Эмоции в 3 4 года. Эмоциональное, социальное и психическое развитие ребенка

Развитие эмоциональной сферы детей 2-3 лет посредством сенсорных игр»

На протяжении дошкольного детства эмоциональная сфера претерпевает существенные качественные преобразования. Остановимся на ее характеристике в раннем возрасте (от рождения до 3 лет).

Известно, что эмоциональность врожденна. Первые эмоциональные реакции ребенка имеют безусловно-рефлекторную природу, являясь следствием неблагополучной внешней среды или внутреннего дискомфорта. Как правило, это отрицательные эмоции (плач, крик). С помощью взрослых малыш овладевает внешними формами эмоционального реагирования. Это так называемые фиксированные эмоции, которые возникают на основе подражания взрослым, например на улыбку, нежный голос мамы и др.

Ранний возраст – период, когда одной из основных нитей, связывающих малыша с окружающим миром выступает сенсорика (процессы ощущения и воспитания). Развитие воспринимающих систем организма ребенка (зрительного, слухового, обонятельного, осязательного, вкусового, вестибулярного анализаторов) способствует эмоциональным проявлениям малыша. Разномодельные ощущения выступают природными стимулами эмоциональных реакций детей. Ощупывая, пробуя, прислушиваясь и т.д. ребенок реагирует на сенсорные раздражители, идущие извне. Так, плач может являться результатом резких слуховых или болевых тактильных ощущений, радость – приятных, желанных зрительных воздействий и т.д.

Характер эмоциональных проявлений во многом зависит от сенсорной компетентности малыша, иными словами, от умелости находить предметы по звуку, сосредотачивать взор и т.д. Вводя ребенка в богатый мир ощущений взрослые обеспечивают естественную тонизацию его эмоциональной сферы, предохраняют ее от негативных трансформаций.

На втором и третьем годах жизни происходит дальнейшая социализация и интеллектуализация эмоций. Ребенок начинает ходить, говорить, значительно расширяется его жизненное пространство. Непосредственно эмоциональное общение, манипуляции с предметами, уступают место ситуативно-познавательному общению, функциональному освоению рукотворного мира (лопатой – копают, ложкой – едят и т.д.). Эмоции теперь возникают не только на предмет, с которым предстоит действовать, но и на самостоятельно полученный результат, например, застегивание пуговиц. Совершенствование умений создает благоприятную основу для возникновения эмоциональной заинтересованности в использовании игрушек, предметов.

Складываются новые чувственные отношения. В простейших этических ситуациях начинают проявляться нравственные чувства, например, утешающие действия в виде поглаживания, протягивания любимой игрушки. Реагируя на разнохарактерную музыку, ритмичность потешек, прибауток ребенок проявляет эстетические чувства.

В эмоциональной жизни двух-трехлетних детей начинает активно использоваться речь. Хотя из-за недостаточности ее развития они часто используют лишь отдельные словосочетания, а порой просто звуки. При целенаправленных педагогических воздействиях происходит становление словаря эмоциональной лексики. Ребенок может адекватно воспринимать слова злой волк, испуганный заяц, веселый медведь и т.д.

Эмоциональное развитие двух-трехлетних детей по-прежнему тесно связано с сенсорным. Расширение сенсорного опта за счет увеличения палитры ощущений, совершенствования восприятия приводит и к большему разнообразию эмоционально-экспрессивных реакций у детей.

Важная роль отводится сенсорной сфере. Она служит ключом, приводящим в движение механизмы эмоциональной сферы, обуславливает полноценное развитие ребенка в целом.

Таким образом, эмоциональные проявления ребенка в раннем возрасте зависят от окружающей его социальной обстановки, от взрослых, которые поддерживают природную повышенную эмоциональность малыша, создают условия для тонизации его эмоциональной сферы, расширения гаммы экспрессивных реакций.

Осуществляя работу по эмоциональному развитию детей 2-3 лет, важное место стоит отвести сенсорным играм, которые помимо включения детей в содержательное взаимодействие с сенсорными стимулами, активизируют моторные механизма эмоционального отклика, опосредованно приводят в действие эмоциональную сферу в целом. Эти игры не требуют большой подготовки к их проведению, весьма привлекательны для малышей и, в свою очередь, служат основным источником эмоционального развития в раннем и младшем дошкольном возрасте.

Вот некоторые из них:

«Ветерок»

Воспитатель держит в руке султанчик и произносит слова:

Ветерок, подуй сильней,

Развей ленточки скорей!

Вей. Вей ветерок,

Догони его, дружок!

Затем начинает быстро двигаться, размахивая султанчиком. Дети стараются поймать «ветерок».

«Чудесный мешочек»

Воспитатель, наполняя мешочек различными предметами (мягкими, шершавыми, холодными, гладкими и др.) задает детям различные игровые задачи:

Найди себе друга

Достань, что понравилось

На что похоже и т.д.

«Путешественники»

Воспитатель предлагает детям походить босиком по поверхности различного качества: мягкой, ребристой, гладкой и т.д.

«Веселая пушинка»

Воспитатель держит в руке ватный шарик и говорит детям:

Веселая пушинка

Летала, летала

И Села деткам на носик!

Воспитатель дотрагивается ваткой до носа каждого ребенка

Веселая пушинка

Летала. Летала

И села деткам на щечки!

Воспитатель дотрагивается до щеки каждого ребенка. Игра продолжается, «пушинка» садится детям на ушко, ладошки и т.д.

«Скачем на коне»

Основу игры составляет стихотворение Я. Акима «Весело мне»

Яблоки – веники Дети

Весело мне имитируют

Весело мне езду на

Я скачу на коне! Лошадке

Яблоки, веники, Движутся в

Вихрем лечу, разных

Вихрем лечу я, направлениях

Куда захочу!

Яблоки, веники, Дети останавливаются.

Конь мой устал, Воспитатель делает акцент на слове

Конь мой устал, «устал», просит изобразить

И скакать перестал. Уставшего коня.

Эмоции и общение имеют огромное значение как для общего развития малыша, так и для развития его способностей. Иногда возникают ситуации, когда ребенок имеет музыкальные или другие способности, но не хочет ходить на занятия, потому что ему не нравится педагог или обижают сверстники. Поэтому важно понимать настроение ребенка, учитывать особенности его взаимоотношений с другими детьми, а не только его достижения.

Эмоциональные переживания сопровождают ребенка и в творчестве, и в игре, и в общении. От эмоционального благополучия зависит успешность любой деятельности.

Комфортное общение — условие не только для познавательного, творческого, но и для социального развития.

Ласковое обращение, уважение к маленькому человеку, поддержка вселяют в ребенка уверенность в своих силах, ему хочется радовать взрослых своими достижениями. Особенно сильно в этом нуждаются неуверенные, тревожные дети.

Слишком строгое отношение может привести к нежеланию ребенка чем-либо заниматься, пробудить в нем строптивость или замкнутость. Если ребенок не хочет идти на занятия, узнайте почему — так вы предупредите нежелательные последствия. Если он не хочет говорить об этом, можно использовать цветовой тест эмоциональных состояний для выявления настроения ребенка на занятиях .

Общение со сверстниками, которое возникает во время игр, занятий, совместных действий, всегда эмоционально окрашено, а переживания разнообразны.

В командной и групповой деятельности ребенок учится убеждать, доказывать, высказывать свое мнение, увлекать за собой других, нести ответственность. Такие качества являются признаками лидерских способностей. Кроме того, дети ценят веселый нрав своего командира, умение придумывать интересные игры и занятия.

Занимаясь в спортивных секциях, ребенок узнает, что такое «командный дух», «воля к победе». Находясь в спортивном лагере, на сборах, дети постигают азы самостоятельности, учатся навыкам самообслуживания, умению постоять за себя, сотрудничать с товарищами по команде, проявлять солидарность. Такие качества необходимы не только для достижения высоких спортивных результатов, но и для развития личности, ее взросления.

Некоторые дети любят находиться в центре внимания. Им по душе роль артиста, они любят выступать на сцене и дома. Им не свойственно стеснение, им нравится производить впечатление на аудиторию.

В играх со сверстниками они подражают любимым киногероям, любят рассказывать о чрезвычайных событиях, которые произошли с ними, преувеличенно переживают. Все это — признаки сценических способностей, где ценятся эмоциональность, разнообразие мимики и жестикуляции, непосредственность.

Обычно таким детям нравится ходить на детские представления, смотреть театральные постановки. Даже очень шустрые ребята замирают, глядя на сцену, выражение их лиц созвучно тому, что происходит на подмостках.

Положительные эмоции, интерес к занятиям, доверительное отношение к тренеру, товарищеское, дружелюбное общение со сверстниками имеют огромное значение для развития способностей и достижения успехов.

Подведем итоги

Эмоции и общение тесно взаимосвязаны. В общении со взрослым-педагогом развиваются не только отдельные способности, но и социальные навыки, формируются черты характера ребенка.

В общении со сверстниками у детей проявляются и вырабатываются коммуникативные и организаторские способности.

Живость эмоций, мимики, жестикуляции, непосредственность на сцене — признак сценических, творческих способностей.

Эмоциональное состояние во время занятий может как стимулировать развитие способностей, так и тормозить их. Положительные эмоции ускоряют развитие способностей, отрицательные — замедляют.

Если ребенок не хочет ходить на занятия, узнайте причину, поговорите с ребенком, понаблюдайте за тем, как он занимается, проведите диагностику настроения с помощью цветового теста эмоциональных состояний.

Развитие эмоциональной сферы у детей 3-4 лет

Елена Николаевна Черепанова

Элеонора Геннадьевна Ковалева

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 30

Педагог-психолог

Воспитатель

Возросло число детей имеющих проблемы в развитии эмоциональной сферы. Появилась необходимость создания Цикла занятий.

Одной из задач дошкольного образования является обеспечение социально-личностного развития ребёнка. Формирование эмоций служит составной частью этого развития. Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая им воспринимать и чувствовать мир ярче.

Следует отметить, что в последнее время появляется всё больше детей с проблемами в развитии эмоциональной сферы. Таким детям сложно строить взаимоотношения со сверстниками, воспитателями, им требуется индивидуальный подход.

С целью оказания помощи этим детям нами был разработан и апробирован Цикл занятий «Наши эмоции» в 2015-2016 учебном году в младшей группе ГБДОУ д/с № 30. Предлагаемый цикл занятий предполагает участие воспитателя в занятии (кроме ведущего педагога-психолога). Такое взаимодействие воспитателя и педагога-психолога позволяет более индивидуально подойти к каждому ребёнку, давать задания, рассчитанные на возможности каждого отдельного ребёнка. Этот цикл можно рассматривать и как канву для последующей индивидуальной работы воспитателя с детьми.

Состоит из 4-х групповых занятий, продолжительностью 20 минут. Периодичность проведения – один раз в неделю.

С основными эмоциями (радость, страх, злость, грусть) можно знакомить детей с 3-х летнего возраста. Эти эмоции им доступны для понимания и воспроизведения.

Предварительный просмотр:

комбинированного вида Петродворцового района Санкт-Петербурга

Конспект игрового взаимодействия детей группы младшего возраста, педагога-психолога и воспитателей «Грусть»

Цель: поз накомить детей с эмоцией «Грусть».

Задачи:

Образовательные: научить адекватно выражать в мимике и пантомимике эмоцию «Грусть»;

Развивающие: Грусть » на невербальном уровне;

Воспитательные: привлечь внимание детей к эмоциональному миру человека;создание благоприятной атмосферы на занятии.

Оборудование: радостное облако, картинка с эмоцией « Грусть », музыкальное сопровождение.

Ход мероприятия

Приветствие

(Дети здороваются).

П.: - Здравствуйте, ребята! Облачко приглашает вас в гости. А к кому? Вы узнаете, когда прослушаете стихотворение.

Мне приснился грустный сон,

Но я его забыл.

Только помню, что во сне

Я без мамы был.

Мне не хочется играть

И мультфильм смотреть.

Даже битву рисовать,

Даже песни петь.

Ничему-то я не рад,

Может, дождик виноват?»

П.: - Про кого это стихотворение? (Про мальчика). Значит в гости нас приглашает мальчик. (Звучит спокойная музыка и дети за взрослым подходят к стульчикам и садятся).

В.: - Ребята, когда приходят в гости, то что обычно делают? (Здороваются, играют, веселятся).

П.: - Но что это? Мальчик совсем не рад, что мы пришли в гости! Какое у него настроение? (Грустное). Что он делает? (Сидит, не играет, скучает). Когда мы грустим, то можем и плакать. Грустить – это значит не радоваться, не улыбаться, не веселиться, не играть. А почему мальчик грустит? (Заболел, нельзя идти гулять).

В.: - А когда вам бывает грустно? (Ответы детей).

В.: - Как можно помочь мальчику не грустить? Что нужно сделать, чтобы грусть прошла? (Можно сказать добрые слова, предложить поиграть, можно подарить подарок.)

П.: - Предлагаю поиграть вигру «Что делать после дождика?» Повторяйте все за мной:

Что делать после дождика?

Кораблики пускать! (волнообразные движение сложенными вместе ладошками)

Что делать после дождика?

На радуге кататься! (движения руками над головой)

Что делать после дождика?

Да просто улыбаться! (дети улыбаются)

П.: - А сейчас садитесь за столы. Я раздам вам половинки картинок, а вы найдите вторую половинку картинки из тех, что лежат на тарелочке перед вами. (Дети выполняют задание). Назовите настроение колобка на вашей картинке (весёлое).

П.: - Молодцы! Предлагаю порисовать. Перед вами лицо мальчика, но мы не знаем, какое у него настроение. Подумайте, какое у него может быть настроение, если мы сказали ему добрые слова, подарили подарок? (Дети дорисовывают глазки, ротик и объясняют, какое настроение у мальчика - радостное).

В.: - Как вы думаете, наш мальчик не будет больше грустить? (Ответы детей).

П: - А теперь покажите, пожалуйста, какое настроение у вас. Подойдите к корзинке, выберите себе мячик и положите его в корзинку с весёлой или грустной картинкой.

Вот и прощаться настала пора,

«До свидания!»

Новой встречи буду ждать я!

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образование учреждение детский сад № 30

комбинированного вида Петродворцового района Санкт-Петербурга

Конспект игрового взаимодействия детей группы младшего возраста, педагога-психолога и воспитателей «Злость»

Цель: поз накомить детей с эмоцией «Злость».

Задачи:

Образовательные: научить адекватно выражать в мимике и пантомимике эмоцию «Злость»;

Развивающие: развивать умение узнавать, понимать изображение эмоции « Злость » на невербальном уровне;

Воспитательные: привлечь внимание детей к эмоциональному миру человека; создание благоприятной атмосферы на занятии.

Оборудование: мяч, картинка с эмоцией « Злость », стаканы с водой, краски, мешочек.

Ход мероприятия

Приветствие

В.: - Ребята, к нам снова в гости пришла Е. Н.! Подойдите, пожалуйста, давайте поздороваемся. (Дети здороваются).

П.: - Сегодня мы поздороваемся с помощью мячика. Встаньте в круг. Повернись к соседу, улыбнись ему, скажи: «Здравствуй, …!» и передай ему мячик.

П.: - (Дети садятся на стульчики полукругом). Посмотрите на картинки. Это один и тот же мальчик. Одинаковое ли лицо у него? (Ответы детей). Почему оно разное? (Ответы детей). Верно, у него разное настроение.

П.: - посмотрите на этого мальчика. Какое у него настроение? (Злое). Что он делает? (Хочет ударить котёнка). Когда мы злимся, то хочется драться, говорить плохие слова. Злиться – это значит сердиться, драться. А почему мальчик злится? (Он не знает, что маленьких нельзя обижать, животных нужно защищать).

В.: - А вы когда-нибудь злились? (Ответы детей).

В.: - Как можно помочь мальчику не злиться? Что нужно сделать, чтобы злость прошла? Я предлагаю несколько способов: можно потопать ногами, сжать руки в кулачки и быстро разжать их, можно покричать в «Мешочек для крика».

П.: - Поиграем в игру «Уходи, злость, уходи!»

Вытяните ручки вперёд, сожмите крепко-крепко кулачки, а теперь разожмите кулачки и скажите: «Уходи, злость, уходи!».

П.: - А сейчас садитесь на стульчики. Когда у нас все хорошо и спокойно, то настроение похоже на прозрачную чистую воду (показать стакан с водой). Если мы радуемся, то настроение у нас весёлое, радостное (как эта вода с блёстками). А если нам грустно, то настроение похоже на синюю воду (разбавляем синюю краску). Когда мы сердимся, злимся, то настроение похоже на чёрную воду.

В.: - Как вы думаете, наш мальчик не будет больше злиться? (Ответы детей).

П: - А теперь покажите, пожалуйста, какое настроение у вас. По очереди подойдите к мольберту, выберите понравившуюся вам краску и нарисуйте кусочек радуги. Замечательно! Я рада, что у вас хорошее настроение. Пришло время прощаться! «До свидания!»


Без эмоций невозможно представить себе нашу жизнь. Они сопровождают нас во всех сферах деятельности и чувственных переживаний, зачастую диктуя нам поведение и обуславливая поступки. Но если взрослый человек способен правильно не только выражать, но и контролировать эмоции, то малыши этому только учатся, постепенно наращивая объем самых разных чувств. Поэтому родителям важно знать, как происходит эмоциональное развитие ребенка в дошкольном возрасте.

С самого рождения

Развитие эмоциональной сферы начинается в самом раннем возрасте с выражения простейших чувств. Что такое эмоция? Это состояние психики человека, которое выражает его отношение к самому себе и окружающему миру, его процессам. Отсюда следует, что эмоциональное развитие – это процесс, при котором человек постепенно учится откликаться на различные явления окружающей действительности, а также быть хозяином своих эмоций, управлять ими.

Уже с рождения малыш наделен простейшими эмоциями. Это плач, а чуть позже – улыбка и смех. Плач – способ сигнализировать родителям о своих потребностях, недуге, дискомфорте, нехватке внимания. Улыбка – первое выражение радости и хорошего самочувствия. Постепенно к ним добавляются удивление, интерес – естественные спутники познавательного развития малыша раннего возраста.

С 1 года до 3 лет ребенок учится использовать плач для просьбы о помощи и для психологической защиты. У него появляются первые истерики (как правило, подсмотренные у других деток) как способ добиться желаемого или протестовать против нежелаемого.

Источниками эмоций на раннем этапе являются, во-первых, общение с окружающими (прежде всего, родителями). Кроме этого, различные чувства у ребенка вызывает все, что его окружает: игрушки, мелодии, мультфильмы, книжки, животные и т. д.

Начиная с 3 лет малыш активно развивается в речевом, интеллектуальном и эмоциональном плане. Можно сказать, что в этот период закладывается фундамент его будущего характера и способностей к пониманию эмоций, желаний и мотивов других людей.

Для чего нужно развивать эмоции ребенка?

Как известно, малышей всему нужно учить: ходить, говорить, обслуживать себя, думать. Выражать, распознавать и контролировать эмоции – в том числе. Почему?

Если не уделять достаточно внимания эмоциональному воспитанию дошкольника, он не научится правильно выражать радость или обиду, делиться своими чувствами с окружающими. А это уже серьезный коммуникативный барьер. Соответственно, малыш будет расти неуверенным в себе, не таким счастливым, как другие детки.

Эмоции отражаются на характере ребенка, его поведении. Они помогают (или мешают) ему правильно воспринимать происходящее вокруг, реагировать на события действительности.

В раннем детском возрасте эмоции довольно импульсивны. Их нужно «доращивать» до устойчивых симпатий или антипатий, которые со временем будут складываться в такие чувства, как дружба, взаимопонимание, любовь, ненависть. В наши дни, когда с экранов телевидения, газетных и книжных страниц на нас потоком льются насилие и жестокость, правильное эмоциональное развитие ребенка приобретает первостепенную значимость. Умение выражать и контролировать эмоции помогает ему приспособиться к различным ситуациям, формировать социальное взаимодействие, развиваться социально и нравственно.

Кроме того, нельзя отбрасывать тот факт, что дети учатся на примере (зачастую – на примере неблагополучного поведения других детей). Поэтому если взрослые не управляют процессом становления эмоций своего ребенка, чаще всего он развивает в себе эмоции негативные – в качестве способа самозащиты и обеспечения собственного благополучия в детском понимании (чтобы не лишали, не запрещали, купили желаемое, и т. д.). В арсенале такого ребенка будут преобладать обида, страх, стеснительность, скука, усталость, гнев, отчаяние.

Особенности детских эмоций

Эмоции развиваются поступательно, в связи с общим развитием ребенка, появлением у него новых навыков, потребностей, мотивов, социального опыта.

В общем понимании в дошкольном возрасте выделяют следующие особенности эмоционального развития.

  • Ребенок учится социальным способам выражения своих чувств, чему способствует расширение сферы его общения (родители – родственники – соседские дети – коллектив детского сада).
  • Появляется эмоциональное предвосхищение: ребенок учится понимать, какие чувства вызовут его действия у других, к какому результату это приведет.
  • Развиваются чувства: постепенно они становятся все более осознанными, произвольными, разумными, внеситуативными.
  • Начинают формироваться интеллектуальные, нравственные, эстетические чувства.


Если говорить более подробно, то условно эмоциональное развитие малыша можно разделить на 2 этапа.

  1. До 3 лет большинство эмоций обусловлено потребностями ребенка, способы выражения их довольно примитивны (в основном это выражение лица, смех или слезы). Такие эмоции направлены на удовлетворение основных инстинктов (питания, самосохранения). В этот период появляются первые неустойчивые представления об окружающей действительности, формируется отношение к близким людям. Появляется первая социальная форма гнева – ревность (или зависть) ребенка, проявляемая по отношению к другим детям, если его мама уделяет им внимание. В том числе – младшим детям в семье. Если ребенок на этом этапе лишен возможности полноценного выражения своих эмоций, его эмоциональная сфера не развивается.
  2. С 4 до 6 лет биологические потребности сохраняются, но ребенок постепенно учится контролировать свое эмоциональное состояние (например, немного потерпеть, если голоден). Под непосредственным влиянием окружающей среды начинают формироваться высшие нравственные эмоции. Ребенок учится оценивать действия окружающих (хорошо или плохо). Эмоции становятся менее импульсивными. У ребенка появляются устойчивые чувства к родным и окружающим (любовь, привязанность, дружба).

Не ругайте своего ребенка за то, что он канючит, прося накормить его или утолить жажду, когда вы, к примеру, еще едете в общественном транспорте. Дети вообще с трудом могут контролировать свои биологические процессы. Даже в возрасте 4 – 5 лет малыш не сможет себя сдерживать долго. Лучше отвлеките его чем-то интересным, скажите, что до дома осталось совсем немного, – проявите понимание.

Что влияет на развитие детских эмоций?

Эмоциональное развитие дошкольника зависит от его личностного развития, в частности от появления новых мотивов, потребностей, интересов, развития познавательной деятельности.

Среди мотивов можно выделить, к примеру, такие:

  • интерес к окружающему миру;
  • интерес к игре;
  • сохранение хороших отношений с родными, другими значимыми взрослыми, а также сверстниками;
  • самоутверждение, самолюбие и др.

Именно поэтому в дошкольном возрасте в первую очередь формируются социальные эмоции.

В познавательном развитии на изменение эмоций влияет, прежде всего, включение в эмоциональные процессы дошкольника его речи, что делает его чувства более обобщенными и осознанными.

Эмоции ребенка развиваются в социуме – маленьком (семья) или более широком (двор, детский сад). Малыш учится эмоциям, которые позволят ему управлять родителями, одновременно они обучают его эмоциям, которые считают правильными. Общаясь с окружающими, ребенок постепенно усваивает нормы поведения и проявления эмоций, принятые в конкретном обществе. Дошкольник учится дружбе, благодарности, патриотизму, любви.

Мальчики осваивают свою роль (мужчины, защитника, будущего отца), девочки – роль женщины, хозяйки, матери.

Что помогает развивать эмоциональную сферу?

Гуманные чувства дошкольника прекрасно помогает развивать игровая деятельность, в частности сюжетно-ролевые игры. Играя с другими детьми, малыш учится понимать других, сочувствовать им, понимать их желания, состояние, настроение. Ребенок к старшему дошкольному возрасту постепенно переходит от простого воссоздания, проигрывания ситуаций или чувств к передаче тех эмоций, которые игра содержит. Ребенок учится сопереживать другим, разделять их чувства.

Приобщение дошкольника к трудовой деятельности, которая направлена на достижение полезного для окружающих результата, дает малышу новые эмоции: сочувствие усилиям других детей, радость от достижения общей цели, удовлетворение от своей работы или недовольство, если сделал ее плохо.

Занятия спортом также несут ребенку множество эмоциональных открытий. Он учится быть выдержанным, стремиться к цели, переживать первые неудачи и радоваться достижениям. В групповых видах спорта дети учатся сплоченности, ответственности за свои действия перед другими, учатся работать на спортивный результат сообща.

Любая познавательная деятельность непременно обогатит эмоциональный багаж дошкольника. Это радость нового открытия (пусть и не такого глобального), сомнения, удивление, стремление совершить для себя очередное открытие.

Эстетические чувства развиваются у детей дошкольного возраста в процессе собственной творческой деятельности и общения с искусством. Прекрасные скульптуры, картины, литературные произведения помогают ребенку научиться таким понятиям, как «красивое», «гармония», «вкус», «ужасное», «истинное», «ложное», «правда», «добро», «зло». Дошкольник учится не только выражать свои эмоции художественными средствами, но и защищать правду, протестовать против лжи и зла, ценить доброе и прекрасное в людях.

Полезные игры

Итак, один из основных видов развивающей деятельности дошкольника – игра. Вот несколько примеров игр, способствующих эмоциональному развитию детей.

  • Художник.

Можно играть группой, можно – вдвоем. Участникам игры предлагают несколько карточек с изображениями детей, выражающих различные эмоции. Нужно выбрать себе карточку, а затем придумать и нарисовать историю, в которой основой сюжета станет именно это эмоциональное состояние. В групповом варианте в конце игры организуют выставку, на которой можно угадывать героя и автора картины, а автор может рассказать нарисованную историю.

  • Кто куда?

Точно так же малышу (или малышам) предлагается несколько изображений детей с разными эмоциями. Задача ребенка – выбрать из всех картинок изображения детей, которых, к примеру, можно пригласить к праздничному столу, отвести к доктору, успокоить, тех, кто обижен на взрослых, не хочет слушаться и т. д. Нужно объяснить, по каким признакам был сделан именно такой выбор.

  • Крошка Енот.

Игра групповая. Один малыш изображает крошку Енота из известного мультфильма. Остальные становятся «рекой», в которой он увидит свое отражение. Енот становится перед рекой и изображает различные эмоции (радость, злость, испуг, интерес), а дети должны точно повторить его мимику, жесты. По очереди Енотами могут стать все.

Итак, программа развития эмоций ребенка должна кроме активной социализации включать игровую деятельность, приобщение дошкольника к спорту, труду, искусству, чтению книг, собственному творчеству. И один из важных моментов здесь – пример родителей.

gastroguru © 2017