Конспект занятия по логопедии в начальной школе. Звук и буква "Ш" в слогах и словах

Цель: уточнение и автоматизация звука Ш в речи. Знакомство с буквой Ш.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:
– обучение акустико-артикуляционной характеристики звука Ш с опорой на различные виды контроля;
– закрепление понятий: “согласный звук”, “слог”, “слово”;
– закреплять умение определять звук Ш в слогах, словах;
– обучение звуко-слоговому анализу слогов, слов;
– обучение печатанию.

Коррекционно-развивающие:
– автоматизация произношения звука Ш изолированно, в слогах, словах;
– развитие фонематического слуха и восприятия;
– улучшение общей моторики и координации движений;
– развитие дыхания и голоса;
– развивать основные психические процессы: внимание, память, мышление.

Коррекционно-воспитательные:
– воспитывать благородные чувства к маме – самому дорогому человеку.

Оборудование: индивидуальные зеркала, индивидуальные пеналы со схемой предложения, “Волшебный сундучок” с предметными картинками: кувшин, шапка, шуба, шишки, машина, мишка, мышка, кошка;
“Пуговица”, слоговые домики;
Символы гласных звуков;
Мяч;
Дидактический материал “Эмоция радости”;
Буква Ш;
Тетради, простые карандаши.

Ход занятия

1. Организационный момент.

– Сколько рисунков у вас в группе?
– Кого вы, ребята, рисовали? – Папу, маму.
– Это семья? – Да.
– Дружная семья? – Да.
– У нас с вами тоже дружная семья.

Давайте возьмемся за руки и сделаем круг. – Движение по кругу.

– Скажите, ребята, а какой праздник приближается в марте? – 8 Марта. Женский день.
– Мы будем поздравлять своих мам.

Я хочу. Чтобы вы поздравили свою маму ласково. Обнимите себя руками и скажите: “Дорогая мамочка, поздравляю тебя с праздником!” (Каждый ребенок проговаривает эту фразу.)

– Молодцы!
– А сейчас на занятие в кабинет.
– Займите свои места.
– Слушайте внимательно, думайте, правильно отвечайте.
– Чтобы у нас было вот такое настроение (показ “эмоции радости”), споем песенку – четко произносите гласные по символу звука.

2. Введение в тему.

– Послушайте стихотворение и определите, какой звук я выделяю; запомните слова с этим звуком.

Шимпанзе – артист бывалый:
Шуток знает он немало,
И с шарманкою своей
Целый день смешит детей.

Ребята! Шарманка – это музыкальный инструмент.

– Догадались? – Это звук Ш.

Упражнение перед зеркалом.

– Произнесите звук Ш перед зеркалом.

Выполняем упражнение “Чашечка”: широкий язык в форме чашечки поднять к верху, края языка прижаты к верхним зубам.

Произносим Ш-Ш-Ш...

Характеристика звука Ш.

– Ребята, есть ли преграда, когда мы произносим звук Ш? – Да.
– Значит, какой звук Ш – гласный или согласный?
– Дрожит ли при произношении звука горлышко? – Нет.
– Звук звонкий или глухой? (Проверим ладошкой.)
– Запомните: звук Ш – согласный, глухой всегда твердый, шипящий.
– Повторим. (Все вместе повторяем.)

3. Основная часть.

Развитие фонематического слуха.

– Выполним упражнение:

“Хлопните в ладоши, если услышите слог со звуком Ш:

Са-ша, жу-ши-ша-сы-ща-щу-жи-ши.

– А теперь слово со звуком Ш: “Цепочка слов” – кушетка, жаворонок, самовар, шелест, площадь, полушубок, часовщик, шуршать, мышеловка, сковорода, лягушка.
– Игра “Пуговица” – звук в слове (в начале, в середине, в конце)
– Определяем место звука Ш в каждом слове:

шляпа, подушка, ландыш, машина, шорты, карандаш.

Закрепление правильного произношения звука Ш.

“Повторим чистоговорки”: (внимательно слушаем и повторяйте после меня).

Ша-ша-ша-наша Маша хороша. Шу-шу-шу-шубу новую ношу. Шо-шо-шо-Шура пишет хорошо.

Звуковой анализ слова:

– Произнесем слово КАМЫШ.
– Назовем звуки по порядку.
– Назовем согласные звуки: (К, М, Ш) – 3 звука.
– Назовем гласные звуки: (А, Ы) – 2 звука.
– Если в слове 2 гласных звука – сколько будет слогов в слове? – Два.
– Назовите первый слог? – КА.
– Назовите второй слог? – Мыш.
– Молодцы!
– Игра “Домики” – определение слогов в слове.

Шуба, шапка, шарф, шахматы, камыш, малыш, погремушка – сколько?

Физкультминутка. “Встали и отдохнем”.

Игра с мячом. Подберем слова к слову МАМА – какая?

Добрая, нежная, самая лучшая, самая чуткая, самая красивая.

– Молодцы! Наши мамы лучше всех!

Знакомство с буквой Ш: рассматривание, обведение контура в воздухе, печатание.

– Звук Ш обозначается вот такой буквой Ш.

Вертикально три палочки я положу,
А внизу четвертую ровно провожу.

(Показ буквы Ш.)

– На что похожа буква Ш? – Ответы детей. (Забор, подсвечник, расческа.)
– Из каких элементов состоит буква. – Ответы детей. (Из палочек.)
– Напишите букву Ш в воздухе, на спине соседа.
– Выложите букву Ш из палочек.
– Построим из пальцев рук букву Ш.

Мы сейчас удивлены –
Три пальца вверх устремлены.
У основанья пальцев рядом
Указательный положим прямо.
Да, постройка хороша
Она похожа на букву Ш

– Построим из пальцев рук слово ШУМ.
– Молодцы!

4. 3аключительная часть.

Печатание буквы Ш в тетради.

(Проверить правильность посадки, положение тетради, как держит карандаш.)

– Подготовим руки к работе.
– Взяли карандаши.

Катаем между ладошками,
потом между большим пальцем и указательным,
между большим пальцем и средним,
между большим пальцем и безымянным,
между большим пальцем и мизинцем.
И наоборот.

– Покрутим карандаш в одну сторону, в другую сторону.

И еще раз покатаем между ладошками.

– А теперь открываем тетради и печатаем букву Ш – сверху вниз и слева направо.
– Вторая строчка? – ответ детей.

Недостающие элементы буквы Ш.

– Отложите тетради на угол стола.
– Ребята! В волшебном сундучке есть чудесные картинки.

Вы берете картинку, составляете предложение и выкладываете схему предложения.

Дети составляют предложения. Логопед подходит к каждому ребенку, слушает составленное предложение, оказывает помощь, кому требуется. По ходу спрашивает основные правила о предложении:

1. Как пишется первое слово в предложении? (С большой буквы.)

2. Как пишутся слова в предложении? (Отдельно.)

3. Какой знак ставиться в конце предложения? (Точка.)

– Молодцы!

5. Итог занятия

– Какой звук мы сегодня повторяли?

(Ответ детей – звук Ш.)

– Звук Ш какой? – Согласный, глухой, всегда твердый, шипящий.
– Ребята, какую букву вы научились писать? – Ш.
– Найдите букву Ш и прикрепите на вагончик паровозика.
– Молодцы! Поработали отлично!

Домашнее задание:

Вспомните слова, в которых звук Ш в начале, в середине, в конце.

Кто больше? А завтра проведем соревнование на знатока звука Ш.

– Всем спасибо за занятие.

Кузнецова Лилия
Конспект занятия «Звук [Ш] и буква Ш»

Звук и буква Ш.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Коррекционно-образовательные задачи:

Уточнение и закрепление знаний о букве Ш. Подведение детей к самостоятельному анализу звука Ш. Закрепить правильное произношение звука [ш]. Упражнять в определении наличия – отсутствия звука [ш] в словах; в определении позиции звука [ш] в слове (начало, середина, конец). Учить составлять звуковые схемы слов типа Крош. Познакомить с буквой Ш. Учить читать слоги и слова с буквой Ш. Продолжать учить детей отвечать на вопросы педагога полным предложением.

Коррекционно-развивающие задачи:

Развивать: мимику, мелкую и общую моторику; фонематическое восприятие; графо – моторные навыки; внимание; мышление; воображение. Развивать навыки коммуникации.

Коррекционно-воспитательные задачи :

Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.

Оборудование: картинки со сказочными героями и другие картинки со звуком Ш, наборы для составления звуковых схем, таблицы с буквами, интерактивная доска, счетные палочки, ручки, таблица для прокладывания дорожки по букве Ш.

Ход занятия.

1. Оргмомент.

Посмотрите ребята, сколько у нас сегодня гостей. Они хотят с вами познакомиться. – Назови своё имя и первый звук своего имени.

2. Сообщение темы занятия.

Ребята! Сегодня к нам пришли гости из страны Смешарии. А чтобы узнать, кто это, отгадайте загадки.

Я зайка-Смешарик,

Похожий на шарик.

Красив и хорош.

Мое имя… (Крош.)

Я девочка-хрюшка,

Бараша подружка.

Нет краше и лучше

В Смешарии… (Нюши.)

Экспериментов он любитель,

Домика с рогами житель.

Он - ученый главный наш.

Назови его… (Лосяш.)

Они пришли к нам не просто так. Смешарики принесли нам новый звук. Называем еще раз тех, кто к нам пришел: Крош, Нюша, Лосяш.

Ребята, а кто из вас самый внимательный? Какой звук повторяется чаще всего во всех этих словах?

Звук Ш пришёл сегодня к нам на занятие.

3. Артикуляционная гимнастика

Чтобы правильно произносить звуки, сначала подготовимся, сделаем гимнастику.

1. «Улыбочка-хоботок»

«Улыбка» - Удержание губ в улыбке. Зубы не видны.

«Хоботок» - Вытягивание сомкнутых губ вперёд.

Улыбайся народ,

Потом губы – вперёд!

И так делаем раз шесть.

Всё! Хвалю! Начало есть!

2. «Лопаточка»

Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

Язык широкий покажи

И лопатку подержи.

3. «Чашечка»

Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается к низу. В таком положении язык удержать от 1 до 5-10.

Язычок наш поумнел.

Чашку сделать он сумел.

Можно чай туда налить.

И с конфетами попить.

4. «Согрей – заморозь ладошку»

Произносим длительно звук [C] (при этом воздушная струя направлена на ладонь) – ладошка замёрзла, а теперь согреем её - произносим длительно звук [Ш].

4. Характеристика звука.

Губки округлены и слегка вытянуты вперед.

Широкий язычок наверху образует “чашечку”.

Теплая воздушная струя идет по центру язычка.

Горлышко “молчит”.

Произнесем звук [Ш]. Какой он гласный или согласный?

Твердый или мягкий?

Есть ли у него мягкий братик?

Запомните, звук [Ш] всегда твердый!

5. Развитие фонематического слуха.

1). Игра со Смешариками. (Интерактивная доска) («Ищем звуки в словах со Смешариками» - Матыкина И. А.)

Назови картинки.

В каком слове «спрятался» звук Ш?

2). Определить место звука в слове. (Картинки Сказочные герои)

В какую группу их можно объединить? (Сказочные герои)

3). Звуковой анализ слова.

Игра «Живые звуки» - Крош.

Физкультминутка.

Я – попрыгун веселый, Крош! (прыжки, руки на пояс)

Со мной от скуки не умрешь. (движения указат. пальцем влево – вправо)

Друзей веду в поход я смело, (шагаем на месте)

Под силу мне любое дело! (сгибание рук к плечам)

Не страшен гром, огонь, потоп, (хлопки в ладоши)

Да Ежик медлит: «Стоп да стоп!» («Пружинки»)

6. Знакомство с буквой.

Звук “ш” на письме обозначается буквой Ш.

На что похожа эта буква?

На что похожа буква Ш

На зубья этого ковша.

Шура сено ворошил,

Вилы в сене позабыл.

Давайте напишем букву Ш в воздухе. Сначала пишем сверху - вниз, потом слева-направо.

1). Составление буквы Ш из счётных палочек.

2). «Прочитай слова на шариках из Смешарии».

3).«Помоги Лосяшу добраться до домика.

7. Игра «Большой-маленький».

(Задание от Бараша – картинки в конверте со звуком Ш)

Превратить большие предметы в маленькие.

С каким звуком сегодня познакомились? Какой он?

Что вам больше всего понравилось?

И вы очень понравились Смешарикам, поэтому они решили подарить вам свои раскраски.

Публикации по теме:

«Звук [ж]. Буква ж». Конспект логопедического занятия. Цель: закреплять умение детей правильно произносить звук [ж], выделять, различать этот звук в звучащей речи; познакомить с буквой Ж. Задачи:.

Конспект фронтального занятия «Звук [Ц] и буква Ц. Цыпленок Цып» Задачи: 1. Познакомить детей с новым согласным звуком – Ц; его артикуляционной и акустической характеристикой, способами произнесения звука.

Конспект занятия по развитию речи «Звук [И] и буква И» Конспект занятия по развитию речи 17.10.17 9 группа Подготовила: Жирнова А. Л. «Звук и буква И» Цели: Коррекционно-образовательные: формировать.

Конспект занятия «Звук [Х] и буква Х» Конспект занятия «Наш город» звук и буква «Х» Коррекционно-образовательные задачи: -закрепление знаний о букве и звуке «Х», -формирование.

«Звук и буква Ш» предназначена для коррекционно-педагогической работы с детьми подготовительной группы. Занятие проводится в игровой форме, охватывает работу с детьми по произношению, обучению грамоте и развитию связной речи.

Задачи: Коррекционно-образовательные задачи: научить детей характеризовать звук [ш] по акустическим и артикуляционным признакам, закрепить навык правильной артикуляции звука [ш] с включением всех анализаторов; совершенствовать навыки проведения звукового анализа слов; упражнять детей в деления слов на слоги; упражнять в составлении предложений;

Коррекционно-развивающие задачи: развивать фонематический слух, слуховое внимание; развивать дыхание, общую и артикуляционную моторику; развивать творческие способности; тренировать мелкую моторику руки, логическое мышление, внимание, память.

Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать умение выполнять игровые правила; учить доводить начатое дело до конца.

Оборудование: зеркала, прищепки; кукла Маша; предметные и сюжетные картинки со звуком [ш];

Ход занятия 1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Каждый день всегда, везде: На занятиях, в игре Верно, четко говорим, Никуда мы не спешим.

Ребята, посмотрите все ли у вас готово к занятию. Садитесь.

  1. Артикуляционная гимнастика. - Сейчас я вам расскажу интересную историю. Жила-была на свете одна невоспитанная девочка. Приходила она к своему другу и обязательно что-нибудь случалось. Пришла девочка как-то чай попить из чашки (Выполняется упражнение «Чашечка) с вареньем (упражнение «Вкусное варенье») и пролила весь чай на стол и начала слизывать, как кошка (упражнение «Киска лакает»), но тут увидела, как зайка морковку копает лопатой (упражнение «Лопатка») и побежала к нему, а по пути перепрыгнула через забор (упражнение «Заборчик»). Устала, споткнулась и села, высунув язычок. (Упражнение « Уставший язычок») Отдохнула, огляделась по сторонам, видит ее друг Миша сидит и на дудочке играет (упражнение «Дудочка»). - Ребята, узнали нашу гостью с другом? (Звучит музыка из мультфильма «Маша и медведь») Правильно, к нам сегодня пришла в гости Маша. Появляется кукла Маша. Может быть, сегодня она увидит наше занятие, таких умных и прилежных деток и тоже станет воспитанной и доброй. Поможем ей в этом?
  2. Характеристика звука [ш] по артикуляционным признакам. - Какие звуки повторяются в словах Маша и Миша? - Верно, это звук [Ш]. Сегодня на занятии мы с ним поиграем. - Что делают наши губы, когда мы произносим звук [ш]? - Губы выдвигаются вперед. Они похожи на трубочку? - Что делает наш язычок, когда мы произносим звук [ш]? (поднимается вверх) — Откройте рот, покажите, где у вас находится язык, когда мы произносим звук [ш]. — А какой воздух - теплый или холодный выходит изо рта, когда мы произносим звук [ш]? Поднесем ладонь ко рту и произнесем по цепочке звук шшшш. - Итак, когда мы говорим [ш], губы округлены, слегка выдвинуты вперед, широкий язык поднимается к бугоркам за верхние зубы. Выходит струя теплого воздуха.
  3. Характеристика по акустическим признакам. - А что делает голос, когда мы произносим [ш]: спит или песни поет? Приложите все руку к шее, скажем шшш.. В домике было тихо или голос пел песни, и стенки домика дрожали? - В домике было тихо, голос спал и стенки домика не дрожали. - Ребята, а звук [ш] какой он: гласный или согласный? - Правильно, звук [ш] согласный, звонкий или глухой звук [ш]? - Глухой. - А звук [ш] твердый или мягкий? - Да, верно звук [ш] - это твердый, глухой, согласный звук. Еще у этого звука есть особенность — он никогда не бывает мягким, всегда твердый.
  4. Произношение звука [ш] изолированно, в слогах. - Ребята, Маша шла к нам на занятие издалека. Она шла через лес и прислушивалась. А лес шумел: «Аш-ош-уш-иш! (Маша насторожилась). Шта-што-шту-шты! (испугалась.)» Но тут зашептались листья: «Шу-шу-шу». И Маша успокоилась. Какие звуки вы услышали в шепоте листьев? (Звуки [ш], [у].) Дополните их звуком [м]. Какое слово получилось? (Шум.) Давайте разберем это слово по звукам - ШШШУМ. Какой первый звук в слове «шум»? - ШУУУМ. Какой второй звук в слове шум? - ШУМММ. Какой третий звук в слове шум? - Назовите все звуки по порядку. - Назовите гласный звук. - Назовите согласные звуки. Дети выкладывают звуковую схему слова из цветных прищепок.
  5. Автоматизация звука [ш] в словах. (Выставляются картинки). Вышла Маша из леса и увидела, что на опушке росли … (ромашки, ландыши, кашка), на речке … (кувшинки, кубышки). На берегу речушки Маша увидела … (камешки), на сосне — … (шишки), на орешнике — … (орешки). Под кустом росли … (волнушки). Какую птицу увидела Маша на дереве? (Кукушку).
  6. Практическое усвоение приставочных глаголов. - Вот что рассказывает Маша о том, как она к нам шла, а вы ей помогайте. Игра «Добавь словечко». Логопед говорит от имени Маши, а дети помогают вести рассказ. - Я по лесу шла и волнушку… (нашла). Дальше я в лес… (пошла), в чащу леса … (зашла) и к избушке … (подошла), потом в избушку … (зашла), ничего там не … (нашла), дальше … (пошла). К дереву я … (подошла), там я сладкий мед … (нашла). По дорожке … (пошла) и к вам на занятие … (пришла).
  7. Деление слов на слоги. Игра: «Разложи картинки» - А когда Маша шла по дороге, то увидела 3 домика. На доске — три домика (одноэтажный, двухэтажный и трехэтажный). У детей на столе лежат картинки. Дети должны прикрепить прищепками свои картинки в домики в зависимости от количества слогов в слове.
  8. Физминутка (проводится на ковре). Встаньте дружно, потянитесь! Пошагайте, покрутитесь. Руки вправо, руки влево, А потом присядьте смело. Снова встаньте, потянитесь И друг другу улыбнитесь. А теперь приготовьте свои ручки. Дружат в нашей группе девочки и мальчики. Мы с тобой подружим маленькие пальчики. Раз, два, три, четыре, пять. Начинай считать опять. Раз, два, три, четыре, пять Мы закончили считать. (дети проговаривают стихотворение про ручки, покусывая при этом кончики пальцев прищепками)
  9. Произношение звука в стихотворении. Ребята, Маша предлагает выучить стихотворение про ее друга Мишку. Шишки у Мишки Бросил палку сверху Мишка. - Падай в шапку с елки, шишка! Шишка — шлеп по голове. Стало шишек сразу две.
  10. Развитие звукового анализа и синтеза. - Ребята, вспомните, какие слова вы услышали в стихотворении. - Мы будем распределять эти слова на две группы: первая группа - звук [ш] слышится в начале слова, вторая - звук [ш] слышится в середине слова. Итак, я показываю картинки, а вы называете, что на них изображено и где расположен звук в слове.
  11. Знакомство с буквой Ш: на что похожа буква Ш. Посмотри на букву Ш- Буква очень хороша, Потому что из неё Можно сделать Е и Ё. Обведение по контуру, печатание ее пальцем на столе, составление из прищепок.
  12. Итог занятия. - Давайте вспомним, о какой звуке мы сегодня говорили? Правильно, звук [ш]. - Какой это звук? (это твердый, глухой, согласный звук) - Чем мы еще занимались на занятии? - Понравилось ли вам занятие? - Маше тоже очень понравилось занятие. Теперь Маша больше не будет хулиганить, а пойдёт в школу также как и вы.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Малышок»

Конспект организованной образовательной деятельности по обучению грамоте

на тему: «Звук и буква Ш»

Составитель: воспитатель первой квалификационной категории

Ивенская Венера Минвалиевна.

пгт.Берёзово, ХМАО-Югра

Конспект организованной образовательной деятельности по обучению грамоте на тему: «Звук и буква Ш»

для детей подготовительной группы.

Форма проведения : игровая.

Цель : Знакомство со звуком и буквой «ш»

Задачи:

Образовательные задачи :

Закрепить активизацию и характеристику звука «ш».

Закрепить произношение звука «ш» в словах и предложениях.

Выкладывать слова с буквой «ш».

Упражнять в звукобуквенном анализе и синтезе слов.

Познакомить с буквой «ш».

Упражнять в составлении предложений с заданными словами и составлении схем предложения.

Учить детей делить двухсложные и трехсложные слова с открытыми слогами.

Развивающие задачи :

Развивать фонематический слух, внимание и память.

Развивать навыки чтения слогов и коротких слов.

Воспитательные задачи :

Воспитывать умение слушать воспитателя и товарищей.

Воспитывать желание и умение работать в коллективе.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие».

Предварительная работа:

· Проведение занятий по обучению грамоте по плану.

· Разучивание чистоговорок.

· Беседа с детьми.

· Словесные игры.

Методы и приемы:

· Наглядный (работа с предметными картинками и схемами, буквы и слоги, выложенные на мольберте).

· Словесный (художественное слово, вопросы к детям).

· Практический (совместная деятельность взрослых и детей, игры).

Материалы и оборудование:

· Предметные картинки.

· Тетради.

· Карандаши.

· Мольберт.

Ход занятия.

Воспитатель: К нам на занятие пришли гости. Давайте с ними поздороваемся (дети здороваются)

Приветствие:

Собрались все дети в круг.

Я- твой друг,и ты – мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам начать наше занятие.

Разминка:

Какое сейчас время года? (зима)

Назовите, какая может быть зима?(суровая, холодная, лютая, светлая, морозная, ветреная, снежная, долгая, серебристая, белоснежная, волшебная…)

Что может быть зимним? (вечер, день, ветер, мороз…)

Из чего состоит наша речь?(из слов)

Из чего состоят наши слова?(из звуков)

Какие бывают звуки?(гласные, согласные)

Что вы можете сказать о букве?(видим, пишем)

Что вы можете сказать о звуке? (слышим, произносим)

Игра «Измени слово» (дети сидят на ковре):

Дети, придумайте короткое слово, измените слово так, чтобы в нем было два слога, три слога (снег, снежок, снежинка).

Игра «Повтори чистоговорку»:

Встанет тот, кто правильно произнесет чистоговорку:

Ша – ша- ша – шапка, шахматы, лапша.

Ши-ши-ши – шило, шина, камыши.

Шу-шу-шу – Маша кушает лапшу.

Ши-ши-ши – кашу ешьте, малыши.

Шо-шо-шо – Паша пишет хорошо.

Аш-аш-аш – шар, машина, карандаш.

Дети, какой звук повторялся в чистоговорках?

Показ буквы, которая обозначает звук «ш»:

артикуляция и характеристика звука «ш» (согласный, произносится трудно, мешают зубы,шипит).

Игра «Поймай звук «ш»:

Среди других звуков

В слогах;

В словах (снег, малыш, мясо, шуба, стена, ландыш, вышка, забор, пышка, сова, кошка, бусы, мошка, ложка, ватрушка, камыши).

Назовите имена со звуком «ш» : (Саша, Маша,Даша, Паша, Наташа, Андрюша, Танюша, Валюша)

Выберете слова со звуком «ш» в чистоговорке:

«Шли, шли – пирог нашли. Сели, поели – опять пошли».

Игра «Проговори чистоговорку»:

Нужно проговорить чистоговорку в соответствии с картинкой.

Игра «Измени слово»:

Ребята,измените слово так, чтобы в нем появился звук «ш»:

Хлеб – хлебушек, орехи – орешки, муравей – муравьишка, воробей – воробушек, корова – коровушка, горох – горошек, рыба – рыбешка, петух - петушок, мальчик – мальчишка, камни- камешки, мама – матушка.

Физкультминутка «Белая зима»:

Пускай снегами все заносит,

Пускай лютуют холода,

Зима меня не заморозит,

Не напугает никогда.

Зимою белые снежинки

Танцуют за моим окном,

АДед Мороз свои картинки

Рисует на стекле ночном.

Воспитатель: Ребята, предлагаю вам сесть за столы.Сегодня мы будем читать слоги со звуком «ш», затем слова (Шар, шум, Шура, Паша,Мура, Рамы).

Прочитаем предложения с помощью картинок:

У Шуры(яблоко)

У Мары(груша)

У мамы(тарелка)

У папы (книга)

На мольберте надпись: «У Шуры яблоко».

Воспитатель: Что это? (предложение)

Зарисуем схему предложения.

Назовите первое слово, второе, третье.

Сколько в нем слов?(3)

Какое оно длинное или короткое?(короткое)

А как сделать так, чтобы в этом предложении стало больше слов (добавить слова).

Игра «Прошагай»:

Придумываем длинное предложение и определим, у кого длиннее предложение.

Игра «Живые слова» (работа за столами):

Найдите местоположение звука в словах (шары, Паша, шалун, малыш, шалаш, шуба, Шура, мышка, вышка, ландыш, камыш, мошка, шапка, рубашка).

Звукобуквенный анализ слов (шары, Шура, шорох. мышка, пышка, пушка).

Графический диктант (работа в тетрадях):

4 к. вверх, 1к. вправо,3к. вниз, 1к. вправо,3к. вверх, 1к.вправо, 3к.вниз, 1к. вправо, 3к.вверх, 1к.вправо, 4к. вниз, 5к.влево.

Воспитатель: Предлагаю всем встать в круг.

Игра «Договори предложение»: (добавляется словосочетание «мышка с мышатами» в разных падежах)

Маша побежала к лесу и увидела мышку с мышатами.

Она подошла поближе к мышке с мышатами.

От Маши спряталась в норку мышка с мышатами.

Маша обежала всю опушку и не нашла мышку с мышатами.

Маша очень жалела, что не смогла подружиться с мышкой с мышатами.

Рефлексия занятия:

Спасибо вам, ребята, за старание. Вы все хорошо поработали сегодня, молодцы! Что вам больше всего понравилось? Какие задания вызывали у вас затруднения?

Список используемой литературы:

1. С.Ф.Виноградова, В.Ю.Бабчинская. Планирование организованной образовательной деятельности воспитателя с детьми подготовительной группы (технологические карты на каждый день по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой).- Волгоград, издательство «Учитель», 2016.

2. Н.С.Варенцова. Обучение дошкольников грамоте для занятий с детьми 3-7 лет. – М.: Мозаика – Синтез, 2012.

3. Л.Е.Кыласова. Развитие речи. Конспекты занятий для подготовительной группы. – Волгоград, издательство «Учитель», 2015.

4. О.М.Рыбникова. Обучение чтению и грамоте детей 6 – 7 лет. Конспекты занятий. – Волгоград, издательство «Учитель», 2015.

5. О.А.Степанова. Подготовка детей к школе. Развивающие игры и упражнения. – М.: ТЦ «Сфера», 2008.

Олеся Морозова
Конспект логопедического занятия «Звук и буква Ш»

Цели : 1. Знакомство со звуком < ;Ш>, его характерными особенностями, с буквой Ш .

2. Закрепление правильного произношения звука < ;Ш> в слогах, словах.

3. Развитие фонематического слуха : умения выделять звук < ;Ш> на слух и в произношении из ряда других звуков , слогов , слов и определять позицию звука в слове .

4. Упражнение в чтении слогов , слов с буквой Ш . Знакомство с правилом написания слога ШИ.

5. Воспитание стремления правильно произносить поставленные звуки .

Оборудование : зеркала, демонстрационные предметные картинки (васильки, ромашки, шмель, пчела, ландыш, фиалка, рубашка, футболка, брюки, шорты, шлепанцы, сандалии, шоколад, конфеты, шалаш, домик, ручка, карандаш, индивидуальные предметные картинки по 2 на каждого ребенка (часы, камыш, лук, лошадка, кольцо, шкаф, санки, пушка, труба, шар, самолет, кошка, заяц, шапка, зонт, мышка, игрушка Шуршунчик, звуковые домики , наборы для схем слов, замок согласных букв , демонстрационная карточка буквы Ш , карточки для чтения, листы Рабочего Букваря с буквой Ш , контейнеры со цветными карандашами, презентация к занятию , компьютер.

План занятия :

I. Организационный момент.

Логопед : Перед началом занятия проводится игра на коммуникативность

«Доброе утро» :

Снова наступило утро. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу.

Молодцы! Надеюсь, что вы будете на занятии также внимательны друг к другу, как и во время этой игры.

II. Сообщение темы занятия .

Логопед : Ребята, сегодня мы познакомимся с новыми звуком и буквой . А вот с какими, нам расскажет об этом мой друг Шуршунчик.

III. Артикуляционная гимнастика.

Логопед : Давайте поздороваемся с Шуршунчиком.

Дети : Здравствуй, Шуршунчик.

Шуршунчик : Ждластвуйте, ребята!

Логопед : Ой, Шуршунчик! Что это с тобой?

Шуршунчик : Не жнаю!

Логопед : А ты делал сегодня зарядку для язычка?

Шуршунчик : Нет!

Логопед : Ну, тогда мне все понятно. Твой язычок не проснулся, и поэтому у тебя не получается правильно произнести все звуки . Но это мы сейчас исправим.

Ребята, чтоб слова звучали гладко,

Давайте сделаем для язычка зарядку.

- «Улыбка» :

Рано утром мы проснемся,

Маме с папой улыбнемся.

- «Заборчик» :

В окно выглянем во двор

И увидим там забор.

- «Маляр» :

Чтобы дома было чисто,

Потолок покрасим кистью.

- «Чашечка» :

А теперь мы отдохнем,

Чашку чайную возьмем.

- «Вкусное варение» :

Чай с варением попьём.

- «Лошадка» :

По дорожке узкой, гладкой

Мы поскачем на лошадке.

- «Грибок» :

У дорожки есть дубок,

Под дубком растет грибок.

- «Гармошка» :

Мы от радости немножко

Поиграем на гармошке.

Шуршунчик : Ой! И, правда, помогло. Теперь все звуки получаются !

IV. Выделение <Ш> из имени. Характеристика звука .

Шуршунчик, а какой звук мы будем сегодня учить?

Как, вы ещё не догадались? Этот звук спрятался в начале и середине моего имени!

Ребята, вы догадались, какой это звук ?

- Звук Ш .

Правильно. Произнесите звук Ш и посмотрите на себя в зеркало. Есть ли преграда на пути воздуха? Значит это какой звук : гласный или согласный? Дети отвечают.

Приложите ладонь к горлышку, произнесите звук . Поет голосок? Значит звук Ш : глухой или звонкий? Ответы детей.

Да, ребята, звук Ш – согласный , глухой, а ещё он всегда твердый. И живет он в синем крыле замка согласных.

Давайте повторим характеристику звука Ш .

Дети повторяют : Звук Ш – согласный , твердый, глухой.

Шуршунчик : Ой, какие молодцы!

V. Игра «Поймай звук Ш » .

Логопед : Да, Шуршунчик, мои ребята очень умные и внимательные.

Шуршунчик : Ой, я хочу поверить действительно ли они такие внимательные. Предлагаю поиграть в игру «Поймай звук Ш » .

Логопед : А что? Хорошая идея! Приготовили ладоши. Если вы услышите звук < ;Ш>, хлопайте в ладоши :

А) Ш, С, М, Ш, Ш, З, Ы, Ш

Б) АШ, УШ, МА, ШО, ШИ, ШЕ, СО

В) САД, МАК, ШУМ, ХОМЯК, ШУТКА, КАРАНДАШ, СТОЛ, КОШКА

Шуршунчик : Молодцы, справились!

VI. Произношение звука в слогах , словах. Выбор слов со звуком Ш .

Шуршунчик : Ребята, я мечтаю стать писателем. И решил написать историю о том, как я летом ходил в гости к Хомяку. Но я хочу, чтобы в рассказе было как можно больше слов со звуком < ;Ш>. Вы поможете их мне подобрать?

Татьяна Анатольевна хорошо знакома с этой историей. Так что пусть она рассказывает, а я буду записывать.

Логопед : Договорились. Ну что ж, начнем.

Однажды прекрасным летним утром Шуршунчик решил отправиться в гости к своему другу Хомячку. Собираясь, он напевал себе под нос весёлые песенки. Я прошу вас сейчас внимательно их слушать и без ошибок их повторить : ША-ШО-ШУ

А начиная с этого момента нам нужна помощь в выборе слов со звуком < ;Ш>.

Итак, Шуршунчик решил принарядиться. Он надел (рубашку или футболку, (брюки или шорты) . На ноги он обул удобные (сандалии или шлёпанцы) . И, закрыв плотно дверь, зашагал по дорожке. Вдоль неё красиво цвели (васильки или ромашки, а над цветами жужжали (шмели или пчелы) . На самой опушке леса рос душистый (одуванчик или ландыш) . На ветке высокой сосны сидела интересная птица. Это была (кукушка или иволга) . Как же красиво было в лесу! То тут, то там в траве виднелись (боровики или шампиньоны) . Выйдя на широкую поляну, Шуршунчик увидел (шалаш или домик) Хомячка. Он очень обрадовался, заметив друга. В подарок Шуршунчик принес (ручку или карандаш) . А Хомячок угощал гостя (шоколадом или конфетами) . А потом друзья решили поиграть в игру «Посели звук Ш в домик » .

VII. Игра «Посели звук < ;Ш> в домик» .

Давайте и мы, ребята, сыграем в эту игру.

Логопед называет слова с доски (слова, которые выбрали дети, а ребята на звуковых домиках определяют позицию звука Ш в них .

Шуршунчик : Ха! Всем вместе легко играть в эту игру. Можно и у соседа подсмотреть.

Логопед : Ну что ж. Давай проверим, как ребята самостоятельно справятся с этим заданием. У вас на столах лежат 2 картинки. Возьмите их, выберете картинку со звуком Ш и определите место звука в нем .

Дети выполняют задание. Затем вслух объясняют его выполнение.

Шуршунчик : Молодцы!

VIII. Физкультурная минутка.

Логопед : Шуршунчик! А мы с ребятами знаем игру про твоего друга Хомячка. Хочешь посмотреть?

Шуршунчик : С удовольствием!

Дети вместе с логопедом выполняют физминутку «Хомячок» :

Хомка, хомка, хомячок –

Полосатенький бочок.

Хомка раненько встает,

Щечки моет, ушки трет.

Подметает хомка хатку

И выходит на зарядку.

Раз,два,три,четыре, пять –

Хомка сильным хочет стать.

IX. Знакомство с буквой Ш .

Шуршунчик : Ой, как интересно! А вы знаете, когда я уходил домой Хомячок подарил мне букву Ш . Хотите, я вам её подарю.

Логопед : Спасибо, Шуршунчик!

Посмотри на букву Ш -

Буква очень хороша ,

Букву Ш я написала :

Три шеста и снизу шпала.

Логопед показывает детям демонстрационную карточку с буквой Ш .

Затем, объясняет, как правильно пишется эта буква .

X. Чтение слогов и слов по карточкам :

АШ УШ ОШ ЫШ

ША ШУ ШО ШИ

ШАГ ШУМ ШОК ШОВ

У-ШИ ШИ-НА КА-ША ШУ-БА

XI. Работа на листах Рабочего Букваря .

Логопед : Ребята, чтобы получше запомнили букву Ш и не путали её с другими буквами , мы с Шуршунчиком предлагаем вам раскрасить букву Ш на листах Букваря . Каким цветом вы будете раскрашивать буквы ? Почему? Ответы детей. Раскрашивать буквы следует только синим цветом, потому что она обозначает один согласный твердый звук Ш .

Дети раскрашивают букву .

XII. Итог занятия .

Логопед : Ребята, вы запомнили, какой звук и букву мы сегодня изучали ?

Дети отвечают.

Шуршунчик : Молодцы! Спасибо вам, ребята за помощь! До свидания!

Логопед : До свидания, Шуршунчик!

gastroguru © 2017