, в предложении 2 грамматических основы, и они соединяются между собой союзом но .

Для составления схемы ССП каждая часть обозначается квадратными скобками, между которыми указывается сочинительный союз: […], но […] .

Знаки препинания объясняются следующим образом: запятая перед союзом но разделяет 2 части ССП; наконец обособлено с обеих сторон, так как это вводное слово.

Смотрели генералы на эти мужицкие старания, и сердца у них весело играли.

Нужно выделить грамматические основы: смотрели генералы и сердца играли . Связь между частями предложения обеспечена при помощи соединительного союза и . Схема ССП имеет вид: […], и […] .

Единственная запятая разделяет две простые части сложного предложения.

Хотел было дать от них стречка, но они так и закоченели, вцепившись в него.

Первое предложение в составе сложного является неполным: в нём опущено подлежащее, сказуемое - хотел дать . Второе предложение - обычные, двусоставное; его грамматическая основа - они закоченели . Связь производится при помощи противительного союза но . Схема выглядит так: […], но […] .

Запятая перед союзом разделяет сложное предложение на две части; вторая запятая указывает на деепричастный оборот.

Набрал сейчас мужичина дикой конопли, размочил в воде, поколотил, помял - и к вечеру верёвка была готова.

В первой части наблюдаются однородные сказуемые - набрал, размочил, поколотил, помял, относящиеся к подлежащему мужичина. Вторая часть ничем не осложнена: верёвка была готова. Схема имеет вид: […] - и […].

Запятые ставятся, поскольку присутствует несколько однородных членов. Тире необходимо, так как вторая часть фразы является результатом первой.

Задание 2. Определить, какие из предложений являются сложносочинёнными.

(1) Шестиклассники дружной толпой вышли из здания школы и, поглядывая на беззаботное солнечное небо, зашагали к остановке. (2) Там уже стоял вместительный автобус, который должен был отвезти их в Выборг. (3) Ребята уже были полностью готовы к путешествию, но учительница ещё не приехала. (4) Либо задерживался её троллейбус, либо непослушная дочка не хотела отпускать её в другой город на целый день.

(5) Из автобуса вышел пожилой водитель и задумчиво поглядел на слегка растерянных школьников. (6) Не только ребята с нетерпением ждали экскурсии, но и он сам мечтал наконец вырваться из тесного душного города.

Чтобы найти ССП, необходимо определить, какие фразы содержат по 2 и более грамматические основы. Под это условие подходят 2, 3, 4 и 6 предложения. Фразы под номерами 1 и 5 - простые с однородными сказуемыми.

ССП и СПП (сложноподчинённые предложения) различаются методами связи: в ССП используются сочинительные союзы, в СПП - подчинительные союзы и союзные слова. Определим, при помощи каких средств осуществляется связь между простыми частями. За исключением 2 предложения, где было использовано союзное слово который, все остальные фразы связаны при помощи двойных (либо… либо, не только… но и ) и одинарных сочинительных союзов (но ). Следовательно, к ССП относятся 3, 4 и 6 фразы.

Задание 3. Выполнить синтаксический разбор:

Начались летние каникулы, и мы, конечно, уехали отдыхать загород.

Синтаксический разбор производится поэтапно. В некоторых случаях часть шагов опускается (например, определение типа союза), ниже приведён наиболее полный вариант разбора:

  • Охарактеризовать его по цели высказывания и эмоциональной окраске: повествовательное (не содержит побуждения к действию или вопроса) и невосклицательное.
  • Определить количество грамматических основ: начались каникулы и мы уехали отдыхать. Следовательно, предложение сложное.
  • Связь между основами обеспечена при помощи сочинительного соединительного союза и. Это значит, что предложение является сложносочинённым.
  • Выполнить отдельный разбор первого простого предложения. Так как оно имеет и подлежащее, и сказуемое, оно является двусоставным. Наличие второстепенного члена (определения летние ) говорит о распространённости. Предложение ничем не осложнено. Подлежащее выражено существительным, сказуемое - глаголом, определение - прилагательным.
  • Вторая часть также является двусоставной. Она распространена при помощи обстоятельства загород . В качестве осложнения выступает вводное слово конечно . Подлежащее выражено личным местоимением, составное сказуемое - двумя глаголами, один из которых находится в форме инфинитива, обстоятельство - именем существительным.
  • Схема имеет вид: […], и […].

Аналогичным образом выполняется синтаксический разбор любого другого предложения, в котором присутствует сочинительная связь.

По количеству грамматических основ предложения разделяются на простые и сложные . Сложные предложения состоят из объединенных интонационно, по смыслу и грамматически двух или нескольких частей (простых предложений):

Запели тёсаные дроги, бегут равнины и кусты.

По характеру средств связи частей сложные предложения подразделяются на союзные и бессоюзные. В союзных предложениях части связаны союзами или союзными словами, а в бессоюзных предложениях — интонацией. Союзные предложения делятся на сложносочиненные и сложноподчиненные.

В данной статье мы рассмотрим сложносочиненные предложения. Особое внимание мы уделим постановке знаков препинания в сложносочиненных предложениях, а также узнаем, как найти сложносочиненное предложение в тексте.

Сложносочиненные предложения

Сложносочиненные предложения (ССП) — это такие сложные предложения, части которых соединяются сочинительными союзами:

Я приказал ехать к коменданту, и через пару минут кибитка остановилась перед небольшим домиком, выстроенным на высоком холме, близ деревянной церкви.

Части сложносочиненного предложения независимы друг от друга: здесь нет главного и придаточного предложения и от одной части к другой нельзя задать вопрос.

Части ССП могут соединять следующие союзы (сочинительные союзы):

1) соединительные и, да (=и), ни…ни, также, тоже : Слабо гудела телеграфная проволока, и на ней кое-где отдыхали ястреба;

2) противительные а, но, да (=но), однако, зато, же, а то, не то : Игра и ужин уже кончились, но гости ещё не разошлись.

3) разделительные или, либо, ли…ли, то…то, не то… не то, то ли… то ли, или … или: То истиной дышит всё в ней, то всё в ней притворно и ложно;

4) присоединительные да, да и, а также и, да, а, но, же в присоединительном значении в сочетании с наречиями ещё, потому , предлогами причём, притом и частицами вот, даже : Дверь была закрыта, в доме никого не было, да и стоило ли ждать другого?

5) градационные: не только.. но и, не столько.. сколько, не то чтобы.. но, хотя и … но : Не то чтобы он не старался успеть, но просто ему было трудно уложиться в срок.

Следует отличать ССП от простого предложения, осложненного однородными членами: Занимайтесь спортом, и всегда будете здоровы — это ССП, так как два глагола, стоящие в разной форме (в разных наклонениях), не могут быть однородными членами; Телевизор отправили в мастерскую, и там его отремонтировали — ССП, т.к. подразумеваются разные деятели.

Знаки препинания в сложносочиненном предложении

, с. .

Между частями ССП ставится запятая: Встаньте на его место, и вам будет понятен мотив его поступков.

— с. .

Ставится тире вместо запятой при неожиданном присоединении, резком противопоставлении или подчёркивании причинно-следственных отношений между частями ССП: Один прыжок — и его легкий силуэт уже виднеется на крыше.

; с. .

Ставиться точка с запятой, если предложения значительно распространены и между ними нет тесной связи:

Татьяна, по совету няни

Сбираясь ночью ворожить,

Тихонько приказала в бане

На два прибора стол накрыть;

Но стало страшно вдруг Татьяне. (А.С.П.)

Запятая между ССП не ставится лишь в исключительных случаях, когда части соединены одиночным союзом И, ИЛИ, ЛИБО, ДА (=И) и части ССП:

[ общ. ] и .

[ общ. ] и .

имеют общий второстепенный член предложения (дополнение или обстоятельство): По учицам двигались тяжёлые грузовики и мчались легковые машины.

и , (общ.).

имеют общее придаточное предложение: Когда наступает весна, дни становятся длиннее и всё живое расцветает.

Общее [ +++, ] и .

имеют общее вводное слово или предложение: Возможно, бланки уже проверены и уже есть результаты.

[ Только ] и .

[ Лишь ] и .

имеют общую частицу ТОЛЬКО, ЛИШЬ и проч.: Только вьюга шумит и качаются березы.

[ Назывн. ] и [ назывн. ],

являются назывными предложениями: Золотые купола и колокольный звон.

и ?

являются вопросительными: Который теперь час и скоро ли мы приедем на место?

и !

являются восклицательными: Как чудесно он говорит и насколько искренни его слова!

[ Побуд. ] и [ побуд. ].

являются побудительными: Пусть будет мир и люди будут счастливы.

[ Безличн. ] и [ безличн. ].

являются безличными предложениями с одинаковой формой сказуемого или синонимами в составе сказуемого: Слякотно и сыро.

Как найти сложносочиненное предложение в тексте?

Найти сложносочиненное предложение мы можем по трем признакам:

1) Во-первых ищем сложное предложение (с двумя или более грамматическими основами);

2) Во-вторых, в конкретном сложном предложении определяем, каким союзом (сочинительным или подчинительным) связаны его части;

3) В-третьих, выясняем, можно ли задать вопрос от одной части к другой.

Например:

Командир батальона встал на солнце, и тысяча огней засияла на золотой резьбе его шашки.

1) В этом предложении 2 грамматические основы (командир батальона встал — тысяча огней засияла );

2) Части связаны сочинительным союзом И

3) Части предложения равноправны, нельзя задать вопрос.

Вывод: перед нами сложносочиненное предложение.

Тип ССП Союзы Примеры
1. Сложносочинённые предложения с соединительными союзами(соединительные отношения). И; да (в значении и );ни..., ни; да и; тоже; также; не только..., но и. Открыли дверь, и в кухню паром вкатилсявоздух со двора (Паустовский). Лицо её бледно, слегка раскрытые губы тожепобледнели (Тургенев). Не только не было никакой рыбки, но иудилище не имело даже лески (Садовский). Он шуток не любил, да и её при нём оставляли в покое (Тургенев).
2. Сложносочинённые предложения с противительными союзами(противительные отношения). А; но; да (=но ); однако (= но ); зато; но зато; а то; не то; а не то; частица же (= а ); частица только (= но ). Иван Петрович ушёл, а я остался (Лесков). Убеждения внушаются теорией, поведение жеформируется примером (Герцен). Я ничего не ел, но голода я не чувствовал (Тендряков). Утром прошёл дождь, зато сейчас над намиблистало чистое небо (Паустовский). Ты сегодня же должен поговорить с отцом, а то он будет беспокоиться о твоём отъезде (Писемский). Лодки сразу исчезают во тьме, только долгослышны всплески вёсел и голоса рыбаков (Дубов).
3. Сложносочинённые предложения с разделительными союзами(разделитель-ные отношения). Или; либо; не то..., не то; то..., то; то ли..., то ли. Либо рыбку съесть, либо на мель сесть(пословица). Не то он завидовал Наталье, не то он сожалело ней (Тургенев). То ли на него подействовала тишина иодиночество, то ли он просто вдруг взглянулдругими глазами на успевшую стать привычной обстановку (Симонов).

Обратите внимание!

1) Сочинительные союзы могут связывать не только части сложносочинённого предложения, но и однородные члены. Их разграничение особенно важно для расстановки знаков препинания. Поэтому при разборе обязательно выделите грамматические основы, чтобы определить тип предложения (простое с однородными членами или сложносочинённое предложение).

Ср.: От дымной проруби шёл человек и нёс большого осетра (Песков) – простое предложение с однородными сказуемыми; Денег дам на дорогу, и вертолёт вызвать можно (Песков) – сложносочинённое предложение.

2) Сочинительные союзы обычно занимают место в начале второй части (второго простого предложения).

Кое-где Дунай служит границей, но он служит и дорогой людям друг к другу (Песков).

Исключение составляют союзы тоже, также , частицы-союзы же, только . Они обязательно занимают или могут занимать место в середине второй части (второго простого предложения).

Мы с сестрой плакали, мать также плакала (Аксаков);



Товарищи относились к нему неприязненно, солдаты же любили воистину .

Поэтому при разборе такие сложносочинённые предложения часто путают с бессоюзными сложными предложениями.

2. Знаки препинания в сложносочинённых предложениях

1. Простые предложения, входящие в состав сложносочинённого предложения, ОТДЕЛЯЮТСЯ ДРУГ ОТ ДРУГА ЗАПЯТЫМИ :

Окна во всех корпусах были ярко освещены, и оттого на громадном дворе казалось оченьтемно (Чехов); На улице жара, а цыплятам холодно .

2. Запятая перед одиночными соединительными и разделительными союзами – и, да (в значении «и»), или, либо НЕ СТАВИТСЯ в следующих случаях:

а) общий второстепенный член :

Вскоре после восхода набежала туча и брызнул короткий дождь (Пушкин) (общий второстепенный член – обстоятельство времени вскоре после восхода , ср.: Вскоре после восхода набежала туча; Вскоре после восхода брызнул короткий дождь );

б) простые предложения в составе сложносочинённого предложения имеют общее придаточное предложение :

Уже совсем рассвело и народ стал подниматься, когда я вернулся в свою комнату (Л. Толстой) (придаточное времени когда я вернулся в свою комнату является общим для обеих частей сложносочинённого предложения, ср.: Уже совсем рассвело, когда я вернулся в свою комнату; Народ стал подниматься, когда я вернулся в свою комнату );

в) простые предложения сложносочинённого предложения вместе поясняют общее для них третье предложение, предшествующее им и связанное с ними бессоюзной связью :

Он чувствовал себя нехорошо: тело было слабо и в глазах ощущалась тупая боль (Куприн) (части сложносочинённого предложения: Тело было слабо; В глазах ощущалась тупая боль – поясняют смысл общего для них первого простого предложения, связанного с ними бессоюзно: Он чувствовал себя нехорошо );



г) простые предложения в составе сложносочинённого предложения имеют общее вводное слово, вводное словосочетание или предложение :

По словам охотников, зверь в этих лесах вывелся и птица исчезла (источник сообщения – по словам охотников – один и тот же для всего высказывания, ср.: По словам охотников, зверь в этих лесах вывелся; По словам охотников, птица исчезла );

д) в состав сложносочинённого предложения входят вопросительные, побудительные, восклицательные предложения :

Вы придёте ко мне или я должен зайти к вам?

Подпустить врага и огонь дать по команде!

Как он смешон и как глупы его выходки!

е) в состав сложносочинённого предложения входят односоставные неопределенно-личные предложения, если мыслится один и тот же производитель действия:

Подсудимых тоже куда-то выводили и только что ввели назад (Л. Толстой);

ж) в состав сложносочинённого предложения входят безличные предложения, имеющие синонимические слова в сказуемых:

Но при отсутствии синонимических слов запятая между двумя безличными предложениями перед союзом и ставится:

Между тем совсем рассвело, и надо было опять выходить в море (Катаев);

з) в состав сложносочинённого предложения входят назывные (номинативные) предложения:

Мороз и солнце... (Пушкин).

3. Вместо запятой простые предложения в составе сложносочинённого предложения могут разделяться точкой с запятой. ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ ставится в том случае, если части сложносочинённого предложения значительно распространены (часто это сложные предложения смешанного типа – с сочинением, подчинением и бессоюзной связью) и имеют внутри себя запятые. Чаще постановка точки с запятой наблюдается перед союзами но, однако, зато, да и , реже перед союзом а :

Шесть лет комиссия возилась около здания; но климат что ли мешал, или материал уже был такой, только никак не шло казённое здание выше фундамента (Гоголь).

Перед союзами и, да (в значении «и») точка с запятой ставится лишь в том случае, когда они соединяют два предложения, которые без них были бы разделены точкой:

Скоро весь сад, согретый солнцем, обласканный, ожил, и капли росы, как алмазы, засверкали на листьях; и старый, давно запущенный сад в это утро казался таким молодым, нарядным (Чехов).

4. Вместо запятой простые предложения в составе сложносочинённого предложения могут разделяться ТИРЕ :

если во второй части сложносочинённого предложении содержится неожиданное присоединение или резкое противопоставление:

Тут раздался лёгкий свист – и Дубровский умолк (Пушкин); Я спешу туда ж – а там уже весь город (Пушкин).

Часто в этих случаях или только первое предложение, или оба предложения являются назывными (номинативными):

Ещё напор – и враг бежит (Пушкин); Ещё год, два – и старость... (Эренбург).

3. Общая характеристика сложноподчиненных предложений

Сложноподчинённые предложения (СПП) – это предложения, в которых есть главное предложение и одно или несколько придаточных предложений. Придаточные предложения подчиняются главному и отвечают на вопросы членов предложения.

перед главным предложением :

С тех пор как Нонна отказала Андрею, старик был с Нонной официально сух (Панова).

(С тех пор как ), .

Придаточные могут стоять после главного предложения :

Она не сводила глаз с дороги, что ведёт через рощу (Гончаров).

, (что )

Придаточные предложения могут стоять в середине главного предложения :

И вечерком, когда все кошки серы, князь отправился подышать чистым воздухом (Лесков).

[ , (когда ), ]

Придаточные предложения могут относиться к одному слову в главном или ко всему главному предложению .

Средствами связи придаточного и главного предложений являются:

в придаточном предложении – подчинительные союзы (что, чтобы, ибо, пока, когда, как, если и др.) или союзные слова (который, какой, кто, что, как, где, куда, откуда, когда и др.); Союзы и союзные слова – главные средства связи в сложноподчинённом предложении, они стоят в начале придаточного предложения и служат показателем границы между главным и придаточным.Исключение составляет союз-частица ли , который находится в середине придаточного предложения. Обратите на это внимание!

· в главном предложении – указательные слова (тот, такой, там, туда, потому, оттого и т.д.). Указательные слова в главном предложении могут быть, а могут и не быть.

Разграничение союзов и союзных слов

1)Что, как, когда могут быть как союзами, так и союзными словами.

Союзы Союзные слова
1. Не являются членами предложения, например:Он сказал, что сестра не вернётся к ужину (что – союз, не является членом предложения). 1. Являются членами придаточного предложения, например: Она не сводила глаз с дороги, что ведёт через рощу (союзное слово что – подлежащее).
2. Часто (но не всегда!) союз можно изъять из придаточного предложения, ср.: Он сказал, чтосестра не вернётся к ужину. – Он сказал: сестра не вернётся к ужину. 2. Поскольку союзное слово – член придаточного предложения, его нельзя изъять без изменения смысла, например: Она не сводила глаз с дороги, чтоведёт через рощу ; невозможно: Она не сводила глаз с дороги, ведёт через рощу .
3. На союз не может падать логическое ударение. 3. На союзное слово может падать логическое ударение, например: Я знаю,что́ он будет делать завтра.
4. После союза нельзя поставить частицы же ,именно . 4. После союзного слова можно поставить частицы же , именно , ср.: Я знаю,что же он будет делать завтра; Я знаю, что именно он будет делать завтра.
5. Союз нельзя заменить указательным местоимением или местоимённым наречием. 5. Союзное слово можно заменить указательным местоимением или местоимённым наречием, ср.: Я знаю, что он будет делать завтра. – Я знаю:это он будет делать завтра; Я знаю, где он был вчера. – Я знаю: там он был вчера.

Чем является союзом в двух случаях:

а) в составе двойного союза чем... тем :

б) в придаточных таких сложноподчинённых предложений, которые имеют в главной части прилагательное, наречие в сравнительной степени или слова иной, другой, иначе .

Он оказался выносливее, чем мы думали; Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться (Крылов).

3) Где, куда, откуда, кто, почему, зачем, сколько, который, какой, чей – союзные слова и не могут быть союзами.

Я знаю, где он прячется; Я знаю, куда он поедет; Я знаю, кто это сделал; Я знаю, почему он это сделал; Я знаю, зачем он это сказал; Я знаю, сколько времени у него ушло на ремонт квартиры; Я знаю, каким будет наш праздник; Я знаю, чей это портфель.

Указательные слова находятся в главном предложении и обычно отвечают на те же вопросы, имеют то же синтаксическое значение, что и придаточные предложения. Основная функция указательных слов – быть предвестником придаточного предложения. Поэтому в большинстве случаев указательное слово может подсказать вам, к какому типу относится придаточное предложение:

Он вернулся в тот город, где провёл юность (тот – определение; придаточное определительное); Он остался с тем , чтобы доказать свою невиновность (с тем – обстоятельство цели; придаточное цели); Прочтите так, чтобы никто не видел записки (так – обстоятельство образа действия, меры и степени; придаточное образа действия и степени).

4. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении

gastroguru © 2017