Статус ребенка с ограниченными возможностями. Какие заболевания входят в овз

Одна проблема - проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Если мы говорим о детях со сложной структурой дефекта, то должны понимать, что такой ребенок может относиться как к группе детей с ОВЗ, так и к категории детей-инвалидов. Если дети со сложной структурой дефекта еще и инвалиды, то в отношении них, как совершенно справедливо отметила Тамара Никифоровна, есть установленные постановлением города Москвы коэффициенты (2, 3 и более) по нормативному финансированию. Если мы говорим о второй категории детей - о детях с ОВЗ, то для детей в настоящее время коэффициенты не установлены, так как наша совместная работа с Департаментом здравоохранения пока, к сожалению, не дала возможности установить для них четкий статус. Известно, что сегодня ни один нормативный акт Российской Федерации не устанавливает статус ребенка с ОВЗ. Тамара Никифоровна, говоря о том, что нужно ввести коэффициент 4 к нормативу финансирования, имеет в виду не всех детей с ОВЗ, а детей, имеющих сложную структуру дефекта.
Мы представили в Мосгордуму документы, которые показывают все те модели обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов, которые существуют в системе образования столицы на сегодняшний день. Подчеркну: если мы говорим об обучении детей, то это связано с их образованием и нашим департаментом, если мы говорим о реабилитации, то это относится к компетенции Департамента социальной защиты населения. Система образования рассматривает вопросы обучения и создания для этого соответствующих условий для обучения детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
Что касается организации обучения, то все мы прекрасно понимаем, что данные категории детей имеют два пути развития по выбору семей. Это может быть как обучение детей в специальной коррекционной школе, так и предоставление московской семье и ее ребенку возможности получить образование в инклюзивном режиме. При инклюзивном режиме ребенок обучается в общеобразовательном учреждении, где для него, с одной стороны, создают специальные условия с учетом его диагноза, а с другой стороны, дают ему возможность в полной мере ощутить себя членом сообщества детей той общеобразовательной организации, в которой он оказался, начиная с присутствия на уроках и получения образовательных услуг, включения его во все общешкольные мероприятия этой организации, проводимые в рамках внеурочной деятельности. На сегодняшний день мы говорим о том, что по желанию семьи все эти возможности в равной мере ребенку обеспечиваются.
Как система образования учитывает желания семьи? Для того чтобы ребенок получил индивидуальную программу развития (собственно, этой программой занимается Департамент социальной защиты населения), есть медицинские комиссии в системе Департамента здравоохранения, и сегодня в каждом округе столицы работают специальные лечебные центры, которые диагностируют этих детей. Образовательные маршруты определяют наши городские психолого-медико-социальные комиссии. ПМК не может направить ребенка в тут или иную школу, эту школу выбирает семья из тех учреждений, которые есть в Москве. ПМК может только дать рекомендацию родителям по выбору такой школы. Задача ПМК заключается не в том, чтобы диагностировать ребенка, а в том, чтобы прописать ему специальные условия его образовательного маршрута. Это очень важный момент, поэтому для создания и обеспечения специальных условий для детей-инвалидов и детей с ОВЗ существуют разные моменты, начиная с адаптационных программ, обеспечение таких программ четко прописано в ныне действующем Законе «Об образовании в РФ», и заканчивая теми условиями, которые связаны с оказанием разного рода помощи. Если мы говорим о создании медицинских условий, то это теперь отнесено к Департаменту здравоохранения, так как с 2013 года медицинская помощь передана в ведение этого департамента, и никаких проблем с оказанием такой помощи у нас не было. Что касается психологической помощи, помощи логопедов, дефектологов, то в крупных многофункциональных комплексах такие проблемы решаются проще, чем в небольших школах, так как у комплекса возможности больше, для того чтобы в штатном расписании предусмотреть наличие таких ставок.
Закон «Об образовании в РФ» предусматривает, что сегодня любая образовательная организация может реализовывать любые образовательные программы, адаптационные в том числе, поэтому каждая школа может заявить любую образовательную программу. Например, недавно мы рассматривали проблемы надомного обучения детей, так, школы надомного обучения нынче могут оказывать любые услуги, не только для обучения детей-инвалидов и детей с ОВЗ, но и вообще любые услуги, например, проводить промежуточную аттестацию для тех детей, что обучаются дома.

Тамара РОМАНОВА, член Общественного совета при Департаменте образования:

Общественный совет при Департаменте образования готов включиться в доработку московского закона об образовании детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, вносить в него поправки и дополнения. Комиссия Московского городского экспертно-консультативного совета родительской общественности при Департаменте образования обращалась с предложением о том, чтобы законодательно определить, кто такой ребенок с ОВЗ. Мы считаем, что крайне важно разграничить статусы детей-инвалидов и детей с ОВЗ, так как это необходимо для создания для них условий для обучения.

Виктор КРУГЛЯКОВ, председатель Комиссии Мосгордумы по образованию и молодежной политике:

Вопрос об обучении детей-инвалидов и детей с ОВЗ - серьезный вопрос, касающийся не только московских ребят, это проблема российского уровня. Речь идет не о том, что недостаточен норматив, установленный в столице для обучения детей-инвалидов, как раз он достаточный, постановлением Правительства Москвы был расширен перечень ребят, которые имеют различные показания, и если раньше учитывались дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, то теперь в него включены слабослышащие и глухие, слабовидящие и слепые дети. Но в специальных коррекционных школах есть еще дети с ОВЗ, с учетом того, что повышенный норматив финансирования их не касается, нужно думать о том, как определить их статус. Это прерогатива федерального законодательства, на уровне города мы не сможем определить и закрепить статус детей с ОВЗ, но нам нужно вносить предложения в Правительство Москвы и выступать с законодательной инициативой на федеральном уровне.

Татьяна ПОТЯЕВА, заместитель руководителя Департамента социальной защиты населения:

Я занимаюсь сейчас проблемами детей-инвалидов, знаю, какое внимание им нужно, тем более что сейчас мы получили от Департамента образования 10 учреждений - санаторно-лесных школ, которые я курирую. Я принимала участие в разработке московского городского закона об образовании детей с ОВЗ, знаю, какие можно было бы внести дополнения в текст этого бюджета. В первую очередь, конечно, необходимо определить статус детей с ОВЗ, это поможет работе и Департамента образования, и Департамента социальной защиты населения. Пока что нам нужно ответить на такой вопрос: на что конкретно нужны дополнительные средства при обучении детей-инвалидов и детей с ОВЗ, почему недостаточно открывать классы по пять учеников с ОВЗ, почему недостаточна та средняя зарплата от 67 тысяч рублей (до 85 тысяч рублей), которую в специальных коррекционных школах получают педагоги, чем их не устраивает та реабилитационная структура, которая есть в таких учреждениях? Мне кажется, прежде чем приступать к проработке вопроса об увеличении коэффициента нормативного финансирования, нужно понять, на что нужны дополнительные средства.

Локальный нормативный акт образовательной организации это:

Выберите один ответ.

Question2

Что понимают под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья?

Выберите один ответ.

Question3

Статус ребенка с ОВЗ определяет

Выберите один ответ.

Question5

В соответствии с законом Устав ОО

Выберите один ответ.

Question6

Порядок разработки и принятия локальных нормативных актов относится к компетенции:

Выберите один ответ.

Question7

Закон № 273-ФЗ определяет сроки приведения в соответствие с новым Законодательством:

Выберите один ответ.

Question8

Локальный нормативный акт разрабатывается и принимается в образовательной организации:

Выберите один ответ.

Question9


Закон «Об образовании в РФ» - это нормативный правовой акт уровня:

Выберите один ответ.

Question10

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья это:

Выберите один ответ.

Начиная с 2016 года в России были введены в систему образования инклюзивные классы. Именно посредством данных механизмов дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в РФ в 2019 году могут получать социализацию.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Но кроме обучения существует множество нюансов в воспитании такого ребенка. Ведь, в первую очередь, ему необходимо получить статус ОВЗ и получать особые выплаты и льготы, чтобы иметь возможность развиваться.

Общие моменты

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья — главная задача, которая стоит перед государством.

Поскольку долгое время главной программой было отделение таких детей в отдельные классы или школы. Это и мешало им стать полноценными участниками социума.

В 2019 году стандарт инклюзивного образования делает возможным помещение ребенка в классический школьный класс.

Но в любом случае, ему необходимо будет оформить о наличии особых потребностей. Ведь в школе должно быть соответствующее оборудование для работы с ним и специально подготовленные педагоги и другие работники.

Понятия

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) Это дети с в возрасте от рождения до совершеннолетия. При этом к таким детям могут относиться и те, у которых официальными документами не признано наличие такого отклонения в физическом или психическом плане в постоянном или временном порядке. Это могут быть особенные дети с задержкой в развитии, слабым слухом или зрением
Инклюзивное образование Система образования, построенная таким образом, что дети с особыми потребностями могут обучаться в общих классах в классических школьных заведениях
Пособие Это социальная помощь от государства наиболее незащищенным слоям населения. Такими выступают , сироты. Все они могут рассчитывать на получение пособий
Социум Это сфера общения ребенка, которая не ограничивается родными. Для развития личности необходимо создать все условия для того, чтобы ребенок с ОВЗ или инвалидностью мог получать всю полноту общения со сверстниками и другими людьми

Что дает статус

Поскольку дети с ОВЗ требуют особенных условий обращения с ними и развития, то государством предусмотрено несколько дополнительных возможностей.

В большинстве они касаются непосредственно школы, обучения и социализации ребенка:

Бесплатные занятия с логопедами, психологами или социальными педагогами Обычно предоставляется от двух занятий в неделю, которые помогли бы ученику развить свои навыки и улучшить общение с окружающими
Особый подход в общении с учителями и выставлении оценок Здесь каждое учебное заведение устанавливает свои особые правила. Но единственным ориентиром является поиск подхода к ребенку и выявление его талантов и развитие их
Экзамены В конце итоговых 9 и 11 классов ученик со статусом ОВЗ может самостоятельно сделать выбор в пользу государственной итоговой аттестации или же применить форму основного государственного экзамена — в виде тестового опроса
может пользоваться Которые предоставляются ему бесплатно
К детям со статусом ОВЗ не могут применяться дисциплинарные взыскания Такое наказание не используется в течение всего обучения ребенка в образовательном учреждении

Кто относится к группе

Основная характеристика детей, которых относят к тем, у которых есть ограниченные возможности здоровья — это нарушение психофизических показателей, что приводит к необходимости применения к ним особенных методик для коррекции в плане обучения и воспитания.

К стандартным участникам такой группы дети, у которых есть следующие нарушения:

Опорно-двигательного аппарата. Поведения и общения с окружающими людьми. Также к таким детям относятся те, кто имеет умственную отсталость или задержку психического развития.

Кроме того, подобные нарушения могут суммироваться, а не быть единичными явлениями .

Социально-правовая защита ребенка

Данный аспект заботы государства о детях с особенными потребностями выражается в нескольких моментах:

Законодательный уровень На этом этапе государство может обеспечить ребенка защитой даже в моральном плане. Поэтому при любых нарушениях прав ребенка можно подать в суд
В этом плане государством обеспечивается доступ к получению квалифицированной помощи и предоставляются пособия. Это позволяет снизить материальную нагрузку на родителей ребенка с ОВЗ
В данной области введена система инклюзивных классов, что позволяет быстро адаптировать ребенка к жизни в обществе и максимально социализировать его. Плюс, такая методика благоприятно влияет на улучшение психофизических проблем ученика

Родители ребенка с на помощь квалифицированных специалистов, которые будут работать на устранение нарушений в психике ученика.

Поэтому у таких детей есть много шансов восстановить утраченные способности и развить новые таланты.

Правила оформления положения

Если родители намерены получить для своего ребенка особый статус, им необходимо понимать, какие правила существуют в данном правовом поле.

Самыми основными положениями являются:

Если соблюдать все правила оформления положения, то можно рассчитывать не только на быструю процедуру, но и на профессиональную реакцию со стороны школы.

Поскольку в большинстве случаев именно родители должны поговорить с руководством, чтобы оно получило информацию о состоянии ребенка и могло провести инструктаж преподавателей образовательного учреждения.

Классификация вида

Существует несколько классификаций ОВЗ. Так, самой распространенной является британская шкала.

В ней присутствуют три ступени:

В российской утвержденной классификации есть ряд видов, на которых основано разделение нарушений по ОВС:

Первая, вторая и четвертая категории — это дети-инвалиды. И именно они входят в большинство детей, которых относят к группе ОВС .

Именно из-за этого государством предусмотрено отдельное отношение к этой группе учеников в школах и других образовательных заведениях.

Оформление заключения

Для того, чтобы ребенок смог получать дополнительную помощь от государства, необходимо совершить ряд действий:

  1. Определить тот учебно-воспитательный центр, в котором можно пройти обследование ПМПК.
  2. Собрать пакет необходимых для комиссии документов.
  3. Получить направление от школы или же лечащего врача ребенка на проведение обследования.
  4. Пройти обследование и получить справку о предоставлении статуса.
  5. Предоставить в учебное заведение вывод комиссии.

Родителю достаточно обратиться в специализированное учебное заведение или же территориальное Управление образования в конкретном городе.

И уже после прохождения ПМПК можно пользоваться всеми привилегиями от данного статуса.

Перечень документов

Получение статуса ребенка с ОСВ предусматривает предоставление ПМПК ряда документов:

Заявление На проведение комиссии или же согласие родителя если оно было назначено врачом
Паспортный документ ребенка или свидетельство о рождении Необходимо сделать ксерокопии
Документ родителя Который мог бы идентифицировать личность родителя или опекуна ребенка
От образовательного центра или медицинского учреждения
В ходе проведения данного заключения психологи, логопеды, социальные педагоги в школе обучения ребенка составляют свое мнение об уровне его развития и наличии у него нарушений
Ранее выданные
Выписка из амбулаторной карточки ребенка В частности, подробная история развития с учетом всех врачебных заключений. Ее можно получить по месту учета — в местном медицинском учреждении
Характеристика из школы и письменные работы по нескольким предметам По русскому языку, математике, а также творческие работы.Если у родителей имеются другие документы о проведении исследований и осмотров, их также стоит приложить к пакету бумаг

Какие есть пособия для данной категории

Поэтому при оформлении данного статуса для ребенка не стоит рассчитывать на материальную помощь. Хотя государство и собирается расширять финансирование в данном направлении.

Например, предлагается совершать выплаты родителям детей с ОВЗ, чтобы им было легче ухаживать за ними. При этом официальных документов или заявлений на рассмотрении пока нет.

Интересующие вопросы

Дети с ограниченными возможностями здоровья — это достаточно новое понятие в российской правовой сфере. И не все родители понимают, как оформить данный статус и для чего это вообще делать.

folder_open

С 01.09.2016 года вступают в силу федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья и федеральные государственные образовательные стандарты для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее по тексту ФГОС ОВЗ и УО).

дети с ОВЗ ).

Стандарт разработан на основе Конституции и законодательства РФ с учетом Конвенции ООН о правах ребёнка и Конвенции ООН о правах инвалидов, региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации..

ФГОС ОВЗ и Приказ представляет собой совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования (далее - АООП НОО) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Стандарт регулирует отношения в сфере образования следующих групп обучающихся с ограниченными возможностями здоровья : глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами (далее дети с ОВЗ ).

Стандарт разработан на основе Конституции и законодательства РФ с учетом Конвенции ООН о правах ребенка и Конвенции ООН о правах инвалидов, региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации.

Введение ФГОС НОО ОВЗ связано с необходимостью создания специальных условий для обеспеченияравного доступа к образованию всех детей с ОВЗ вне зависимости от тяжести их проблем, в том числе оказание специальной помощи детям с ОВЗ, способным обучаться в условиях массовой школы.

В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования (ч.6 ст.11 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации")

Дети с нарушениями зрения

Дети с нарушениями слуха

Дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)

Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата(НОДА)

Дети с задержкой психического развития (ЗПР)

Дети с нарушением интеллекта (У/О)

Дети с расстройствами аутистического спектра (РА)

Статус «ребенок с ОВЗ» устанавливается психолого-медико-педагогической комиссией.

Установленный статус может быть изменен, если у ребенка наблюдается положительная динамика в результате оказанной психолого-педагогической помощи.

Статус «ребенок с ОВЗ» в системе образования дает детям данной категории определенные льготы:

  1. Право на бесплатные коррекционно-развивающие занятия с логопедом, психологом, специальным педагогом в условиях образовательной организации.
  2. Право на особый подход со стороны обучающих учителей, которые должны учитывать психофизические особенности ребенка, в том числе индивидуально-ориентированную систему оценивания.
  3. По окончании 9, 11 класса право на выбор традиционной формы сдачи государственной итоговой аттестации (государственный выпускной экзамен) или в форме основного государственного экзамена (тестовые задания).
  4. Право на бесплатное 2-х разовое питание в школе.
  5. Дети группы ОВЗ не могут быть подвегнуты мерам дисциплинарного взыскания, на протяжении всего периода обучения.

" data-url="/api/sort/SectionItem/list_order">

Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"


Информация для родителей!

Новые подходы к образованию.

Что означает аббревиатура ОВЗ? Расшифровка гласит: ограниченные возможности здоровья. К данной категории относятся лица, которые имеют особенности в развитии как в физическом, так и в психологическом. Фраза «дети с ОВЗ» означает, что данным детям необходимо создание специальных условий для жизни и обучения.

С расстройством поведения и общения;

С нарушениями слуха;

С нарушениями зрения;

С речевыми дисфункциями;

С изменениями опорно-двигательного аппарата;

С отсталостью умственного развития;

С задержкой психического развития;

Комплексные нарушения.

Дети с ОВЗ, виды их, предусматривают коррекционные схемы обучения, с помощью которых ребенка можно избавить от дефекта или существенно уменьшить его влияние. Так, например, при работе с ребятами, имеющими нарушения зрения, используются специальные развивающие компьютерные игры, которые помогают улучшить восприятие данного анализатора.

Принципы обучения.

Работа с ребенком с ОВЗ невероятно кропотливая и требует большого терпения.

Каждый вариант нарушения требует своей программы развития, основными принципами которой являются:

Психологическая безопасность.Помощь в приспособлении к окружающим условиям.Единство совместной деятельности.Мотивирование ребенка к учебному процессу.

Начальный этап образования в ДОУ включает в себя сотрудничество с воспитателем, повышенный интерес к выполнению разных заданий. Средняя школа должна стремиться к формированию гражданской и нравственной позиции, а также к становлению творческих способностей. Нельзя забывать о влиянии на развитие детей с ОВЗ семейного воспитания, которое играет основную роль в становлении личности. Не секрет, что процесс становления индивида включает в себя единство систем социокультурных и биологических факторов. Атипичное развитие имеет первичный дефект, который был вызван биологическими обстоятельствами. Он, в свою очередь, образует вторичные изменения, возникшие на патологической среде. Например, первичным дефектом будет нарушение слуха, а вторичным - наступившая немота. Изучая связь первичных и последующих изменений, педагог Л. С. Выготский выдвинул положение, в котором говорится, что чем дальше первичный дефект отделен от вторичных симптомов, тем успешнее будет коррекция последних. Так, на развитие ребенка с ОВЗ влияют четыре фактора: тип нарушения, качество, степень и срок возникновения основного нарушения, а также условия окружающей среды.

Обучение ребят.

При правильном и вовремя начатом развитии ребенка многие отклонения в дальнейшем становлении можно значительно смягчить. Образование детей с ОВЗ должно быть качественным. В настоящее время наблюдается рост количества ребят с тяжелейшими нарушениями, но вместе с этим, благодаря использованию новейшего оборудования, современным коррекционным программам многие ученики достигают нужного уровня развития в своей возрастной категории. В настоящее время набирает силу тенденция устранения неравенства общеобразовательных и коррекционных школ, повышается роль инклюзивного обучения. В связи с этим наблюдается большая неоднородность состава учеников по их психическому, физическому, умственному развитию, что значительно затрудняет адаптацию детей как с отклонениями в здоровьи, так и без функциональных расстройств. Педагог часто просто теряется в приемах оказания помощи и поддержки учащихся с ограниченными возможностями. Также существуют недочеты в применении разнообразных информационных технологий во время уроков или факультативных занятий.

Такие пробелы обусловлены следующими причинами:

Отсутствие в образовательном учреждении необходимой технологической инфраструктуры, программно-аппаратного обеспечения.Отсутствие нужных условий, ориентированных на совместную учебную деятельность.

Таким образом, создание «безбарьерной» среды в обучении до сих пор является проблемой.

Образование для всех.

Дистанционное обучение уверенно завоевывает почетное место в учении наряду с традиционными формами. Этот способ организации учебного процесса значительно упрощает получение достойного образования для детей с ОВЗ. Расшифровка дистанционного обучения выглядит так: это форма обучения, достоинствами которой являются:

Высокая адаптация к условиям жизни и здоровья учеников.Быстрое обновление методического обеспечения.Возможность быстрого получения дополнительной информации.Развитие самоорганизации и самостоятельности.Возможность получить помощь в углубленном изучении предмета.

Данная форма способна решить вопрос о домашнем обучении для часто болеющих детей, тем самым сглаживая границы между ними и ребятами без отклонений в здоровье.

Роль родителей.

Как быть родителям, у которых ребенок с ОВЗ. Расшифровка аббревиатуры проста - ограниченные возможности здоровья. Получение такого вердикта приводит родителей в состояние беспомощности, растерянности. Многие пытаются опровергнуть поставленный диагноз, но в итоге приходит осознание и принятие дефекта. Родители адаптируются и принимают разные позиции - от «Я сделаю все, чтобы мой ребенок стал полноценной личностью» до «У меня не может быть нездорового дитя». Данные положения необходимо учитывать психологам при планировании коррекционной программы с детьми с отклонениями в здоровье. Родители должны знать правильные формы помощи своему ребенку, несмотря на виды ОВЗ, способы адаптации, особенности развития.

Новый подход к образованию.

Совместное обучение детей с ОВЗ и без отклонений в здоровье поддерживается и описывается рядом документов. Среди них можно выделить: Национальную доктрину образования РФ, Концепцию модернизации российского образования, Национальную образовательную инициативу «Наша новая школа». Работа с ОВЗ подразумевает выполнение следующих задач в инклюзивном обучении: бытовых, нормативных, трудовых, а также социально адаптировать учащихся с последующим слиянием их с обществом.

При долгой, терпеливой работе по разработанным психологами коррекционным программам рано или поздно обязательно будет результат.

Здравствуйте, мои дорогие читатели. С вами Татьяна Сухих, и сегодня я попытаюсь ответить на вопрос, сможет ли справка по детям с ОВЗ облегчить учащемуся обучение в школе, в том числе и сдачу ЕГЭ и ОГЭ? С таким вопросом ко мне обратилась одна из моих читательниц и, к сожалению, она не единственная родительница, которой приходится сегодня задаваться этим вопросом.

С каждым годом «образовательные» министры повышают планку знаний для подрастающего поколения, надеясь вырастить достойную себе смену. Наряду с этим гуманные управленцы государства объединили детей с ограниченными возможностями здоровья вместе с учащимися, которые таковых не имеют, не адаптировав образовательную программу для подобного новшества. Спасти ребенка от непосильных нагрузок может справка ОВЗ, но как получить сей документ и не станет ли процесс его оформления очередным потрясением для психики несформировавшегося организма?

Если вы читаете данную статью, то, скорее всего, уже знакомы с понятием ОВЗ и с его расшифровкой – ограниченные возможности здоровья. Однако данный статус включает в себя довольно обширный список заболеваний, по одному или нескольким из которых может быть выдана справка ребенку. Поэтому проще перечислить типы классификаций нарушений основных функций организма:

  • Если медкомиссия выявила отклонения в восприятии, мышлении, эмоционально-волевых реакциях, запоминании и внимании учащегося, то речь идет о нарушении психических процессов.
  • Нарушенное зрение, обоняние, осязание или слух предполагают расстройство в сенсорных функциях.
  • Статус ОВЗ может получить ребенок с нетипичной функцией дыхания, обмена веществ или кровообращения, а также с нарушениями работы выделительной системы и внутренней секреции.
  • Наконец, расстройство статодинамической функции, а точнее нарушение работы опорно-двигательного аппарата.


В случае с обратившейся читательницей, ребенок имеет диагноз бронхиальной астмы и ангиоцеребральной дистонии с вазоматорными цефалгиями на фоне вертеброгенной патологии, гемодинамические нарушения по позвоночным артериям. То есть речь идет о двух серьезных заболеваниях, относящихся к разным классификациям нарушений функций организма: отклонения в работе дыхательной системы и сосудистого тонуса головного мозга. Последнее заболевание как раз-таки и приводит к:

  • повышенной утомляемости,
  • ухудшению памяти и внимания,
  • головным болям,
  • депрессии,
  • а в некоторых случаях к головокружениям,
  • ухудшению зрения,
  • затруднению дыхания,
  • онемению конечностей
  • и даже расстройству вкусовых и обонятельных функций.

Проще говоря, переутомления, стрессы, нарушение сна, то есть все то, что сопровождает подготовку к экзаменам, а также отсутствие лечения в случае при ангиоцеребральной дистонии могут привести к необратимым последствиям. Речь идет не просто о трудностях школьного обучения, а о здоровье и жизни вашего ребенка в целом. Регулярные приступы могут впоследствии спровоцировать инсульт.

От теории к действиям

Однако доказать, что ребенку сложно осваивать школьную программу ввиду поставленных диагнозов довольно сложно и, как показывает опыт родителей в аналогичных случаях, скорее всего девочке выделят дополнительное время на сдачу 4-х экзаменов, а не сократят их количество до 2-х, как предполагает мама ученицы 9-го класса.


Так или иначе, статус даст возможность дополнительных обследований и лечения у соответствующего врача. А для того, чтобы облегчить учащемуся учебный процесс следует обратиться в поликлинику для прохождения КЭК.

= КЭК – это клинико-экспертная комиссия, в состав которой входят врачи и заведующие лечебным учреждением, а также специалисты медицинских институтов, дающие заключение в форме справки о состоянии здоровья обратившегося. =

Теоретически справка, выданная данной комиссией, может освобождать ребенка от школьных экзаменов, а также от уроков физкультуры.В состав данной комиссии должен входить и ваш лечащий врач, поэтому помимо невролога вам все-таки стоит возобновить посещение врача-терапевта, дабы тот смог подтвердить наличие бронхиальной астмы. Помните, что именно лечащий врач оформляет запрос на получение КЭК, поэтому в первую очередь вам следует обратиться за консультацией и дальнейшими инструкциями к неврологу, который поставил вам вышеупомянутый диагноз.

После этого вам предстоит пройти еще один этап обследований у ПМПК комиссии комплексно диагностирующей ребенка разными специалистами на наличие диагнозов и определения возможностей обучения в общеобразовательной школе. =

На комиссию в равной степени могут отправлять как учителя, так и сами родители (опекуны). В состав комиссии должны входить психиатр, психолог, логопед, дефектолог и преподаватели. Обычно данное обследование проводиться у детей в период обучения с 1-го по 4-й классы. Но если учителя сами рекомендуют вам что-либо предпринять, то я уверенна, они же смогут и направить вас с дочерью на прохождения ПМПК.

Несомненно, оба этих сложных процесса диагностирования отнимут у вас много времени, поэтому с оформлением стоит поторопиться. Экзамены уже не за горами!

Справка по организации обучения детей с ОВЗ

Напоследок мне хотелось бы добавить лично от себя, что полученный статус ОВЗ, к сожалению, не избавит вас от больших нагрузок школьной программы (если вы планируете оставаться в ней после 9-го класса) и не улучшит здоровье ребенка. Так уж повелось в нашем государстве, что в-первую очередь, нам ставят задачу и, лишь потом объясняют пути ее решения. Я говорю об инклюзивном образовании, предполагающем объединение детей с ОВЗ и учащихся без упомянутого статуса.


На данный момент так и не существует объединенной образовательной системы для совместного обучения детей. Учащимся, имеющим проблемы со здоровьем довольно сложно воспринимать материал в больших группах. Им необходим индивидуальный подход и условия, то есть занятия в сокращенных классах (группах) по 2-3 человека или индивидуальные занятия вовсе. То есть учитель должен выделять для этого дополнительное время в стенах школы или в стенах вашего дома.

В нынешних условиях труда педагоги не могут выполнить данной задачи. Поэтому для того, чтобы реализовать требование Министерства Образования и Науки обращаются к дополнительной литературе, а также вебинарам и офлайн-курсам по повышению квалификации . Родители же нередко оформляют статус ОВЗ или инвалидность школьнику, после чего отдают предпочтение домашнему обучению. Это очень удобный вариант для ребенка с повышенной утомляемостью. Есть лишь один недостаток у данного способа обучения – это отсутствие социальной адаптации.

gastroguru © 2017