Свято успенский одесский патриарший мужской монастырь. Свято-успенский патриарший монастырь в одессе

Свято-Успенский Патриарший Одесский мужской монастырь, без сомнения, одна из наиболее известных обителей, существующих на территории современной Украины.

Посетители духовной семинарии имеют возможность увидеть огромную коллекцию разнообразного церковного антиквариата, представляющего собой не только духовную, но и историческую ценность. Все экспонаты были обнаружены в разные времена во время археологических раскопок.

История

Мужской монастырь появился в Одессе в 1824 году, но в первый год не мог похвастаться красотой и величием. Даже храм на его территории был деревянный. Каменный собор Успения Божией Матери с двумя куполами появился только на следующий год. Позднее на территории монастыря, вокруг главного собора, было развернуто масштабное строительство, вылившееся в появление монастырского храма, корпуса для монахов, колокольни, разнообразных хозяйственных построек.

Тяжелый период для монастыря и его братьев наступил с приходом советской власти. Уже в 1922 году все монастырское имущество и ценности были национализированы в пользу государства. По истечению 12 лет на волне борьбы с религией уничтожили и основной храм.

Восстановлена работа мужского монастыря была только в 1942 году, в период немецкой оккупации. Одновременно здесь появилась резиденция местного патриарха и семинария для обучения священнослужителей.

Храмы и архитектурный ансамбль монастыря

Своей архитектурой Свято-Успенский монастырь в Одессе привлекает внимание к себе с первого взгляда. На входе располагается внушительная колокольня, возвышающаяся над землей на 53 метра. От колокольни, по скрытой в тени деревьев аллее, можно пройти непосредственно к церкви Святителя Николая Мирликийского, второго по важности объекта на территории комплекса. По соседству располагается главный собор, полностью восстановленный после уничтожения.

Южная часть территории обители отведена под кладбище, где покоятся не только служители монастыря, но и городские архиереи. В комплексе покоятся иеромонах Владимир и несколько других людей, причисленных к лику святых. Важное место отведено и резиденции патриарха, представляющей собой образец интересной и нестандартной архитектуры.

Один из главных архитектурных достопримечательностей Одессы — звонница с надвратным храмом в честь святых князей-страстотерпцев Бориса и Глеба. На 53-метровой колокольне находятся 15 колоколов, самый большой из них отлит в Донецке и весит без малого пять тонн. В помощь звонарям установили специальный аппарат с рычагами-клавишами и педалями.

В 1834 году построена Церковь Успения Пресвятой Богородицы — одно из немногих строений монастыря не уничтоженное большевиками в 1930-е годы. Ранее храм носил название иконы Божией Матери «Живоносный Источник».

Храм святого Николая Чудотворца, построенный после 1834 года, стал третьим по счету в монастыре. В 1988 году к нему пристроили купол и колокольню.

На территории монастыря находится самая старая духовная школа на юге Украины — Одесская Духовная семинария. При семинарии имеется храм в честь святого апостола Андрея Первозванного, также коллекция старинных церковных артефактов.

Собор в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник» построен в 1998-2010 годы, с соблюдением традиций русского зодчества XVI века. Внутри храма вмещается порядка 3 000 прихожан.

В некрополе Свято-Успенского монастыря покоятся останки служителей русской православной церкви, а также ряд правящих архиереев Одессы (XIX и начала XX веков).

Также на территории монастыря находятся:

  • гостиница,
  • летняя резиденция патриарха,
  • часовня в честь великомучениц Веры, Надежды, Любови и их матери Софии,
  • множество интересных малых архитектурных форм.

На входе в Свято-Успенский Одесский монастырь: Google-панорама

Святыни

Имеющиеся в монастыре святые мощи и иконы относятся к числу почитаемых в православном мире. Здешние храмы регулярно становятся местом богослужений, на которые приезжают верующие из разных регионов. Большая их часть приходится на летний период, когда в Одессе всегда многолюдно.

Главные святыни Свято-Успенского Одесского монастыря:

  • частица древа Честнаго и Животворящаго Креста Господня,
  • рака и ковчеги с мощами святых,
  • икона Божией Матери «Млекопитательница» XVII века,
  • икона «Явление Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому».

Расписание богослужений в Успенском монастыре Одессы

Службы по воскресеньям и праздничным дням проводятся трижды в день:

  • утренние — в 6:00 и 9:00,
  • вечерние — в 16:00.

Расписание может меняться, уточнять необходимо по указанному телефону либо в

Самый известный теперь православный монастырь Одессы, причем у самого Чёрного моря. Здесь находится Одесская семинария, одна из трёх, существовавших в советское время. Некоторые монастыри в этом городе, довольно-таки, странно располагаются в какой-то глуши, между гаражей и обычных дворов. Подъезжаешь к месту через пыльную улицу одноэтажных домиков, тут раз, и красота! Именно так и с Успенским монастырём. По сути, монастырь обрёл своё благолепие только в последние годы, т.к. печальные события начала прошлого века не обошли стороной и его.

Фото-экскурсия по монастырю.
Близость к морю даёт о себе знать, на территории монастыря растут кактусы, небольшие пальмочки, много цветов и прочей зелени. Территория делится на три части, как я понял из увиденного: первая часть – общедоступная для посетителей и туристов, вторая часть – парковая, для паломников и гостей, третья часть – прибрежная.

Семь лет назад на месте святых ворот началось строительство 53-метровой колокольни с надвратным храмом святых Бориса и Глеба. Главный пятитонный колокол звонницы отлит на Донецком металлургическом заводе. На колокольне установлено 15 колоколов, которые приводят в действие три звонаря. Сейчас на звоннице установили похожий на пульт специальный станок с рычагами-клавишами и педалями, что существенно облегчило звонарский труд.

Справа от входа колокольни гостиница для паломников.

На входе изображе фрески множества святых.

История возникновения монастыря связана с трагическим случаем, происшедшим в начале XIX в. Однажды вечером в имении богатого молдавского помещика Александра Теутула на краю склона, над самым берегом моря разожгли костёр. Небольшое греческое судно, следовавшее в Одессу, приняв отблески огня за свет маяка, сбилось с курса и село на мель. В результате погибло несколько человек. Александр Теутул, человек набожный, тяжело переживая трагедию, в 1813 г. решил передать свое фонтанское имение (два участка по 25 десятин) Церкви. У него было большое желание построить здесь церковь и маяк. Сейчас монастырь находится на Маячном переулке.

В 1824 году подворье было обращено в мужской монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы.

В 1834 году на пожертвованные средства одесской купчихи Дарьи Харламбу был построен второй монастырский храм с колокольней в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» (ныне - Успенский).

В 1922 году монастырское имущество, все ценности и святыни были полностью конфискованы государством. В 1922 году Успенский монастырь заняли обновленцы.

После 1936 года взорвали главную святыню монастыря - храм в честь Успения Божией Матери.Во время фашистской оккупации в 1942 году румынские оккупационные власти позволили открыть один из храмов монастыря, а в 1944 году обитель возродилась полностью. Поскольку главный собор монастыря был разрушен, основной церковью монастыря стал храм Живоносного Источника.

С 1946 года здесь устраивается летняя резиденция патриархов Московских и всея Руси, монастырь стали называть Патриаршим. Только это и спасло обитель от повторного закрытия в 1961 году, в разгар новых гонений на Церковь в СССР.

Одесская Духовная семинария.

100 лет назад монастырю принадлежало 390 гектаров земли, сейчас только 6. Периодически поднимается вопрос о том, чтобы земли монастыря сократить еще, в пользу коммерческих строений. Теперь еще добавилась идеологическая составляющая.

Павлин ненастоящий.

Если бы не горшки с цветами, то можно было бы представить миниатюру монастыря реальным обьектом.

"Отлит и пожертвован компанией «Решице» на предприятии в Одессе в честь славного царствования короля Румынии Михая I, румынского главы государства маршала Иона Антонеску и губернатора Транснистрии Георгия Алексяну с благословения митрополита Виссариона в 1943 году, вес 295 кг"

Успенский храм. Единственное уцелевшее капитальное строение после большевиков.

Зеленая арка.

Некрополь. С 1960 года в монастыре подвизался бывший афонский монах, известный во всей стране старец святой жизни схиигумен Кукша (Величко), прославленный в 1994 году в лике местночтимых святых, ныне известный как Кукша Одесский. Мощи его находятся в одном из храмов. В некрополе монастыря среди прочих, погребён ряд иерархов РПЦ и иных поместных церквей, в частности митрополит Пражский Иоанн (Кухтин), митрополит Варшавский Макарий (Оксиюк), большинство правящих одесских архиереев XIX - начала XX веков.

Святой Георгий Победоносец.

Трапезная монастыря.

Рядом виднеется Никольский храм.

Какие-то красивые красные цветы в кадках.

Строится новый храм. На втором плане тоже новый храм - Живоносный источник.

Внутри большого храма очень красиво.

Роспись в алтаре.

храм построен в стиле русских соборов XVI века, рассчитан на 3 000 молящихся.

Вифлеемская звезда и икона Рождества Христова.

Монастырская пасека.

Беседка с бассейном.

Распятие.

Этот будущий центр духовной культуры возник в результате трагического происшествия. Однажды во время увеселительной прогулки молдавский помещик Александр Теутул с друзьями развел костер. Греческое судно, плывшее в Одессу, приняв костер за свет маяка, сбилось с обозначенного курса и село на мель. В результате погибло несколько человек. Александр Теутул, как человек верующий и сильно переживавший происшедшее, решил подарить свое имение Русской Православной Церкви.

Так, в 1814 году на подаренной территории появляется деревянная церковь в честь Успения Божией Матери и архиерейское подворье. А в в 1827 году было завершено устройство маяка. Впоследствии, строения несколько раз перестраивались и в 1825 году состоялось освящение каменного храма. Кроме этого, появились трапезная, гостиница для приезжих, огороды и виноградники.

В революционные годы имущество монастыря будет конфисковано, а сам храм - взорван. Большинство священников и монахов были отправлены в ссылки. Настоящее возрождение началось лишь в 1944 году, когда монастырская обитель начинает постепенно благоустраиваться. В 1946 году этот монастырь посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий I и даже была создана его летняя резиденция. Поэтому монастырь стали называть ещё Патриаршим.

Сейчас Свято-Успенский Патриарший мужской монастырь - центр духовной жизни Одессы и место паломничества.

Святоархангело-Михайловский женский монастырь

Узнать ещё об одной истории становления и развития православия в Украине, можно посетив

Свято-Архангело-Михайловский женский монастырь. В 1835 году граф Михаил Воронцов на окраине города, недалеко от моря построил церковь в честь Архангела Михаила - своего небесного покровителя. Через пять лет Священный Синод учредил при этом храме женский монастырь.

Свято-Архангело-Михайловский женский монастырь тогда стал настоящим духовно-культурным центром Одессы. Здесь функционировала больница и трапезная для малоимущих, создано Епархиальное училище для девочек-сирот. К сожалению, в годы «революционной бури» монастырская обитель была признана «контрреволюционной» и была закрыта. В 1931 году Архангело-Михайловский собор с колокольней взорвали. Хотя в грозные 40-е годы и пытались возродить в оставшихся строениях монастырскую жизнь, но в 1961 году снова было все закрыто.

Лишь в 1992 году началось настоящее возрождение обители: проводились восстановительно-строительные работы, вновь открылись мастерские по созданию и пошиву облачений, вышивке бисером и золотом, реставрации икон. На территории монастыря работают трапезная для питания неимущих и Дом милосердия, приютивших людей без определенного места жительства. Митрополит Агафангел передал в дар чудотворную икону Гербовецкой Божией Матери и церковную утварь для совершения обрядов.

В настоящее время - открыт музей «Христианская Одесса», где собраны уникальные коллекции, рассказывающие о становлении православной религии в городе.

Глубоко в море выдается мыс Большой Фонтан.А на мысу стоит обитель- прекрасное место для молитв и созерцания.Когда-то здесь было имение дворянина Александра Теутула, который переселился в Одессу из Молдавии в 1805 году.По указу Екатерины иностранцам здесь предоставлялись особые льготы, а молдавские поселенцы отличались высоким уровнем земледельческой культуры и хозяйствования.

Создателями Свято-Успенского монастыря в Одессе являлись митрополит Киевский Гавриил (Банулеско-Бодони) – фигура в своем роде выдающаяся и молдавский дворянин Александр Теутул. Владыка Гавриил получил блестящее образование в Будапеште и Греции, в совершенстве владел французским и греческим языками и сам, в свою очередь, будучи архипастырем, много внимания уделял образованию российских семинаристов.

Будучи митрополитом Молдо-Валахии, после того как эти земли вновь отошли к Турции, владыка почти год страдал в турецком заключении, где его убеждали перейти под юрисдикцию Константинополя, не довольствуясь тем, что он назначен из Санкт-Петербурга, а не по воле султана. «Я монах, плакать по мне некому, а умирать когда-нибудь все равно надо. Попрать же присягу для того, чтобы несколько лет прожить дольше, считаю за грех», - говорил владыка. Только российская дипломатия и личное требование Екатерины II вынудило Порту освободить Гавриила. Александр был другом владыки Гавриила. Однажды он открыл владыке свою мечту – построить на высоком берегу маяк и церковь.

Поводом для быстрого оформления пожертвования послужил трагический случай – греческий корабль, шедший в Одессу, принял костер, разожженный Теутулом и его приятелями во время увеселительной прогулки, за огни портового маяка и разбился о прибрежный утес. Теутул с гостями бросился спасать моряков, но в живых остались немногие. Благочестивый хозяин очень страдал от сознания своей вины; щедро одарив спасшихся моряков, он поспешил принести свое поместье в дар церкви.

1 июня 1824 г. Фонтанское архиерейское подворье в Одессе было обращено в Одесский Свято-Успенский мужской монастырь. Главный престол собора, освящение которого состоялось в 1825 г.,
был посвящен Успению Пресвятой Богородицы. В 1834 г. был построен второй монастырский храм с колокольней в честь иконы Божьей Матери "Животворный источник". Этот храм монастыря впоследствии был переосвящен в честь Успения Пресвятой Богородицы, так как Свято-Успенский собор монастыря после 1936 г. был разрушен.

В 1853 г. на его месте была сооружена водосвятная часовня с монастырским источником. После 1834 г. монастырская братия на свои средства построила небольшую третью церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая. Приблизительно в 1920 году с восточной стороны Свято-Никольской церкви был пристроен братский корпус, который и ныне находится с ней под одной крышей.

В 1922 году монастырское имущество, все ценности и святыни были полностью конфискованы в помощь голодающим. Разорение дошло до того, что в монастыре не осталось даже дискоса и чаши, чтобы причащать людей. Вскоре взорвали и главную святыню монастыря – заложенный еще ее основателем, митрополитом Гавриилом, храм в честь Успения Божией Матери.

Возрождение монастыря произошло в 1944 году. В 1946 году открывается Одесская духовная семинария, в которой с 1954 по 1958 году учился митрополит Киевский и вся Украины Владимир (Сабодан). Соучеником митрополита Владимира был и митрополит Агафангел. Именно при нем были канонизированы первые одесские святые - Кукша Одесский и Гавриил Афонский, прославленные 22 и 23 октября 1994 года.

С 40-х годов ХХ века монастырь – регулярное место отдыха патриарха Алексия I, сюда часто приезжали патриархи Антиохийский, Александрийский и другие. С тех пор обитель именуют Патриаршей. В 1961 году рядом с монастырем разместилась Одесская Духовная семинария.

Раньше местом погребения архипастырей Одессы было Слободское кладбище. Теперь местом их погребения является кладбище Одесского Свято-Успенского монастыря. Перенесение и перезахоронение их останков произошло в 1987 году.
На тихом, маленьком монастырском кладбище пустует одна могилка, покрытая мраморной плитой с надписью: "Здесь был похоронен преподобный Кукша Одесский." Святые мощи его находятся отныне в Св. Успенском храме монастыря.

Кроме раки с мощами преподобного Кукши, в соборе находятся и другие святыни монастыря – икона Божией Матери «Млекопитательница», привезенная в Одессу с Афона, икона «Явление Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому» (дар святейшего патриарха Алексия I), часть ризы Христа Спасителя, часть хитона Пресвятой Богородицы, ковчег с мощами апостола Андрея Первозванного, который является небесным покровителем Одесской Духовной семинарии.

Кто он был, этот чудный старец? Избранный Богом ещё от рождения своего, уже в юности мечтал он принять иноческий образ. Побывав в Иерусалиме, на Афоне, он еще больше укрепился в своем желании и, получив благословение родителей, подвизался на Святой Горе. В июле 1913 года Господь промыслительно направляет его с Афона в Россию. Тогда же будущий старец становится насельником Киево-Печерской лавры. В 56 лет, тяжело заболев, принимает схиму, и с 1938 года для отца Кукши начинается тяжёлый десятилетний исповеднический подвиг: пять лет лагерей, пять лет ссылки...

В 1948 году отец Кукша вновь возвращается в Киево-Печерскую лавру, где принимает от Господа новый подвиг служения страждущим людям - старчество. В 1960-переведен в Одессу.Почитание преподобного Кукши началось сразу после его кончины в 1964 году. Народ Божий шел на его могилу, которая была расположена на братском монастырском кладбище, просил святого угодника и по его молитвам получал облегчение в скорбях и болезнях.

Благодаря пожертвованиям одесситов, в 1998 году за Успенским храмом, слева от монастырского кладбища, заложен новый собор в честь иконы Божией Матери "Живоносный источник". В верхнем храме освящены три предела. Главный из них - в честь чудотворного образа Божией Матери "Живоносный источник", а нижний посвящен памяти преподобного Кукши Одесского. Храм построен в старинном русском стиле и расчитан на 3 000 молящихся. Ширина - 25 метров, длина - 50 метров. Уже сегодня новый собор с его пятью куполами возвышается на морском берегу.

В обители есть старец- архимандрит Иона Одесский, и даже сущестует сайт, ему посвященный.
http://www.oiona.ru/
Рано утром страждущие ждут старца у его кельи.

История возникновения Свято-Успенского Одесского мужского монастыря связана с именем митрополита Гавриила (Бэнулеску-Бодони). В конце XVIII в. территория будущей Одесщины вошла в состав Российской империи, а в церковном отношении она была подчинена Екатеринославскому архипастырю, которым тогда был митрополит Гавриил. С образованием Кишиневской кафедры основанная в 1794 г. Одесса стала управляться Кишиневскими архиереями (так было до 1837 г., когда из части Кишиневской епархии была образована епархия Херсонская и Таврическая с местопребыванием правящего архипастыря в Одессе; с 1860 г., после основания Таврической епархии с кафедрой в Симферополе, архиерей Херсонской епархии стал именоваться Херсонским и Одесским).

В 1804 году митрополит Гавриил, находясь в Одессе, познакомился с молдавским дворянином Александром Теутулом, владения которого находились на берегу моря, в районе Большого Фонтана. Теутул неоднократно заверял митрополита о своем желании построить здесь церковь и маяк. В 1814 году Теутул подал митрополиту Гавриилу письменное свидетельство о том, что его фонтанское поместье передается Кишиневской митрополии. История щедрого пожертвования трагична: однажды Теутул развел в вечернее время костры на высоком берегу моря. Греческое судно, шедшее в Одессу, приняло огни за маяк, взяло неверный курс и разбилось, несколько человек погибли. Александр Теутул был очень опечален происшедшим и, усмотрев в этом связь со своим неисполненным доселе обетом, одарил оставшихся в живых моряков и пожертвовал свое фонтанское поместье Церкви для устройства на этой земле храма и маяка в предупреждение подобных несчастных случаев.

С разрешения Святейшего Синода в 1814 году митрополит Гавриил основал на пожертвованной земле архиерейское подворье, где за два года была построена деревянная церковь в честь Успения Божией Матери. В то же время началось и сооружение маяка, но ввиду значительных расходов окончание его строительства было передано гражданскому морскому ведомству (впоследствии маяк был перенесен на другое место).

Положив начало основанию Свято-Успенского монастыря в Одессе, митрополит Гавриил в 1821 году скончался. Строительство монастыря заканчивалось при новом Кишиневском архипастыре архиепископе Димитрии (Сулиме). 1 июня 1824 года Святейшим Синодом было принято постановление о преобразовании архиерейского подворья на Большом Фонтане в Одессе в Успенский мужской монастырь. Указом Кишиневского митрополита первым настоятелем обители был назначен архимандрит Феофил.

В 1825 году состоялось освящение каменного собора, который был воздвигнут на месте прежней деревянной церкви. Главный престол собора был освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы. К этому времени, кроме Успенского собора, уже были построены двухэтажный архиерейский дом, трапезная, кухня, гостиница для приезжих, устроены колодцы, насажены виноградники, построена каменная ограда.

В 1834 году на средства одесского купца Владимира Харламбу и его супруги Дарьи был построен второй монастырский храм с колокольней в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». (Так как прежний Свято-Успенский собор монастыря после 1936 года был разрушен, храм иконы «Живоносный Источник» впоследствии был освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы. На месте разрушенного собора в 1953 году соорудили водосвятную часовню.)

После 1834 года монастырская братия на свои средства построила еще одну небольшую церковь в честь святителя Николая Чудотворца. Приблизительно в 1920 году с восточной стороны Свято-Никольской церкви был пристроен братский корпус, который и ныне находится под одной с ней крышей.

Когда в 1837 году Одесса стала кафедральным городом, то первым архипастырем Херсонским и Таврическим был назначен Высокопреосвященный Гавриил (Розанов), который по приезде в Одессу поселился сперва в Свято-Успенском монастыре.

В 1880 году решено открыть в епархии второй викариат с целью усиления борьбы с сектантством (первый викариат был учрежден в 1853 году; викарному епископу повелено было именоваться Одесским). Епископы второго викариатства именовались Елисаветградскими; место пребывания им было отведено в Свято-Успенском монастыре. На них возлагалась обязанность быть настоятелями обители и ведать делами Одесского духовного училища.

Начавшиеся после октября 1917 года гонения не обошли стороной и Свято-Успенскую Одесскую обитель, которая была разорена и опустошена в ходе конфискации церковного имущества. 26 мая 1922 г. монахи направляют письмо: «В отдел по отделению Церкви от государства. Ввиду крайней необходимости в причащении старых калек, не могущих сходить в сельскую церковь, правление монастыря покорнейше просит разрешить в одной из монастырских церквей служить Литургию и для сего выдать нам хотя бы металлический прибор: чашу, дискос, копья и лжицу».

В том же 1922 году монастырь был закрыт. Многие его насельники запечатлели верность Христу мученической кончиной, в том числе насельник преподобномученик иеромонах Владимир (Товстик), пострадавший в Черкасской губернии в 1937 году.

В 1944 году началось возрождение монастыря. В обитель возвращаются бывшие насельники, включая тех, кто понес многолетний исповеднический подвиг, претерпев лагеря и ссылки: схиархимандрит Пимен (Тишкевич), схиигумен Сергий (Карпов) и другие. В 1946 году Свято-Успенский монастырь впервые посетил . С этого времени в монастыре была устроена летняя резиденция Патриарха, который ежегодно на несколько месяцев приезжал в обитель. В связи с этим Свято-Успенский Одесский мужской монастырь стали именовать Патриаршим. Много трудов для благоустроения обители положил архиепископ Никон (Петин), пребывавший на Одесской кафедре с 1948 до 1956 года.

В 1961 году, во время хрущевских гонений на Церковь, из центра города была переведена и размещена в бывших помещениях гостиницы Свято-Успенского монастыря . С тех пор воспитанники семинарии в будние дни совершают богослужения в Свято-Никольской монастырской церкви, а в воскресные и праздничные дни участвуют в монастырском богослужении в Свято-Успенском соборном храме монастыря.

24 декабря 1964 года в Одесском монастыре преставился бывший афонский монах, известный во всей стране старец святой жизни схиигумен Кукша (Величко), прославленный в 1994 году в лике местночтимых святых.

В 1965 году в Свято-Успенский мужской монастырь была перенесена резиденция правящего архиерея Одесской епархии, который является священноархимандритом (настоятелем) обители.

В 1967 году в покоях летней резиденции Патриарха Московского и всея Руси была устроена небольшая крестовая церковь, освященная в честь преподобных Сергия и Никона, игуменов Радонежских, всея Руси чудотворцев.

Пребывающий ныне на Одесской кафедре неустанно трудится над благоукрашением монастыря. За годы его священноархимандритства построены новый собор в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», колокольня с надвратным храмом в честь свв. князей-страстотерпцев Бориса и Глеба.

В Свято-Успенском храме монастыря хранятся святыни Православной Церкви: частица древа Честнаго и Животворящаго Креста Господня; часть ризы Христа Спасителя; часть хитона Пресвятой Богородицы; ковчег с мощами святого Андрея Первозванного (правая стопа); ковчег с мощами святой праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы, святого апостола Луки, святого первомученика и архидиакона Стефана, святого великомученика и целителя Пантелеимона и многих других святых; чудотворная местночтимая икона Божией Матери, именуемая «Млекопитательница» (написана на Афоне в XVII веке); мощи преподобного Кукши Одесского.

gastroguru © 2017