Моральные чувства примеры в психологии. Показатель зрелости личности: нравственные качества человека

Практические чувства -- чувства, возникающие в практической деятельности. Еще Аристотель говорил, что видов чувств столько, сколько видов деятельности.

Всякая деятельность связана с определенным отношением к ее цели и средствам ее достижения. В процессе антропогенеза у человека сформировалась потребность в труде, эмоциональное отношение не только к результатам, но и к самому процессу труда, ибо в этом процессе человек, преодолевая препятствия, утверждает и совершенствует себя, свои психические и физические возможности. Особенно эмоциональны те виды труда, которые связаны с творчеством, с поискомнового. Эмоционально переживается умственное и физическое напряжение трудового процесса.

В труде человек удовлетворяет свои потребности. В труде сформировалось чувство радости в связи с достижением цели, успешным завершением дела, подчинением себе сил природы. Недостижение цели вызывает отрицательные чувства.

Моральные чувства

Моральные чувства -- эмоциональное состояние, связанное с оценкой поведения в зависимости от его соответствия или несоответствия социальным нормам.

Мораль -- это форма общественного сознания, совокупность выработанных данным обществом правил и норм поведения. Теория этих норм и правил называется этикой, а практическое их использование -- нравственностью.

Моральные чувства основаны на принятом в данном обществе понимании добра и зла, долга и чести, справедливости и несправедливости.

Моральные чувства -- важнейший регулятор поведения человека, мотивационная основа межличностных отношений.

Регулирующая сила моральных чувств настолько велика, что даже в гипнотическом состоянии человека нельзя побудить к поступку, несовместимому с его моральными чувствами. Так, приказание похитить вещь у другого человека или оскорбить его, как правило, не выполняется большинством людей даже в состоянии гипноза.

Нравственная норма является важнейшим средством социализации личности, обогащения индивида достижениями общества. Нравственные нормы -- это требования общества к поведению личности. Эти нормы подразделяются на нормы-образцы, нормы-запреты и нормы-рамки.

Эти нормы реализуются посредством общественного мнения, авторитета, традиций и обычаев. Для реализации этих норм необходимо соответствующее отношение к ним. И здесь главенствующую роль играет чувство.

Моральные чувства делятся на кратковременные, ситуативные (радость, восхищение, восторг, негодование по поводу тех или иных поступков), устойчивые интимные переживания (преданность, привязанность, дружба, любовь и др.) и общественные переживания (патриотизм, интернационализм, коллективизм и др.).

Нравственное сознание членов общества является основой формирования правосознания. Широкий диапазон глубоких моральных чувств -- необходимое условие высоконравственного и правопослушного поведения. Отрицательные нравственные качества -- жестокость, эгоизм, эмоциональная тупость, стяжательство, зависть, властолюбие и др. -- являются мотивационной основой как безнравственного, так и преступного поведения. (Не следует смешивать отрицательные моральные качества с отрицательными моральными чувствами, которые лежат в основе нравственного самоусовершенствования. Так, сожаление или угрызение совести, будучи отрицательными чувствами, играют положительную роль в поведении человека.)

Моральные чувства побуждают человека учитывать интересы других людей. Они обусловлены нравственными потребностями человека, системой его взглядов и убеждений. Моральные чувства мобилизуют человека к деятельности, они имеют стенический характер.

Человек переживает определенные чувства не только в связи с текущими событиями, но и по поводу прошедших или будущих событий. Моральные чувства организуют поведение человека в социально положительном направлении, предотвращают нежелательные действия, побуждают к оценке совершенных поступков.

У морально воспитанного человека любое отклонение от общепринятых норм поведения вызывает резкую критическую оценку.

Критическая оценка своего поведения у отдельных людей может отсутствовать или в силу пренебрежения общественно принятыми нормами, или в силу их недостаточного осознания. В этих случаях поведение приобретает черты безнравственности или бессовестности. Безнравственность характеризуется тем, что человек знает о соответствующих нормах поведения, но не считает их обязательными ни для себя, ни для других людей; бессовестность -- тем, что человек знает общепринятые нормы поведения, но считает их обязательными только для других.

Моральные чувства, являясь субъективными переживаниями, объективируются, проявляются в повседневных поступках людей.

В зависимости от социальных условий и воспитательных воздействий у человека формируется определенный опыт нравственного поведения, типичное для него отношение к общепринятым нормам и основанное на них поведение. эмоция чувство следственный организм

Моральные чувства существуют в виде взаимосвязанной, соподчиненной системы, в которой одни чувства играют ведущую, доминирующую роль в поведении человека, а другие являются кратковременными. Доминирующие чувства являются одной из существенных сторон, характеризующих личность.

В практике юриста встречаются самые разнообразные нюансы нравственности (справедливость, долг, совесть, честь и др.).

Справедливость и несправедливость -- это моральные оценки общественных явлений, посредством которых оправдываются одни явления и осуждаются другие. Эти понятия историчны, то есть меняются с изменением общественных отношений.

Долг -- это моральная необходимость выполнения обязанностей, которые определяются местом человека в системе общественных отношений. Различаются разновидности долга: общечеловеческий, гражданский, воинский, служебный, семейный и др. Чувство пол га -- это осознание и переживание тех обязанностей, которые [словек берет на себя, вступая в определенные отношения с други-1И людьми. Смысл жизни людей связан с выполнением правильнопонятого долга. Выполнение долга вызывает наивысшее чувство удовлетворения.

Совесть -- это чувство, вызывающее реакцию человека на требования общества. Эта реакция зависит от понимания данным человеком моральной ответственности за свое поведение. Чувство совести является важнейшим стимулом нравственного усовершенствования личности.

Чувство чести -- это повышенная эмоциональная впечатлительность по отношению к тем сторонам своей деятельности, которые наиболее значимы для данного общества в целом или для отдельной социальной группы.

Правовые нормы тесно связаны с нравственными нормами.

В следственной практике особое значение имеет чувство вины.

Чувство вины -- это самопорицание человека за нарушение своих собственных позиций, норм, убеждений. Чувство вины связано с нарушением норм, которые приняты личностью, интернализиро-ваны ею.

Беспринципный, аморальный, деградировавший человек не испытывает чувства вины, совершая преступления и неся за него наказание. Чувство вины является тягостным психическим состоянием только для людей, не утративших социальные связи. Люди имеют различные пороги вины, большую или меньшую подверженность самопорицанию. Существует также навязчивое чувство вины, выходящее за пределы психического здоровья.

Для людей с высоким порогом вины, т.е. не склонных к самоосуждению, более действенным является наказание внешнее. Их поведение больше ориентировано на внешние факторы (экстраверты). Чувство вины более развито у интровертов -- людей более ориентированных на свой внутренний мир.

Любовь и ненависть, гордость и высокомерие, нежность и презрение, зависть и обожание, ревность и эгоизм -- эти и многие другие чувства определяют устойчивую ориентацию одних людей в отношении других. Чувства, вызываемые людьми друг у друга, зависят от того значения, которое они придают друг другу. Любить или ненавидеть кого-то -- это значит по-разному оценивать людей и иметь определенную предрасположенность к соответствующим действиям в отношении них.

контрольная работа

НРАВСТВЕННЫЕ ЧУВСТВА

Нравственные чувства выражают отношение человека к человеку и к обществу. Основанием оценки, которую объективно получают эти чувства со стороны окружающих, являются моральные нормы, регулирующие поведение личности во всех сферах её общественной жизни. От внешних восприятий мозг человека получает не больше, чем мозг животного, которое так же видит, слышит, осязает и обоняет (в ряде случаев лучше людей). Отказываясь от нравственных усилий, ограничивая себя плотским потребительством, в том числе и потреблением знаний или любви, человек опускается духовно, затем падает душевно. Это именуется бездушием или «окаменелостью сердца». Именно наличие высших чувств - стыда, раскаяния, совести, любви и т.д. - отличает человека от животного. Нравственное воспитание начинается с упражнений в нравственных поступках, с проявлений чувств любви, благодарности. Конформизм, презрение к законам и нравственным ценностям, равнодушие, жестокость - это плоды безразличия к нравственному фундаменту общества. Различие душевной и духовной жизни в их качественном своеобразии отражается уже на уровне языка. Когда мы говорим «душевный человек», то указываем на присущие ему качества сердечности, открытости, способности сопереживать другому, понимать и учитывать другого в его самоценности. Говоря о духовности человека, мы имеем в виду его нравственный строй, способность руководствоваться в своем поведении высшими ценностями социальной, общественной жизни, следование идеалам истины, добра и красоты.

К нравственным чувствам относятся: сострадание, гуманность, доброжелательность, преданность, любовь, стыд, укоры совести, чувство долга, морального удовлетворения, сострадания, милосердия, а также их антиподы. Нравственный человек должен знать, что такое добродетель. Мораль и знание с этой точки зрения совпадают; для того, чтобы быть добродетельным, необходимо знать добродетель как таковую, как «всеобщее», служащее основной всех частных добродетелей.

Своеобразным внутренним контролёром личности является совесть - понятие морального сознания, внутренняя убежденность в том, что является добром и злом, сознание нравственной ответственности за свое поведение. Совесть - выражение способности личности осуществлять самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков. Количество совести прямо пропорционально уровню личности. Даже ничтожно малая нравственная неполноценность становится отклонением от сознательной нормы и выступает (хотя и незаметно) как симптом душевной болезни. Выдающийся русский психиатр профессор В.Ф.Чиж рассматривал душевное равновесие православных праведников в качестве эталона психического здоровья. Уровень личности ниже святости уже не является совершенным, хотя и считается практически нормальным. Дальнейшее снижение уровня ведет к развитию малодушия, со всеми вытекающими последствиями, вплоть до развития психических патологий.

Сложное чувство, возникающее при действии сильного желания и при ожидании успеха, называется надеждой. В случае появления затруднений надежда уступает место тревоге, но она не смешивается с отчаянием; скорее, по мере уменьшения благоприятности обстоятельств, чувство незаметно изменяется к тревоге и, возможно, к отчаянию.

Любовь - интимное и глубокое чувство, устремленность на другую личность, человеческую общность или идею. В древней мифологии и поэзии - космическая сила, подобная силе тяготения. У Платона любовь - эрос - побудительная сила духовного восхождения. Смысл и достоинство любви как чувства состоит в том, что она заставляет нас признать за другим то безусловное центральное значение, которое, в силу эгоизма, мы ощущаем только в себе. Это свойственно всякой любви, но половой любви по преимуществу; она отличается большей интенсивностью, более захватывающим характером, и возможностью более полной и всесторонней взаимности; только эта любовь может вести к действительному и неразрывному соединению двух жизней в одну, только про нее в слове Божьем сказано: будут два в плоть едины, т.е. станут одним реальным существом. Внешнее соединение, житейское или физиологическое, не имеет определенного отношения к любви. Оно бывает без любви, и любовь бывает без него. Оно необходимо для любви как ее окончательная реализация. Если эта реализация ставится как цель, она губит любовь. Значение связанных с любовью внешних актов и фактов, которые сами по себе ничто, определяется их отношением к тому, что составляет любовь и ее дело. Когда нуль ставится после целого числа, он увеличивает его в десять раз, а когда ставится перед ним, превращает его в десятичную дробь. Чувство любви есть побуждение, внушающее нам, что мы можем и должны воссоздать целость человеческого существа. Истинная любовь - та, которая утверждает безусловное значение человеческой индивидуальности в другом и в себе, и наполняет абсолютным содержанием нашу жизнь.

Духовная жизнь человека всегда обращена к другому человеку, к обществу, к роду человеческому. Человек духовен в той мере, в какой он действует согласно высшим нравственным ценностям человеческого сообщества, способен поступать в соответствии с ними. Нравственность есть одно из измерений духовности человека.

Индивид, индивидуальность, личность

Что такое личность (не великая, исключительная, а личность вообще, личность в достаточно массовом ее выражении), история продемонстрировала в ту же эпоху...

Интеллектуальные, эстетические и нравственные чувства

Подлинные эмоции появляются на ранних этапах эволюционного развития. На протяжении большей части процесса эволюции они выступают как побочный продукт импульсивных устремлений животного...

Моральное сознание

Нравственные эмоции - это эмоции одобрения, осуждения, удовлетворения, радости, сомнения, гнева, стыда, сочувствия. Чувства - более устойчивые субъективные состояния - любовь, ненависть...

Моральное сознание

Следует отличать эмоции и чувства. Чувства - более устойчивые, постоянные образования. Эмоции могут быть мимолетными. Эмоции могут помогать или мешать человеку в принятии решений...

Отрасли психологии. Профессиональная этика

В системе ценностей любого юриста особое место занимают проблемы профессиональной этики. Это обусловлено рядом объективных причин. Во-первых, борьба с преступностью и иными правонарушениями -- это не только правовая, но и моральная проблема...

Представление дошкольников о нравственных нормах и ценностях

Психологические особенности эмоционального развития ребенка в дошкольном учреждении

Эмоции и чувства представляют собой отражение реальной действительности в форме переживаний. И в эмоциях, и в чувствах отражаются потребности человека, вернее то, как эти потребности удовлетворяются...

Психология личности

Переживание человеком своего отношения к тому, что он делает или познает, к другим людям, к самому себе, называют чувствами и эмоциями. Чувства и эмоции - взаимосвязанные, но различные явления эмоциональной сферы личности...

Психология эмоций, феноменология, подходы, исследования

Эмоции и чувства -- личностные образования. Они характеризуют человека социально - психологически. Подчеркивая собственно личностное значение эмоциональных процессов, В.К...

Разум и чувства человека

Вкус человека Человек самое всеядное существо на земле Мы можем выжить в любой точке земного шара, потому что, куда бы мы ни отправились, мы всегда найдем еду по вкусу. Привлекательность вкуса для человека...

Роль морально-психологического климата для эффективного управления

Любой этап процесса управления включает в себя моральные аспекты, так как тесно связан с налаживанием внутриколлективных отношений, системы ответственности и дисциплины и т.п...

Ценностные ориентации личности

В типологии ценностных ориентаций выделяют варианты ценностных систем: терминальные (ценности-цели) и инструментальные (ценности-средства) (М. Рокич); духовные, социальные и материальные (С. С. Бубнова, В. Ю Крылов, И. Я...

Ценностные ориентации современных подростков

Общество, сделавшее материальное благополучие Общество, сделавшее материальное благополучие и обогащение смыслом и философией своего существования, формирует соответствующую культуру и жизненные потребности молодых людей...

Эмоции и чувства

Эмоции и чувства -- это переживание человеком своего отношения к тому, что он воспринимает или представляет, о чем мыслит или говорит, что он делает, к чему стремится...

Эмоциональные процессы

Более условным и менее общепринятым является выделение чувств как особого подкласса эмоциональных процессов. Основанием для их выделения служит их отчетливо выраженный предметный характер...

Чувства – одна из форм отражения объективного мира в сознании человека, переживание им своего отношения ко всему тому, что он познает и делает, что его окружает.

Высшие чувства свойственны только человеку. Они обладают рядом особенностей:

· Большая степень обобщенности, которой они могут достигать в своих развитых формах.

· Они всегда связаны с более или менее отчетливым осознанием общественных норм, относящихся к той или иной стороне действительности.

· Они выделяют явления, имеющие стабильную мотивационную значимость.

Виды высших чувств:

Нравственные чувства – это чувства, в которых отражается отношение человека к требованиям общественной морали. Нравственные нормы складываются и изменяются в процессе исторического развития общества в зависимости от его традиций, обычаев, религии, господствующей идеологии и т.д. К нравственным чувствам относят чувство долга, гуманность, доброжелательность, любовь, дружбу, патриотизм, сочувствиеи т.д.

Эстетические чувства – это чувства, возникающие у человека в связи с удовлетворением или неудовлетворением его эстетических потребностей. Это те чувства, которые выражают отношение субъекта к различным фактам жизни и их отражению в искусстве как к чему-то прекрасному или безобразному, трагическому или комическому, возвышенному или пошлому, изящному или грубому.

Интеллектуальные чувства – это чувства, связанные с познавательной деятельностью человека. Существование интеллектуальных чувств: удивления, любопытства, любознательности, радости по поводу сделанного открытия, сомнения в правильности решения, уверенности в правильности доказательства и т.д. – является ярким свидетельством взаимосвязи интеллектуальных и эмоциональных моментов.

Нравственные, интеллектуальные и эстетические чувства переживаются человеком в деятельности и общении. В определении этих чувств как высших подчеркивается их обобщенность, стабильность и несводимость к сиюминутным эмоциональным переживаниям.

Вопрос 36. Эмоции. Функции эмоций, их виды, свойства, состояния. Роль эмоций в жизнедеятельности человека.

Эмоции являются интегральными реакциями организма на воздействия факторов внешней и внутренней среды, а также на результаты собственной деятельности. Эмоции – это непосредственная форма выражения чувств.

Функции эмоций

Приспособительная функция эмоций дает человеку возможность приспособиться к окружающим условиям.

Сигнальная функция выражается в том, что переживания возникают и изменяются в связи с происходящими изменениями в окружающей среде или в организме человека.

Побудительная функция как бы определяет направление поиска, способного удовлетворить решение задачи. Эмоциональное переживание содержит образ предмета удовлетворения потребности и пристрастное отношение к нему, что побуждает человека к действию.

Подкрепляющая функция выражается в том, что значимые события, вызывающие сильную эмоциональную реакцию, быстрее и надолго запечатлеваются в памяти.

Переключательная функция обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате которой определяется доминирующая потребность.

Коммуникативная функция заключается в том, что мимические и пантомимические движения позволяют человеку передавать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении к предметам и явлениям окружающей действительности.

Виды эмоций:

Настроение – это общее эмоциональное состояние, окрашивающее поведение человека в течение значительного периода времени.

Настроение зависит от общего состояния здоровья, работы желез внутренней секреции, тонуса жизнедеятельности организма. Оно является эмоциональной реакцией не на непосредственные последствия тех или иных событий, а на их значение в жизни человека в контексте его жизненных планов, интересов и ожиданий.

Аффект – это сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств.

Причиной аффекта чаще всего является конфликт, противоречие между сильным влечением, желанием, стремлением человека к чему-либо и объективной невозможностью удовлетворить возникшее побуждение.

При аффектах наблюдаются резкие изменения в деятельности сознания. Его объем сужается и ограничивается небольшим количеством представлений и восприятий, тесно связанных с переживаемой эмоцией. Нарушения сознания могут привести к неспособности впоследствии вспомнить эпизоды вызвавшего аффект события, а в случае исключительно сильного аффекта могут завершиться потерей сознания и полной амнезией.

Страсть – это сильное, стойкое, всеохватывающее чувство, доминирующее над другими побуждениями и приводящее к сосредоточению всех устремлений и сил на предмете страсти.

По интенсивности эмоционального возбуждения страсть приближается к аффекту, а по длительности и устойчивости напоминает настроение. Основной признак страсти – ее действенность, слияние волевых и эмоциональных моментов. Страсть, обладая большой силой, выступает одним из существенных побуждений к деятельности. Единство нравственного, разумного начала и страсти нередко выступает движущей силой великих дел, подвигов, открытий.

Страх – безусловно-рефлекторная эмоциональная реакция на опасность, проявляющаяся в резком изменении жизнедеятельности организма.

Инстинктивный страх вызывается стимулом, который сигнализирует о возможной физической боли. Социально обусловленные причины страха – угроза общественного порицания, потеря результатов труда, унижение достоинства и т.д.

Стресс – это эмоциональное состояние, возникающее в ответ на экстремальные воздействия.

В зависимости от вида стрессора и характера его влияния выделяются различные виды стресса, в наиболее общей классификации – стресс физиологический и стресс психологический.

При физиологическом стрессе организм человека отвечает не только защитной реакцией, но и комплексной обобщенной реакцией, часто мало зависящей от специфики воздействующего раздражителя.

Психологический стресс , в свою очередь, подразделяется на стресс информационный и стресс эмоциональный.

Информационный стресс возникает в ситуациях информационных перегрузок, когда субъект не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе.

Эмоциональный стресс появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды и др.

Поведение человека в стрессовой ситуации зависит от многих условий, но прежде всего от его психологической подготовки, включающей умение быстро оценивать обстановку, навыки мгновенной ориентировки в неожиданных обстоятельствах, волевую собранность и решительность, опыт поведения в аналогичных ситуациях.

Фрустрация – специфическое эмоциональное состояние человека, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения, вызываемое объективно непреодолимыми трудностями на пути к достижению цели или к решению задачи. Фрустрация сопровождается гаммой в основном отрицательных эмоций: гневом, раздражением, чувством вины, отчаянием и пр.

Моральные (нравственные) чувства — высшие чувства, переживания, связанные с отношением человека к другим людям, к обществу и к своим общественным обязанностям.

Моральные чувства испытывает человек при восприятии явлений действительности с точки зрения нравственных ценностных ориентаций, выработанных обществом. Такие чувства возникают при наличии у человека не только представлений о долге, но и потребности соответствовать нравственным требованиям общества. Развитое чувство долга творит совесть — нравственную ответственность за свое поведение перед другими людьми, обществом.

К области моральных чувств относится все то, что определяет общение людей: отношение к самому себе, к другим. Сюда относятся: сочувствие, чувство доверия и расположения к людям, чувство товарищества, дружбы. Особое чувство, складывающееся между людьми, — любовь. Это чувство, возникающее между мужчиной и женщиной, между родителями и детьми и т. д.

К моральным чувствам относятся и чувства национальной гордости, интернациональные чувства, любовь к родине и к людям, представляющим другие культуры и традиции.

Среди моральных чувств выделяются морально-политические — это переживания, связанные с эмоциональным отношением человека к социальным учреждениям, к государству, строю и т. д. Такого рода переживания при совпадении нравственных ценностей объединяют людей и дают им «чувство локтя», солидарности — единое нравственное «мы».

Очень важно, чтобы человек умел отстаивать во взаимоотношениях с другими свое нравственное «я» и умел солидаризироваться, обретать чувство «мы» с теми, кто придерживается ценностных ориентаций, имеющих общественную значимость.


Рейтинг:

Эмоции и чувства - это переживание человеком своего отно­шения к тому, что он воспринимает или представляет, о чем мыс­лит или говорит, что он делает, к чему стремится. Субъективно эти отношения переживаются как приятное (удовольствие) или непри­ятное (неудовольствие).

Чувства - это одна из форм отражения объективного мира в сознании че­ловека, переживание им своего отношения ко всему тому, что он познает и де­лает, к тому, что его окружает.

Источниками эмоций и чувств служат объективно существующие предметы и явления, выполняемая деятельность, изменения, происходящие в нашем организме. В разное время значимость од­них и тех же предметов для человека бывает неодинакова. Своеоб­разие эмоций и чувств определяется потребностями, стремления­ми, намерениями человека, особенностями его воли, характера. С изменением мотивов меняется и его отношение к предмету потреб­ности. В этом проявляется личностное отношение человека к дей­ствительности.

Понятия «чувства» и «эмоции» означают два разных, хотя и вза­имосвязанных, явления эмоциональной сферы личности. Эмоция­ми считают более простое, непосредственное переживание в дан­ный момент, связанное с удовлетворением или неудовлетворением потребностей (страх, гнев, радость и т. п.). Эмоции, связанные с удов­летворением органических потребностей, имеются и у животных. Но у человека даже эти эмоции несут на себе печать общественного развития. Проявляясь как непосредственные реакции на предметы окружающей обстановки, эмоции связаны с первоначальными впечатлениями. Так, первое впечатление от зна­комства с новым человеком носит чисто эмоциональный характер, является непосредственной реакцией на какие-то внешние прояв­ления его потребностей.

Чувство - это более сложное, чем эмоции, постоянное, устояв­шееся отношение человека (чувство патриотизма, коллективизма, долга и ответственности за порученное дело, совесть, стыд, любовь к труду, гордость). Являясь сложной формой отражения, обобщаю­щей эмоциональное отражение и понятия, чувства свойственны только человеку. Они социально обусловлены. Чувства выражают­ся в эмоциях, но не беспрерывно, и в данный момент могут не выра­жаться в каком-либо конкретном переживании.

Общим для эмоций и чувств являются функции, которые они выполняют в жизнедеятельности человека и животных. Так, иссле­дованиями на животных установлено, что эмоции выполняют сиг­нальную и регулятивную функции. Эти же функции выполняют у человека эмоции и чувства. Сигнальная функция эмоций и чувств связана с тем, что они сопровождаются выразительными движени­ями: мимический (движения мышц лица), пантомимическими (дви­жения мышц тела, жесты), изменениями голоса, вегетативными изменениями (потоотделение, покраснение или побледнение кожи). Эти проявления эмоций и чувств сигнализируют другим людям о том, какие эмоции и чувства переживает человек.



Регулятивная функция чувств выражается в том, что стойкие переживания направляют наше поведение, поддерживают его, за­ставляют преодолевать встречающиеся на пути препятствия. Ре­гулятивные механизмы эмоций снимают избыток эмоционального возбуждения. Когда эмоции достигают крайнего напряжения, про­исходит их трансформация в такие процессы, как секреция слез­ной жидкости, сокращение мимической и дыхательной мускулату­ры. Плач обычно продолжается не более 15 минут. Этого времени бывает вполне достаточно, чтобы разрядить избыток напряжения. Вслед за этим человек испытывает некоторое расслабление, лег­кую оглушенность, отупение, что в целом воспринимается как об­легчение.

К видам высших чувств относят интеллектуальные, нравственные и эсте­тические чувства.

Интеллектуальные чувства - это чувства, связанные с познавательной деятельностью человека. Существование интеллектуальных чувств (удивления любопытства, любознательности, чувства радости по поводу сделанного открытия, чувства сомнения в правильности решения, чувства уверенности правильности доказательства и т.д.) является ярким свидетельством взаимосязи интеллекта человека с эмоциями.

Нравственные чувства (моральные чувства) - это чувства, в которых отражается отношение человека к требованиям общественной морали. Нравственные чувства - важнейший регулятор поведения человека мотивационная основа межличностных отношений.

К нравственным чувствам относят: чувство долга, гуманность, доброжела­тельность, любовь, дружбу, патриотизм, сочувствие и т.д. Отдельно можно вы­делить морально-политические чувства, Эта группа чувств проявляется в эмоциональных отношениях к различным общественным учреждениям и орга­низациям, а также к государству в целом. К аморальным чувствам можно от­нести жадность, эгоизм, жесткость, злорадство и т.д.

Эстетические чувства - это чувства, возникающие у человека в связи с удовлетворением или неудовлетворением его эстетических потребностей. Это те чувства, которые отражают и выражают отношение субъекта к различным фактам жизни и их отражению в искусстве как чему-то прекрасному или без­образному, трагическому или комическому, возвышенном или прошлому, изящному или грубому.

gastroguru © 2017