Выбор читателей
Популярные статьи
Построение предложений в русском языке может быть разнообразным, но весь синтаксис представляет собой логичную систему, с которой школьники в России тесно знакомятся начиная с 8 класса.
Синтаксический разбор включает в себя полную характеристику предложения:
Вконтакте
Так, по типу грамматической основы все синтаксические конструкции делятся на две категории , которые согласно всем основным программам, установленным государственными стандартами, изучаются в 8 классе:
В свою очередь, все односоставные предложения делятся на две категории:
Кроме того, некоторые ученые-филологи выделяют еще одну группу односоставных конструкций, в которых формально выражено только сказуемое - инфинитивные предложения
. Сказуемое в предложениях этой группы выражено независимой неопределенной формой глагола и обозначает необходимое или желательное действие (по грамматическому значению такой инфинитив близок к повелительному наклонению глагола).
Пример: Нужно закончить работу. Однако это замечание ученики 8–11 классов должны лишь принять во внимание, поскольку школьная программа не предполагает изучения инфинитивных конструкций как отдельной категории и включает их в группу безличных.
Односоставные определенно-личные предложения отражают высказывания непосредственных участников разговора или мысли субъекта. Они используются, когда самое важное в конструкции именно действие, а не тот, кто его совершает. Эти предложения близки по своему значению к двусоставным, поскольку подлежащее формально хоть и не выражено, но домысливается однозначно. Тем не менее односоставные конструкции более лаконичны. Их использование придает высказыванию динамику, энергичность. Как же научиться узнавать такие конструкции?
Определенно-личные предложения могут быть простыми - иметь единственную грамматическую основу - или входить в состав сложных. Пример: Знаю, выйдешь вечером за кольцо дорог, сядем в копны свежие под соседний стог. (С. А. Есенин) (В этом сложном предложении три грамматические основы: 1) «знаю», 2) «выйдешь», 3) «сядем». Все три части представляют собой односоставные конструкции с формальным выражением лишь сказуемого. Во всех частях формы сказуемого точно определяют возможные подлежащие. Следовательно, все три предложения в составе сложного являются односоставными определенно-личными).
Чаще всего односоставные определенно-личные конструкции являются распространенными - помимо главных, в их структуре есть и второстепенные члены. Пример: Еду ли ночью по улице темной…(Сказуемое - «еду». Еду (когда?) - ночью (обстоятельство времени). Еду (где?) - по улице (обстоятельство места). По улице (какой?) - темной (согласованное определение)).
Чтобы уметь отличать определенно-личные предложения от других типов односоставных синтаксических конструкций, ученикам 8 класса следует руководствоваться следующим правилом. Грамматическая основа не имеет выраженного подлежащего, однако оно подразумевается в точной форме (проще говоря, к сказуемому можно подставить одно из слов: «я», «мы», «ты», «вы»).
Сказуемое, выраженное глаголом , всегда стоит в изъявительном или повелительном наклонении, настоящем или будущем времени, в 1 или 2 лице, в любом числе. Внимание: главный член предложения в определенно-личной конструкции никогда не может стоять в прошедшем времени, поскольку подобная форма может подразумевать различные подлежащие.
Определенно-личные предложения часто встречаются в русской литературе. Особенно широко они используются в стихотворных формах, поскольку для соблюдения ритма и размера произведения автор должен подобрать наиболее емкие конструкции, требующие меньшего количества слов без потери основной идеи произведения. Часто такие синтаксические конструкции помогают автору использовать множество фигур речи: риторические обращения и восклицания, параллелизмы, ряды однородных членов.
Необходимо привести несколько примеров с определенно-личными предложениями , поскольку теоретические знания, подкрепленные практическими элементами, запоминаются гораздо быстрее.
Подобранные конструкции относятся к разным стилям речи: несколько примеров взяты из текстов художественной литературы, остальные - из каждодневных речевых ситуаций (разговорный стиль). Это говорит о том, что односоставные определенно-личные предложения широко распространены не только в художественной литературе, но и в повседневном общении, официальных бумагах, поскольку придают высказыванию интонацию доверительности, создают впечатления беседы, а также помогают передать состояние души автора. Очевидна универсальность таких конструкций, а значит, изучение и понимание их необходимо образованному человеку.
Односоставными являются такие предложения, в которых от- сутствует один из главных членов предложения и без него смысл предложения понятен, его восстановление не требуется. В связи с этими все односоставные предложения делятся на:
а) сказуемные, бесподлежащные - глагольные;
б) подлежащные, бессказуемные - назывные.
Глагольные (в зависимости от того, чем выражен главный член предложения - сказуемое) делятся на:
а) определенно-личные;
б) неопределенно-личные;
в) обобщенно-личные;
г) безличные.
Односоставные предложения могут быть как распространенными, так и нераспространенными, осложненными и неосложненными.
1. Глагольные односоставные предложения
А. Определенно-личные предложения.
В данных предложениях глагол-сказуемое стоит в форме 1 или 2 лица единственного числа изъявительного или повелительного наклонения настоящего или будущего времени.
Например:
Сижу один дома. Люблю тебя, Петра творенье! (А. С. Пушкин)
В качестве подлежащего в предложение можно подставить местоимения я, мы, ты, вы.
Внимание! Никогда в определенно-личных предложениях глагол-сказуемое не стоит в форме прошедшего времени, так в данном времени нет лица, и, следовательно, такие предложения являются двусоставными неполными.
Б. Неопределенно-личные предложения.
В данных предложениях глагол-сказуемое стоит в форме 3 лица множественного числа изъявительного наклонения настоящего или будущего времени или в форме множественного числа прошедшего времени.
Например:
В дверь стучали. Лето обычно любят больше других времен года.
В качестве подлежащего в такие предложения можно подста- вить местоимение они.
В. Обобщенно-личные предложения.
По форме эти предложения похожи и на неопределенноличные, и на определенно-личные, но они имеют значение обобщения, т. е. действие, о котором говорится в обобщенно-личных предложениях, может быть отнесено к любому лицу или группе лиц. Как правило, в форме таких предложений чаще всего бывают пословицы.
Например:
Цыплят по осени считают (по форме напоминает неопределенно-личное). Любишь кататься, люби и саночки возить (по форме напоминает определенно-личное).
Г. Безличные предложения.
Безличные предложения - это такие предложения, в которых действие совершается само по себе, без помощи какого-либо лица, а потому в данных предложениях нельзя подставить подлежащее. Сказуемое в безличных предложениях выражается поразному:
а) безличным глаголом: На улице темнеет;
б) личным глаголом в значении безличного (могут употребляться и в двусоставных предложениях): Снегом занесло палатку (ср. в двусоставном: Животное занесло себе вирус);
в) словами надо, нужно, можно: Нужно чаще думать о других;
г) инфинитивом глагола: Быть войне;
д) словами категории состояния: Девушке весь день было грустно;
е) словами нет, не было, не оказалось: На небе нет ни облачка;
ж) краткими страдательными причастиями в форме среднего рода: О герое было рассказано раньше.
2. Назывные предложения.
Односоставными назывными являются предложения, в которых есть только один главный член предложения - подлежащее.
В них сообщается о предмете, явлении, факте действительности.
Например
:
Зима. Прекрасная погода.
Внимание! Следует отличать односоставные назывные от именительного темы (или именительного представления), который ничего не называет, а лишь содержит в себе тему дальнейшего рассуждения.
Например:
Фильмы о любви. Многие из нас хоть раз смотрели такие фильмы.
Главным отличием двусоставного предложения от односоставного является наличие подлежащего и сказуемого. То есть в нем имеются оба главных члена.
Сегодня Роман не выполнил домашнее задание.
Наступила осень.
Отогревшись, божья коровка выползла на камень.
Имеют лишь один из главных членов предложения. Они имеют законченную мысль и понятны вне текста.
Берег озера.
Вечерело.
Зимой поеду в горы.
Односоставные предложения делятся на две группы в зависимости от того, какой из главных членов присутствует. Если это подлежащее, то оно будет назывным, если сказуемое, то тогда может быть одним из 4-х видов: определённо-личное, неопределённо-личное, безличное и обобщённо-личное (последний вид выделяется не всеми лингвистами, иногда говорят о значении обобщённости у определённо-личных и неопределённо-личных предложений).
Итак, есть пять видов:
В нашей общей таблице мы объединим все виды.
В речи односоставные и двусоставные предложения вступают в синонимические отношения: мы можем передать одну и ту же мысль разными синтаксическими конструкциями, то есть синтаксическими синонимами.
Например:
Наступил вечер. (Двусоставное).
Вечер. (Односоставное назывное).
Вечереет. (Односоставное безличное).
Примечание:
Конспект составлен по учебнику Л. М. Рыбченковой.
Предложения двусоставные и односоставные (разных видов) как синтаксические синонимы.
Цели урока:
Тип урока:
Урок обобщения и систематизации знаний.
Ученик у доски заполняет таблицу «Виды односоставных предложений», приводит примеры.
В это время – проверка письменного домашнего задания: выборочно несколько работ проверяет учитель; один ученик читает вслух, все проверяют.
Ответ учащегося по таблице (класс участвует: приводят примеры из домашнего задания, придумывают свои).
Создание проблемной ситуации:
Для чего используются в речи односоставные предложения?
Можно ли заменять двусоставные односоставными (и наоборот)? Будет ли при этом меняться значение?
Это – тема нашего сегодняшнего урока.
(Объявление темы, обратить внимание на организацию работы на уроке: работа в парах).
Задания (распечатаны по количеству пар):
(Нажмите на плюсик, чтобы прочитать текст.)
Ответы по карточкам:
Вариант 1: Мне хочется научиться кататься на коньках. Пете вчера нездоровилось. Детям не хочется возвращаться домой из лагеря.
Вариант 2: В лагере из-за угрозы эпидемии запрещено навещать детей. Было приказано объявить карантин. Рекомендовано всем пользоваться марлевыми повязками.
Вариант 3: Снег укрыл озимые.- Снегом укрыли озимые. – Снегом укрыло озимые. Песок потушил огонь. – Песком потушили огонь. – Песком потушило огонь. Взрыв уничтожил здание.- Взрывом уничтожили здание. – Взрывом уничтожило здание.
Вариант 4: В окно дует. В трубе воет. Где-то грохочет.
Вариант 5: Тебе весело. Тебе видно надпись? Можно мне позвонить?
Вариант 6: Вам меня не убедить. Тебе на собрании выступать первым. Нам бы побеседовать с тобой перед уроком.
На выполнение заданий отводится 3-5 минут. 4-е и 5-е задания можно дать более слабым ученикам, 3-е – сильным. При проверке один ученик из пары записывает один пример на доске, второй – читает все предложения, отвечает на вопрос об их значениях. Класс записывает пример с доски.
Учащиеся делают вывод: в языке существуют синонимические конструкции – односоставные и двусоставные предложения, они имеют различия в оттенках значений, и это надо учитывать.
«Конструктор»: из двух простых предложений строим одно сложное (продолжение работы в парах).
Два ученика выходят к доске и записывают по одному предложению, которые диктует учитель. Подчеркивают главные члены, определяют вид (двусоставное или односоставное, если односоставное, то какое именно). Строим сложное: один ученик записывает (и с ним весь класс), объясняя встретившиеся орфограммы, второй строит схему и записывает его характеристику.
Середина января. – односоставное, назывное. Все предложение является подлежащим.
На полях почти нет снега. – односоставное, безличное. Сказуемое состоит из двух слов: нет снега.
Середина января, а на полях почти нет снега. , а .
Сложное, состоит из двух простых, 1-е – односоставное, назывное, 2-е – односоставное, безличное.
Вот новое здание детского сада. Рядом с ним строят стадион.
Луну закрыло огромным лохматым облаком. Начался проливной дождь.
Утром поедешь в город. Обязательно купи сборник сканвордов.
Поздняя осень. Вечереет и тянет прохладой.
Подводим учащихся к разрешению проблемной ситуации, к выводу: какую роль играют односоставные предложения в речи, для чего они используются?
(Создают разнообразие форм выражения мысли; нет повторения сходных конструкций; речь становится яркой и выразительной ).
Подуло холодком
От подступившей тучи.
И чернотой ее
В природе все затмилось.
Вдруг молнии копье,
Блеснув, переломилось.
За рекой осыпается лес.
Пожелтело за лесом болотце.
И в осенней лазури небес
Журавлиная ниточка вьется.
Посмотри и послушай, мой друг,
Как кричат эти мудрые птицы,
Улетая на солнечный юг,
Чтоб на север потом возвратиться.
О чем эти стихи? Какой художественный прием в них используется? (Метафора). Какие предложения используются? (Односоставные и двусоставные, в первом отрывке – безличное, во втором – безличное как часть сложного ).
Вывод по уроку:
использование односоставных предложений делает речь ярче и выразительнее, помогает избежать повторений, поэтому мы находим их в художественных текстах; при использовании синонимичных предложений нужно быть внимательными, так как меняются оттенки значений.
Итоги урока, оценивание, рефлексия.
Домашнее задание: упр. 141 (подготовка к уроку развития речи). Прочитайте текст. Почему он так называется? Выполните задания:
Односоставные предложения - частое явление в языке. Они применяются с разной целью (например, в художественной литературе, чтобы избежать повторов и тавтологии) и могут быть разного типа. Рассмотрим типологию подробнее и приведем несколько примеров.
Односоставные предложения делятся на типы в зависимости от того, какой член грамматической основы отсутствует. Мы можем выделить следующие предложения:
В первом типе предложений имеется только подлежащее, в то время как в остальных в наличии есть только сказуемое.
Определенно-личное предложение имеет сказуемое, обладающее показателем лица (1 или 2 лица обоих чисел). В отличии от него, неопределенно-личное предложение не имеет никакого указания на деятеля, т.е. понять, кто же является действующим лицом, мы не можем.
Обобщенно-личным называют предложение, которое содержит информацию о действии, доступном всем (сюда относятся, например, все пословицы и поговорки).
Наконец, безличное предложение имеет максимально обобщенный характер и описывает обычно некоторое состояние, где указание деятеля не нужно.
В соответствии с рассмотренной выше классификацией приведем несколько примеров односоставных предложений и затем определим тип каждого из них:
Противопоставление двусоставных и односоставных предложений связано с количеством членов, входящих в грамматическую основу.
Двусоставные предложения содержат два главных члена - подлежащее и сказуемое.
Мальчик бежит ; Земля круглая .
Односоставные предложения содержат один главный член (подлежащее или сказуемое).
Вечер ; Вечереет .
Типы односоставных предложений
Форма выражения главного члена | Примеры | Соотносительные конструкции двусоставных предложений |
---|---|---|
1. Предложения с одним главным членом - СКАЗУЕМЫМ | ||
1.1. Определённо-личные предложения | ||
Глагол-сказуемое в форме 1-го или 2-го лица (нет форм прошедшего времени или условного наклонения, так как в этих формах у глагола нет лица). |
Люблю
грозу в начале мая. |
Я
люблю
грозу в начале мая. |
1.2. Неопределённо-личные предложения | ||
Глагол-сказуемое в форме множественного числа третьего лица (в прошедшем времени и условном наклонении глагол-сказуемое во множественном числе). |
Стучат
в дверь. |
Кто-то
стучит
в дверь. |
1.3. Обобщённо-личные предложения | ||
Не имеют своей специфической формы выражения. По форме - определённо-личные или неопределённо-личные. Выделяются по значению. Два основных типа значения: А) действие может быть отнесено ко всякому лицу; Б) действие конкретного лица (говорящего) является привычным, повторяющимся или представлено в виде обобщённого суждения (глагол-сказуемое стоит в форме 2-го лица единственного числа, хотя речь идёт о говорящем, то есть - о 1-м лице). |
Без труда не вынешь
рыбки из пруда
(по форме определённо-личное). |
Любой
(всякий
) без труда не вынет
рыбки из пруда. |
1.4. Безличное предложение | ||
1) Глагол-сказуемое в безличной форме (совпадает с формой единственного числа, третьего лица или среднего рода). |
а) Светает
; Светало
; Мне везет
; |
б) Снег
тает
; |
2) Составное именное сказуемое с именной частью - наречием. |
а) На улице холодно
;
|
а) нет соотносительных конструкций; б) Я
мёрзну
; |
3) Составное глагольное сказуемое, вспомогательная часть которого - составное именное сказуемое с именной частью - наречием. |
а) Мне
жаль
расставаться
с тобой
; |
а) Я
не хочу расставаться
с тобой
; |
4) Составное именное сказуемое с именной частью - кратким страдательным причастием прошедшего времени в форме единственного числа, среднего рода. |
Закрыто
. |
Магазин
закрыт
. |
5) Сказуемое нет или глагол в безличной форме с отрицательной частицей не + дополнение в родительном падеже (отрицательные безличные предложения). |
Нет
денег
. |
|
6) Сказуемое нет или глагол в безличной форме с отрицательной частицей не + дополнение в родительном падеже с усилительной частицей ни (отрицательные безличные предложения). |
На небе нет
ни облачка
. |
Небо
безоблачно
. |
1.5. Инфинитивные предложения | ||
Сказуемое - независимый инфинитив. |
Всем молчать
! |
Все
молчите
. |
2. Предложения с одним главным членом - ПОДЛЕЖАЩИМ | ||
Назывные (номинативные) предложения | ||
Подлежащее - имя в именительном падеже (в предложении не может быть обстоятельства или дополнения, которые относились бы к сказуемому). |
Ночь
. |
Обычно нет соотносительных конструкций. |
Примечания.
1) Отрицательные безличные предложения (Нет денег; На небе нет ни облачка ) являются односоставными только при выражении отрицания. Если конструкцию сделать утвердительной, предложение станет двусоставным: форма родительного падежа изменится на форму именительного падежа (ср.: Нет денег. - Есть деньги ; На небе нет ни облачка. - На небе есть облака ).
2) Ряд исследователей форму родительного падежа в отрицательных безличных предложениях (Нет денег ; На небе нет ни облачка ) считает частью сказуемого. В школьных учебниках эту форму обычно разбирают как дополнение.
3) Инфинитивные предложения (Молчать! Быть грозе! ) ряд исследователей относят к безличным. Так же рассматриваются они в школьном учебнике. Но инфинитивные предложения отличаются от безличных по значению. Основная часть безличных предложений обозначает действие, которое возникает и протекает независимо от деятеля. В инфинитивных предложениях лицо побуждается к активному действию (Молчать! ); отмечается неизбежность или желательность активного действия (Быть грозе! Поехать бы к морю! ).
4) Назывные (номинативные) предложения многие исследователи относят к разряду двусоставных с нулевой связкой.
Обратите внимание!
1) В отрицательных безличных предложениях с дополнением в форме родительного падежа с усилительной частицей ни (На небе нет ни облачка; У меня нет ни копейки ) часто опускается сказуемое (ср.: На небе ни облачка; У меня ни копейки ).
В этом случае можно говорить об односоставном и одновременно неполном предложении (с опущенным сказуемым).
2) Основным значением назывных (номинативных) предложений (Ночь ) является утверждение бытия (наличия, существования) предметов и явлений. Эти конструкции возможны только при соотнесении явления с настоящим временем. При изменении времени или наклонения предложение становится двусоставным со сказуемым быть .
Ср.: Была ночь ; Будет ночь ; Пусть будет ночь ; Была бы ночь .
3) Назывные (номинативные) предложения не могут содержать обстоятельств, поскольку этот второстепенный член соотносится обычно со сказуемым (а сказуемого в назывных (номинативных) предложениях нет). Если в предложении содержится подлежащее и обстоятельство (Аптека - (где?) за углом ; Я - (куда?) к окну ), то такие предложения целесообразнее разбирать как двусоставные неполные - с опущенным сказуемым.
Ср.: Аптека находится / расположена за углом ; Я бросился / побежал к окну .
4) Назывные (номинативные) предложения не могут содержать дополнений, соотносимых со сказуемым. Если такие дополнения в предложении есть (Я - (за кем?) за тобой ), то эти предложения целесообразнее разбирать как двусоставные неполные - с опущенным сказуемым.Ср.: Я иду / следую за тобой .
План разбора односоставного предложения
Образец разбора
Красуйся , град Петров (Пушкин).
Предложение односоставное (определённо-личное). Сказуемое красуйся выражено глаголом во втором лице повелительного наклонения.
В кухне зажгли огонь (Шолохов).
Предложение односоставное (неопределённо-личное). Сказуемое зажгли выражено глаголом во множественном числе прошедшего времени.
Ласковым словом и камень растопишь (пословица).
Предложение односоставное. По форме - определённо-личное: сказуемое растопишь выражено глаголом во втором лице будущего времени; по значению - обобщённо-личное: действие глагола-сказуемого относится к любому действующему лицу (ср.: Ласковым словом и камень растопит любой / всякий ).
Чудесно пахло рыбой (Куприн).
Предложение односоставное (безличное). Сказуемое пахло выражено глаголом в безличной форме (прошедшее время, единственное число, средний род).
Мягкий лунный свет (Застожный).
Предложение односоставное (назывное). Главный член - подлежащее свет - выражен существительным в именительном падеже.
Статьи по теме: | |
Отечественная война (кратко)
С кем воевал Наполеон? Почему Наполеон пошёл завоевывать Смоленск и... Видеоурок «Назывные предложения Односоставное назывное предложение имеющее указательное значение
Цель урока : изучение нового материала1)повторение сведений об... Бланк заявления об уточнении платежа для налоговой
В начале 2017 года изменились платежные поручения по страховым взносам.... |