Каким образом философия может изменить мир. Философия, ее предмет и роль в жизни человека и общества

Введение. 3 1. История развития философии 6 2. Понятие «бытие», формы существования бытия 9 3. Каким образом философия может изменить мир 11 Заключение 19 Список литературы 20

Введение

Философия - дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира. Философия обычно описывается как одна из форм мировоззрения, одна из форм человеческой деятельности, особый способ познания], теория или наука. Вид духовной деятельности, формирующий общественное сознание, который всесторонне, в предельно общих понятиях ставит и разрешает коренные мировоззренческие вопросы. Профессиональные философы нередко высказывают мнение о не существовании общепринятого определения философии, равно как и общепринятого представления, о её предмете, поскольку само признание той или иной теории или методологии является философской процедурой и осуществляется на основе той или иной системы философских представлений. В истории существовало множество различных типов философии, отличающихся как своим предметом, так и методами. Традиционно философия определяется как исследование первопричин и начал всего сущего - универсальных принципов, в рамках которых существует и изменяется как бытие, так и мышление, как постигаемый Космос, так и постигающий его дух. Мыслимое в традиционной философии выступает в качестве бытия - одной из основных философских категорий. К бытию относятся не только реально происходящие процессы, но и умопостигаемые возможности. Поскольку мыслимое необозримо в своих частностях, философы, в основном, концентрируют своё внимание на первопричинах, предельно общих понятиях, категориях. В разные эпохи и для разных философских направлений эти категории свои. Философия включает в себя такие различные дисциплины, как логика, метафизика, онтология, эпистемология, эстетика, этика и другие, в которых задаются такие вопросы, как, например, «Существует ли Бог?», «Возможно ли объективное познание?», «Что делает тот или иной поступок правильным или неправильным?» Фундаментальным методом философии является построение умозаключений, оценивающих те или иные аргументы, касающиеся подобных вопросов. Между тем, точных границ и единой методологии философии не существует. Споры идут и по поводу того, что считать философией, и само определение философии различно в многочисленных философских школах. Гегель определял философию как науку о мышлении, которая имеет своей целью постижение истины посредством развёртывания понятий на основе развитого «субъективного мышления» и метода, который «в состоянии обуздывать мысль, вести её к предмету и удерживать в нём». В марксизме-ленинизме давалось несколько взаимосвязанных определений: философия есть «форма общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека и мира; наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления». Хайдеггер в первой лекции своего курса «Основные понятия метафизики», последовательно рассмотрев взаимоотношения философии с наукой, мировоззренческой проповедью, искусством и религией, предложил при сущностном определении философии отталкиваться не от них, а от высказывания немецкого поэта Новалиса: «Философия есть, собственно, ностальгия, тяга повсюду быть дома». Тем самым признав фактически не только возможность, но в данном случае и необходимость использования «взгляда со стороны» (поэзии) для философии. Современные западные источники дают гораздо более осторожные определения, например: «философией является учение о наиболее фундаментальных и общих понятиях и принципах, относящихся к мышлению, действию и реальности». Современные белорусские философы определяют философию, как «особую форму познания мира, вырабатывающую систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех её основных проявлениях». Современное понимание философии, согласно которому философия -это то, чем занимаются люди, называющие себя философами, некий вид деятельности и её результат. Цель работы – рассмотреть, каким образом философия может изменить мир. В связи с этим в работе поставлены следующие задачи: 1. рассмотреть историю развития философии; 2. определить понятие «бытие» и его формы существования; 3. ответить на вопрос «каким образом философия может изменить мир».

Заключение

Настоящее единство предполагает применение философии на личном и психологическом уровнях, соединение каждого аспекта своей жизни. Такое единство становится частью нашего существования, оно не требует каких-либо подтверждений своей подлинности. Наши интуиция и действия оказываются в согласии с нашей душой. Нам необходимо знать, что мы делаем, и делать то, что знаем. Мы должны служить образцом для подражания, моделью не только для своих детей, но и для друзей, для партнеров. Претворять в жизнь каждую свою добрую мысль. Использовать свой разум для решения текущих проблем. Выражать любовь к ближним, протягивая руку помощи тем, кто в этом нуждается. Отдавать часть своего дохода и времени на благотворительные цели. Небольшой талант, направленный на использование в жизни, ценится гораздо выше, чем большой талант, растрачиваемый впустую.

Список литературы

1. «Философия» Лавриненко В.А., М., 2007г. 2. «Философия» Исторический и систематический курс. Канке В.А. М., 2004г. 3. «Философия» Родчанин Е.Г. М., 2000г.

1. Что такое мировоззрение? Из каких потребностей возникает мировоззрение?

2. Какую роль в мировоззрении играют убеждения и идеалы?

3. Что такое картина мира?

4. В чем заключаются особенности мифологического мировоззрения?

5. На каких предпосылках формируется религиозное мировоззрение? В чем его специфика?

6. Чем отличается философское мировоззрение от предшествующих типов мировоззрения?

7. Перечислите основные функции философии.

8. Может ли философия изменить мир? Может ли она оказать влияние на человека?

9. Что такое монизм, дуализм, плюрализм.

10. Дайте определение материализма, назовите его разновидности и представителей.

11. Дайте определение идеализма, назовите его разновидности и представителей.

12. Дайте определение дуализма, назовите его представителей.

Раздел 2. История философии

1. В чем проявляются особенности древневосточной философии?

2. Что представляют собой Веды и Упанишады?

3. Назовите основных представителей древнеиндийской и древнекитайской философии.

4. Назовите основных представителей досократической философии.

5. Раскройте сущность философии Сократа.

6. Раскройте сущность философии Платона.

7. Раскройте сущность философии Аристотеля.

8. Основные ступени и основные черты средневековой философии.

9. В чем сущность патристики и кто её основные представители?

10. В чем сущность патристики и кто её основные представители?

11. В чём проявились особенности философии эпохи Возрождения?

12. В чем сущность философии Нового времени кто её основные представители?

13. Назовите особенности и основные направления философии ХХ века и современной философии.

14. Охарактеризуйте основные этапы развития и основные направления русской философии.

МОДУЛЬ II.

Раздел 3. Философия бытия

1. Раскройте философский смысл категории бытия и покажите разные подходы в её понимании.

2. Назовите основные формы бытия. В чём проявляется их взаимосвязь?

3. Дайте понятие диалектики. Чем отличаются объективная и субъективная диалектика?

4. Раскройте понятие закона и категории, дайте их классификацию.

5. Как изменялись представления о материи в истории философии?
Чем определялись эти изменения?

6. В чем заключается отличие естественнонаучного и философского определения материи?

7. Может ли существовать материя без движения?

8. Может ли существовать движение без материи?

9. Как связаны между собой движение и покой?

10. Почему более сложные формы движения материи нельзя свести к более простым?

11. Дайте философское определение пространства и времени.

12. Чем отличаются друг от друга различные концепции пространства и времени?

13. Какие естественнонаучные теории можно привести в подтверждение различных концепций пространства и времени?

14. Чем отличаются пространственно-временные характеристики в живой и неживой природе?

15. Почему представления о пространстве и времени исторически изменяются? Можно ли в таком случае говорить об объективности пространства и времени?

16. Как образ жизни людей отражается в их представлениях о пространстве и времени?

17. Что такое отражение как общее свойство материи?

18. Как изменяется способность материи к отражению на разных ее уровнях?

МОДУЛЬ III.

Раздел 4. Философия познания

1. Как решалась проблема сознания в истории философии?

2. Какие факторы сыграли решающую роль в возникновении сознания?

3. Чем отличается сознание человека от психики животных?

4. В чем заключается идеальность сознания?

5. В чем проявляется общественная и историческая сущность сознания?

6. Какова структура бессознательного т его роль в психической жизни человека?

7. В чём различие основных познавательных ориентаций: познавательного оптимизма, скептицизма и агностицизма?

8. Что такое скептицизм? Назовите его представителей. Какую роль играет скептицизм в развитии познания?

9. Какие причины лежат в основе агностицизма?

10. В чем заключается диалектика процесса познания? Как связаны между собой субъект и объект познания?

11. Возможно ли достижение истины в процессе познания?

12. Существует ли объективная истина?

13. В чём состоит диалектика абсолютной и относительной истины?

14. В чем выражается конкретность истины?

15. Каковы критерии научности познания?

16. В чём состоит специфика эмпирических исследований?

17. Какие существуют средства научного исследования?

18. Каково взаимодействие исследователя и средств познания?

19. Раскройте методы построения идеального объекта.

20. В чём заключается проблема математизации и теоретизации науки?

21. Почему компьютер стал основой нового мировосприятия?

22. В чём состоит специфика социального познания?

МОДУЛЬ IV.

Раздел 5. Философия человека

1. Дайте определения понятий «человек», «индивид», «личность»

2. В чём видят смысл жизни различные философские направления?

3. Раскройте понимание смысла жизни в философии гедонизма.

4. Каково отношение к проблеме смысла жизни в экзистенциализме?

5. Каковы подходы к проблеме смерти в философии?

6. Что утверждает теология о смерти тела и бессмертии души?

7. Что говорили о смерти М. Хайдеггер, К. Ясперс, А. Камю, Ж.-П. Сартр?

8. Как решалась проблема свободы личности в различные исторические эпохи и в различных концепциях?

9. Каков подход к вопросу об исторической необходимости и свободе воли в фатализме, волюнтаризме и материалистическом детерминизме?

10. В чём состоит проблема одиночества?

11. Дайте определения морали и нормам нравственности.

12. Каковы были представления о совершенном человеке в различных культурах

13. Какова роль искусства в формировании личностных качеств человека?

14. В чём заключаются причины возникновения религии и каковы ее социальные и психологические функции?

15. Какое место занимает религии в современном мире?

Раздел 6. Социальная философия

1. Какие элементы структуры общества выделяли философы разных эпох?

2. Перечислите и проанализируйте законы истории, сформулированные К. Марксом. Как они связаны с основными законами диалектики?

3. Каким образом О. Конт связывал развитие общества с развитием
мышления? Проанализируйте его закон трех стадий.

4. Перечислите основные направления натурализма в понимании
законов общественного развития.

5. Как в историческом процессе соотносятся единичное и общее,
какие стороны диалектики единичного и общего абсолютизировали натуралисты и историцисты?

6. Назовите основные подходы к определению структуры истории.
Ваше отношение к ним?

7. Какой критерий, на ваш взгляд, необходимо положить в основу
периодизации истории?

8. Какие существовали субъекты истории. Как на этот вопрос отвечали различные философы?

9. Когда субъектом истории становится личность?

10. В чём заключается кризис современной цивилизации?

11. Дайте понятие глобальных проблем человечества.

12. Перечислите интерсоциальные проблемы, проблемы, возникшие в отношениях общества и природы и проблемы, возникшие в отношениях общества и человека

13. В чём заключается духовный кризис и каковы перспективы его преодоления?

14. Каковы место и роль России в истории человечества?

15. Назовите основные способы предвидения.

16. В чем причина возникновения утопического мышления?

17. Какое различие между утопией и идеологией?

18. В чём заключаются основные идеи теории коммунизма К. Маркса?

19. Раскройте теорию «третьей волны» О. Тоффлера.

20. Какой деятельностью занимается Римский клуб?

21. В чем выражаются взгляды экологического оптимизма и экологического пессимизма на будущее?

22. В чём состоит ускорение общественного развития, в чём его причины и каковы перспективы?

23. Какое будущее ожидает нас?

24. Каковы прогностические возможности социальной философии?

Примерные задания к контрольным работам

Контрольная работа № 1

1. Что такое мировоззрение? Назовите исторические формы мировоззрения, особенности мифологического и религиозного мировоззрения.

2. В чем особенность философского мировоззрения? Что изучает философия?

3. Почему философы разделились на два лагеря: материалистов и идеалистов?

4. В чем заключается философское понятие материи? Может ли существовать материя без движения? Обоснуйте ответ.

5. Движение и покой: в чем их единство и различие?

6. Какие принципы лежат в основе классификации форм движения материи Ф. Энгельса? Можно ли считать, что современное, более глубокое представление о движении материи перечеркивает эти принципы?

7. Если представления о пространстве и времени исторически из меняются, можно ли считать их объективными?

8. Какие факторы лежат в основе возникновения сознания? Какую роль играет каждый из них?

9. Чем отличается сознание человека от психики животных?

10. В чем заключается общественно-историческая сущность сознания?

11. Почему существуют сомнения в возможности познания мира? Что такое скептицизм и агностицизм? Назовите представителей этого направления.

12. В чем заключается единство логического и чувственного по знания?

13. Объясните различия понятий «объективная реальность» и «объективная истина».

14. В чем заключается единство абсолютной и относительной истин?

15. Как формировался диалектический взгляд на мир? Чем он

16. отличается от метафизического его понимания?

Контрольная работа № 2

1. Что является предметом социальной философии?

2. Как понимали общество в эпоху античности и в Новое время?

3. Как понимали общество и его структуру Г. Гегель и К. Маркс. Дайте оценку теории общественно-экономической формации.

4. Как связаны между собой общество и природа? Может ли человек устранить свою зависимость от природы?

5. Какие причины лежат в основе современной экологической ситуации? В чем ее суть?

6. Раскройте диалектику природных и социальных предпосылок
общественного развития.

7. Почему общество изменяется, развивается? Что лежит в основе
этого изменения? Что побуждает людей к действию?

8. Что, по вашему, определяет развитие общества: общественное
бытие, общественное сознание, их взаимодействие или нечто другое?
Аргументируйте свой ответ.

9. Раскройте основные подходы к выделению структуры истории.

10. Какие вы знаете способы предсказания будущего? Возможно
ли вообще предсказание будущего и, если возможно, то при каких
условиях?

11. Перечислите основные подходы к определению сущности человека. Ваше отношение к ним?

12. Как связаны между собой человек (личность) и общество? Человек живет для общества или общество для человека?

13. Как соотносятся в человеке природное (биологическое) и социальное начала? Что, по вашему мнению, является определяющим?

14. Что значит «свобода личности»? Есть ли пределы свободы? Как
связаны между собой свобода и ответственность?

15. Как в социальной философии решается проблема будущего человечества?

Упражнения

1. Найдите ошибки в рассуждениях Аристотеля: «В поисках истины надо отправляться от того, что всегда находится в одном и том же состоянии и не поддается никакому изменению. А таковы небесные тела: они ведь не кажутся то одними, то иными, а всегда одними и теми же, и не причастны никакому изменению».

2. «Движение тел ‑ это не данная в восприятии реальность, но некоторая идеальная категория, с помощью которой мы описываем изменения в группе чувственных представлений» (К. Пирсон). Дайте философскую оценку взглядам К. Пирсона. Каково соотношение между чувственными восприятиями движения и самим движением?

3. Со всеми ли положениями данного рассуждения можно согласиться? «... По отношению к нам материя вообще есть все то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства... Общие всякой материи качества ‑ это протяженность, делимость, непроницаемость, способность иметь фигуру, подвижность, или свойство передвигаться всей массой» (П. Гольбах).

4. Гераклит критиковал Гомера: этот мудрейший из эллинов, сказавший: «Да исчезнет вражда среди Богов и людей», не понял, что с исчезновением борьбы исчезнет все. Согласны ли вы с Гераклитом?

5. Согласны ли вы с таким определением материи? Как определите философскую позицию автора? «То, что мы называем материей, есть только закономерная связь элементов (ощущений)» (Э. Мах).

6. А. Блок писал в стихотворении «На поле Куликовом»: «И вечный бой! Покой нам только снится... Покоя нет!» Можно ли этот поэтический образ перенести на философское понимание мира?

7. Гейзенберг писал: «Время возникло вместе с миром, оно, стало быть, принадлежит миру, и поэтому в то время, когда не существовало Вселенной, не было и никакого времени». Согласны ли вы с ним? Какие мировоззренческие выводы можно сделать из этого высказывания?

8. Как вы понимаете смысл следующего высказывания С. Н. Трубецкого: «...два фактора определяют степень психического развития человека: его мозг и его общество»?

9. Какие особенности сознания имел в виду Ф. Энгельс, когда писал: «Мы, несомненно, “сведем” когда-нибудь экспериментальным путем мышление к молекулярным и химическим движениям в мозгу, но разве этим исчерпывается сущность мышления?»

10. «...Человеческому разуму надо придать не крылья, а, скорее, свинец и тяжести, чтобы они сдерживали всякий его прыжок и полет» (Ф. Бэкон). Проанализируйте высказывание Бэкона. От какой ошибки познания предостерегает философ?

11. Чем обусловлена особенность практики, о которой говорится ниже: «...Не надо забывать, что критерий практики никогда не может по самой сути дела подтвердить или опровергнуть полностью какого бы то ни было человеческого представления» (В. И. Ленин).

12. «...Для разыскания истины надо хотя бы раз в жизни, насколько это возможно, поставить все под сомнение» (Р. Декарт). Согласны ли вы с автором? Какую роль играет в познании сомнение? В каком случае сомнение может привести к агностицизму?

13. Согласны ли вы с Гельвецием, который утверждал: «Знания человека никогда не могут достигнуть большего, чем дают ему чувства. Все, что недоступно чувствам, недоступно для ума». Приведите факты, подтверждающие или опровергающие эту концепцию.

14. «...Достаточно было бы увеличить или сократить число чувств, чтобы заставить нас высказать суждения, совершенно отличные от тех, которые нам привычны» (Э. Б. Кондильяк). Верно ли это? Почему у человека пять чувств?

15. Как вы относитесь к следующему положению Н. А. Бердяева: «Не существует законов природы, которые как тираны, господствуют над миром и человеком. Существует лишь направление сил, которые при данном соотношении действуют однообразно по результатам. В первооснове этих сил лежит духовное начало». Можете ли вы опровергнуть этот тезис?

16. Прокомментируйте следующее высказывание Аристотеля: «...Государство есть общество людей, соединившихся между собою с целью возможно наилучшей жизни».

17. Как вы относитесь к следующему высказыванию М. Бахтина: «...Три области человеческой культуры ‑ наука, искусство и жизнь ‑ обретают единство только в личности, которая приобщает их к своему единству»?

18. Прокомментируйте следующее высказывание Э. Фромма: «Разум, благословение человека, является и его проклятием».

19. Прокомментируйте высказывание Н. А. Бердяева: «Как существо, принадлежащее двум мирам, и способное преодолевать себя, человек ‑ существо противоречивое и парадоксальное, совмещающее в себе полярные противоположности».

20. Как вы относитесь к высказыванию А. Шопенгауэра: «Оптимизм...

представляется мне не только нелепым, но и бессовестным воззрением, горькой насмешкой над безмерными страданиями человечества»?

21. .Согласны ли вы с И. Кантом: «Когда смотришь на жизнь большинства людей, то кажется, что человеческое существо создано для того, чтобы подобно растению впитывать в себя соки, и расти, продолжая свой род, наконец, состариться и умереть. Из всех существ человек менее всего достигает цели своего существования»?

22. Прокомментируйте следующее высказывание Л. Фейербаха: «...Животное живет единой, простой, а человек двоякой жизнью».

23. Как вы понимаете высказывание Гегеля: «Как представляющего живое существо, человека можно принудить, т.е. можно подчинить власти других его физическую и вообще внешнюю сторону, но свободная воля сама по себе не может быть принуждена»?

24. Согласны ли вы со следующим высказыванием Л. Фейербаха: «Отдельный человек как нечто обособленное, не заключает в себе человеческой сущности ни как в существе моральном, ни как в мыслящем»?

25. Как вы понимаете положение К. Маркса: «Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду, в своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений»?

Прокомментируйте следующее высказывание И. В. Гете: «Лишь все человечество вместе является истинным человеком, и индивид может только тогда радоваться, если он обладает мужеством чувствовать себя в этом целом». Согласны ли вы с данным высказыванием?

Как бы вы прокомментировали положение Н. А. Бердяева: «Личность в человеке есть результат борьбы»?

Что имел в виду Э. Фромм: «В развитии человеческой расы степень осознания человеком самого себя как отдельного существа зависит от того, насколько он освободился от ощущения тождества клана и насколько далеко продвинулся процесс его индивидуализации»?

Как вы понимаете высказывание Ф. Шлегеля: «Только человечеству в целом, а не отдельному человеку может быть приписана вполне позитивная свобода и способность воздействовать на мир и завершать его»?


Список литературы для письменной творческой работы

(Конспектирование и письменный анализ текста)

Августин А. Исповедь Блаженного Августина, епископа Гиппонского. М.: Ренессанс, 1991.

Аристотель Политика. Афинская полития. М.: Мысль, 1997.

Арон Р. История и диалектика насилия. М., 1993.

Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993.

Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М.: Текст, 1993.

Барг М. А. Эпоха и идеи: становление историзма. М., 1987.

Бахтин М. М. Проблема поэтики Достоевского. М.: «Художественная литература», 1979.

Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М.: «Художественная литература», 1990.

Белл Д. Социальные рамки индустриального общества // Новая технократическая волна на Западе. М., 1986.

Бердяев Н. А, Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда, 1989.

Бердяев Н. А. Самопознание. М.: Международные отношения, 1990.

Бердяев Н. А. Смысл истории. М.. Мысль, 1990.

Бердяев Н. А. Судьба России. М.: Советский писатель, 1990.

Булгаков С. Н. Основные проблемы теории прогресса // Соч. В 2 т. Т. 2. М., 1993.

Булгаков С. Н. Философия хозяйства. М.: Наука, 1990.

Булгаков С. Н. Христианский социализм. Новосибирск: Наука 1991.

Бэкон Ф. О достоинстве и приумножении наук // Соч. В 2 т. М., 1977. Т. 1.

Вебер М. Объективность социально-научного и социально-политического познания // Избранные произведения: Пер. с нем. М.: Прогресс, 1990.

Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избранные произведения: Пер. с нем. М.: Прогресс, 1990.

Вебер М. Смысл «свободы от оценки» в социологической и экономической науке // Избранные произведения: Пер. с нем. М.: Прогресс, 1990.

Вернадский В. И. Биосфера и ноосфера. М.: Наука, 1989.

Вернадский В. И. Философские мысли натуралиста. М., 1988.

Вехи: Сборник статей о русской интеллигенции. М., 1990.

Вико Д. Основания новой науки об общей природе наций. М.,-К.: REFL-book-ИСА, 1994.

Виндельбанд В Избранное. Дух и история. М., 1995.

Виндельбанд В. История философии. СПб., 1997.

Вундт В. Проблемы психологии народов // Психология народов и масс. СПб., 1995.

Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики: Пер. с нем. М., 1988. (Часть вторая).

Гегель Г. В. Ф. Лекции по философии истории. СПб., 2000.

Гегель Г. В. Ф. Философия права. М.: Мысль, 1990.

Гегель Г. В. Ф. Философия истории. СПб., 1993.

Гелен А. О систематике антропологии // Проблема человека в западной философии. М., 1988.

Гоббс Т. Левиафан, или материя форма и власть государства церковного и гражданского // Соч. В 2 т. М., 1991. Т. 2.

Гоббс Т. Человеческая природа // Избранные произведения в 2-х т. Т. 2. М., 1964.

Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера. М.: АСТ, Астрель. 1995.

Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия // Общество. Культура. Философия. М., 1983.

Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М.: Мысль, 1991.

Дильтей В. Введение в науки о духе. М., 1983.

Дильтей В. Описательная психология. СПб., 1996.

Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М.: Молодая гвардия, 1991.

Дюркгейм Э. Социология и социальные науки // Социология. М., 1995.

Зиммель Г. Индивид и свобода // Избранное. В 2 т. М.: Юрист, 1996. Т. 2.

Зиммель Г. Как возможно общество // Избранное. В 2 т. М.: Юрист, 1996. Т. 2.

Зиммель Г. Общение. Пример чистой, или формальной социологии // Избранное. В 2 т. М.: Юрист, 1996. Т. 2.

Зиммель Г. Понятие и трагедия культуры; О сущности культуры; Изменение форм культуры; Конфликт современной культуры // Избранное. В 2 т. М.: Юрист, 1996. Т. 1.

Зиммель Г. Проблема исторического времени // Избранное. В 2 т. М.: Юрист, 1996. Т. 1.

Зиммель Г. Человек как враг // Избранное. В 2 т. М., 1996. Т. 2.

Ильенков Э. В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1992. (Раздел 2).

Ильин И. А. О России. М.: Студия «Тритэ»-«Рос. архив», 1991.

Ильин И. А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993.

Интеллигенция в России // Вехи. Интеллигенция в России. М., 1991

Камю А. Бунтующий человек: Пер. с фр. М., 1990.

Карсавин Л. П. Философия истории. СПб., 1993.

Кассирер Э. Натуралистическое и гуманитарное обоснование философии культуры // Избранное. Опыт о человеке. М., 1998.

Кассирер Э. Опыт о человеке. Введение в философию человеческой культуры. Ч. 1 // Избранное. Опыт о человеке. М.-СПб: Университетская книга, 2000.

Коллингвуд Р. Идея истории. Автобиография. М., 1980.

Кьеркегор С. Боязнь смерти. СПб., 1996.

Ламонт К. Иллюзия бессмертия: Пер. с англ. М., 1984.

Лебон Г. Психология масс // Психология народов и масс. СПб.: Макет, 1995.

Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. М.: Республика, 1994.

Леви-Строс К. . Путь масок. М.: Республика, 2000.

Леви-Строс К. Первобытное мышление М.: Республика, 2000.

Лейбин В. М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. М., 1990.

Лоренц К. Восемь смертных грехов цивилизованного человечества // Вопросы философии. 1992. № 3.

Лосев А. Ф. Античная философия истории. СПб., 2000.

Лосев А. Ф. Диалектика мифа // Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1990.

Лосев А. Ф. Философия имени // Из ранних произведений М., 1990.

Лотман Ю. М. Статьи по типологии культуры // Материалы к курсу теории литературы. Тарту, 1973. Вып. 2.

Макиавелли Н. Государь // Избр. соч. М., 1982.

Мангейм К. Идеология и утопия // Утопия и утопическое мышление М., 1991.

Мандевиль Б. Исследование о природе общества // Мандевиль Б. Басня о пчёлах. М., 1974.

Маркс К. Письмо П.В. Анненкову 28 декабря 1846 г. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., Т. 27.

Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., Т. 42.

Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., Т. 3.

Маркузе Г. Одномерный человек. М., 1994.

Медоуз Д. Х., Медоуз Д. Л., Рэндерс Й., Беренс Ш. Пределы роста. М., 1991

Мережковский Д. Больная Россия. Л., 1991.

Мерло-Понти М. Философия и социология // Вопросы социологии. 1992. Т. 1. № 1.

Мечников Л. И. Цивилизации и великие исторические реки. М., 1924.

Монтескье Ш. О духе законов. М., 1999.

Мор Т. Утопия. М., 1978.

Нагель Э. Детерминизм в истории // Философия и методология истории. М., 1977.

Ницше Ф. Антихристианин. Опыт критики христианства // Сумерки Богов. М., 1989.

Ницше Ф. Воля к власти. М., 1994.

Ницше Ф. О пользе и вреде истории для жизни // Соч. В.2 т. М., 1990. Т. 1.

Ницше Ф. Так говорил Заратустра: Пер. с нем. М., 1990.

Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс // Дегуманизация искусства. М., 1991.

Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия. М.: Наука, 1991.

Парсонс Т Система современных обществ. М., 1997.

Парсонс Т. Введение. Заключение // Американская социология. М., 1972.

Печчеи А. Человеческие качества. М., 1980.

Платон. Диалоги. СПб.: Азбука, 2000.

Поппер К. Нищета историцизма // Воросы философии. 1992. № 8 ‑10.

Поппер К. Открытое общество и его враги: В 2 т. М.: Феникс, 1992. Т. 2.

Поршнев Б. Ф. О начале человеческой истории. М., 1974.

Поршнев Б. Ф. Социальная психология и история. М., 1979.

Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М.: Прогресс, 1986.

Риккерт Г. Границы естественнонаучного образования понятий. СПб., 1997.

Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. СПб, 1911.

Риккерт Г. Философия истории // Философия жизни. Киев, 1998.

Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре // Об общественном договоре. Трактаты. М.: КАНОН-Пресс, 1998.

Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм // Сумерки богов. М., 1989.

Сен-Симон Избранные произведения: В 2 т. М., Л., 1948.

Смит А. Исследования о природе и причинах богатства народов. М., 1962.

Соловьев В. С. Кризис западной философии // Сочинения в 2 т., Т. 2. М.: Мысль, 1988.

Соловьев В. С. Оправдание добра. Нравственная философия // Сочинения в 2 т., Т. 1. М.: Мысль, 1988.

Соловьев В. С. Смысл любви // Сочинения в 2 т., Т. 2. М.: Мысль, 1988.

Соловьев В. С. Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории // Сочинения в 2 т., Т. 2. М.: Мысль, 1988.

Сорокин П. А. Общая социология // Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Мысль, 1992.

Сорокин П. А. Проблема социального равенства (о национальном вопросе) // Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Мысль, 1992.

Сорокин П. А. Революция и социология // Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Мысль, 1992.

Сорокин П. А. Социальная стратификация и мобильность // Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Мысль, 1992.

Сорокин П. А. Социокультурная динамика // Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. 1992.

Сорокин П. А. Человеческая личность // Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Мысль, 1992.

Спенсер Г. Социальный организм // Опыты научные, политические и философские Киев: Современный литератор, 1998.

Тард Г. Социальная логика: Пер. с фр. СПб.: Социально-психологический центр, 1996.

Тейлор Э. Первобытная культура. М.: Политиздат, 1989.

Тейяр де Шарден П. Гимн Вселенной // Утопия и утопическое мышление. М., 1991.

Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987.

Тойнби А. Дж. Постижение истории: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1991.

Тоффлер А. Футурошок. СПб., 1997

Тоффлер Э. Третья волна. М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999.

Утопия и утопическое мышление: Перевод. М.,1991.

Февр Л. Бои за историю. М., 1991.

Франк С. Л. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992.

Франк С. Л. Крушение кумиров // Сочинения. М.: Правда, 1990.

Франк С. Л. Непостижимое // Сочинения. М.: Правда, 1990.

Франк С. Л. Смысл жизни // Вопросы философии. 1990. № 6.

Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

Фрейд З. Проблемы метапсихологии // Фрейд З. Психология бессознательного: Перевод. М.,1989.

Фрейд З. Психопатология обыденной жизни // Фрейд З. Психология бессознательного: Перевод. М.,1989.

Фрейд З. Я и Оно. М.-Харьков, 2001.

Фридман и Хайек о свободе. Минск, 1992.

Фромм Э. Душа человека: Перевод. М., 1992.

Фромм Э. Искусство любви. М., 1990.

Фромм Э. Психоанализ и религия // Сумерки богов. М.: Политиздат, 1989.

Хабермас Ю. Понятие индивидуальности // Вопросы философии. 1989. № 2.

Хайдеггер М. Основные понятия метафизики // Хайдеггер М. Время и бытие. М.: Республика, 1993.

Хейзинга Й. Homo ludens. М.: Прогресс-Академия, 1992.

Шафаревич И. Р. Социализм как явление мировой души // Шафаревич И. Р. Есть ли у России будущее? М.: Советский писатель, 1991.

Шелер М. Положение человека в космосе // Проблема человека в западной философии. М., 1988.

Шопенгауэр А. Метафизика половой любви // Избранные произведения. М., 1992.

Шопенгауэр А. Свобода воли и основы морали. М., 1992.

Шпенглер О. Закат Европы: Перевод. Новосибирск: Наука, 1993.

Юм Д. Трактат о человеческой природе. Т. 1-2. М.: Канон, 1995.

Юнг К. Г. Об архетипах коллективного бессознательного // Вопросы философии.1988. № 1.

Юнг К. Г. Человек и его символы. СПб.: БСК, 1996.

Ясперс К. Истоки истории и ее цель // Ясперс К. Смысл и назначение истории: Пер. с нем. М.: Политиздат, 1991.

Ясперс К. Философская вера // Ясперс К. Смысл и назначение истории: Пер. с нем. М.: Политиздат, 1991.

Тематика рефератов, докладов, сообщений,

курсовых работ

1. Специфика познания общества.

2. Критерии истинности социального знания.

3. Представления об обществе в древневосточной философии.

4. Социальная философия Платона и Аристотеля.

5. Проблема «естественного состояния» людей в философии Нового времени.

6. Учение об обществе Б. Мандевиля, А. Смита и Сен-Симона.

7. .Проблема соотношения гражданского общества и государства: Г. В. Ф. Гегель и Т. Пейн.

8. Общество как социальный организм в учении О. Конта и Г. Спенсера.

9. «Исторический материализм» К. Маркса.

10. Учение К. Маркса об общественно-экономической формации и его структуре.

11. К. Маркс об основных недостатках буржуазного общества.

12. Сущность и структура общественных отношений в философии

К. Маркса.

13. Философические письма» П. Я. Чаадаева.

14. Представление о структуре общества и историософия А. С. Хомякова.

15. «Византизм» в философии К. Н. Леонтьева.

16. Социальная философии В. С. Соловьева

17. Понятия «общность» и «общество» в учении Ф. Тённиса.

18. «Витальный» и «трансвитальный» уровни жизни в теории Г. Зиммеля.

19. «Закрытое» и «открытое» общество в учении А. Бергсона.

20. Проблемы социальной философии в работах П. А. Сорокина.

21. Проблема метода познания общества в работе О. Шпенглера «Закат Европы».

22. Зарождение философской веры как «ось мировой истории» в философии К. Ясперса.

23. Метод структурализма в познании общества.

24. Деятельностный подход в социальной философии

25. Роль синергетики в социальном познании.

26. Биосфера и ноосфера в работах Вернадского и современной философии.

27. Особенности познания истории

28. Критерии истинности социального знания.

29. «Мир как история» и «мир как природа» в учении О. Шпенглера.

30. Философия провиденциализма Августина Блаженного и его последователей.

31. «Вечная идеальная история» Д. Вико как постоянный закон исторических изменений.

32. Философия истории Г. Гегеля и его теория «хитрости исторического разума».

33. Законы общественного развития в философии К. Маркса.

34. Законы социальной динамики О. Конта.

35. Закон «Вызова-и-Ответа» А. Дж. Тойнби как диалог человечества с божественным Логосом.

36. Эволюция общества в философии Г. Спенсера.

37. Натурализм о законах общественного развития.

38. Антипозитивизм и историцизм о специфике социального познания. История как история мысли в философии Р. Д. Коллингвуда.

39. Религия как главный исторический фактор в философии
П. Я. Чаадаева.

40. Русская историософия.

41. «Византизм» и «славизм» в философии К. Н. Леонтьева.

42. Соловьёв об истории как процессе восстановления богочеловеческого единства.

43. Смысл истории в философии Н. А. Бердяева.

44. Философия истории Л. П. Карсавина.

45. Идея цикличности истории в социальной философии.

46. «Закон трёх стадий» и периодизация развития общества в философии О. Конта.

47. Три периодизации истории в работах К. Маркса.

48. Доистория, история и мировая история в периодизации К. Ясперса.

49. Теория традиционного, индустриального и постиндустриального общества.

50. «Три волны» истории в учении О. Тоффлера.

51. Теория прогресса и ее кризис в современной философии. Проблема критерия общественного прогресса.

52. Донаучные формы постижения будущего: гадание, астрология, эсхатология и апокалипсис.

53. Утопии и утопическое мышление.

54. Проблема возможности построения коммунизма.

55. Проблема социогенеза.

56. Социально-философские концепции коэволюции природы и общества и устойчивого развития.

57. Проблема соотношения естественных и социальных законов.

58. Формирование представлений о субъекте истории в философии
Г. Гегеля, К. Маркса, О. Тьерри.

59. Концепция социальной стратификации.

60. Массы, массовое сознание и массовое поведение.

61. Проблема гениальных личностей.

62. Проблема развития индивидуального субъекта.

63. Проблема свободы.

64. Понятие культуры в истории философии.

65. Диалог культур.

66. Повседневный образ жизни и праздник.

67. Взгляды на государство и политику в истории философии.

68. Проблема генезиса государства.

69. Социально философские аспекты феномена власти.

70. Общественное и индивидуальное сознание.

71. Закономерности общественной психологии.

72. Проблема сущности идеологии и ее роли в обществе.

73. В.Парето об идеологии как о ложном сознании.

74. Проблема человека и его сущности в социальной философии.

75. Проблема человека в русской религиозно-идеалистической философии.

76. Современная философская антропология.

77. Диалектика биологического и социального в процессе становления человека.

78. Дискуссии о соотношении биологического и социального в человеке.

79. Человек как результат естественной и социальной эволюции.

80. Современные представления о социализации.

81. Суггестия как средство социализации:

82. Б. Ф. Поршнев о суггестии и контрсуггестии;

83. Роль суггестии в доцивилизованном обществе;

84. Суггестия и контрсуггестия в современном обществе и основные формы ее проявления.

85. Проблема смысла жизни человека.

86. Роль полового диморфизма в человеческом обществе.

87. Любовь как философская проблема.

88. Проблема семьи в социальной философии.

89. Социальная философия о субъектах истории.

90. Проблема этноса, в социальной философии.

91. Проблема диалога культур.

92. Концепция социальной стратификации и социальной мобильности.

93. Масса как субъект истории.

94. «Толпа» и «публика» как два вида масс в философии Г. Тарда.

95. Проблема гениальных личностей.

96. Проблема развития индивидуального субъекта.

97. Развитие мышления и самосознания как факторы развития субъективности.

98. Проблема свободы в западной философии.

99. Свобода общества и свобода личности в отечественной философии.

100. Диалектика свободы и справедливости, свободы и равенства, свободы и ответственности. Фатализм и волюнтаризм.


Примерные вопросы к экзамену

1. Мировоззрение и его структура. Типы мировоззрения и их специфика.

2. Основной вопрос и основные проблемы философии. Материализм, идеализм, дуализм, агностицизм.

3. Объективный и субъективный идеализм, их единство и различие. Основные представители объективного и субъективного идеализма.

4. Философия в Древней Индии и в Древнем Китае. Веды и Упанишады. «Книга перемен» и её роль в развитии китайской философии.

5. Основные ступени становления античной философии.

6. Средневековая философия как «служанка богословия». Патристика и схоластика.

7. Гуманизм и натурфилософия эпохи Возрождения.

8. Формирование понятия материи в истории философии. Философское и естественнонаучное представление о материи.

Философия оказала большое влияние на жизнь человека и общества. Несмотря на то, что большинство великих философов уже давно умерли, их теории и морально-этические законы всё ещё живы.

Философские идеалы являются строительными блоками нашей современной жизни. Философия направляет нас в поисках смысла жизни. О чем вообще эта жизнь? Почему мы здесь? Испытание ли это? Одиноки ли мы? Философы всегда стремились найти ответы на эти вопросы наиболее логическим путем. Очень жаль, что сегодня обсуждения философских идеи проводятся либо на занятиях в университете (не самым лучшим образом), либо в частных беседах.

Реальность такова, что средства массовой информации способствуют деградации. Но хотелось бы видеть больше людей с широким кругозором, которые задают вопросы и отказываются носить ярлык "нормальности". Пришло время остановить извержение бессмысленных тезисов и "фактов" из новостных лент. Давайте познакомимся с 10 философами, которые способны изменить жизнь.

Иммануил Кант

Иммануил Кант, философ из Германии, один из отцов-основателей современной философии. Он был великим мыслителем, который жил в восемнадцатом веке, когда мир менялся. Одной из запоминающихся идей Канта стало "Царство целей".

Царство целей - это мысленный эксперимент, центральный вопрос моральной философии Канта. Кант ввел это понятие в своей работе "Основы метафизики нравственности". Мысленный эксперимент предлагает мир, в котором каждый человек должен рассматриваться, как цель сам по себе, а не как средство для достижения целей других людей. Кант, по существу считал, что если с человеком обращаться по справедливости, только хорошее будет произрастать в нем. Его работа в основном сосредоточена на этике, политической теории и теории познания.

Платон



Вероятно, это один из самых известных философов всех времен. Платон изменил способ написания законов по всему миру. Он жил около четырехсот лет до нашей эры. Считается важной фигурой в развитии философии, особенно западной традиции. Он основал первый университет в западном мире - Академию в Афинах и проделал большую работу в области науки.

Многие люди ассоциируют Платона с несколькими центральными доктринами, высказанными в его трудах: мир, как мы его знаем, каким-то образом неисправен и полон ошибок, но есть и другая реальность - идеальное место, населенное так называемыми "формами" или "идеями", которые вечны, неизменны, и в каком-то смысле парадигматичны для мира, воспринимаемого нами. Среди наиболее важных из этих абстрактных идей находятся добро, красота, равенство, величие, сходство, единство, бытие, одинаковость, различие, изменения и неизменности. И, согласно Платону, очень важно различить среди всего кажущегося красивым (хорошим, великим, уникальным, справедливым) то, что на самом деле является таковым.

Авиценна



Автором некоторых величайших философских идей в начале 1000-х является Авиценна. Он является одним из самых влиятельных философов Персии. Авиценна был исламским ученым, и большинство его ранних работ вращалось вокруг его изучения Корана. Авиценна пытался разрешить некоторые фундаментальные вопросы, включая происхождение космоса, роль Бога в человеческом существовании и вселенной, и взаимодействие Бога с людьми и другими созданными им существами. Он писал о логике, метафизике и этике, в то время как его самым большим вкладом была попытка примирить древне греческую философию и Бога, как творца всего сущего.

Помимо философии Авицена является одним из величайших врачей своего времени. Он создал "Книгу исцеления" и "Канон медицины". Авиценна первым описал пять классических чувств: вкус, осязание, зрение, слух и обоняние. Возможно, он был первым в мире психологом, в то время, как люди, страдающие психическим расстройством в то время, определялись как, одержимые демонами.

Джон Локк



Примерно в конце семнадцатого века в Англии родился один из величайших современных философов. Джон Локк - автор некоторых удивительных идей, по которым народы живут, работают и принимают законы. Он работал всю свою жизнь, чтобы сформировать политические принципы, по которым функционирует современный закон и права людей по всему миру. Он представил миру мысль, что все люди имеют право на жизнь, свободу и собственность, и что ни одно правительство не должно располагать слишком большой властью.

Зенон Китийский



Зенон Китийский родился на Кипре в 334 году до нашей эры. Зенон прожил всю свою жизнь на Кипре, но оказал большое влияние на философов по всему миру. Зенон был основателем философской школы стоицизма. На основе моральных идей киников, в стоицизме был сделан акцент на добро и душевное спокойствие, полученные из добродетельной жизни в соответствии с природой.

Эпикур



Эпикур родился в небольшой греческой семье в 341 году до нашей эры. Философские вопросы посещали Эпикура с юного возраста. В 18 лет он переехал в Афины, где служил в армии в течение двух лет, прежде чем вернуться к изучению философии. Эпикур известен своими учения о моральном кодексе и разуме, своим рациональным взглядом на жизнь.

Для Эпикура, цель философии в том, чтобы достичь счастливой, спокойной жизни, которая характеризуется умиротворением и свободой от страха ("ataraxia"), а также отсутствием боли ("aponia"). Счастливая жизнь по Эпикуру - это самодостаточная жизнь в кругу друзей.

Эпикур говорил, что удовольствие и боль являются лишь мерами того, что есть добро и зло; смерть - это конец и тела и души, а, следовательно, её не нужно бояться; боги не наказывают и не вознаграждают людей; Вселенная бесконечна и вечна; и события в мире, в конечном счете, основаны на движении и взаимодействии атомов, перемещающихся в пустом пространстве.

Фридрих Ницше



Философ конца девятнадцатого века, изменил мир своей нетрадиционной идеологией. Он начал свою карьеру с изучения греческих и римских текстов. Ницше писал критические тексты о религии, морали, современной культуре, философии и науке. Он хорошо известен своими идеями о Боге. Он верил, что Бог - мертв, и люди не должны посвящать свою жизнь доктрине, которая не позволяет иметь более широких представлений о жизни.

Считается, что Ницше стал вдохновителем нацистов, со своей идей сверхчеловека и своими антигуманными постулатами, однако эта информация попросту представлена в ложном свете. В понимании Ницше идея сверхчеловека - это идея победы творческого начала над разрушительным, животным. Согласно Ницше единственный, кого человеку следует преодолеть - себя самого.

Конфуций



Конфуций родился около 550 года до нашей эры и, вероятно, он один из самых цитируемых китайских философов. Философия Конфуция базировалась на личной и государственной морали, справедливости и искренности. Принципы Конфуция были основаны на китайских традициях и верованиях. Он поддерживал идеи важности семьи, поклонения предкам, уважения старших. А понятие самодисциплины было одним из главнейших в его философии.

Рене Декарт



Конец шестнадцатого века был полон великих мыслителей, но никто не был так известен, как Рене Декарт. Он был философом, который отказывался принимать старые идеи и потому создавал собственные.

Декарт придерживался одной теории, которая отличала его от других. В отличии от тех, кто был до него, он защищал существование Бога. Одна из его причин верить в Бога заключалась в том, что он полагал, что Бог совершенен. Поскольку совершенство предполагает существование, значит Бог должен существовать. Рене Декарт также считался гением математики и ключевой фигурой научной революции.

Аристотель



Родился в 384 году до нашей эры, является одним из самых известных философов всех времен. Он учился в Академии Платона в Афинах, и стал автором идей, дающих повод для размышления и сегодня. Считается, что он был одним из первых в изучении логики, которая и поспособствовала его пониманию мира. Он хорошо известен своими трудами о добродетели, которые применяются во многих аспектах жизни человека и сегодня. Его работы в основном сосредоточены на этике, науке, риторике, богословии, медицине, теории литературы и политической теории.

Ключевые слова: философия цитаты,философия кратко, философия платона,философия канта,представители философии,основные идеи философии,ницше философия,философия древней греции,философия мысли,декарт философия,мыслители философии,эпикур философия

Интервью с д-ром филос. наук А. И. Макаровым, профессором ВолГУ

Сегодня, когда произносится слово «философ», люди часто представляют себе либо мудрого старца, либо кабинетного ученого, изучающего абстрактные вопросы. Чем занимается современный философ, в чем заключается его деятельность?

Современные философы занимаются изготовлением текстов лекций, статей и устных выступлений для академической публики, и реже - для широкой публики. Лично меня интересует развитие философии и за границами академического сообщества. Философские исследования отличаются от исследований гуманитарных наук тем, что они ведутся вокруг вопроса об истине, о том как на самом деле устроено сущее, то есть всё существующее. Философствование - это искусство мыслить о любом предмете, это, прежде всего, метод мышления.

«Быть философом», «работать философом», «заниматься философией» - это синонимы?

«Заниматься философией» и «быть философом» соотносятся как причина и следствие. Работать философом - это нонсенс, философия требует досуга, свободы, а не работодателя и работника. Вообще слово «работа» в русском языке однокоренное со словом «раб». В этом смысле работать - это быть занятым целями работодателя, заниматься отчужденным трудом. Если вы ставите свои собственные цели, то вы не работаете, а трудитесь или служите. У философа, художника и любого творческого труженика нет работодателя в тот момент, когда и разворачивается творческий процесс. Творчество не терпит обязательств, оно требует свободы.

Что повлияло на лично Ваше решение стать философом: Вы нашли философию, философия нашла Вас, … - как это произошло?

Я не принимал таких решений. И я не знаю, нашла ли меня философия. Узнаем об этом через 100 лет.

В наши дни приходится слышать, что прогресс требует все более точных и узкоспециализированных наук. Философия явно не входит в их число. Нужна ли современному миру и современному человеку философия? Может ли философия изменить мир?

Нужна, и даже больше, чем в XIX веке, например. Философия - это искусство мышления и мировоззренческая система, ориентирующая человека в мире. Мир стал шире, и поэтому узкие науки не способны выполнить функцию ориентирования в реальности. Ее способны выполнить идеологии, но они вызывают у современных людей закономерные опасения. Философия, в отличие от других идеологий, содержит в себе программу самокритики. И это делает ее более осторожной в отношении результатов поиска истины. Философ не «ходит в Истине», не одержим истиной и поэтому более адекватен будущему времени, которое делает многие бывшие истины небывшими.


Что в Вашей жизни изменила философия?

Она изменила строй мыслей, сделала сознание более рациональным, придала устойчивость состояниям осознанности

Вы часто говорите о счастье. А можете ли Вы назвать себя счастливым человеком?

Счастливых людей не бывает. Счастье - это временное состояние, состояние соединенности тебя со значимым Другим до такой степени, что ты становишься частью некоего целого. Такое соединение частей в целое не может быть постоянным в условиях жизненной динамики.

Есть ли у вас «настольная книга»? Любимые авторы?

На столе у меня стоит компьютер, в котором я и читаю разные книги. Из философов я чаще всего обращаюсь к идеям Платона.


Однажды Лев Толстой в Ясной Поляне предложил своим гостям написать список из десяти любимых философов. И сам его написал. Если бы Вам предложили написать такой список, кого из философов Вы бы в него включили?

Как сказал Уайтхед, вся западноевропейская философия - «лишь заметки на полях Платона», хорошим дополнением к Платону являются Плотин, Бл.Августин, Руссо, Кант, Ницше, Хайдеггер, Шестов, а из современных - Розеншток-Хюсси и Бодрийяр,

В сети можно встретить такую историю: как-то, разговорившись с незнакомым молодым человеком, Сократ спросил у него: «Куда следует идти за мукой или за маслом?» Юноша бойко ответил: «На рынок!» - «А за мудростью и добродетелью?» Юноша растерялся. «Иди за мной, я покажу!» - пообещал Сократ. А где бы Вы посоветовали искать мудрость? Куда бы позвали человека сегодня?

За мудростью нужно идти в Библиотеку, а за добродетелью - в Церковь.

Что бы Вы в заключение пожелали нашим читателям?

Осознанной жизни и справедливого общества.

Доказательство существования Бога - одна из главных задач христианской теологии. И самый интересный аргумент в пользу божественного бытия выдвинул итальянский богослов Ансельм Кентерберийский.

Суть его следующая. Бог определяется как совокупность всех совершенств. Он есть абсолютное благо, любовь, добро и так далее. Существование - это одно из совершенств. Если что-то существует в нашем уме, но не существует вне его, значит, оно несовершенно. Поскольку Бог совершенен, значит, из идеи о его существовании должно выводиться его реальное существование.

Бог существует в уме, следовательно, он существует и вне его.

Это довольно интересный аргумент, иллюстрирующий то, что представляла из себя философия в Средние века. Хотя он был опровергнут немецким философом Иммануилом Кантом, попробуйте самостоятельно поразмыслить над ним.

Рене Декарт: «Мыслю, следовательно, существую»

Можете ли вы хоть что-либо утверждать с абсолютной уверенностью? Существует ли хотя бы одна мысль, в которой вы ни капли не сомневаетесь? Вы скажете: «Сегодня я проснулся. В этом я абсолютно уверен». Уверены? А вдруг ваш мозг час назад попал в и теперь они посылают в него электрические сигналы, чтобы искусственно создать у вас воспоминания? Да, это выглядит неправдоподобно, но теоретически возможно. А речь идёт об абсолютной уверенности. В чём тогда вы уверены?

Рене Декарт нашёл такое не подлежащее сомнению знание. Это знание находится в самом человеке: я мыслю, следовательно, существую. Это утверждение не подлежит сомнению. Задумайтесь: даже если ваш мозг находится в колбе, само ваше мышление, пусть и неверное, существует! Пусть всё, что вы знаете, ложно. Но ведь нельзя отказывать в существовании тому, что мыслит ложно.

Теперь вы знаете самое бесспорное утверждение из всех возможных, ставшее едва ли не лозунгом всей европейской философии: cogito ergo sum.

Платон: «Реально существуют понятия вещей, а не сами вещи»

Главной проблемой древнегреческих философов были поиски бытия. Не пугайтесь, этот зверь вовсе не страшен. Бытие - это то, что есть. Вот и всё. «Тогда что его искать, - скажете вы, - вот оно, везде». Везде, да вот только возьмёшь какую-нибудь вещь, подумаешь о ней, как бытие куда-то исчезает. Например, ваш телефон. Он вроде есть, но вы же понимаете, что он сломается и его утилизируют.

Вообще, всё, что имеет начало, имеет и конец. Но у бытия нет ни начала, ни конца по определению - оно просто есть. Получается, поскольку ваш телефон есть какое-то время и его существование зависит от этого времени, его бытие какое-то ненадёжное, нестабильное, относительное.

Философы по-разному решали эту проблему. Кто-то говорил, что бытия вообще нет, кто-то упрямо продолжал настаивать на том, что бытие есть, а кто-то - что человек вообще не может сказать ничего определённого о мире.

Платон нашёл и аргументировал самую сильную позицию, которая оказала невероятно сильное влияние на развитие всей европейской культуры, но с которой интуитивно сложно согласиться. Он сказал, что бытием обладают понятия вещей - идеи, сами же вещи относятся к другому миру, миру становления. В вашем телефоне есть частичка бытия, но ему самому как материальной вещи бытие не свойственно. А вот ваша идея телефона, в отличие от самого телефона, не зависит ни от времени, ни от чего-либо ещё. Она вечна и неизменна.

Платон уделил немало внимания доказательству этой идеи, и тот факт, что он до сих пор многими считается величайшим философом в истории, должен заставить вас немного сдержать готовность однозначно отвергнуть позицию реальности идей. Лучше почитайте «Диалоги» Платона - они того стоят.

Иммануил Кант: «Человек конструирует мир вокруг себя»

Иммануил Кант - это гигант философской мысли. Его учение стало своеобразной ватерлинией, отделившей философию «до Канта» от философии «после Канта».

Он первым выразил мысль, которая в наши дни, может, и не прозвучит громом среди ясного неба, но о которой мы совсем забываем в повседневной жизни.

Кант показал, что всё, с чем имеет дело человек, является результатом творческих сил самого человека.

Монитор перед вашими глазами не существует «вне вас», вы сами создали этот монитор. Проще всего объяснить суть идеи может физиология: образ монитора сформирован вашим мозгом, и именно с ним вы имеете дело, а не с «реальным монитором».

Однако Кант мыслил в философской терминологии, а физиологии как науки тогда ещё не было. К тому же, если мир существует в мозге, где тогда существует мозг? Поэтому вместо «мозга» Кант использовал термин «априорное знание», то есть такое знание, которое существует в человеке с момента появления на свет и позволяет ему создать монитор из чего-то недоступного.

Он выделил различные типы этого знания, но первичными его формами, которые отвечают за чувственный мир, являются пространство и время. То есть ни времени, ни пространства нет без человека, это сетка, очки, сквозь которые человек смотрит на мир, одновременно создавая его.

Альбер Камю: «Человек - это абсурд»

Стоит ли жизнь того, чтобы её проживать?

У вас возникал когда-нибудь такой вопрос? Вероятно, нет. А жизнь Альбера Камю была буквально пронизана отчаянием от того, что на этот вопрос не получается ответить утвердительно. Человек в этом мире подобен Сизифу, бесконечно выполняющему одну и ту же бессмысленную работу. Выхода из этого положения нет, что бы человек ни делал, он всегда будет оставаться рабом жизни.

Человек - абсурдное существо, неправильное, нелогичное. У животных есть потребности, и в мире есть вещи, способные их удовлетворить. У человека же есть потребность в смысле - в том, чего нет.

Существо человека таково, что оно требует осмысленности во всём.

Однако само его существование бессмысленно. Там, где должен быть смысл смыслов, оказывается ничто, пустота. Всё лишается своей основы, ни у одной ценности не оказывается фундамента.

Экзистенциальная философия Камю очень пессимистична. Но согласитесь, определённые основания для пессимизма есть.

Карл Маркс: «Вся человеческая культура - это идеология»

В соответствии с теорией Маркса и Энгельса история человечества - это история подавления одних классов другими. Для того чтобы поддерживать свою власть, господствующий класс искажает знание о реальных общественных отношениях, создавая феномен «ложного сознания». Эксплуатируемые классы просто не догадываются, что их эксплуатируют.

Все порождения буржуазного общества объявляются философами идеологией, то есть совокупностью ложных ценностей и представлений о мире. Это и религия, и политика, и любые практики человека - мы в принципе живём в ложной, ошибочной реальности.

Все наши убеждения априори ложны, потому что они изначально появились как способ сокрытия от нас истины в интересах определённого класса.

У человека просто не оказывается возможности взглянуть на мир объективно. Ведь идеология - это культура, врождённая призма, через которую он видит вещи. Идеологическим необходимо признать даже такой институт, как семья.

Что в таком случае реально? Экономические отношения, то есть такие отношения, в которых формируется способ распределения жизненных благ. В коммунистическом обществе все идеологические механизмы рухнут (это значит, не будет ни государств, ни религий, ни семей), а между людьми установятся истинные отношения.

Карл Поппер: «Хорошую научную теорию можно опровергнуть»

Как по-вашему, если есть две научные теории и одна из них легко опровергается, а к другой вообще невозможно подкопаться, какая из них будет более научной?

Поппер, методолог науки, показал, что критерий научности - это фальсифицируемость, то есть возможность опровержения. Теория не только должна иметь стройное доказательство, она должна иметь потенциальную возможность быть разбитой.

Например, утверждение «душа существует» нельзя считать научным, потому что невозможно представить, как его опровергнуть. Ведь если душа нематериальна, то как можно убедиться наверняка, существует ли она? А вот утверждение «все растения осуществляют фотосинтез» вполне себе научно, поскольку, чтобы его опровергнуть, достаточно найти хотя бы одно растение, не преобразующее энергию света. Вполне возможно, что его никогда не найдут, но сама возможность опровержения теории должна быть очевидной.

Такова судьба любого научного знания: оно никогда не бывает абсолютным и всегда находится в готовности сложить с себя полномочия.

gastroguru © 2017