Свидетель одной Родины. Преподобный Гавриил Афонский Одесский чудотворец

В самом сердце Одессы - на улице Пушкинской - расположен Свято-Ильинский мужской монастырь с одноименным храмом. В начале 90-х годов прихожане говорили о том, что откуда-то из-под земли, а точнее, из подвала время от времени слышатся странные звуки - как будто кто-то стучит. В то время было известно, что под храмом, в склепе, похоронен строитель этого и многих других храмов Одессы архимандрит Гавриил, бывший настоятель Свято-Ильинского скита Святой Горы Афон. Но где именно никто не знал, т.к. со времени кончины этого угодника Божия и страна, и город, и храм претерпели и революцию, и войны, и разрушение, и восстановление. По благословению Высокопреосвященнейшего Агафангела, митрополита Одесского и Измаильского, в 1994 году начались поиски захоронения отца Гавриила, и уже 22 июля его мощи были обретены, а 23 октября состоялось прославление в лике святых. Божественную Литургию и чин прославления преподобного Гавриила Афонского, проходившие в Свято-Ильинском соборе, возглавил Блаженнейший Владимир, митрополит Киевский и всея Украины, Предстоятель Украинской Православной Церкви в сослужении архипастырей и пастырей, а также практически всего монашества Одесской епархии. Так Свято-Ильинский храм стал особым местом, где монашествующие, подвизающиеся в различных обителях, собираются на общую молитву в дни сугубых торжеств.

Преподобный Гавриил Афонский

Но кем же был тот угодник Божий, святые мощи которого обретены столь необычным способом и которые практически сразу начали дарить чудеса всем, с верою ко Господу прибегающим? Будущий святой родился в небогатой семье Киевской губернии в 1849 году в день памяти преподобного Георгия Хозевита и был наречен в святом крещении Георгием. Рано осиротев, он тем не менее получил, как бы мы сегодня сказали, среднее образование, особое усердие проявляя при изучении Закона Божия и проводя свободное время в чтении душеполезных книг. В юности Георгий тяжело заболел и дал обет Богу о том, что в случае выздоровления совершит паломничество ко святым местам Киева. В те времена автобусов не было, и паломничества совершались пешком. Свой обет юный Георгий исполнил. И во время посещения Свято-Успенской Киево-Печерской лавры он был настолько потрясен возможностью прикоснуться к мощам тех великих святых, о которых он читал и слышал, что в душе зародилось желание последовать их примеру, также отречься от мира и его суеты и всецело посвятить себя служению Богу. Спустя некоторое время, проведенное дома, Георгий возвращается в Киев и поступает на послушание в Феофанову пустынь. А спустя некоторое время юному послушнику предоставляется по милости Божией возможность посетить Святую Землю и Святую Гору Афон. Поклонившись святыням Иерусалима, Георгий прибывает на Афон. И здесь его вновь ожидает глубокое духовное переживание: безмолвие монахов, их лица, обращенные к земле, пещеры пустынников-молитвенников за весь род человеческий, благолепные обители, строгий уклад монастырской жизни, сама природа святой Горы, как писал святитель Иоанн Златоуст: «Горячая любовь к Тебе и горячее желание Тебя, Господи, охватили этих ангелов. И еще большие возгорелись в них желание и любовь. Ибо не может возжечь так слово, как созерцание дел». Озаренный искрой той Божественной любви, послушник Георгий принимает решение остаться на Афоне в русской Свято-Ильинской обители, куда он и был принят после определенного испытания. Здесь спустя несколько лет будущий преподобный отец принимает монашеский постриг с именем Гавриил, в честь Архистратига Божия Гавриила, небесного посланника, благовестившего великую радость Пресвятой Богородице. Само имя Гавриил означает «сила Божия». Тезоименитый Архангелу преподобный Гавриил стяжал в своем житии ту Божественную силу, которая совершается в немощи, неся болезни и труды, исполняя послушания, возложенные на него священноначалием Афонского Ильинского скита. А в последствии неся благодатное иго его наместника.

Наверное, можно сказать так, что этот святой отец по воле Божией прибыл на Святую Гору для того, чтобы она стала ближе для русских людей, живших тогда в одной, единой Родине. Преподобный Гавриил имел особое послушание - до своего назначения наместником Свято-Ильниского скита он был экономом на принадлежащем скиту парусном судне, отходящем ежегодно в Россию для доставки всего необходимого для жизни в Ильинском скиту. Монашеский бриг «Святой Пророк Илия» совершал рейсы между Афоном, Константинополем, Одессой и Мариуполем, где загружался зерном, мукой, волжской рыбой и прочими продуктами. Капитаном корабля был иеромонах, команда состояла из монахов и послушников — уроженцев Херсонской, Курской и других губерний, а мачты были увенчаны золотистыми крестами. Вахта на судне чередовалась с уставным богослужением в палубном храме.

Так доставлялись грузы на Святую Гору на бриге «Святой Пророк Илия»

На этом же судне в Одессу преподобный привозит и краеугольные камни со Святой Горы, на которых в рекордные сроки - всего за три года - были возведены знаменитые одесские афонские подворья: Свято-Андреевское, Свято-Пателеимоновское и, конечно же, Свято-Ильинское. И Одессу стали называть воротами на Святую Гору и Святую Землю. Здесь паломники, прибывающие со всей России, получали кров и пищу, им помогали оформлять необходимые документы и наконец отправляли на судах на Святую Землю или на Афон.

Одесский Свято-Ильинский мужской монастырь

Однако средств для содержания Афонской Свято-Ильинской обители по-прежнему не доставало. И теперь уже наместник, архимандрит Гавриил получает Высочайшее разрешение на сбор пожертвований на всей территории Российской Империи. Для этого он привозит со Святой Горы величайшие святыни: частицу Животворящего Креста Господня, чудотворную икону Пресвятой Богородицы «Млекопитательница» с частицами ризы Христовой и хитона Пресвятой Богородицы, а также левую стопу от мощей святого апостола Андрея Первозванного. И средства были собраны, но их все еще не было достаточно для сооружения нового собора.

Святыни, привезенные преподобным Гавриилом в Россию

И в 1901 году, несмотря на болезнь, преподобный Гавриил вновь отправляется в плавание к российским берегам. Посетив подворья в Константинополе, Одессе и Таганроге, архимандрит Гавриил в октябре прибыл в Новониколаевск. 14 октября после Божественной Литургии он почувствовал недомогание. На другой день здоровье ухудшилось. 18 октября причастился святых Христовых Тайн, а 19 октября преподобный отошел ко Господу в Его вечные обители, куда всю земную жизнь так стремилась его душа.

«Подвигом добрым подвизался, течение совершил, веру сохранил, а теперь готовится мне венец правды, который дает мне Господь, Праведный Судия, в день оный» (2 Тим. 4, 7-8). Эти слова святого апостола Павла в полной мере приложимы к преподобному отцу Гавриилу. Честные останки его были перенесены в Одессу и 2 ноября погребены в склепе Свято-Ильинского храма, с особой любовью сооруженного преподобным, как точную копию Афонского скитского храма. А святыни, привезенные этим угодником Божиим, остались в Одессе. И никакие политические потрясения - революции, войны, оккупация, всевозможные гонения на Церковь - не отобрали их у благодарной одесской паствы преподобного Гавриила.

«Не может укрыться город, стоящий на верху горы», - говорит святой апостол и евангелист Матфей (5, 18). Всемилостивый Господь не оставляет род человеческий, но печется о нем и спасает от зла и гибели через Своих избранников — угодников Божиих, открывая их затворы и места погребения. Так был обретен и тот самый склеп, в котором захоронили честные останки преподобного отца, неутомимого труженика, усердного храмостроителя Гавриила Афонского.

Так выглядело место захоронения преподобного Гавриила

И так как практически сразу же после обретения святые мощи начали излучать различные чудеса и исцеления, преподобный Гавриил Афонский именуется Одесским чудотворцем. Так же как и святыни, привезенные им, честные останки сохранились, несмотря на все перемены в нашем обществе и стране, а также этой обители. Отметим только, что в безбожные годы храм этого разоренного монастыря был одним из немногих действующих в Одессе, его закрывали, разоряли, вновь открывали при румыно-фашистских оккупантах и вновь закрывали. Сегодня по милости Божией и молитвам преподобного Гавриила монастырь восстановлен и по-прежнему несет свое послушание в мире суеты и скорбей его Свято-Ильинский храм.

Рака с мощами преподобного Гавриила Афонского

Рака с мощами преподобного расположена в северном приделе, освященного в честь Архистратига Божия Гавриила. Постоянно к ней приходят богомольцы и получают просимое по вере своей и молитве ко Господу и Его преподобному угоднику. Каждый четверг ранним утром здесь совершается акафистное пение преподобному Гавриилу Афонскому Одесскому чудотворцу. А в бывшем подвале, где некогда располагался склеп, теперь обустраивается нижний храм.

Преподобне отче наш Гаврииле, моли Бога о нас!

(8.01.1849, Киевская губ.- 19.10.1901, ст-ца Новониколаевская Таганрогского окр. обл. Войска Донского), прп. (пам. 9 (22) июля), архим., настоятель Ильинского скита на Афоне. Род. в бедной семье, крещен во имя прп. Георгия Хозевита. В 12 лет лишился родителей, жил на попечении дальних родственников, окончил сельскую школу. Во время тяжкой болезни дал обет послужить Господу.

В 60-х гг. XIX в. паломничал по мон-рям Киевской губ., поступил послушником в скит Феофания, приписанный к Златоверхому киевскому мон-рю , стал учеником игум. Вонифатия (Виноградского) . В 1867-1868 гг. совершил паломничество на Св. землю и Афон и поступил послушником в скит прор. Илии. В 1869 г. пострижен в монашество с именем в честь арх. Гавриила. В 1874 г. рукоположен в сан иеродиакона, в 1876 г.- иеромонаха. С 1876 г. служил экономом монастырского корабля, с 1878 г.- казначеем скита, настоятелем подворья скита в К-поле. В 1891 г. К-польским патриархом Иоакимом III возведен в сан архимандрита. Г. А. удалось разрешить конфликт с кириархиальным мон-рем Пантократор, что позволило продолжить строительство скита. Получив разрешение на сбор средств в России, в 1893-1901 гг. побывал во мн. рус. городах со святынями Ильинского скита: иконой «Млекопитательница» (XVII в.), частицей древа Животворящего Креста Господня и левой стопой от мощей ап. Андрея Первозванного. По инициативе Г. А. в 1894-1896 гг. в Одессе для паломников было построено подворье скита с храмом и колокольней. Часть камней для строительства Г. А. привез с Афона на корабле «Св. пророк Илия». 22 дек. 1896 г. Г. А. вместе с архиеп. Херсонским Иустином (Охотиным) освятил главный придел церкви в честь иконы Божией Матери «Млекопитательница», 23 дек.- правый придел во имя прор. Илии, 28 дек.- левый придел во имя арх. Гавриила. По обеим сторонам храма были построены 3-этажные флигели для братии подворья и для паломников, отправлявшихся на Афонскую гору и в Иерусалим. В 1894 г. заложил, а в 1898 г. построил общежительный корпус в Ильинском скиту на Афоне. Им были построены 2 цистерны для запаса воды и новые стены для виноградников. Построены подворья скита в Таганроге и ст-це Новониколаевской. В 1899 г. начал перестройку скитского собора с фундамента и подвальной части. 16 июля 1900 г. вместе с еп. Волоколамским Арсением (Стадницким) Г. А. сослужил К-польскому патриарху Иоакиму III при освящении собора Андрея апостола скита на Афоне.

В 1901 г., несмотря на плохое состояние здоровья, отправился в поездку по российским подворьям Ильинского скита в Одессу, Таганрог, ст-цу Николаевскую. Перед отъездом с Афона Г. А., предчувствуя близкую кончину, завещал братии: «Мир мой оставлю вам, мир мой даю вам... Если будем жить в духе истинных иноков... то и сердобольные наши благотворители... не имут оставить нас своими щедрыми вспомоществованиями, чем и обитель наша существует». Он был похоронен в склепе храма одесского подворья. 22 июля 1994 г. по благословению митр. Одесского и Измаильского Агафангела (Саввина) клирики храма открыли нетленные мощи подвижника. В последующие дни от святыни совершилось неск. исцелений. В 1994 г. Свящ. Синодом УПЦ Г. А. был канонизирован, рака с его мощами установлена в соборе бывш. подворья, к-рое в 1995 г. обращено в одесский во имя святого Илии пророка муж. мон-рь . Составлены тропарь, молитва и акафист святому. Ежедневное монастырское богослужение начинается с братского молебна у мощей подвижника. Частица от гроба, в к-ром были обретены мощи Г. А., хранится в соборе св. Александра Невского в Мелитополе.

Лит.: Ващенко Вс . Скит св. прор. Ильи // Правосл. путь. Джорд., 1961. С. 167-168; он же . Святоименный Афон. Штутгарт, 1962. С. 34-36; Канонизация одесских святых. Од., 1995. С. 5-51; Басин И . Канонизация святых в Украинской Правосл. Церкви Московского Патриархата, 1993-1996 гг. // Вестн. РХД. 1997. Т. 176. № 2/3. С. 222-223; Житие // Рус. паломник. 2001. № 23. С. 5-13; Жития Одесских святых. М., 2002.С. 238-256.

П. В. Троицкий

Гавриил Афонский (8 (20) января (18490120 ) , Киевская губерния - 19 октября (1 ноября) , станица Новониколаевская (ныне г.Новоазовск), Таганрогский округ области Войска Донского) - православный подвижник , архимандрит , настоятель афонского Ильинского скита . Местночтимый святой Украинской православной церкви Московского патриархата (канонизирован в 1994 году).

Биография

В 1867-1868 годах совершил паломничество в Иерусалим , а затем на Афон , где остался, вступив в братию Ильинского скита . В 1869 году принял монашеский постриг с именем Гавриил (в честь Архистратига Гавриила) .

Весной 1876 года был назначен экономом на принадлежащем скиту парусном судне «Святой пророк Илия», совершавшем регулярные рейсы из Афона в Константинополь , Одессу , Мариуполь и некоторые другие российские порты для материального снабжения скита (команда состояла из монахов и послушников, капитаном был иеромонах). Во время Русско-турецкой войны 1877-78 годов находился с судном в Таганроге и Ростове-на-Дону . В 1878 году после заключения Сан-Стефанского мира возвратился в Свято-Ильинский скит на Афон. Исполнял в обители послушания казначея и эконома .

В 1887 году принял управление Свято-Ильинским скитом после переселения его прежнего настоятеля иеросхимонаха Товии в Ахтырский монастырь . В 1891 году был возведен в сан архимандрита патриархом Константинопольским Иоакимом III .

Активно способствовал благоустройству Свято-Ильинского скита. Успешно урегулировал имущественный конфликт обители с кириархиальным монастырем Пантократора , что позволило продолжить расширение скита, в том числе закладку на его территории собора . Для финансирования строительства по ходатайству Гавриила скиту был разрешен сбор подаяний по всей Российской Империи . Организация сбора средств была налажена в 1893 году в ходе поездки архимандрита в Россию со святынями Свято-Ильинского скита .

По инициативе Гавриила в 1894-1896 годах в Одессе было построено Ильинское подворье с трехпрестольным храмом в византийском стиле и обширными помещениями для пребывания российских паломников, направляющихся на Афон и в Иерусалим. Часть камней для строительства храма была привезена архимандритом с Афона на корабле «Святой пророк Илия». Храм был освящен в декабре 1896 года совместно Гавриилом и архиепископом Херсонским и Одесским Иустином (Охотиным) (главный придел - во имя иконы Божией Матери «Млекопитательницы» , правый придел - во имя святого пророка Божия Илии, левый - во имя Архистратига Гавриила) .

В 1894-1898 годах по указанию Гавриила в Святоильинском скиту был построен общежительный корпус, в 1899 году начато сооружение нового собора (при жизни архимандрита была завершена только постройка фундамента и подвальной части храма) .

В 1901 году отправился в Россию для посещения подворий Свято-Ильинского скита в Одессе, Таганроге и станице Новониколаевской . В середине октября во время пребывания в Новониколаевской состояние здоровья Гавриила резко ухудшилось и 19 октября он скончался (причастие состоялось накануне, 18 октября). Тело архимандрита было перевезено в Одессу, где 2 ноября было погребено в склепе храма Святоильинского подворья .

Мир мой оставлю вам, мир мой даю вам… Если будем жить в духе истинных иноков… то и сердобольные наши благотворители… не имут оставить нас своими щедрыми вспомоществованиями, чем и обитель наша существует…

Архимандрит Гавриил Афонский, 1901 год

22 июля 1994 года по благословению митрополита Одесского и Измаильского Агафангела (Саввина) клирики Свято-Ильинского монастыря Одессы торжественно открыли захоронение архимандрита Гавриила и обрели его мощи . Указом Священного Синода УПЦ он был канонизирован, рака с его мощами установлена в соборе Ильинского подворья (в 1995 году было преобразовано в Одесский Ильинский мужской монастырь). Были составлены тропарь , молитва и акафист святому . 23 октября 2011 года состоялось освящение нижнего храма Свято-Ильинского мужского монастыря Одессы в честь святых преподобных Паисия Величковского и Гавриила. Освящение возглавил Высокопреосвященнейший Агафангел, митрополит Одесский и Измаильский . По окончании Божественной Литургии произошло чудо исцеления бесноватой женщины у мощей Гавриила Афонского, свидетелями чего были все находящиеся в храме.

Напишите отзыв о статье "Гавриил Афонский"

Примечания

Литература

  1. Ващенко Вс. Скит св. прор. Ильи // Правосл. путь. Джорд., 1961. С. 167-168; он же. Святоименный Афон. Штутгарт, 1962. С. 34-36;
  2. Канонизация одесских святых. Од., 1995. С. 5-51;
  3. Басин И. Канонизация святых в Украинской Правосл. Церкви Московского Патриархата, 1993-1996 гг. // Вестн. РХД. 1997. Т. 176. № 2/3. С. 222-223;
  4. Жития Одесских святых. М., 2002.С. 238-256.

Ссылки

  • // Православная энциклопедия
  • // Православие.Ru

Отрывок, характеризующий Гавриил Афонский

– Ну, что, казак мой? (Марья Дмитриевна казаком называла Наташу) – говорила она, лаская рукой Наташу, подходившую к ее руке без страха и весело. – Знаю, что зелье девка, а люблю.
Она достала из огромного ридикюля яхонтовые сережки грушками и, отдав их именинно сиявшей и разрумянившейся Наташе, тотчас же отвернулась от нее и обратилась к Пьеру.
– Э, э! любезный! поди ка сюда, – сказала она притворно тихим и тонким голосом. – Поди ка, любезный…
И она грозно засучила рукава еще выше.
Пьер подошел, наивно глядя на нее через очки.
– Подойди, подойди, любезный! Я и отцу то твоему правду одна говорила, когда он в случае был, а тебе то и Бог велит.
Она помолчала. Все молчали, ожидая того, что будет, и чувствуя, что было только предисловие.
– Хорош, нечего сказать! хорош мальчик!… Отец на одре лежит, а он забавляется, квартального на медведя верхом сажает. Стыдно, батюшка, стыдно! Лучше бы на войну шел.
Она отвернулась и подала руку графу, который едва удерживался от смеха.
– Ну, что ж, к столу, я чай, пора? – сказала Марья Дмитриевна.
Впереди пошел граф с Марьей Дмитриевной; потом графиня, которую повел гусарский полковник, нужный человек, с которым Николай должен был догонять полк. Анна Михайловна – с Шиншиным. Берг подал руку Вере. Улыбающаяся Жюли Карагина пошла с Николаем к столу. За ними шли еще другие пары, протянувшиеся по всей зале, и сзади всех по одиночке дети, гувернеры и гувернантки. Официанты зашевелились, стулья загремели, на хорах заиграла музыка, и гости разместились. Звуки домашней музыки графа заменились звуками ножей и вилок, говора гостей, тихих шагов официантов.
На одном конце стола во главе сидела графиня. Справа Марья Дмитриевна, слева Анна Михайловна и другие гостьи. На другом конце сидел граф, слева гусарский полковник, справа Шиншин и другие гости мужского пола. С одной стороны длинного стола молодежь постарше: Вера рядом с Бергом, Пьер рядом с Борисом; с другой стороны – дети, гувернеры и гувернантки. Граф из за хрусталя, бутылок и ваз с фруктами поглядывал на жену и ее высокий чепец с голубыми лентами и усердно подливал вина своим соседям, не забывая и себя. Графиня так же, из за ананасов, не забывая обязанности хозяйки, кидала значительные взгляды на мужа, которого лысина и лицо, казалось ей, своею краснотой резче отличались от седых волос. На дамском конце шло равномерное лепетанье; на мужском всё громче и громче слышались голоса, особенно гусарского полковника, который так много ел и пил, всё более и более краснея, что граф уже ставил его в пример другим гостям. Берг с нежной улыбкой говорил с Верой о том, что любовь есть чувство не земное, а небесное. Борис называл новому своему приятелю Пьеру бывших за столом гостей и переглядывался с Наташей, сидевшей против него. Пьер мало говорил, оглядывал новые лица и много ел. Начиная от двух супов, из которых он выбрал a la tortue, [черепаховый,] и кулебяки и до рябчиков он не пропускал ни одного блюда и ни одного вина, которое дворецкий в завернутой салфеткою бутылке таинственно высовывал из за плеча соседа, приговаривая или «дрей мадера», или «венгерское», или «рейнвейн». Он подставлял первую попавшуюся из четырех хрустальных, с вензелем графа, рюмок, стоявших перед каждым прибором, и пил с удовольствием, всё с более и более приятным видом поглядывая на гостей. Наташа, сидевшая против него, глядела на Бориса, как глядят девочки тринадцати лет на мальчика, с которым они в первый раз только что поцеловались и в которого они влюблены. Этот самый взгляд ее иногда обращался на Пьера, и ему под взглядом этой смешной, оживленной девочки хотелось смеяться самому, не зная чему.
Николай сидел далеко от Сони, подле Жюли Карагиной, и опять с той же невольной улыбкой что то говорил с ней. Соня улыбалась парадно, но, видимо, мучилась ревностью: то бледнела, то краснела и всеми силами прислушивалась к тому, что говорили между собою Николай и Жюли. Гувернантка беспокойно оглядывалась, как бы приготавливаясь к отпору, ежели бы кто вздумал обидеть детей. Гувернер немец старался запомнить вое роды кушаний, десертов и вин с тем, чтобы описать всё подробно в письме к домашним в Германию, и весьма обижался тем, что дворецкий, с завернутою в салфетку бутылкой, обносил его. Немец хмурился, старался показать вид, что он и не желал получить этого вина, но обижался потому, что никто не хотел понять, что вино нужно было ему не для того, чтобы утолить жажду, не из жадности, а из добросовестной любознательности.

На мужском конце стола разговор всё более и более оживлялся. Полковник рассказал, что манифест об объявлении войны уже вышел в Петербурге и что экземпляр, который он сам видел, доставлен ныне курьером главнокомандующему.
– И зачем нас нелегкая несет воевать с Бонапартом? – сказал Шиншин. – II a deja rabattu le caquet a l"Autriche. Je crains, que cette fois ce ne soit notre tour. [Он уже сбил спесь с Австрии. Боюсь, не пришел бы теперь наш черед.]
Полковник был плотный, высокий и сангвинический немец, очевидно, служака и патриот. Он обиделся словами Шиншина.
– А затэ м, мы лосты вый государ, – сказал он, выговаривая э вместо е и ъ вместо ь. – Затэм, что импэ ратор это знаэ т. Он в манифэ стэ сказал, что нэ можэ т смотрэт равнодушно на опасности, угрожающие России, и что бэ зопасност империи, достоинство ее и святост союзов, – сказал он, почему то особенно налегая на слово «союзов», как будто в этом была вся сущность дела.
И с свойственною ему непогрешимою, официальною памятью он повторил вступительные слова манифеста… «и желание, единственную и непременную цель государя составляющее: водворить в Европе на прочных основаниях мир – решили его двинуть ныне часть войска за границу и сделать к достижению „намерения сего новые усилия“.
– Вот зачэм, мы лосты вый государ, – заключил он, назидательно выпивая стакан вина и оглядываясь на графа за поощрением.
– Connaissez vous le proverbe: [Знаете пословицу:] «Ерема, Ерема, сидел бы ты дома, точил бы свои веретена», – сказал Шиншин, морщась и улыбаясь. – Cela nous convient a merveille. [Это нам кстати.] Уж на что Суворова – и того расколотили, a plate couture, [на голову,] а где y нас Суворовы теперь? Je vous demande un peu, [Спрашиваю я вас,] – беспрестанно перескакивая с русского на французский язык, говорил он.
– Мы должны и драться до послэ днэ капли кров, – сказал полковник, ударяя по столу, – и умэ р р рэ т за своэ го импэ ратора, и тогда всэ й будэ т хорошо. А рассуждать как мо о ожно (он особенно вытянул голос на слове «можно»), как мо о ожно менше, – докончил он, опять обращаясь к графу. – Так старые гусары судим, вот и всё. А вы как судитэ, молодой человек и молодой гусар? – прибавил он, обращаясь к Николаю, который, услыхав, что дело шло о войне, оставил свою собеседницу и во все глаза смотрел и всеми ушами слушал полковника.
– Совершенно с вами согласен, – отвечал Николай, весь вспыхнув, вертя тарелку и переставляя стаканы с таким решительным и отчаянным видом, как будто в настоящую минуту он подвергался великой опасности, – я убежден, что русские должны умирать или побеждать, – сказал он, сам чувствуя так же, как и другие, после того как слово уже было сказано, что оно было слишком восторженно и напыщенно для настоящего случая и потому неловко.
– C"est bien beau ce que vous venez de dire, [Прекрасно! прекрасно то, что вы сказали,] – сказала сидевшая подле него Жюли, вздыхая. Соня задрожала вся и покраснела до ушей, за ушами и до шеи и плеч, в то время как Николай говорил. Пьер прислушался к речам полковника и одобрительно закивал головой.
– Вот это славно, – сказал он.
– Настоящэ й гусар, молодой человэк, – крикнул полковник, ударив опять по столу.
– О чем вы там шумите? – вдруг послышался через стол басистый голос Марьи Дмитриевны. – Что ты по столу стучишь? – обратилась она к гусару, – на кого ты горячишься? верно, думаешь, что тут французы перед тобой?

Сколько у Бога верных последователей, усердных тружеников в великом деле домостроительства спасения рода человеческого, сколько уже прославленных на небесах и еще безвестных миру! Угодно было дивному во святых Своих Богу прославить одного из таких тружеников на ниве Христовой, преподобного Гавриила Афонского, явлением нетленных мощей его в Свято-Ильинском соборе града Одессы 9 (22) июля 1994 года.

Преподобный и богоносный отец наш Гавриил родился 8 января 1849 года в Киевской губернии, в семье небогатых родителей. День его рождения совпал с днем церковной памяти преподобного Георгия Хозевита, и в крещении младенец был наречен Георгием. По всей видимости, первоначальное христианское воспитание Георгий получил от своих родителей. На двенадцатом году жизни отрок осиротел. При помощи воспитательниц он получил образование в сельской школе, особенно показав свое прилежание в изучении Слова Божия. Он быстро постигал церковную грамоту, любил читать Священное Писание, духовно-назидательные книги, обнаруживая при этом светлый ум и ясную память, украшая себя добродетелями. Юношей, во время тяжелой болезни, он дал обет посетить по выздоровлении святые места Киевской земли, что и исполнил в скором времени. Посещение лаврских святынь и других монастырей произвело на него глубокое впечатление. Георгий своими глазами увидел места подвигов преподобных отцов, о которых много слышал и читал, и с благоговением лобызал нетленные мощи подвижников святой Руси, прося их молитв.

В душе благочестивого юноши зародилось желание следовать по стопам преподобных, подражать их подвигам, подобно им отречься от мира и посвятить жизнь иноческому деланию. Пробыв некоторое время на родине, он вторично отправляется в Киев и просит братию Феофановской пустыни принять его в число насельников обители. С любовью Георгий был принят послушником и отдан в научение монашеской жизни смиренномудрому отцу Вонифатию. Подражая старцам пустыни, юный послушник ходил в храм, выстаивал длинные монастырские службы до конца, любил молитву, старательно нес возлагаемые на него послушания.

В 1867 году представился благоприятный случай посетить Иерусалим и Афон. Получив старческое благословение, послушник Георгий отправляется в Иерусалим, где поклоняется Живоносному Гробу Господню и другим святыням, а на следующий год прибывает на Афонскую гору.

И вот перед ним открылся Афон - удел Богоматери с его святынями, чудотворными иконами и строгим монашеским житием, остров молитвы и духовной жизни, тысячелетнее монашеское царство, служащее Творцу веков денно и нощно. Георгий с изумлением взирает на обитателей Афона - святых отцов и преподобных пустынников, монахов, живущих не в искаженном грехом мире, но в мире преображенном, где, очистившись от страстей, подвижник созерцает Бога. Георгий воочию убеждается, что афонские монахи - это мученики Христовы, «в чувствах удалившиеся от мира и в мыслях умершие для мира», которые поистине проходят все блаженства Господни, которые горячо возлюбили тройную нищету: материальную, духовную и телесную. Ибо обнищав духом, они обогащаются; став кроткими, наследуют землю; плача, утешаются; жаждая правды, насыщаются; умилосердившись, будут помилованы; очистив сердце, узрят Невидимого; стяжав душевный мир, нарекутся сынами Божиими.

Безмолвный вид монахов с лицами, обращенными к земле, пещеры пустынников-молитвенников за род человеческий, благолепные обители, строгий уклад монастырской жизни, сама природа святой Горы произвели на послушника Георгия неотразимое впечатление. «Горячая любовь к Тебе и горячее желание Тебя, Господи, охватили этих ангелов, - говорит святитель Иоанн Златоуст, - и еще большие возгорелись в них желание и любовь. Ибо не может возжечь так слово, как созерцание дел». Георгий увидел добродетельную, истинно монашескую, подвижническую жизнь насельников святой Горы. Сердце его распалилось огнем Божественной любви. До конца отвергнув все мирское, он остается на Афоне и там посвящает себя служению Богу.

Более других русских обителей ему понравился скит святого пророка Божия Илии, братия которого проводили строгую иноческую жизнь. Настоятель отец Паисий П., любвеобильный и незлобливый старец, подверг молодого послушника обычному испытанию, ибо он принимал в скит с разбором и не раньше, как вполне убеждался в горячем желании брата стать истинным иноком. Архимандрит Паисий и братия полюбили Георгия, который добросовестно и с радостью нес различные послушания в обители, отличался кротостью и смирение. Юноша возлюбил ночное скитское богослужение, святую молитву, возводящую к Господу, уединение и безмолвие. Возрастало его стремление к иноческой жизни.

Как испытанный послушник, в 1869 году он принял пострижение в монашество с именем Гавриил, в честь Архистратига Гавриила, небесного посланника, благовестившего радость велию Пресвятой Богородице. Имя «Гавриил» означает «сила Божия». Тезоименитый Архангелу, преподобный Гавриил стяжал в своем житии ту Божественную силу, которую совершал в немощи, неся болезни и труды, исполняя послушания, возложенные на него священноначалием Ильинского скита. Решительно оставив мир с его страстями и соблазнами, святой муж в глубокой вере взыскал Града небесного, сердцем, душой и всем помышлением принадлежа ему. Подражая в трудах и молитвах преподобным отцам Афонским, молодой монах Гавриил становится мужем духовной зрелости. Преуспевая в подвигах, в 1874 году он был рукоположен в иеродиакона, а в 1876 году - во иеромонаха, облагодатствован «велиею честию священства», призван «священнодействовати за люди» и «о своих гресех и о людских неведениих приносити жертву правды». Иеромонах Гавриил старается все силы употребить на то, чтобы жить свято и угождать благодеющему Господу, пребывать в молитве, ум и сердце держать в чистоте.

В постоянных трудах и послушании, при бдительном руководстве старца отец Гавриил преуспевал во внутренней духовной жизни. Внимая себе, он ясно научился видеть, что сам человек - ничто, и в борьбе с собою, своими греховными страстями и пороками он бывает победителем лишь настолько, насколько смиряет себя и призывает в помощь Господа. Озаренный благодатью Божией дух его устремляется к соединению со Сладчайшим Иисусом. В подвижнической жизни отца Гавриила постоянно встречались скорби и искушения, но он все переносил со смирением и терпением, возводя ум свой горе и твердо веруя в помощь Божию и предстательство Пресвятой Девы. «Монах есть бездна смирения, в которую он низринул и в которой потопил всякого злого духа», - учит преподобный Иоанн Лествичник. Ухищрения и козни бесовские Гавриил побеждал смирением, послушанием, молитвой и постом. Все более и более утверждался он в спасительности монашества и возлюбил его всем сердцем.

Весной 1876 года отец Гавриил был назначен экономом на принадлежащее скиту парусное судно, отходящее ежегодно в Россию ради доставки всего необходимого для жизни в Ильинском скиту. Монашеский бриг «Св. Пророк Илия» совершал рейсы между Афоном, Константинополем, Одессой и Мариуполем, где загружался зерном, мукой, волжской рыбой и прочей снедью. Капитаном корабля был иеромонах, а команда состояла из монахов и послушников - уроженцев Херсонской, Курской и других губерний. Вахта на судне чередовалась с уставным богослужением в палубном храме. Во время русско-турецкой войны эконом иеромонах Гавриил со своим судном находился в Таганроге и в Ростове-на-Дону, а в 1878 году после заключения мира с Турцией возвратился на Афон.

В обители на отца Гавриила возлагались важные послушания казначея, эконома, а также настоятеля Ильинского подворья в Константинополе. Дел по хозяйству было так много, что впору лишь добраться до келий, хоть немного дать отдыха и покоя своему усталому телу, а затем идти на богослужение и снова браться за свои хлопоты для скита. Занимаясь послушаниями по благоустройству скита, отец Гавриил не переставал жить напряженной духовной жизнью. Непрестанная молитва, духовная мудрость, отеческое обращение с братией, сердечная приветливость с посторонними людьми, хозяйственная практичность - все эти качества удивительно сочетались в нем.

После переселения в 1887 году настоятеля скита иеросхимонаха Товии в Ахтырский монастырь Богу угодно было вверить отцу Гавриилу управление Свято-Ильинским скитом. В 1891 году Константинопольским патриархом Иоакимом III иеромонах Гавриил был возведен в сан архимандрита. Новый настоятель, имея от Бога высокие духовные дарования, искусно управлял жизнью обители. Он учил братию необходимости строгого соблюдения монастырского устава, внутреннего совершенствования. Под влиянием его отеческих наставлений некоторые иноки, кроме исполнения трех обычных монашеских обетов - нестяжания, целомудрия и послушания, брали на себя еще дополнительные обеты, направленные на укрепление духовной воли, возвышение христианского духа. Об отце Гаврииле с братией можно было вполне сказать словами Златоуста: «Монахи - лики ангелов в человеческой плоти; жизнь у них трудная и несносная, но сладостнее и вожделеннее мирской, их уста исполнены благоухания, в их обителях тишина и безмолвие. Они соблюдают строгий пост и встают до рассвета, подвизаясь в благодарениях Богу, молитве и псалмопении. Находясь как бы в пристани, они ведут жизнь, огражденную от всякого волнения. Они воспевают раньше птиц. побеждают страсти легче мирян. Монашескую жизнь нужно ублажать больше, чем царскую. Молитва для монаха что для зверолова меч, смерть для монаха беспечальна, монах врачует страдания других, его подвиг велик. Хотя монахи пребывают в бедности, однако являются обладателями духовных сокровищ во всей вселенной, монахи святы по жизни и вере...»

Много потрудился архимандрит Гавриил для благоустройства и процветания обители, как внутреннего, так и внешнего Со времени закладки в скиту нового храма великой княгиней Александрой Петровной, в монашестве схимонахиней Анастасией, которая прислала первый камень с надписью в основание собора, произошло сильное противостояние греков против русских монахов на Афоне вообще, и против Ильинского скита в частности. Преподобному Гавриилу, как истинном миротворцу, стяжавшему благодатный мир Божий, удалось миром окончить конфликт в пользу Ильинского скита.

Впереди предстояла постройка нового собора, но средств не хватало. По ходатайству настоятеля скита архимандрита Гавриила, по высочайшему соизволению и с благословения Святейшего Синода русскому скиту святого пророка Илии был разрешен сбор подаяний по всей Российской Империи. В конце 1893 года архимандрит Гавриил в сопровождении братии прибыл в Россию со святынями Ильинского скита: чудотворной иконой Божией Матери «Млекопитательницы», частью древа Животворящего Креста Господня и левой стопой от мощей апостола Андрея Первозванного. По благословен митрополитов Палладия Санкт-Петербургского и Сергия Московского, архиепископов и епископов разных губерний России эти святыни были поставлены в храмах столиц и других городов для поклонения благочестивых христиан и сбора посильных пожертвований.

Поспешением Божиим добрые люди откликнулись на святое дело и своими приношениями дали возможность начать в скиту новые постройки. Святость жизни отца Гавриила, его духовная сила привлекали к нему иноков и мирян. Появились материальные средства, необходимые для скита.

Имея попечение о братии, заботясь о благолепии Афонского Ильинского скита, преподобный не забывал проявлять заботу о российских паломниках, отправлявшихся из отечества в святую Землю и на Афон. Для этого он в 1894-1896 гг. в городе Одессе построил великолепный трехпрестольный храм в византийском стиле на Ильинском подворье. 22 декабря 1896 года архиепископом Херсонским и Одесским Иустином был освящен главный придел во имя Божией Матери «Млекопитательницы». 23 декабря был освящен правый придел во имя святого пророка Божия Илии, а 28 декабря левый, во имя Архистратига Гавриила. Были также построены помещения со всеми удобствами для паломников.

В 1894 году архимандрит Гавриил заложил в Ильинском скиту на Афоне новый общежительный корпус, постройка которого была окончена в 1898 году. В следующем году он приступил к сооружению нового собора. Ему удалось завершить постройку фундамента и подвальной части храма. Заботы звали его в дорогу, и в 1901 году, несмотря на слабое здоровье, архимандрит Гавриил был вынужден отправиться в Россию на скитские подворья в Одессе, Таганроге и Новониколаевске для распоряжений по хозяйству и назидания братии.

Годы протекали за годами, и много потрудившийся старец приближался к концу своего земного поприща. Светильник жизни стал видимо угасать в нем. Перед отъездом из Афона старец Гавриил, предчувствуя близкую кончину, обратился к братии с прощальными словами: «Мир мой оставлю вам, мир мой даю вам... Если будем жить в духе истинных иноков, если будем носить друг друга тяготы, если будем иметь между собой тот мир, который заповедал нам Иисус Христос, то и сердобольные наши благотворители - истинные чада святой Православной Церкви, молитвенно незабвенные сыны возлюбленного нашего отечества - святой России не имут оставить нас своими щедрыми вспомоществованиями, чем и обитель наша существует, по милости Царицы Небесной».

Посетив по пути подворья в Константинополе, Одессе и Таганроге, архимандрит Гавриил в октябре прибыл в Новониколаевск. 14 октября после Божественной литургии он почувствовал недомогание. На другой день здоровье ухудшилось. 18 октября он причастился святых Христовых Тайн, а 19 октября отошел в вечную жизнь, туда, куда всегда были устремлены все его мысли и пожелания.

«Честна пред Господем смерть преподобных Его» (Пс. 115, 6). Эти слова исполнились над преподобным Гавриилом, которого Господь сподобил благочестно преставиться после подвигов пастырства и храмостроительства. Телесная смерть для праведника - это не страх и ужас, а врата в небесные чертоги, уготованные Христом верным Своим последователям. Пронеся благое иго в земном житии в терпении и надежде, святой угодник мог твердо сказать: «Подвигом добрым подвизался, течение совершил, веру сохранил, а теперь готовится мне венец правды, который дает мне Господь, Праведный Судия, в день оный» (2 Тим. 4, 7-8). Честные останки старца были перенесены в Одессу и 2 ноября погребены в склепе подворского храма.

«Не может укрыться город, стоящий на верху горы» (Мф. 5, 18). Всемилостивый Господь не оставляет род человеческий по Своей любви к Нему, но печется о нем и спасает его от зла и гибели через Своих избранников - угодников Божиих, открывая их затворы и места погребения.

Клирики Свято-Ильинского собора города Одессы иногда слышали в подвальном помещении храма необъяснимые стуки. По свидетельству старых прихожан, по благочестивому местному преданию было известно, что внизу храма под спудом почивают мощи его строителя. По благословению высокопреосвященнейшего митрополита Одесского и Измаильского Агафангела духовенство храма решило обследовать предполагаемое место захоронения, которое находится под крестильным помещением. Это происходило в пятницу 9 (22) июля 1994 года. Знамением обретения святых мощей было следующее событие. В этот день привели в храм юношу лет девятнадцати, одержимого злым духом. Как гадаринский бесноватый, он кричал и бился в руках родителей. С трудом удалось завести его в крестильное помещение, чтобы совершить молитву, во время которой он без чувств распростерся на полу. После того, как его окропили святой водой, юноша, на удивление родных, поднялся и с сильно утомленным видом, но в нормальном состоянии, вышел из крестильного помещения. Это явственно говорило о том, что дух злобы, вышедший из юноши, не мог находиться вблизи того места, где покоились мощи святого.

Вечером священники и работники храма, обследовав стены помещения и разобрав перегородки, обнаружили в нише гроб, покрытый мантией. При этом присутствующие почувствовали как бы веяние свежего воздуха. Так были обретены мощи старца архимандрита Гавриила. Честные мощи были положены в храме в гробнице.

Исцеления от мощей были отмечены уже в первые дни. Так, 13 (26) июля, на престольный праздник Архистратига Гавриила, получила значительное облегчение во время молитвы у обретенных мощей тяжелоболящая, одержимая злым духом раба Божия Н.

14 (27) июля во время вечернего богослужения и молитвы у мощей получил совершенное исцеление больной ноги инвалид второй группы З-й. Он покинул храм, не хромая и не опираясь на палку.

16 (29) июля в собор принесли на носилках расслабленного. Находясь вблизи мощей, больной почувствовал, что его покрыл яркий свет, и получил облегчение в страдании.

С детских лет страдает спастическим параличом (задета центральная нервная система (болезнь Литля) раба Божия А-ко, испытывая мучительные боли. После неоднократных посещений Свято-Ильинского собора и молитв у мощей преподобного Гавриила Афонского она получила значительное облегчение, боли почти прошли, появился нормальный сон, без помощи других начала передвигаться.

Чудеса у честных мощей совершаются иногда при многих свидетелях, иногда в сокровенной тайне по вере притекающих к святыне.

«Благодарим суще недостойнии раби Твои, Господи, о Твоих великих благодеяниях на нас бывших...» Всемогущий Бог даровал православным нового молитвенника и предстателя.

Сегодня к преподобному Гавриилу приходят верующие, прося его молитв о себе и своих близких. Приходят простые люди, архиереи, иереи, монахи. Он молится о всех, он молится о нашей Церкви и о нашей земле.

Идут православные к святым мощам Гавриила, чтобы преподобный молитвенник, утешитель и отец помог нам все принимать от Бога с верой и терпением, по-христиански. Дабы Господь научил нас смирению и дал нам силы в борьбе с унынием, соблазнами и грехом.

Его честные мощи источают исцеления всем, с верою к ним притекающим, ибо там, в селениях небесных, молит Господа преподобный Гавриил о чтущих его святую память, чтущих любящим сердцем, чтущих своей жизнью и в молитве с надеждой взывающих:

Преподобне отче наш Гаврииле, моли Бога о нас!

Преподобный Гавриил Афонский родился 8 января 1849 года в Киевской губернии в семье небогатых родителей. Так как день его рождения совпал с днем памяти преподобного Георгия Хозевита, в крещении младенца нарекли Георгием. На двенадцатом году жизни отрок осиротел. При помощи воспитательниц он получил образование в сельской школе, особенно показав свое прилежание в изучении Слова Божия. Во время тяжелой болезни благочестивый юноша дал обет посетить Киевские святыни и это паломничество, предпринятое вскоре после выздоровления, стало переломным моментом всей его жизни. В его душе созрело желание посвятить себя Богу и он просит братию Феофановой пустыни принять его в число насельников обители. В 1867 году по благословению старца и настоятеля обители молодой послушник Георгий посетил Иерусалим и святую гору Афон, где и остается в русском скиту Святого Пророка Илии. После прохождения в течении двух лет монашеского искуса, которому подвергается на Святой Горе каждый новоначальный, он был пострижен в монашество с именем Гавриил, в честь небесного вестника Архангела Гавриила, а затем рукоположен в сан диакона и священника. Совершенствуясь в духовном подвиге, иеромонах Гавриил получил назначение на должность эконома монастырского судна, а через время был назначен казначеем и экономом скита. Некоторый срок отец Гавриил был настоятелем Ильинского подворья в Константинополе.

После переселения в 1887 году настоятеля скита отца Паисия в Ахтырский монастырь, Богу было угодно вверить отцу Гавриилу управление Свято-Ильинским скитом. Возведенный в сан архимандрита, новый настоятель искусно управлял жизнью обители. При нем началось возведение нового соборного храма. В связи с нехваткой средств архимандрит Гавриил вместе с некоторыми насельниками отправился в Россию за сбором добровольных пожертвований. Преподобный взял с собой афонские святыни: часть Животворящего Креста Господня, чудотворный образ Пресвятой Богородицы «Млекопитательница», и стопу святого апостола Андрея Первозванного, которые были выставляемы повсюду для поклонения. Заботясь о ските, преподобный не забывал и о русских подворьях обители святого Пророка. Им был построен величественный храм на Ильинском подворье в Одессе, ставший поистине украшением города. При храме были устроены помещения со всеми удобствами для паломников. На Афоне святым был построен новый общежительный корпус и заложен фундамент собора. В 1901 году, несмотря на слабое здоровье, настоятелю вновь пришлось отправится в русские подворья. Посетив Константинополь, Одессу и Таганрог, архимандрит Гавриил в октябре прибыл в Новониколаевск. 14 октября после Божественной Литургии он почувствовал недомогание, а на другой день здоровье святого ухудшилось. 18 октября он причастился Святых Христовых Тайн, а 19 октября отошел в вечную жизнь, куда всегда были устремлены его мысли и пожелания. Честные останки старца были перенесены в Одессу и похоронены в крипте сооруженного им храма. В 1994 году после неоднократных знамений и чудес, совершавшихся возле места погребения святого, по благословению Высокопреосвященнешего Агафангела, митрополита Одесского и Измаильского, были обретены его нетленные мощи и в 18-ю неделю по Пятидесятнице 23 октября было совершено торжественное прославление преподобного в лике святых угодников Божиих.

gastroguru © 2017