Логопедическое занятие: Автоматизация звука (Л) план-конспект занятия по логопедии на тему. Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука в прямых и обратных слогах, словах, предложениях» Конспекты логопеда звук л автомати

Индивидуальное логопедическое занятие: «Автоматизация звука [л]. Русская народная сказка «Репка»

Назначение: занятие разработано для логопедов.(Ребенок с нарушением зрения (амблиопия) , ОНР 4 ур.
ЦЕЛЬ: автоматизировать звук/Л/ в слогах, словах и предложениях.
Задачи: про¬изнесение звука [л].
- Упражнять в правильном произнесении звука [л] в слогах и словах.
-Закрепить навык выделения звука [л] из ряда слов.
-Продолжать учить образовывать приставочные глаголы.
-Упражнять в образовании антонимов
-Активизировать словарный запас, развивать логическое мышление.
- развивать речевое дыхание;
- развивать артикуляционный аппарат;
- развивать фонематическое восприятие;
- развивать грамматический строй и связную речь;
- формировать и развивать слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику и память.

Оборудование:

герои настольного театра «Репка», тарелка с горохом, пустая тарелка, зеркало.

Ход занятия:

стоит домик, фигурки спрятаны за домиком.

1. Организационный момент.

Отгадайте, с героями какой сказки мы сегодня встретимся на занятии:
Чтобы урожай собрать,
Дедушке пришлось позвать:
Бабку, внучку,
Жучку, кошку
Да еще мышонка-крошку.
Так в земле сидела крепко
Жёлтая большая... (репка).

2 . Артикуляционная гимнастика.

Проснулся дед (Ребенок ставит фигурку деда) , открыл окно (упражнение «Окошко») и начал делать зарядку (упражнение «Качели») Выпил чашечку чая (упражнение «Чашечка») с вареньем(упражнение «Вкусное варенье») .Вышел дед в огород (упражнение «Забор») и решил посадить репку, начал ямку копать (упражнение «Лопата») .Начала репка расти (упражнение «Парус»).
Ребенок выполняет перед зеркалом упражнения.

2. Он ее поливал утром и вечером:
- л-л-л. (Обраща¬ет внимание ребенка на положение языка во время произне¬сения звука [л].)

Вокруг репки траву полол: -ла-ла-ла, ло-ло-ло, лы-лы-лы, лэ-лэ-лэ, лу-лу-лу.
Землю рыхлил: ал-ол-ул, ол-ул-ыл, ул-ыл-эл, ыл-эл-ал.
А когда репка выросла, стал ее тянуть: пла-плы-плэ, кло-клу-клы, слэ-сла-слу.
Но вытянуть не может.
Ребенок повторяет за логопедом слоговые цепочки.
4.

Позвал дед... бабку

Бежит бабка, из кармана горошинки рассыпает, а из слов звук [л] теряет. Подбери горошинку и скажи слово правильно:
..ампа пи..а сто..
..ожка мы..о пена..
Ребенок перекладывает горох со стола в тарелочку и произносит слова.
Тянут они репку, а вытянуть не могут.

Ребенок ставит фигурку бабки за дедом.

Позвали... внучку.

А внучка перед зеркалом сидит, прихорашивается да у зеркала спра¬шивает: «Я милая?» А зеркало ей отвечает: «Милая». - «Я славная? Я веселая? Я послушная? Я смелая? Я ласковая?»
Что внучке ответило зеркало?
Ребенок отвечает с утвердительной интонацией.
Побежала внучка в огород, но по дороге на нее комары налетели. Хлопает она руками, ловит комаров, а когда услышит в слове-комарике звук [л], радостно кричит: «Поймала!» Помоги внучке, слушай внимательно слова: лодка-ложка-кош¬ка, палка-банка-балка, будка-булка-бурка, стол-стул- стук.
Ребенок ставит фигурку внучки.

Прибежала внучка в огород. Тянут репку, а вытянуть не могут.

6.Устали они, решили отдохнуть.

Пальчиковая гимнастика.

пальчиковое упражнение «Дед»-показать руками сверху вниз воображаемую бороду.
пальчиковое упражнение «Бабка»- показать, как подвязывают под подбородком угол¬ки платка.
пальчиковое упражнение «Репка».- двумя руками сверху вниз нарисуйте в воздухе круг с заостренным кончиком внизу - по форме репы.
пальчиковое упражнение «Бантик».- сложите пальцы обеих рук щепотью и соедините кончики пальцев в виде восьмерки.
пальчиковое упражнение «Собака». - средний, безымянный и большой пальцы вытяните, соедините подушечки - это «морда» собачки. Указательный па¬лец и мизинец поднимите вверх - это «уши».
пальчиковое упражнение «Кошка»- средний и безымянный пальцы соедините с боль¬шим так, чтобы получилось колечко - это «мордочка» кошки. Указательный палец и мизинец приподнимите - так торчат кошачьи ушки.
пальчиковое упражнение «Мышка» - кончики среднего и безымянного пальцев соеди¬нить с большим пальцем. Указательный и мизинец согнуть и прижать кончиками к среднему и безымянному пальцам.

Позвали они... Жучку

А Жучка и Кошка в это время спорят: Жучка говорит слово, а Кошка спорит с ней, помоги Кошке. Игра «Скажи наоборот»
Труд - лень. Легко - трудно.
Друзья - враги. Легко - тяжело.
Трудолюбивый - ленивый.
Старый - молодой. Сытый - голодный.
Лёгкий - тяжёлый.
Прибежали Жучка и кошка, но репку вытянуть не получается.

Ребенок ставит фигурки Жучки и Кошки за бабкой.

8. Позвали они тогда...мышку.

Игра «Доскажи словечко». Услышала мышка, что ее зовут. Логопед показывает на фигурке мышки.
из дома …выбежала,
по дорожке... побежала.
Через мостик речку... перебежала,
к огороду... прибежала,
в калитку... забежала,
к деду близко... подбежала.
Ребенок ставит фигурку мышки за кошкой.

Потянули все вместе и вытянули репку!

Логопед вытаскивает макет репки.

9. Итог занятия.

Вот и закончилась сказка. Как ты думаешь, почему репку вытянули?
Ребенок объясняет.(потому что тянули все вместе, помогали друг другу)

КОНСПЕКТ

индивидуального занятия по звукопроизношению

Автоматизация

звука Л в слогах и

в словах

Цель: правильно и четко произносить звук Л в слогах и словах.

Задачи:

обучающие:

  1. Формировать понятие «согласный звук», уточнить особенности артикуляции звука Л ;
  2. Формировать навыки образования глаголов прошедшего времени;
  3. Закреплять навыки употребления им. сущ. в форме родительного падежа.

коррекционные:

  1. Автоматизировать звук Л в слогах и словах.

развивающие:

  1. Развивать артикуляционную и мелкую моторику;
  2. Развивать фонематическое восприятие, слуховой контроль;
  3. Развивать внимание, память, мышление.

воспитательные:

  1. Воспитывать самоконтроль за речью, умение вслушиваться в речь

Логопеда.

Методические приемы:

  1. игровая мотивация;
  2. подражательно-исполнительские и речевые упражнения;
  3. игры;
  4. поощрения.

Материалы и оборудование:

Кукла Мила, мяч, карточки для определения позиции звука Л в слове,

предметные картинки: бокал, мяч, мел, шар, пенал, вилка, чашка, карандаш.

Предварительная работа:

  1. Формирование артикуляционных умений и навыков, необходимых для правильного произнесения звука Л .
  2. Отработка упражнений мелкой моторики.
  3. Отработка опорных звуков.
  4. Постановка звука Л .

Последующая работа:

Автоматизация звука Л в чистоговорках, во фразах, в связной речи.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Приготовились к занятию. Слушай меня внимательно, старайся правильно выполнять все задания.

II. Основная часть.

1. Артикуляционная гимнастика.

Логопед: Будем делать зарядку для язычка, чтобы он хорошо и правильно двигался, четко проговаривал звуки и слова.

Повторение артикуляционных упражнений:

для губ: чередование «Заборчик» - «Трубочка»;

для языка: «Чашечка», «Вкусное варенье», «Пароход гудит».

Ребенок делает упражнения по инструкции логопеда.

2. Пальчиковая гимнастика.

Логопед : Без ошибок выполняй, что такое называй.

Ножки, спинки и сиденье – Левая ладонь вертикально вверх.

Вот вам стул на удивленье. К её нижней части приставляется кулачок.

У стола четыре ножки, Левая рука в кулачок, сверху на кулачок

Сверху крышка, как ладошка. опускается ладошка.

3. Сообщение цели занятия.

Логопед: К нам на занятие пришла кукла Мила. Сегодня вместе с ней мы будем повторять слоги и слова со звуком Л .

4. Акустико-артикуляционный образ звука.

Логопед : Вспомним, когда мы произносим звук Л, что делают губки?

Улыбаются.

Логопед : Что делает язычок?

Поднимается за верхние зубки к бугорочкам (если отрабатывается зазубная артикуляция). Или:

Кончик языка зажат между зубов.

Логопед: Дадим характеристику звука Л .

Звук Л согласный, звонкий, твердый.

5. Слоговая гимнастика.

Ребенок воспроизводит серию слогов за логопедом, сопровождая проговаривание пальчиковой гимнастикой «Пальчики здороваются» (пальцы ведущей руки поочередно соприкасаются с большим пальцем).

ал- ол ял -ел ал-ол-ул-ил

ол- ул ел-юл ул- ил-ал-ол

ул -ил юл-ёл ил-ул-ол-ал

6. Проговаривание слов за логопедом.

Бал, мал, вал, зал, дал, стул, мел, сел, пел, гол, вал, пол, был, мыл, ныл, мёл, вёл, осёл, козёл, бил, пил, вил, бокал, пенал, укол, футбол.

7. Игра на развитие фонематического восприятия.

Логопед: Подними флажок, если услышишь в слове звук Л .

Слова: лопата, машина, пила, ведро, молоток, совок, игла, ножницы, шило,

Метла, кисть.

8. Подбор картинок на заданный звук.

Игра «Подбери и назови».

Логопед: Мила пошла в магазин. Помоги Миле купить вещи, в названии которых есть звук Л.

Предметные картинки: бокал, мяч, мел, шар, пенал, карандаш, стул.

Логопед : Молодец, ты правильно выбрал. Мила довольна.

9. Игра «Чего не стало?». Употребление им. сущ. в Р.п.

Подобранные в предыдущей игре картинки выставляются на наборное полотно. Ребенок запоминает их, закрывает глаза, логопед убирает одну картинку.

Логопед: Посмотри, чего нет?

Ребенок: Нет … (сущ. в форме родительного падежа).

10. Физкультминутка.

Логопед: Я буду показывать и называть то, что я делаю, а ты повторяй мои действия, и скажи, что ты сделал.

Логопед: Ребенок:

Я встаю. Я встал.

Я ставлю стул. Я поставил стул.

Я поднимаю руку. Я поднял руку.

Я прыгаю. Я прыгал.

Я сажусь на стул. Я сел на стул.

Я беру ручку. Я взял ручку.

Я пишу. Я писал.

11. Игра «Много – один» (с мячом).

Логопед: Измени слово, помни о звуке Л в конце слова.

Логопед: Ребенок:

столы - стол

укол - уколы

полы - пол

залы - зал

пеналы - пенал

голы - гол

бокалы - бокал

дятлы - дятел

12. Определение положения звука Л в слове.

Логопед: Где в слове спрятался звук Л (в начале, в середине, в конце слова). Работа со звуковой линейкой.

Слова: зал, лампа, малыш, лавочка, полка, укол.

III. Итог занятия и оценка деятельности ребенка.

Логопед: Наше занятие закончено. Какой звук мы сегодня учились правильно произносить? Ты сегодня хорошо занимался. Миле тоже понравилось, как ты говорил, выполнял задания.


Юлия Клокова
Конспект открытого индивидуального логопедического занятия по теме: Автоматизация звука «Л» в Словах и Предложениях

Конспект открытого индивидуального логопедического занятия по теме :

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА «Л» В СЛОВАХ И ПРЕДЛОЖЕНИЯХ

Разработала : учитель - логопед

Клокова Юлия Васильевна

Цели :

-Автоматизация звука «Л» в речи ребёнка.

Укрепление мышц языка и вырабатывание подъёма языка вверх

Отрабатывание движений языка вверх и его подвижности

Задачи :

Коррекционные :

-автоматизировать звук «Л» в речи ребенка в словах и предложениях ;

Развивать фонематический слух;

Развивать целостное восприятие, память, мелкую моторику, внимание,

Обогащать и расширять словарный запас ;

Закреплять навыки звукового анализа и синтеза ;

Развивать интонационную выразительность речи, внимание, память, мышление.

Образовательные :

Активизировать словарный запас

Закреплять правильное произношение звука [л] в слогах , словах , предложениях .

Укрепление мышц артикуляционного аппарата

Воспитательные :

Воспитывать самостоятельность, интерес к занятию , усидчивость, стремление добиться поставленной цели;

Формировать самоконтроль за своей речью;

Оборудование : Кукла-принцесса, ватные шарики, картинки с изображением стеллажа с предметами , бумажные ложки, лапти, лампы, лавки, лопаты (по пять штук) . Фишки и схемы слов .

Методы и приемы :

Демонстрация иллюстративных пособий;

Разъяснение, показ, указание;

Использование художественного слова ;

Оценка деятельности ребенка;

План занятия :

1. Орг. момент.

2. Основная часть.

Артикуляционная гимнастика.

Дыхательные упражнения

Упражнение на развитие фонематического слуха

Уточнение правильной артикуляции звука Л

Произнесение звука Л изолированно .

Произнесение звука в слогах .

Произнесение звука в словах

Изменение сущ-х в роде и падеже

Пальчиковая гимнастика

Физкультминутка

-Определение позиции звука в слове .

Упражнение на развитие фонематического слуха-2

7. Произнесение звука в словосочетаниях , образование множественного числа существительных,

8. Произнесение звука в предложениях .

9. Итог занятия .

Ход занятия:

1. Орг. момент.

Здравствуй, садись удобнее, мы с тобой сегодня отправимся путешествовать в сказку.

2. Основная часть.

Жила- была на свете очень красивая, добрая принцесса. Звали её Мила. Все её очень любили. Только Баба- Яга завидовала её красоте и заколдовала она принцессу, заморозила её в огромном куске льда.

Спасти бедную принцессу может только тот, кто справится со всеми заданиями Бабы- Яги.

Давай поможем Миле! Путь далёкий! ЛЮБИМЫЙ ЗВУК БАБЫ ЯГИ - «Л» . Она любит давать всем задания с этим звуком . Я думаю, ты справишься со всеми заданиями и спасёшь принцессу! Чтобы набраться сил перед дорогой, мы с тобой сделаем гимнастику :

Артикуляционная гимнастика :

«Змейка»

«Качели»

«Лошадка»

«Заборчик»

«Индюк»

«Вкусное варенье»

«Парашют»

«Пароход»

Мы попали в избушку бабы-Яги. Вот она!

Баба Яга требует взамен того, что она отпустит принцессу, выполнить её задания.

Если всё выполним правильно, принцесса окажется на свободе!

Баба Яга дала нам книгу с заданиями :

Задания Бабы Яги :

Задание №1

Хлопни в ладоши, если услышишь звук Л :

М- Р- Л- С- Л- Т-Д- Л- С затем сложнее :

МА- НЫ- ЛА- ДЫ- ЛО- СУ- АР- УЛ- ЛЫ

РЫБА, МАК, ЛАПА, ПЕНА, ПАЛАТКА, МЫЛО, НОС, ЛОПАТА.

Задание №2

Поиграй Бабе Яге на балалайке! (Имитация игры на балалайке с проговариванием слогов «ла- ла-ла»

Для того чтобы выполнить задания Бабы Яги надо вспомнить, как правильно произносится звук Л .

Уточнение артикуляции звука Л .

Скажи, как мы правильно произносим ТВЁРДЫЙ звук Л ?

Мы улыбаемся, язычок широкий, кончик языка прикусываем зубами.

Давай попробуем произнести! Л Л Л; ЛА ЛА ЛА АЛ АЛ АЛ

Задание№2

Посмотри-ка на полки в избушке! Чего тут только нет! Давай назовём то, что мы увидели. (Картинка с изображением стеллажа)

Баба Яга жуткая растеряха, Она ничего не убирает на место, а потом ничего не может найти! Надо посчитать всё ли в её хозяйстве на месте? Для этого надо вспомнить, как правильно произносится звук Л .

Считаем ложки, лампы, лапти, пиалы, вилки :

Одна ложка, две ложки… и т. д.

Пальчиковая гимнастика :

Как у нашей внучки- (Сжимаем- разжимаем кулачки)

Маленькие ручки.

А на ручках пальчики (Скрестив пальчики на руках опускаем-поднимаем их)

Девочки и мальчики.

Дружно пальчики живут. (Хлопаем в ладоши)

Их по имени зовут : (Показываем каждый пальчик)

Большой, указательный., средний., безымянный., мизинчик.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Утром гномы в лес пошли. (Энергичный шаг на месте.)

По дороге гриб нашли. (Наклон вперёд. Выпрямиться, руки на поясе.)

А за ним-то, посмотри- (Наклоны туловища из стороны в сторону.)

Показались ещё три! (Руки в стороны, затем вниз.)

И пока грибы срывали, (Наклоны вперёд, руки к полу.)

Гномы в школу опоздали. (Руки к щекам, горестно покачать головой из стороны в сторону.)

Побежали, заспешили (Бег на месте)

И грибы все уронили! (Присесть)

Задание №1.

Определяем позицию звука в словах :

ЛАПА, МЫЛО, ПОЛ, ЛАК, БАЛ.

БЕЛЫЕ ВОЛОСЫ

БЕЛАЯ ПИАЛА

ГОЛУБОЙ ЛАК

МОЛОДАЯ ЛАМА

СЛАДКАЯ ХАЛВА

МИЛЫЙ ЛОСЁНОК

ЛАСКОВАЯ МИЛА

ГОЛУБАЯ ЛУНА

ВЕСЁЛЫЙ КЛОУН

КОЛКАЯ ИГОЛКА

СЛАДКОЕ ЯБЛОКО

СВЕТЛЫЙ ПЛАТОК

Баба Яга хочет, чтобы ты исправил ошибки в её тетради : ВАМПА, ВАДОНИ, МАВЫШ, КВОУН, СВОН

Предложения из 2-х слов :

Михаил бегал. Мила уехала. Стул упал. Лада пела. Володя смелый.

Предложения из 3-4-х слов :

Павел пил молоко. Кот лакал молоко. Мила опрокинула стул. Мила надела халат. Лана долго спала. Слава сколотил стул. Михаил напоил лошадь.

Володя сел за стол. Около стола стул. Клава посадила флоксы. Слава сделал плот. Гладиолусы растут около дома.

Клубок закатился под стул. Лана стояла около стула. Михаил сел в кресло.

Итог занятия .

Молодец! Ты всё сделал правильно, правильно произносил звук «Л» ! Справился со всеми заданиями и колдовство Бабы Яги разрушилось! Принцесса свободна!

Цель: автоматизировать звук [л] в слогах, словах, фразах.

Задачи:

Коррекционно - обучающая:

Выработать правильный артикуляционный уклад при произношении звука [л].

Упражнять в четком произнесении звука [л] в слогах, словах,

Коррекционно - развивающая:

Развивать фонематический слух,

Развивать плавный выдох,

Развивать слуховое и зрительное внимание,

Развивать мелкую моторику.

Коррекционно - воспитывающая:

Воспитывать усидчивость, самоконтроль.

Оборудование : кубик с артикуляционной гимнастикой, контейнер с водой, цветной мячик для настольного тенниса, коробочка, шарики для творчества, парные картинки, детали цветочков (белые и цветные), слон, клетка, замок, коробочка в виде ямы, маленькие звери: лев, зебра, бегемот, обезьяна, тигр.

Предварительная работа : разучивание разминки «Колдун»/

Ход занятия:

I . Организационный момент.

– Здравствуй. Садись на стульчик. Сегодня мы с тобой отправимся в сказку. Чтобы в нее попасть – закрой глазки (Логопед ставит на стол замок, клетку со слоненком ). Открывай глазки и послушай начало сказки. Жил-был слоненок. Он не выговаривал звук Л. И подсказали ему, что в замке живет волшебник, который поможет ему говорить этот звук. И пошел слоненок к нему. Но это оказался злой колдун. Он заточил его в клетку. Слоненка нужно спасать.

II . Сообщение темы занятия.

– Поможем слоненку? Давай спасем его от колдуна? Мы с тобой научимся произносить звук Л. Заодно и слоненка научим. Но к замку дорога нелегка. Колдун расставил нам ловушки и чтобы их обойти, нужно выполнить задания. Но я уверена, ты легко с ними справишься.

III . Основная часть.

1. Артикуляционная гимнастика.

– На нашем пути первая ловушка. Камень. Ты видишь, что камень не простой. Выполнив все эти задания, мы скатим его с пути.

На каждой грани кубика картинка, соответствующая артикуляционному упражнению:

Заборчик

Подъезжает шофёр,
Ну, а впереди – забор.
Тормозит и назад.
И так восемь раз подряд.

Окно

Открываем рот пошире,

Держим раз, два, три, четыре.

Если прыгает язык,

«А-а-а» поем, и он лежит!

Блинчик

Испекли блинов немножко,

Остудили на окошке,

Есть их будем со сметаной,

Пригласим к обеду маму.

Маляр

Подниму я язычок

И покрашу потолок,

Двигаться вперед-назад

Язычок наш очень рад!

Молодец, ты хорошо справился. Камень мы с тобой убрали.

2. Выработка плавного выдоха.

– И дошли до реки. Но колдун сломал мост, и теперь звери не могут перебраться на тот берег. Давай мы их с тобой перевезем. Хорошо, что лодка осталась.

(Перед ребенком прямоугольный контейнер с водой, на воде цветной теннисный мячик. Ребенок дует на мячик, логопед по очереди переставляет зверят ).

Всех перевез, молодец.

3. Развитие фонематического слуха. Игра «Поймай звук»

– Вот мы и подошли к следующей ловушке. Это яма, которую вырыл колдун, чтобы туда попадали разные зверята. Давай мы ее с тобой засыплем. Я сейчас буду называть тебе слова. Слушай внимательно. Если в слове есть звук Л, ты кидаешь в яму камень.

Лак, мак, стол, стоп, лай, воск, диван, окно, мел, стул, дом, лапа.

Ты замечательно работаешь. Теперь зверята точно не попадут в ловушку.

4. Игра «Бесцветные цветы».

– Мы с тобой оказались на полянке, но посмотри: цветы бесцветные. Видимо и здесь колдун постарался. Но я знаю, как мы сможем добавить краски цветам. Чтобы получить цветной лепесток, нужно произнести правильно два слога со звуком Л:

ал-ол, ол-ул, ул-эл, эл-ал, ла-ло, ло-лу, лу-лы, лы-ла,

(Ребенок повторяет слоги за логопедом и меняет белый лепесток на цветной ).

5. Физминутка.

– Думаю, что мы немножко устали с тобой обходить ловушки колдуна. Давай отдохнем немножко.

(Ребенок повторяет слова и движения за логопедом )

В лес пришёл волшебник злой.
Он ужасный и большой.

Он руками замахал
И зверей заколдовал.
Но пришли друзья-детишки,
Озорные шалунишки,
Стали думать и решать,
Как задания выполнять.
Наконец, они решили
И зверей освободили.
А теперь, друзья,- плясать,
Нам не надо унывать.

Шагают на месте

Показывают злость на лице и обводят руками большой круг

Машут руками, будто колдуют

Весело шагают вприпрыжку

Показывают, что думают

Показывают, что решили задание

Берутся за руки и пляшут

6. Дидактическая игра «Один-много».

– Ну вот мы и пришли с тобой к замку злого колдуна. (Клетка убрана, слоненок стоит перед замком ). Он за нами наблюдал все это время, посмотрел, как ты ловко обходишь его ловушки, что испугался и убежал. А когда он побежал, он смахнул картинки со своего стола и они все перемешались (Логопед выкладывает парные картинки по теме профессии ). Слоненка мы конечно с тобой выручили, он благодарит тебя за помощь. Но мы же не может оставить здесь такой беспорядок. Давай приберемся, и пусть в замке колдуна живут все звери леса.

(Найти парные профессии и назвать один-много).

IV . Итог занятия.

– Какой ты молодец. И в ловушки не попал, и колдуна прогнал, и слоненка освободил. Тебе понравилось на занятии? А какое задание понравилось? А что было трудно выполнять?

(Ответы ребенка. )

Задачи:

Образовательные:

  • закреплять правильное произношение звука [л] в слогах, словах, предложениях.

Коррекционные:

  • развивать целостное восприятие, память, мелкую моторику, внимание, фонематический слух;
  • обогащение и расширение словарного запаса;
  • закреплять навыки звукового анализа и синтеза;

Воспитательные:

  • воспитывать самостоятельность, интерес к занятию.

Оборудование :

  • кубики-символы для артикуляционной гимнастики, набор предметных картинок: лапти, вилка, лошадь, велосипед, осел, футбол, ласточка, пила, молоток, волк, палка, мел, ласты, булка, фиалка, стол, вешалка, лук, лодка, фигурки из бумаги героев мультфильма «Лунтик».

Ход занятия

1. Организационный момент.

Сегодня нам принесли письмо. От кого — догадайтесь сами. Даю подсказку: он — герой мультфильма. У него много друзей.

Игра «Да-нетка».

(дети задают вопросы, пытаясь определить героя)

Да, это Лунтик. Посмотрим, что в конверте. Да здесь какая-то карта. Лунтик пишет,что он заблудился и найти его можно только с помощью этой карты и заданий, которые к ней прилагаются.

А вот и первое задание.

2. Артикуляционная гимнастика.

Подружка Лунтика, Мила, не умеет выговаривать звук –Л-, но очень хочет научиться. Давайте ей поможем. Но сначала повторим все, что знаем об этом звуке.(складываем из кубиков профиль звука).

Повторяем упражнения:

  • Заборчик
  • Чистим зубки
  • Качели
  • Пароход
  • Произносим изолированно –Л-Л-Л

Вы молодцы. Справились с первым заданием. И получаете первую подсказку. (4 шага прямо)

Дети, встав из-за стола делают 4 шага и ставят указатель в этом месте.

3. Автоматизация звука [Л] в слогах.

Чтобы получить вторую подсказку, нужно помочь пчеленку собрать нектар с цветков. (По дорлжке летим до ромашки… колокольчика… клубники.., проговаривая слоги)

  • ла-ла-ла
  • ала-ала-ала
  • лу-лу-лу
  • улу-улу-улу
  • лы-лы-лы
  • ылы-ылы-ылы
  • ло-ло-ло
  • оло-оло-оло

Дети, ваполнив задание, получают следующую подсказку и передвигают указатель.

4. Формирование навыка звукового анализа.

Чтобы получить новую подсказку, необходимо вместе с Кузей разложить яблоки по лукошкам.

  • 1 — слова, где Л в начале слова.
  • 2- слова, где Л в середине.
  • 3- слова, где Л в конце слова.

5. Игровой прием ТРИЗ “вхождение в картину”.

Мы с вами на лужайке вместе с Милой, Кузей и Пчеленком. Закройте глаза и представьте: Светит солнышко, расцветают цветы, поют птицы, летают бабочки.

(музыкальное сопровождение)

Логопед: “Продолжите предложения:

Я ощущаю руками…(холодный мокрый снег, нежные клейкие листочки и т.п.)
Я слушаю….(пение птиц, звон ручья, звон капели)
Я чувствую запах… (Цветов, свежести, влаги, листьев)

6. Автоматизация звука [Л] в предложениях.

Ребята, гусеницы как всегда вредничают. Они перепутали предложения, которые сочинил пчеленок. Помогите их распутать.

  • Салат ел Милу.
  • Салазки везут Славу.
  • Пол упал на стул.
  • Футбол уехал на папу.
  • Лопатка взяла Лолу.
  • Ладони вымыли Клаву.
  • Кукла купила Лушу.
  • Лук полол Милу.
  • Белый платок надел Аллу.

7. Физкультминутка.

А теперь давай прогуляемся по волшебной полянке.

«Любим с Лунтиком играть –
Как кузнечики скакать,
И как пчелки полетать.
На цветочки тихо сели.
Мы вздохнули и уснули».

Ребенок выполняет упражнения:

  • скачет на двух ногах;
  • машет руками;
  • садится на корточки;
  • руки под щеку.

8. Развитие фонематического слуха.

Ну, а теперь давайте зарабатывать следующую подсказку. Жабе Клаве и Миле Нужно собрать картинки, которых есть звук -Л-
(произносят слова: Клава скакала, скакала, ….. увидала.) Получают очередную подсказку.

9. Развитие творческих способностей.

Из собранных слов составляют рассказ (метод каталога).

Цель : научить ребенка связывать в единую сюжетную линию случайно выбранные объекты, сформировать умение составлять сказочный текст по модели, в которой присутствуют два героя (положительный и отрицательный), имеющие свои цели; их друзья, помогающие эти цели достигнуть; определенное место.

В структуру большой группы сказок входят следующие составляющие: положительный и отрицательный герой, зло, причиненное отрицательным героем, борьба положительного героя с этим злом. На помощь и одному, и другому герою могут приходить друзья или волшебства.

Пошел гулять (путешествовать, смотреть…)… Куда?

Встретил кого злого? Какое зло этот отрицательный герой всем причинял?

Был у нашего героя друг. Кто? Какой он был? Как он мог помочь главному герою? Что стало со злым героем?

Где наши друзья стали жить?

Что стали делать?

Справившись с заданием, получают последнюю подсказку: 4 шага вправо. Находят Лунтика со сладким сюрпризом.

10. Итог занятия. Рефлексия.

Мы с вами сумели найти заблудившегося Лунтика.

Давайте вспомним, кому мы сегодня помогали? Какие задания выполняли. Что понравилось? Ну а Лунтик и его друзья с вами прощаются. До новых встреч.

Бабкова Ольга Сергеевна,
учитель-логопед
МБДОУ д\с №6,
г. Рассказово Тамбовской обл.

Статьи по теме:

gastroguru © 2017