Димитрия сеченова миссионерская просветительская и государственная деятельность. Значение димитрий (сеченов) в православной энциклопедии древо

), митрополит Новгородский и Великолуцкий .

В миру Сеченов Даниил Андреевич, родился 6 декабря г. в дворянской семье.

По окончании курса обучения оставлен при академии учителем.

На долю Димитрия выпал жребий служения великому и трудному делу обращения в Православие инородцев: татар, чуваш, черемис, мордвы и вотяков. Дело это он исполнял в продолжении 10 лет честно, с мужественным самоотвержением и с большим успехом.

При назначении его епископом Нижегородским и Алатырским ему снова было поручено трудиться над просвещением инородцев. Продолжая миссионерскую деятельность в сане епископа, преосвященный Димитрий строил церкви, открывал школы, крестил более 5000 инородцев и добился для них различных льгот.

Однажды при обозрении епархии еп. Димитрий подвергся нападению мордвы и едва живым спасся в церкви ближайшего села.

Большое внимание преосвящ. Димитрий обращал на духовное просвещение во вверенных ему епархиях. В Нижегородской и Рязанской епархиях он построил для духовных семинарий новые здания, ввел ряд новых предметов (в Рязанской - греческий язык и философию). В Новгородской семинарии ввел преподавание немецкого языка и географии, увеличил средства на содержание семинарии и учредил контору для производства семинарских дел. В тринадцати городах Новгородской губернии он открыл духовные училища.

Отличительной чертой преосвящ. Димитрия была любовь к храмоздательству. Особенно много церквей им было построено в Новгородской епархии. В городе Новгороде в г. построен теплый собор в честь Входа Господня в Иерусалим.

Заботился преосвящ. Димитрий и о монастырях и делал им от себя лично значительные пожертвования.

Преосвящ. Димитрий прославился и как замечательный проповедник. Своими проповедями он был известен и в Петербурге.

К его мудрым советам прислушивалась даже императрица Екатерина II . Она высоко ценила его проницательный ум, богатые знания в области богословской и церковно-исторической, его заботы о духовном просвещении.

В деятельности преосвящ. Димитрия следует отметить и его участие в борьбе с расколом. Он добился, что к надзору за раскольниками были привлечены военные и гражданские власти.

За свою многообразную деятельность митр. Димитрий имел ряд наград.

Труды

  • Последование в неделю Православия (Указание на труд см. Рус. архим, 1870, № 4 и 5, с. 752).
  • Проповеди (напечатаны весьма немногие).

Литература

  • Макарий, архим. История Нижегор. иерархии (1672-1850). СПб, 1857, с. 110-112, 113, 115, 117, 121, 123, 124-126.
  • Соловьев С.М. История России, кн. IV, с. 1529; кн. V, с. 209-211, 262, 328, 329, 1180-1181, 1305, 1306, 1328, 1333, 1370-1372, 1383, 1451, 1454, 1471-1473; кн. VI, с. 283, 327-328, 349, 413.
  • Скрыпченко М. Митр. Димитрий Сеченов (кандидатское сочинение). Казань, 1896.
  • Поселянин Е. Русская Церковь и русские подвижники XVIII в. СПб, 1905, с. 127, 130.
  • Щегольков Н. Историч. сведения о г. Арзамасе. Арзамас, 1911, с. 84, 85.
  • Фон Эдинг Борис Ростов Великий. Углич - памятники художеств. старины. М., с. 39.
  • Гатцук Календарь на 1883 г., с. 130.
  • Булгаков, с. 1406, 1407, 1411.
  • Строев П., с. 37, 416, 606.
  • Толстой Ю., № 65.
  • Денисов, с. 246.
  • Списки архиереев, № 65.
  • Н. Д., с. 19, 36, 58.
  • Портреты именитых мужей Рос. Церкви. М., 1843, с. 33, 34.
  • Церковные вопросы в России, или рус. дух. ведом. Браила, 1896, с. 47.
  • Руководство для сельских пастырей, 1867, № 45, 47, 51.
  • Новгород. еп. вед., 1895.
  • Изв. Казан. еп., 1907, № 8, с. 242; № 9, с. 264-265; № 10, с. 298.
  • Прав. собес., 1858, октябрь, с. 233.
  • -"- 1874, июнь, с. 93-104.
  • -"- 1875, февраль, с. 99-143.
  • -"- 1909, ноябрь, с. 598.
  • -"- 1910, январь, с. 28; март, с. 307.
  • -"- 1912, октябрь, с. 578.
  • -"- 1914, апрель, с. 628.
  • Христ. чтен., 1876, сентябрь-октябрь, с. 244.
  • Рус. палом., 1916, № 20, с. 309.
  • Истор. вестн., 1855, февраль, с. 466.
  • -"- 1884, октябрь, с. 127; декабрь, с. 560-561.
  • -"- 1887, январь, с. 138 п/с.
  • -"- 1888, январь, с. 184, п/с. I; февраль, с. 426.
  • -"- 1900, октябрь, с. 250, 256.
  • -"- 1905, апрель, с. 97.
  • Русская старина, 1871, т. 3, с. 140, 262.
  • -"- 1873, октябрь, с. 69.
  • -"- 1874, август, с. 778.
  • -"- 1876, февраль, с. 455; апрель, с. 725, 729, 735-737, 756.
  • -"- 1878, декабрь, с. 712.
  • -"- 1879, август, с. 460, 590, 606; октябрь, с. 178-197.
  • -"- 1880, январь, с. 125.
  • -"- 1881, январь, с. 6; май, с. 173-174; сентябрь, с. 443.
  • -"- 1882, январь, с. 29; август, с. 402-403.
  • -"- 1886, февраль, с. 289 п/с.
  • -"- 1888, март, с. 755.
  • Прав. обозрен., 1868, июль, с. 399.
  • Рус. архив, 1872, № 3, с. 459.
  • -"- 1895, кн. 2-я, с. 10 (Святый Димитрий, митрополит Ростовский).
  • -"- 1904, кн. 1-я, № 4, с. 639.
  • Ж. М. П., 1959, № 11, с. 49.
  • Ж. П. Б., т. III, с. 141.
  • БЭЛ, т. IV, с. 1051.
  • БЭС, т. I, с. 735; т. II, с. 1675, 1899, 1973.
  • РБС, т. VI, с. 394-395.

Митрополит
Димитрий
(в миру Даниил Андреевич Сеченов)
на кафедре с 1757 по 1767 гг.
† 1767 г.

Высокопреосвященный митрополит Димитрий происходил из дворянской фамилии Сеченовых, родился 6 декабря 1709 г. и при крещении был назван Даниилом. Первоначальное образование получил в доме отца, а затем поступил в Московскую славяно-греко-латинскую академию. В конце 1729 г., а может быть, и в начале 1730 г. Сеченов, будучи еще студентом академии, постригся в монашество с именем Дезидерия, был произведен в иеродиакона Заиконоспасского монастыря и сделан казначеем. 17 марта 1731 г. иеродиакон Дезидерий был пострижен в мантию с именем Димитрия и 24 ноября того же года рукоположен в иеромонаха. По окончании курса иеромонах Димитрий оставлен был при академии учителем «фары». Своими высокими дарованиями и способностью к проповеди Слова Божия о. Димитрий обратил на себя особенное внимание начальства, и 29 сентября 1738 г. к его учительским обязанностям присоединились еще обязанности академического проповедника. Этим годом и закончилось его пребывание в академии. На его долю выпал жребий служения великому и трудному делу обращения в православие иноверцев Казанского края: татар, чувашей, черемисов, мордву и вотяков; и дело это он в продолжение 10 лет исполнял с честию, с мужественным самоотвержением и с громадным успехом. 4 декабря 1738 г. определено было иеромонаху Димитрию «впредь до указу содержать в казан­ской епархии правление новокрещенских дел и пребывание иметь в Свияжском Богородицком монастыре, где и начальствующаго должность править». Ревностно трудившийся «у обращения иноверцев в христианскую греческаго исповедания веру и наставления их спасительному пути», иеромонах Димитрий 11 сентября 1740 г. был произведен в архимандрита Свияжского монастыря и назначен управителем новокрещен­ских дел Казанской, Нижегородской, Астраханской и Воронежской губерний. 27 декабря 1741 г. «Государыня Императрица изустно повелела: обретающемуся в Казанской епархии у крещения иноверцев архимандриту Димитрию быть в Москву и ожидать там Е. И. В. пришествия». Архимандрит Димитрий прибыл в Москву 1 февраля 1742 г. и выехал из Москвы уже в сане епископа. 16 июля 1742 г. Высочайшим указом архимандрит Димитрий назначался епископом Нижегородским и Алаторским, причем ему велено было и «при делах крещения неверных народов трудиться по-прежнему». 10-го сентября того же года было наречение, а 14-го сентября в Москве же и хиротония его в епископа. Продолжая миссионерскую деятельность, преосвященный Димитрий строил церкви, открывал школы, крестил более 50 000 инородцев и выхлопотал для них различные льготы. В 1743 г., когда преосвященный Димитрий обозревал свою епархию, «в Терешевской волости некрещеные идоляторы, мордва, столь жестокое разбойническое на него нападение учинили, что он, едва жив, скрылся в ближнем селе в церкви». Кроме великих трудов по обращению иноверцев, преосвященный Димитрий много добра сделал и для Нижегородской семинарии, и для всей Нижегородской епархии. Его заботам обязана семинария и новым местом, и новыми зданиями, и введением новых предметов обучения. В епархии же им обновлены новые церкви, а духовенство призвано к проповеди Слова Божия. Но наступила пора окончить блес­тяще исполняемую им миссию. Припадки каменной болезни обессиливали преосвященного, и 3 августа 1748 г. он, по прошению, уволен был на покой в казанскую Раифскую пустынь с жалованьем по 400 руб. в год и с содержанием от пустыни «на пять братов». Три с половиной года тихой, уединенной жизни в пустыни укрепили его здоровье, а прежняя многоплодная деятельность его оставила во всех самые светлые воспоминания о преосвященном, и ему не позволили долго оставаться на покое. 24 февраля 1752 г. он вызван был в С.-Петербург для присутствования в Св. Синоде, а 21 июня того же года определен епископом Рязанским и Муромским. 10 февраля 1753 г. преосвященный Димитрий прибыл в Рязань и в тот же год перевел семинарию на новое место, где она находится и до сих пор (1897 г.), учредил в ней «школу философии» и ввел преподавание греческого языка, а также произвел большой ремонт рязанского Успенского собора и многих других церквей. Здесь не было иноверцев, с которыми так успешно боролся преосвященный в Нижегородской епархии, но зато он был членом Св. Синода и почти каждогодно эти обязанности отзывали его из епархии в Петербург, где он блистал своими проповедями и был известен при Дворе.

Между тем осиротевшая Новгородская епархия четвертый год уже ждала к себе нового архипастыря. И вот 28 октября 1757 г. преосвященный Димитрий, после пятилетнего управления Рязанской епархией, был назначен в Новгород с возведением в сан архиепископа. Мы уже видели, что он сразу же принялся за рассмотрение и решение накопившихся в отсутствие архиерея дел по Новгородской епархии; а решив старые дела, стал заводить и новые. Как в Нижегородской и Рязанской епархиях, так и в Новгородской заботы преосвященного сосредоточились прежде всего на духовной семинарии и вообще на духовном просвещении: при нем учреждена контора для производства семинарских дел, открыты в семинарии немецкий и географический классы и увеличены суммы, отпускаемые на содержание семинарии. В тринадцати же городах Новгородской епархии он открыл духовные училища. Прежнее управление двумя епархиями дало ему ничем не заменимую опытность в делах, и он скоро и смело находил средства и меры к исправлению каких-либо недостатков или к приведению в исполнение своих решений и распоряжений. Преосвященный Димитрий много потрудился и по устройству епархиальной администрации, не говоря уже о достройке церквей, которых особенно много в то время строилось по всей Новгородской епархии. Постоянно вызываемый в Петербург и подолгу отсутствовавший в своей епархии, он хотел окружать себя такими лицами, которым вполне можно бы было довериться: были даже случаи, что он не находил в свой епархии достойных лиц и вызывал архимандритов из других епархий. Известен преосвященный Димитрий и борьбою с расколом. Обычай раскольников того времени – сожигать себя, а в руки живыми не даваться – очень не нравился преосвященному, и он называл этот обычай «душам человеческим погибельным, следственно, и государству вредительным». Его стараниями не только военные команды, но и гражданское начальство, по распоряжению Сената, было привлечено к бдительному надзору за раскольниками и к искоренению этого обычая фанатиков. В Новгороде в 1759 г. преосвященный Димитрий устроил теплый собор – Входа Господня в Иерусалим, много заботился о монастырях и делал им значительные пожертвования от себя. Нельзя не упомянуть о том доверии и расположении и о тех великих милостях, какими осыпан был преосвященный Димитрий от императрицы Екатерины II. Он присутствовал при вступлении ее на престол, короновал ее и сопровождал ее в путешествии в Ростов для поклонения мощам св. Димитрия Ростовского. Высоко ценя твердый и проницательный ум преосвященного, его богатые богословские и церковно-исторические знания, его любовь и особенные заботы о духовном просвещении, императрица открыто гордилась, что имеет в России такого иерарха. Преосвященный Димитрий был постоянным мудрым советником государыни в духовных делах и верным исполнителем ее благих намерений. Он часто получал от императрицы различные «чрезвычайныя» поручения, касавшиеся и области веры, и административной. Памятником таких добрых и доверчивых отношений между государыней и преосвященным являются четыре письма к нему от императрицы. Вот эти письма.

«Преосвященный Димитрий. Между поселянами ныне сюда в Россию приезжающими, явились депутаты Гернгутские, которые просили Меня, чтоб им позволено было Синоду или архиерею, кого Я означу, предложить догматы их веры, которые лишь (как они сказывали) разнствуют от лютеранских одними обрядами, а сии, последние говорят, что они нигде терпимы быть не должны. Того ради извольте, Ваше Преосвященство, выслушать их и потом дать Мне знать Ваше мнение. Один из сих депутатов умеет по латини и по-гречески и, кажется, весьма учен; впрочем, в ожидании Вашего ответа, препоручая Себя молитвам Вашим, есмь к Вам с отличным благоволением, добросклонная Екатерина. 3 декабря 1763 года».

«Преосвященный Димитрий. Вручителя сего князя Вязем­ского посылаю к Вам для объяснения некоторого сумнительства, касающегося до раскольников. Прошу прислать чрез него ко Мне ответ. Екатерина».

«Преосвященный Владыко. Купца Тарусскаго Андрея Квасникова, который по безумию своему пророчествует, извольте затворить в монастырь епархии Вашей Иверской и там содержать его не токмо неисходно, но и приказать, чтоб никого к нему, а особливо из простых людей, не допускать; пера, бумаги и чернил не давать и ничем ему писать не дозволять, дабы он сумазбродными своими разговорами и письменными сказками не мог никого приводить в соблазн; чего ради и ныне при нем найденные бумажки и сумазбродныя рукописныя книги огню предайте келейно. Для лучшей же осторожности приставьте к нему двух гарнизонных солдат безсменно; и как ему, Квасникову, производить пищу и содержание братское из коллегии экономии, так и солдатам, к нему определенным, обыкновенную дачу гарнизонную от того места, откуда они до сего получали. О чем Вы сами извольте снестися, как в коллегию экономии, так и с губернатором Новгородским. Екатерина. 13 марта 1765 года».

«Преосвященный Владыко. Неприличные в гражданском житии поступки и непослушание графа Андрея Бестужева принудила отца его просить Меня о послании его на усмирение в Свирской монастырь, чего ради Ваше Преосвященство извольте от себя дать повеление к архимандриту того монастыря, чтоб оного Бестужева туда приняв, содержали по предписанию отцовскому под началом до тех пор, доколе новаго повеления о свободе его не последует. Вам доброжелательная Екатерина. 31 января 1766 года».

8 октября 1762 г. преосвященный Димитрий был произведен в митрополита. Высочайший указ об этом был очень краток: «Повелеваем синодальному члену Новгородской епархии архиепископу Димитрию именоваться той же епархии митрополитом. Екатерина». Но история добавляет, что титул этот вместе с пожалованием во владение 1000 душ крестьян даны преосвященному Димитрию за его личные качества и заслуги, в благодарность за оказанную им услугу императрице при восшествии на престол и при коронации. В ноябре 1762 г. митрополит Димитрий назначен был членом духовной комиссии о церковных имениях и об очинении штатов духовных. В 1764 г. утверждены взыскания и постановления этой комиссии, касавшиеся упразднения малолюдных и небогатых монастырей и обращения их в приходские церкви. По Новгородской епархии в 1764 г. упразднено до 75 монастырей с обращением их в приходские церкви. В 1767 г. государыня пожаловала митрополиту Димитрию осыпанную крупными бриллиантами панагию с изображением на одной стороне коронования Божией Матери, а на другой – портрета Екатерины II.

В том же 1767 г. митрополит Димитрий был назначен депутатом от Св. Синода и всего русского духовенства в комиссии по составлению проекта нового Уложения и 30 июня был в Москве при торжественном открытии этой комиссии. В эту же поездку в Москву высокопреосвященный Димитрий 22 ноября заболел (каменная болезнь и подагра) и 14 декабря 1767 г. в 2 1/2 часа пополудни на Заборовском подворье в Москве скончался от апоплексического удара на 59-м году от рождения. Смерть его своею неожиданностью поразила и повергла в уныние всех. По приказанию императрицы, тело его «со всякою великолепною погребальною церемониею» было отпето 18 декабря в Заиконоспасском училищном монастыре, затем перевезено в Новгород и 2 января 1768 г. погребено епископом Олонецким Антонием в Мартириевой паперти Софийского собора, подле «прочих его антецессоров».

Из сочинений митрополита Димитрия в печати известно только несколько его слов и речей, тогда как в рукописях они хранятся в нескольких сборниках. При жизни своей владыка издал на свой счет катехизис и разослал его по епархии; внук его, сержант Сеченов, в 1786 г. получил за эти книги 534 руб. и 120 оставшихся экземпляров катехизиса. Громадная же библиотека митрополита вся целиком передана в Новгородскую семинарию.

В десятилетнее управление митрополитом Димитрием Новгородскою епархиею сменилось шесть викариев. Четыре из них – Иоасаф, Парфений, св. Тихон и Иннокентий – именовались епископами Кексгольмскими и Ладожскими и жили в Хутынском монастыре, а остальные двое – Иоанн и Антоний – назывались Олонецкими и Каргопольскими епископами и жили в Александро-Свирском монастыре.

Иоасаф (Хотунцевский или Хотунцевич) (1758–1759 гг.) был родом из малороссиян; образование получил в Киевской духовной академии, там постригся в монашество и в 1739 г. в сане иеродиакона отправлен был из Киева в Московскую духовную академию проповедником. В 1741 г. Иоасаф был уже иеромонахом и экзаменатором Крутицкой епархии, а в конце 1742 г. возведен в сан архимандрита и избран в начальника духовной миссии, отправлявшейся на Камчатку. Деятельность его на Камчатке была весьма успешна: он сам лично крестил до 2000 туземцев, устроил там до пяти церквей при реках и основал в городах три школы, в которых обучалось более 200 мальчиков. В 1748 г. 7 июня архимандрит Иоасаф был вызван из Камчатки в С.-Петербург для посвящения в епископа Иркутской епархии; прибыл оттуда в августе 1752 г., но определение его в епископа почему-то не состоялось, и в 1754 г. 18 февраля он занял видный пост ректора Московской духовной академии, наставника богословия и архимандрита Заиконоспасского монастыря; в сентябре 1755 г. отказался от наставнической должности и оставался только ректором. 30 апреля 1757 г. архимандрит Иоасаф «за известныя довольныя труды его в разных послушаниях» перемещен в московский Высокопетровский монастырь, а «за камчатския многия проповедническия труды» дозволено было ему носить мантию со скрижалями и отправлять богослужение с осеняльными свечами и рипидами. 17 апреля 1758 г. он назначен епископом Кексгольмским и Ладожским, викарием Новгородскому архиепископу Димитрию; наречение в епископа состоялось 22 мая, а хиротония – 24 мая. Епископствовал он очень недолго: 30 мая 1758 г. он прибыл в Новгород, а в следующем году 29 апреля уже скончался и погребен в Юрьеве монастыре.

Парфений (в миру – Павел Сопковский (1759–1761 гг.) был родом малороссиянин, обучался в Киевской академии, откуда еще в 1744 г. был вызван архиепископом Амвросием в Новгородскую семинарию и состоял учителем синтаксимы и потом риторики; в 1750 г. сделан префектом, а 18 февраля 1756 г. произведен в сан архимандрита Антониева монастыря и назначен ректором семинарии; 23 апреля 1758 г. перемещен в Хутынский монастырь, но продолжал быть ректором семинарии; 1 октября 1759 г. определен епископом Кексгольмским и Ладожским, викарием Новгородскому архиепископу Димитрию; 5 ноября состоялось его наречение, а 6 ноября – хиротония. 17 лет прослужил в Новгороде преосвященный Парфений, но епископствовал из этого числа лет только 1,5 года. 7 марта 1761 г. его, «яко весьма к тому способнаго и достойнаго», назначили епископом Смоленским и Дорогобужским. Вскоре преосвященный Парфений был избран и до самой смерти состоял членом Св. Синода. Скончался он в ночь с 6 на 7 марта 1795 г., «бывши болен, и напутствовал к вечности». Погребен 18 марта в смоленском Успенском соборе в приделе близ западных входных дверей. Имущество его и библиотека (417 иностранных и 438 русских книг) разделено между его внуками.

Св. Тихон Задонский (в миру – Тимофей Савельевич Соколовский) (1761–1763 гг.) Кто не знаком с жизнью, деятельностью, подвигами и чудесами этого великого святителя? Многим, если не всем, знакомы даже мельчайшие подробности из его жизни. Он был сыном бедного дьячка, родился в 1724 г. в селе Короцке Валдайского уезда Новгородской губернии. Крайняя бедность и даже нищета, в которой рос, воспитывался и учился будущий святитель, выработали в нем ту простоту и незатейливость его жизни, обстановки и речи, и ту любовь к простому народу, которую он питал в себе до конца жизни, но ничуть не погубили и не уменьшили его великих духовных дарований. С 11 декабря 1738 г. до половины 1754 г. продолжалось его образование сначала в архиерейской школе, а затем – в семинарии. С сентября 1750 г. (когда еще и сам учился) до апреля 1761 г. будущий святитель трудился на педагогическом поприще сначала в Новгородской, а потом в Тверской семинариях вот в каком порядке: учитель греческого языка, поэзии и философии и префект Новгород­ской семинарии, в 1758 г. постригся в монашество, затем стал архимандритом тверского Желтикова монастыря, в 1759 г. – архимандритом Отроча монастыря и ректором Тверской семинарии, 17 апреля 1761 г. был назначен епископом Кексгольм­ским и Ладожским, 11 мая было наречение, а 13 мая – и хиротония во епископа, викария Новгородскому архи­епископу Димитрию. И вот снова преосвященный Тихон – на родной земле и со своими старыми знакомыми и товарищами. В 1762 г. он присутствовал в С.-Петербургской синодальной конторе (Св. Синод был по случаю коронации в Москве), а 3 февраля 1763 г. перемещен на самостоятельную Воронежскую епископскую кафедру. Приключившаяся ему болезнь заставила проситься на покой, но его не уволили, и он святительствовал в Воронеже более четырех лет. В это краткое время много добра сделал для епархии: заново отстроил собор, архиерей­ский дом и консисторию, заботился об умственном и нравственном совершенствовании духовенства, открывал школы, сам своими проповедями просвещал народ и ревностно боролся с остатками язычества, с расколом и суевериями и с другими различными видами нравственной распущенности народа. Слабое здоровье и постоянные болезни беспокоили святителя и не позволяли ему так отдаться делу служения, как ему хотелось. Поэтому он с 1767 г. начал проситься на покой и только после нескольких прошений 17 декабря 1767 г. был уволен с пенсиею в 500 рублей и поселился сначала в Толшевском монастыре (в 40 верстах от Воронежа), а с марта 1769 г. – в Задонском монастыре. Все время жизни на покое преосвященный провел в подвигах, в служении ближним, в делах милосердия и благотворительности; в это же время он написал и свои многочисленные сочинения. Постоянная молитва и богомыслиe св. угодника Божия, данный ему дар прозорливости, его кротость и готовность всегда придти на помощь к ближнему – все это привлекло к нему много друзей и почитателей, которые наперерыв друг перед другом старались получить у святителя наставление и совет. Скончался св. угодник Божий 13 августа 1783 г., на 59 году от рождения, и погребен 20 августа в Задонском монастыре. В 1845 г. были обретены нетленные мощи святителя, а многочисленные чудесные исцеления от гроба святителя привлекали все больше и больше верующих в Задон­скую обитель. 13 августа 1861 г. последовало торжественное открытие св. мощей угодника Божия, и сам он причтен к лику святых.

Иннокентий (Нечаев), сын дворового человека, родился в 1722 г. Окончил курс в Московской духовной академии и был в ней учителем риторики; в 1758 г. постригся в монашество и сделан в той же академии проповедником, а в 1759 году в августе – и префектом. 8 августа 1761 г. о. Иннокентий назначался ректором Новгородской семинарии, но за болезнию отказался и поселился в Троице-Сергиевой лавре, где и был в том же году сделан наместником. Однако, хотя и не надолго, судьба все-таки привела Иннокентия в Новгород: 23 февраля 1763 г. он был хиротонисован в епископа Кексгольмского и Ладожского, викария Новгородскому митрополиту Димитрию. Назначение это было результатом следующего всеподданнейшего доклада митрополита Димитрия 13 февраля 1763 г.:

«В новгородскую епархию, как при прежних архиереях, так и при бытности моей, по избраниям и усмотрениям архиерейским, для случающагося за отсутствием местнаго архиерея по великости епархии вспоможения, имянными государскими повелениями определяемы были викарии, из коих нынешней епископ Тихон, в 1761 году в викарии произведенный, по имянному В. И. В. указу переводится в Воронежскую праздную епархию. A на место его усмотрен мною к произведению в викарии ж достойным Свято-Троицкия Сергиевы лавры наместник иеромонах Иннокентий, из великороссиян, в школьном учении довольно обращавшийся и житие, и состояние честное оказывающий».

В том же 1763 г. преосвященный Иннокентий 28 мая был перемещен на самостоятельную Тверскую кафедру, а 29 октября того же года был уже епископом Псковским, каковым и оставался в продолжение 35 лет. 22-го сентября 1770 г. он возведен был в сан архиепископа. В день открытия Российской академии преосвященный Иннокентий объявлен был почетным ее членом и принимал деятельное участие в издании «Словопроизводнаго словаря». Он пользовался большим доверием императрицы Екатерины II: рассматривал «Наказ Екатерины» и «Положение о духовно-учебных заведениях». Ценя его светлый ум и разностороннее образование, императрица в своем «Антидоте» указывала на него, а также и на преосвященных Гавриила и Платона как на очевидное доказательство несправедливости иностранцев, клеветавших на русское духовенство. Из сочинений его известны: «Чин исповедания отроком», «Наставление священнику», «Приуготовление к смерти» и несколько проповедей, которые нужно бы было напечатать все «для принесения справедливой похвалы их сочинителю». 9 октября 1798 г. преосвященный «за старостию и болезнями» уволен был на покой и жил в Петербурге на Псковском подворье. Скончался 12 января 1799 г. и погребен в Благовещенской церкви Александро-Невской лавры. При погребении –

«Вития о тебе не возгласил похвал;
Глас красноречия для праведника мал» (Державин).

В 1763–1764 гг. комиссией о церковных имениях и штатах духовных постановлено было: «в новгородской епархии быть викарию, коему и: жительство иметь в Олонце, и особливо на онаго штат положить», т. е. учреждалась (и в 1764 г. учреждена была) «викарная олонецкая епархия» с особою олонецкою духовною консисториею, с архиерейским домом и его служителями, управителями и проч., и существовала эта епархия до 1786 г.; архиереи ее назывались епископами Олонецкими и Каргопольскими.

После перемещения викарного епископа Иннокентия в Тверь митрополит Димитрий 28 апреля 1764 г. сообщал Св. Синоду, что «в звание викарнаго за достойнаго им усматривается человек состояния и жития честнаго и в школах ученый Троицкия лавры келарь иеромонах Антоний». Св. Синод 26 мая представил в викарии двух кандидатов – вышеозначенного иеромонаха Антония и Хутынского архимандрита Иоанна. 18 июня 1764 г. императрица повелела быть викарием Иоанну (Антоний же занял место викария после Иоанна, в 1767 г.).

Иоанн (Никитин), по происхождению великороссиянин, родился в 1721 г. По отзывам современников, он был «в школах ученый и жития и состояния честнаго». С 1758 г. состоял игуменом в новгородском Деревяницком монастыре, в 1762 г. произведен в архимандрита, а в 1763 г. перемещен в Хутынский монастырь. В сане архимандрита «обращался добропорядочно и безпорочно», и в 1764 г., вопреки желанию митрополита Димитрия, 18 июня был назначен епископом в новоучреждаемую викарную Олонецкую епархию: 14 июля состоялось наречение, а 15 июля и хиротония его в епископа Олонецкого и Каргопольского. Сразу же уехал в Александро-Свирский монастырь и три года неутомимо трудился над устройством полудикого, полуязыческого и глубоко зараженного расколом Олонецкого края. Устроил там консисторию, заводил школы, исправлял и просвещал духовенство, увеличивал число церквей и ревностно боролся с расколом. Забот и трудов было много, поэтому Новгорода и его ближайших уездов он не касался совершенно. 11 июля 1767 г. он был назначен епископом Устюжским и Тотемским и в новой епархии много потрудился для духовного просвещения юношества, устрояя школы и выписывая в них учителей из Новгорода. С 1780 г. начал недомогать. «Почувствовал в здоровье своем немалыя припадки, – писал он о себе, – и нахожусь головою почасту болен, а от того и ушми не дослышу, а при всем том и ногами весьма слаб». В 1785 г. подал прошение об увольнении на покой. Св. Синод по этому поводу рассуждал: «Преосвященный употреблял всегда служение свое к пользе св. церкви с должным рачением, умножившуюся же в нем болезнь надо почитать препятствием к управлению». 9-го июня 1786 г. он был уволен на покой с «благоволительною на содержание суммою» в 600 руб. в год; ему дан был в полное управление устюжский Архангельский монастырь, где он и скончался 13-го октября 1799 г. и погребен там.

Антоний (Ферапонтов), из великороссиян, в школах ученый, жития и состояния честного. С 1758 г. был сначала казначеем, а потом келарем Троице-Сергиевой лавры. Как лично извест­ный митрополиту Димитрию, был представлен им в 1764 г. к производству в епископы в новоучреждаемую викарную Олонецкую епархию, но произведен только в архимандрита Хутынского монастыря. 13 июля 1767 г. по вторичному представлению митрополита определен епископом Олонецким и Каргопольским; 11 августа было наречение, а 12-го – хиротония. «Антецессор» его далеко еще не все устроил в новой епархии, и преосвященному Антонию предстояло много забот и трудов. В том же 1767 г. скончался митрополит Димитрий. Преосвященный Антоний погребал его и затем снова уехал в Александро-Свирский монастырь и ведал дела только Олонецкаго края. В семь лет междуархиерейства (1768–1774 гг.) он только раз посетил Новгород, и вся его деятельность не выступала из пределов Олонца. Олонецкая же духовная консистория донесла в 1774 г. Св. Синоду и о смерти его: «Сего июня 7-го дня пополудни в 11-м часу преосвященный Антоний, будучи чрез немалое время в болезни, от сего временнаго в вечное блаженство отъиде»; погребен в Александро-Свир­ском монастыре.

Со смертью преосвященного Антония Новгородская епархия вдвойне осиротела. Он хотя и мало интересовался делами Новгородской епархии, но был ее викарием. Первое же сиротство началось со смерти митрополита Димитрия. Кто и как управлял епархиею во время междуархиерейства? Ответ на этот вопрос находим частию в следующем синодальном определении 17-го декабря 1767 г.: «В новгородской духовной консистории присутствующим быть тем же, кои от покойнаго митрополита Димитрия определены и ныне действительно находятся, и все в той консистории текущие дела без остановки производить и решить им в силу св. отец правил, духовнаго регламента и Е. И. В. указов; о делах же, коих оной консистории собою решить не можно, также о нужнейших, времени нетерпящих и собственного архиерейского разсуждения и решения требующих, и о ставленниках со всяким обстоятельством представлять Св. Синоду и ожидать указа». Из этого определения видно, что епархия вверялась консистории, о викарном же епископе Св. Синод не говорил ничего. Однако Новгородская консистория не удовольствовалась таким общим определением, а потребовала более точных указаний о своей деятельности.

Св. Синод до крайних размеров сократил деятельность консистории в управлении Новгородскою епархиею, предписывая откладывать дела до будущего архиерея или теперь же представлять их на рассмотрение Св. Синода. И можно видеть, что консистория поступала по смыслу последнего предписания, т. е. почти все епархиальные дела представляла на решение Св. Синоду. Кроме консистории, само духовенство и частные лица для ускорения своих дел обращались с просьбами непосредственно в Св. Синод. Дел по Новгородской епархии за это время в Св. Синоде накопилось так много, что Св. Синод вынужден был повторить свое бывшее определение о штрафовании духовенства за подачу в Св. Синод прошений, помимо консистории (исключая апелляции). Но это повторительное определение устраняло только дела по прошениям частных лиц, консистория же по-прежнему во всех делах требовала решения Св. Синода. Св. Синод делал распоряжения, посылал указы и не торопился с назначением в Новгород архипастыря. Только смерть викария Новгородского, епископа Олонецкого Антония, как будто напомнила Св. Синоду о ненормальном положении дел в Новгородской епархии.

Как-то особенно поспешно Св. Синод выбрал преемника Олонецкому епископу (пр. Антоний скончался 7 июня, а 20 июня был уже назначен туда преосвященный Вениамин), который немедленно был хиротонисован и получил от Св. Синода следующую инструкцию: «А как по Новгородской епархии, за неимением с 1767 г. епархиальнаго преосвященнаго архиерея, во все то время, в церковном благочинии и над священно- и церковнослужителями, все ль они в звании своем добропорядочно пребывают, подлежащаго, в силу духовнаго регламента, надсмотрения ни от кого не было, да и от Новгородской духовной консистории по всем делам, которыя до архиерейскаго суда и разсмотрения надлежат, представляют Св. Синоду, чрез что многим людем излишнее происходит затруднение, – того ради оному преосвященному Олонецкому, яко викарию Новгородской епархии, до будущаго местнаго архиерея, исполнять следующее: 1) по прибытии в Новгород Новгородскую семинарию и в ней учителей и учеников осмотреть, все ли они в звании и содержании своем пребывают порядочно и учение так ли происходит, как прежде от местных преосвященных архиереев учреждено; а что усмотрит неисправное, исправить и впредь о порядочном течении в оной науке иметь прилежнейшее наблюдательство; 2) по первом посещении вверенныя ему Олонецкия епархии, таким же образом посещать и Новгородской епархии церкви и монастыри, сколько когда, по его разсмотрению, время допустит, и притом церковнаго благочиния и поведения монастырских настоятелей, монахов и белаго священства наблюдать, и во всем поступать на таковом основании, как духовным регламентом и Высочайшими Е. И. В. указами повелено непременно; 3) от Новгородской духовной консистории ставленническия, о построении и освящении церквей, а притом тяжебныя и другия тому подобныя дела, кои до архиерейскаго суда и разсмотрения надлежат, представлять отныне при доношениях с надлежащими мнениями оному Новгородской епархии викарию, преосвященному Олонецкому, которому в том поступать и резолюции свои чинить по святым правилам, духовному регламенту и указам; но когда из того усмотрит какое важное или до учреждения чего вновь касающееся дело, о том ему, преосвященному, разсматривая и, не определяя ничего, представлять Св. Синоду со своим мнением и ожидать указу; 4) по оным делам к таким церквам, кои в своем благосостоянии находятся, на праздныя места священников и диаконов посвящать и церковников определять достойных и только в указанное по штатам число, а сверх онаго и недостойных, также по спорным делам, никого собою не посвящать и не определять; 5) вместо обветшавших и погоревших церквей, таких, при коих церковной земли и приходских дворов указное число находится, вновь строить и освящать дозволять; которыя же церкви окажутся малоприходныя и где земли недовольно, также в чем от кого спор происходит, о том представлять со мнениями Св. Синоду; 6) по таким же делам, кои указами Св. Синода до будущаго в Новгородской епархии местнаго архиерея отложены, в разсмотрение не вступать, а оставлять оныя так, как об них Св. Синодом определено; 7) для удобнейшаго по Новгородской епархии дел правления, оному преосвященному Олонецкому, до будущаго в Новгородской епархии местнаго архиерея, пребывание свое большею частию иметь на определенном Олонецкому архиерею жалованье в Новгороде в доме архиерейском, над которым так, как и над консисториею, прилежнейше смотреть, дабы ими чинено сходственно с государственными узаконениями».

Таким образом, на этот раз новгородскому викарию поручалось ведать дела не одной только Олонецкой епархии, но и Новгородской. Но через полгода в Новгород наконец был назначен архипастырь, деятельность викария сократилась, да и сам этот викарий, преосвященный Вениамин, очень скоро получил в управление самостоятельную епархию. Вот биографические сведения о нем:

Вениамин (в миру – Василий Федорович Румовский или Краснопевков) был сыном священника и родился 26 июля 1739 г. в селе Красном С.-Петербугской губернии. Первоначальное образование получил в доме отца, затем учился в духовном училище и в С.-Петербургской семинарии. В 1759 г. постригся в монашество и 9 лет учительствовал в С.-Петербург­ской семинарии. В 1768 г. сделан был префектом и учителем философии, а в 1770 г. – ректором; произведен в архимандриты и, оставаясь ректором, был настоятелем сначала Старо-Ладожского Николаевского, затем – Троицкого Зеленецкого монастыря и с 16 января 1774 г. – Троице-Сергиевой пустыни; «в проповеди слова Божия упражнялся достаточно» и состоял членом С.-Петербургской духовной консистории. В 1774 г. 20 июня состоялось назначение его на викарную Олонецкую епископскую кафедру; 10 июля он был наречен в епископа, а 13 июля хиротонисован. При отправлении в Новгород получил особую вышеприведенную инструкцию, которою поручались ему дела Новгородской епархии; но менее чем через год преосвященный Вениамин получил в управление соседнюю самостоятельную Архангельскую епархию. Более 23-х лет (с 1 апреля 1775 г.) он пробыл на этой кафедре: деятельно боролся с расколом (духоборцы) и много потрудился для исторического и археологического описания епархии; под его непосредственным руководством и при его деятельном участии напечатано было в «Любопытном месяцеслове» 1795 г. «Подробное историческое описание Архангельской епархии». В 1798 г. 26 октября он был перемещен в Нижний Новгород, где более 12 лет продолжал труды приснопамятного проповедника Димитрия Сеченова и заслужил название «истиннаго добраго пастыря». В Нижнем Новгороде он сначала назывался епископом Нижегородским и Алатырским, а с 16 октября 1799 г. – Нижегородским и Арзамасским; 11 ноября 1804 г. возведен в сан архиепископа. Скончался преосвященный Вениамин в ночь с 16 на 17 марта 1811 г. и погребен при нижегородском кафедральном соборе. В богословской литературе он известен как автор сочинения «Новая скрижаль», выдержавшего несколько изданий, и – «Священной истории для детей», переведенной на все европейские языки; ему же принадлежит перевод с латинского «Истории о животных».

План
Введение
1 Биография и церковная карьера
2 Миссионерская, просветительская и государственная деятельность
3 Проповедническая и литературная деятельность
4 Список изданных трудов
Список литературы
Димитрий (Сеченов) Введение Митрополит Дими́трий (в миру Дании́л Андре́евич Се́ченов; 6 декабря 1709 - 14 декабря 1767, Москва) - епископ Русской церкви, с 1762 года митрополит Новгородский и Великолуцкий, проповедник и миссионер. 1. Биография и церковная карьера Родился в дворянской семье, один из немногих церковных иерархов великорусского происхождения в царствование Елизаветы Петровны. Обучался в Славяно-греко-латинской академии (?-1730). 17 марта 1731 г. пострижен в мантию с именем Димитрия и 24 ноября того же года рукоположен во иеромонаха. После окончания курса 24 ноября 1735 г. был назначен учителем в академию, с 29 сентября 1738 принял на себя обязанности академического проповедника.Уже 4 декабря 1738 г. Димитрий был назначен настоятелем Свияжского Успенского монастыря (Казанская епархия), а также управляющим делами новокрещенных Казанской епархии. 11 сентября 1740 г. возведен в сан архимандрита и назначен управляющим делами новокрещенных Казанской, Нижегородской, Астраханской и Воронежской губерний. 14 сентября 1742 г. хиротонисан во епископа Нижегородского.9 августа 1748 г. по болезни уволен на покой в Раифский Богородицкий монастырь, но уже 24 февраля 1752 г. вызван в Санкт-Петербург для присутствия в Священном Синоде, 21 июня 1752 г. он становится епископом Рязанским и Муромским, 22 октября 1757 г. возведен в сан архиепископа и назначен на Новгородскую и Великолуцкую кафедру. 22 сентября 1762 г. именно Димитрий Сеченов совершил обряд коронации Екатерины II; 8 октября того же года возведен в сан митрополита. В ноябре 1762 г. назначен членом духовной комиссии о церковных имениях и о составлении духовных штатов. 30 июня 1767 г. назначен депутатом от Священного Синода и всего русского духовенства в Уложенную комиссию. Скончался от апоплексического удара 14 декабря 1767 г. Погребен в новгородском Софийском соборе. 2. Миссионерская, просветительская и государственная деятельность Деятельность Димитрия Сеченова в качестве распространителя православия оценивается неоднозначно, ср.:На долю Димитрия выпал жребий служения великому и трудному делу обращения в Православие инородцев: татар, чуваш, черемис, мордвы и вотяков. Дело это он исполнял в продолжении 10 лет честно, с мужественным самоотвержением и с большим успехом. При назначении его епископом Нижегородским и Алатырским ему снова было поручено трудиться над просвещением инородцев. Продолжая миссионерскую деятельность в сане епископа, преосвященный Димитрий строил церкви, открывал школы, крестил более 5000 инородцев и добился для них различных льгот. Однажды при обозрении епархии еп. Димитрий подвергся нападению мордвы и едва живым спасся в церкви ближайшего села.- Информация с сайта «Русское православие»Татары и башкиры жаловались, что Сеченов силой принуждал их креститься, погружая в купель связанными, держал многих в тюрьме под караулом в кандалах и колодках и подвергал мучительным побоям. Действуя на основании указа Синода от 14 февраля 1743 г., Сеченов сжигал мусульманские кладбища и молельни, разорял крестьянские дома, рубил в них окна и двери, выламывал печи. В результате крестьяне пришли «в конечное разорение»… Действуя огнем и мечом, Сеченов за один год сумел обратить в православие свыше 17 тысяч татар. Его перевели в Нижний Новгород, и здесь за четыре года он заставил принять православие более 30 тысяч человек.Грекулов Е. Ф. Православная инквизиция в России. М., 1964Более однозначно оценивается его просветительская работа: в частности, он способствовал созданию семинарий и духовных училищ, заботился о расширении их учебных программ (например, ввел в Рязанской семинарии преподавание греческого языка и философии, в Новгородской - немецкого языка и географии). При его управлении в епархиях шло активное строительство церквей.В качестве члена Священного Синода Димитрий всецело поддержал секуляризацию церковных земель, начатую Екатериной II, а также выступил как судья по делу Арсения Мацеевича. 3. Проповедническая и литературная деятельность «Речь поздравительная» Екатерине II. М., 1763.Димитрий рано проявил себя как талантливый и активный проповедник, однако сохранилось крайне мало его произведений. Филарет (Гумилевский) сообщал о 2 рукописных сборниках его «слов», которые собиралась издать Екатерина II. При жизни издано было всего 2 его проповеди 1742 г., а также поздравление с новым годом Екатерине II - «Речь благодарственная» 1763 г. В начале XIX в. в журнале «Отечественные записки» были опубликованы 3 его небольшие приветственные речи Петру III. Наряду с Сильвестром Кулябкой Димитрий Сеченов считается одним из возможных адресатов «Гимна бороде» М. В. Ломоносова (1757), а также одним из возможных авторов ответного стихотворения «Передетая борода или имн пьяной голове», подписанного «Христофор Зубницкий» (см. комментарии к ПСС М. В. Ломоносова).Пример приветственной речи Петру III: Что речемъ, сынове россiйстiи? Благодаряще благодаримъ Вышняго, владѣющаго царствомъ о благополучiи нашего; ему же восхоте дарова, вознесе избраннаго отъ людей своихъ. Но что тебе, дражайшiй государь, въ сiй день благополучiя и прославленiя божескiя принесемъ? Отроковица иногда, услышавши гласъ тезоименитаго твоего Петра, не отверзетъ отъ радости дверей. Мы, видѣвше и свѣтлое лицо твое и слышавши твой гласъ, не можемъ от радости отверсти устенъ, но отверзаемъ пламенемъ любве и въ вѣрности горящая сердца; твоя отъ твоихъ приносимъ; воспрiими прародительскiй престолъ твой, еще въ 1742 году тебѣ въ наслѣдiе врученный и присягою утвержденный, во странахъ Европы и Азiи проповѣданный. Успѣвай и царствуй, прiими государство твое въ крѣпкое защищенiе. Защити матерь свою христову церковь, въ ней же духомъ святымъ рожденъ еси; заступи обидимыя, устраши злыхъ, возлюби добрыхъ, управляй своима очима и рукама великое сiе служенiе.Речь преосвященного Димитрия архиепископа новгородского, к Его Императорскому Величеству, поздравительная о восшествии на всероссийский престол //Отечественные записки. 1839. № 6. Раздел «Смесь». С.2-3. 4. Список изданных трудов Проповеди и речи

    «Слово на день Благовещения» 1742 г., издано в Московской синодальной типографии, второе издание - 1743 г. «Слово в день явления иконы Казанской Богоматери» 1742 г., издано в Московской синодальной типографии; второе издание - 1743 г., третье - 1746. «Речь благодарственная» М., 1763. «Три речи Димитрия Сеченова» // Отечественные записки. 1839. № 6.
Список литературы:
    У Евгения (Болховитинова) ошибочно указан 1765 г. «Три речи Димитрия Сеченова» // Отечественные записки. 1839. № 6. Раздел «Смесь». С.1-4.

Епископ Димитрий (Сеченов)

Епископ Димитрий, из дворянской фамилии Сеченовых, родился 6 декабря 1709 года, в крещении наречен был Даниилом, в честь прп. Даниила Столпника. Получив домашнее воспитание в правилах веры и благочестия, обучался в Московской славяно-греко-латинской академии, где по окончании обучения и сам служил учителем некоторое время. При пострижении в монашество, 24 ноября 1735 года, Даниил наречен Димитрием, в честь вмч. Димитрия Солунского. В сане иеромонаха он был и учителем и способным проповедником, заслужив всеобщие любовь и уважение. Вскоре из Московской академии Димитрия перевели в Казань, в духовную семинарию, основанную там в 1733 году. Однако заведомо предполагалось, что круг деятельности его будет связан с проповедничеством и обращением в православие инородцев: 11 сентября 1740 года указом императрицы Анны Иоанновны велено было устроить в Казанской губернии четыре школы для обучения иноверческих детей.

Вместе с новым назначением Димитрия также велено было сделать архимандритом: по указу «для умножения христианскаго закона и священнаго утверждения в вере новокрещенных иноверцев, к обращению их в христианскую Греческаго исповедания веру и наставления их спасительному пути определен новопосвященный Архимандрит Димитрий Сеченов». Для помощи ему в деле обращения иноверцев в Казанской губернии было выбрано 30 молодых людей из духовного, бедного купеческого и дворянского сословий, знающих языки инородцев; под руководством Димитрия (Сеченова) они готовились к священнической и просветительской деятельности. В Казанской семинарии Димитрий был сначала учителем, а затем и ректором. Он был поставлен архимандритом Свияжского Богородицкого монастыря.

Со своими сотрудниками Димитрий усердно объяснял новообращенным догматы веры и таинства, обучал молитвам, символу веры и десятословию, соблюдая при этом принцип не принуждать ни словами, ни поступками к принятию крещения. Предлагать христианское учение и убеждать в нем проповедники имели право и даже обязаны были к тому, но употреблять насилие ни под каким видом не позволялось. Под начальством архимандрита Свияжского Димитрия была учреждена особая комиссия для дел новокрещенных, действия которой распространялись на Казанскую, Астраханскую, Нижегородскую и Воронежскую губернии. Местные архиереи, по указу 1740 года, должны были наблюдать за обучением новообращенных иноверцев.

Всегда строгим, последовательным и требовательным исполнителем закона был сам архимандрит Димитрий. Действуя благоразумно, комиссия приобрела многих членов для Церкви Российской. По донесению 1741 года от архимандрита Димитрия (Сеченова), «в Казанской и Нижегородской Губерниях разных народов иноверцы целыми деревнями и всеми уездами и сотнями как мужеск, так и женск пол — все до единаго человека Святым крещением просветились».

В продолжение двух лет (1741 и 1742 годы) в разных селениях Казанской и Нижегородской губерний крещено и наставлено под руководством архимандрита Димитрия 17362 человека. Для новообращенных построено 30 новых церквей. Обратившиеся были наставляемы в вере, снабжались из казны обыкновенными крестами для ношения на груди, приличной одеждой, иконами Спасителя и Божией Матери и оставались на занимаемых ими местах.

Таким образом, Димитрий (Сеченов), будучи еще архимандритом Свияжского Богородицкого монастыря, весьма много потрудился в деле обращения иноверцев. Его труды сопровождались большим успехом и в Нижегородской епархии, которой управлял в то время больной епископ Иоанн (Дубинский). 12 сентября 1742 года Димитрий был произведен в епископа Нижегородского на место Иоанна I, уволенного из-за болезни.

31 октября 1742 года, еще при жизни своего предместника Иоанна, страдавшего тяжкой болезнью и отказавшегося за полгода до своей смерти от управления епархией, Димитрий прибыл в Нижний Новгород. Он же совершал погребение над усопшим епископом Иоанном (24 января 1743 года). При погребении бывшего пастыря проповедник, утешая паству, говорил о новом (Димитрии): «Укрепляемся и наставляемся Богом нам дарованным пастырем и учителем Димитрием, яко оный последнее отдает целование, наставляет нас в путь шествующе; оставляет нас Иоанн, но не сирых; имеем вместо его пастыря, имеем наставника и учителя Димитрия; его последуем стопам, его послушаем, ему повинуемся, ему сорадуемся, ему многа лета желаем здравствовать ».

Преосвященный Димитрий управлял Нижегородской епархией около шести лет. Много труда и заботы требовало от него благоустройство епархии. Но особенный труд его состоял в обращении инородцев. При самом избрании Димитрия на кафедру Нижегородскую на него, как на пастыря, опытного в делах веры, возлагались большие надежды (в указе о нем было написано, что это епископ, который «при делах крещения иноверных народов трудиться имеет». И надежды полностью оправдались: с честью и славой исполняя должность по делам инородческим, Димитрий заслужил уважение и доверие у начальства. 29 сентября 1742 года велено было Преосвященному Димитрию на положенную 10000-рублевую сумму «построить для обучения иноверческих малолетных детей четыре школы», над которыми он вместе с Казанским архиереем и советником Ярцовым должен был иметь главный надзор.

Преосвященный Димитрий часто сам объезжал свою епархию, а в случае нужды посылал от своего лица близких ему духовных лиц. Во время личных своих посещений он давал устные наставления всем пасомым. Его ясные, обличительные речи сильно действовали на сердца новообращенных. Некоторые из иноверцев тотчас изъявляли желание креститься, иные же приходили для крещения в Нижний Новгород.

Нижегородский архипастырь имел у себя также ревностных проповедников из архимандритов, игуменов, протоиереев и священников. Некоторые из них (например, архимандрит Алатырского Духова монастыря Аврамий и другие) назывались даже правителями новокрещенных дел. Все проповедники доставляли епископу сведения о новообращенных, с указанием их имен в язычестве и христианстве, мест их жительства и имен восприемников. Священнослужители обязаны были нести духовную опеку над обратившимися к истинной вере, поучая их закону Божиему и охраняя от всяких обид, помогая в затруднительных обстоятельствах. Заботясь о новокрещенных, Преосвященный Димитрий выписывал для них церковные книги и раздавал им. А некоторые из обращенных иноверцев, по его распоряжению, обучались в Нижегородской духовной семинарии и приготовлялись на священно- и церковнослужительские места, для будущего обращения своих же единоплеменников.

Немало встречалось и препятствий на пути Преосвященного Димитрия: среди усердных трудов не раз оказывался он в крайней опасности, а однажды едва не был убит. Это случилось, когда, исполняя указ от 14 февраля 1743 года, Преосвященный Димитрий со всей архиерейской свитой отправился в Оранский Владимирской Божией Матери монастырь, осматривая по пути окрестные мордовские селения (указом велено было «сломать все новопостроенныя за запретительными указами татарския мечети и особенно в тех местах, где имеют жительство новообращенные иноверцы: других иноверцев также приводить к христианской вере»). Дело об обращении терюшевской мордвы продолжалось немалое время. Недоброжелатели настраивали мордовское население против епископа, однако Преосвященный не ослабел духом, а продолжил свои труды, употребляя все меры к обращению инородцев.

И успехи его были значительны. Много появилось в Нижегородской епархии селений православных, прежде состоявших из инородцев. Они обращены были неусыпными трудами Димитрия. Так, по доношению управителя архимандрита Аврамия, в трех станах — Верхосурском, Верхоалатырском и Инсурском (Нижегородская епархия) «обращено к истинной вере мужского и женского пола 17736 человек». А из табели, посланной Димитрием в Святейший Синод, видно, что с 1740 по 1744 год новокрещенных в Нижегородской епархии насчитывалось 50430 человек. Деревень, населяемых ими, — 132, а церквей при них 74. Из этих церквей для новокрещенных устроены Димитрием 14 в Нижегородском уезде, 49 в Алатырском, 10 в Курмышском и 9 в Ядринском уездах.

И последние годы своего управления Нижегородской епархией (1747 и 1748) Димитрий употреблял на обращение инородцев. Его мудрая и неутомимая деятельность прервана была болезнью, которая и заставила его удалиться из Нижнего Новгорода на покой в Раифскую пустынь.

Однако миссионерскими трудами деятельность епископа в Нижегородской епархии не ограничивалась. Преосвященный Димитрий много заботился о Нижегородской духовной семинарии. Материальное положение семинарии в то время стало весьма затруднительным, так как из казны на ее содержание не давалось ни копейки, а при сборах с епархии требовалось немало благоразумия (сборы эти при Преосвященном Димитрии несколько изменились, что улучшило ситуацию для семинарии).

В 1743 году Димитрий перевел Нижегородскую духовную семинарию из Архиерейского кремлевского дома, где она находилась, на купленное им место с готовым домом: каменные «палаты о двух апартаментах (этажах), с надворным строением, огородом и садом на содержание Еллино-Греческих и Славяно-Латинских учителей и учеников». Как доносил Преосвященный Димитрий Святейшему Синоду, основывался он на том, что «по силе имянных блаженныя и вечнодостойныя памяти Государя Императора Петра Великаго и Государыни Императрицы Анны Иоанновны прошлых 1708 января 5, 1710 ноября 11, 1730 марта 18 и 1737 годех сентября 4 и 21 чисел состоявшихся указов и духовнаго регламента велено священно-церковно-служительских детей обучать Еллино-Греческому и Славяне-Латинскому диалектом и для того в Епархиях, при Архиерейских домах выбрав пристойныя места, завесть Семинарии с добрым основанием» (из бумаг семинарского архива — Прим. Ред.) . В 1744 году случился пожар, пострадало здание семинарии и пристройки, однако все семинарское строение было вскоре возобновлено трудами Преосвященного Димитрия, готового жертвовать всем для блага семинарии и обучавшихся в ней учеников.

Во время его управления епархией Нижегородская духовная семинария получила и внутреннее переустройство. В 1745 году в ней имелись классы: риторический, пиитический, синтаксический, инфимический и аналогический. Начальниками над семинарией назначались префекты (первый — Софроний Долганевский). Открылось преподавание философии, а «для слушания Богословии» студенты посылались в Московскую академию, где прежде обучался и учил сам Преосвященный Димитрий.

Из числа нижегородских церквей его тщанием устроен и освящен (29 марта 1745 года) в Нижнем Новгороде теплый (отапливаемый) собор Богоматери Всех Скорбящих Радости. До 1841 года Скорбященский собор находился против вновь пробитых кремлевских ворот, близ тогдашнего губернаторского дома; в его склепе хранились казенные суммы Нижегородской губернской канцелярии. (Позднее, при переустройстве Н. Новгорода по новому плану, собор был разобран). По примеру отца своего, Алексея Ивановича, бывшего благотворителем Арзамасской Высокогорской пустыни, Преосвященный епископ Димитрий также имел особенное попечение об этой пустыни.

После успешного 6-летнего управления Нижегородской епархией Димитрий, по причине расстроенного здоровья, просил об увольнении. И по указу Святейшего Синода 3 августа 1748 года он был уволен на покой в Казанскую Раифскую пустынь. Однако провести здесь в уединении дни своей жизни, вдали от сует и мирских забот, ему еще не пришлось. Молва о подвигах Димитрия, его уме и проповедническом таланте разносилась повсюду. Через три с половиной года (1752) Преосвященный Димитрий неожиданно был вызван из Раифской пустыни в С.-Петербург для присутствия в Святейшем Правительствующем Синоде. Вскоре по прибытии в С.-Петербург, 21 июня того же 1752 года, он был определен епископом Рязанской епархии, после смерти архиепископа Алексия (Титова), оставаясь также и членом Святейшего Синода.

Из С.-Петербурга в Рязань Димитрий прибыл 10 февраля 1753 года. В этом же году, по его приказанию, построены здания для семинарии, основанной еще в 1738 году: ученики переведены на новоустроенное место из Троицкого монастыря. Тогда же, по распоряжению Преосвященного, в прежнем Рязанском Успенском соборе произведены были многие перестройки, а самый храм переделан из холодного в теплый и переименован во имя Рождества Христова.

Рязанская семинария обязана Преосвященному Димитрию еще и тем, что при нем с сентября 1757 года «учреждена школа Философии» и положено основание преподаванию греческого языка.

После 5-летнего управления Рязанской епархией Преосвященный Димитрий, уже известный Двору, 22 октября 1757 года переведен был в Новгород, в сане архиепископа Новгородского и Великолуцкого, на место скончавшегося архиепископа Стефана (Калиновского).

Управляя Новгородской епархией, Димитрий (Сеченов) особенно прославил себя проповедничеством слова Божия. Так же, как благодетельно отразилось его правление на устройстве нижегородской и рязанской семинарий, так это было и в новгородской семинарии (впоследствии, по завещанию Димитрия, Новгородской духовной семинарии досталась вся библиотека Преосвященного). В 1758 году, по распоряжению Димитрия, были учреждены духовные училища в 13 городах Новгородской епархии. 4 сентября 1762 года в Новгородской семинарии открыты немецкий и географический классы.

Преосвященный Димитрий награждал своей милостью многие монастыри. Так, например, по его настольной грамоте, данной архимандриту Иверского Богородицкого монастыря Пахомию Добрыне (1759), настоятели сего монастыря стали употреблять при служении мантию со скрижалями и посох архиерейский.

В течение 10 лет управлял Новгородской епархией Димитрий (Сеченов), и все это время был известен Двору и высшим духовным и светским сановникам. Первые пять лет был он архиепископом, а остальные годы — митрополитом.

Преосвященный Димитрий был при вступлении на престол как Петра III (1761), так и императрицы Екатерины II в 1762 году. В этом же году, 22 сентября, он совершал обряд коронования императрицы в Москве и вскоре, 8 октября, был возведен в сан митрополита. Из Москвы митрополит Димитрий сопровождал императрицу в путешествии в Ростов (1763 год) для поклонения святым мощам Димитрия, митрополита Ростовского.

Преосвященнейший Димитрий заслужил особенное к себе уважение знаменитых в то время особ своей образованностью и познаниями. Это была личность твердого и проницательного ума. Кроме знания богословских наук, Димитрий отличался великолепным знанием церковной истории, древней и новой. Его поучения, проникнутые духом православной веры, славились ясностью слога, но, к сожалению, лишь немногие сочинения Димитрия были изданы в свет (так, например, напечатана его благодарственная речь императрице Екатерине II, произнесенная в 1765 году по прибытии ее в С.-Петербург; в «Отечественных записках» 1839 года (том XIV) напечатаны три его речи, обращенные к императору Петру III: все три речи сильны, резки и кратки).

Преосвященный Димитрий отличался такими свойствами личности, которые необходимы были для управления делами Церкви и для сотрудничества и помощи императрице Екатерине II в ее заботах о просвещении и благосостоянии империи. С начала вступления своего на престол она имела в Димитрии (Сеченове) мудрого советника по делам духовным и твердого исполнителя. Митрополит Димитрий до самой кончины своей пользовался особенным расположением императрицы за усердное содействие ее предприятиям, трудолюбие, ревность к распространению духовного просвещения и за твердое хранение Православия. Она даже хвалилась тем, что имеет в России такого сильного иерарха, каким был Димитрий.

В 1767 году Преосвященнейший Димитрий избран от Святейшего Синода депутатом всего русского духовенства для участия в комиссии по созданию проекта Нового уложения; 30 июня он был в Москве при торжественном открытии этой комиссии.

Здесь, на Заборовском подворье, 14 декабря 1767 года он скончался на 59-м году своей жизни. По повелению императрицы, над телом усопшего митрополита совершено было отпевание 18 декабря в Заиконоспасском училищном монастыре. А 20 числа того же месяца тело его отправлено с подобающей честью в Новгород и погребено там 3 января 1768 года епископом Олонецким Антонием в Софийском соборе, в Мартириевской паперти.

Димитрий Сеченов (в миру Даниил Андреевич; 1709-1767 гг.) - митрополит Великоновгородский и Воликолуцкий. Митрополит Димитрий происходил из дворянской фамилии, родился 6 декабря 1709 года и при крещении был назван Даниилом. Первоначальное образование получил в доме отца, а затем поступил в Московскую славяно-греко-латинскую академию. В конце 1729 г., а может быть и в начале 1730 г., Сеченов, будучи еще студентом академии, постригся в монашество с именем Дезидерия, произведен в иеродиакона Заиконоспасского монастыря и сделан казначеем. 17 марта 1731 г. иеродиакон Дезидерий был пострижен в мантию с именем Димитрия и 24 ноября того же года рукоположен в иеромонаха. По окончании курса, иеромонах Димитрий оставлен был при академии учителем "фары". Своими высокими дарованиями и способностью к проповеди слова Божия обратил на себя особенное внимание начальства и 29 сентября 1738 г. к его учительским обязанностям присоединены были и обязанности академического проповедника. Этим годом и закончилось его пребывание в академии. На его долю выпал жребий служения великому и трудному делу обращения в православие инородцев Казанского края: татар, чуваш, черемис, мордвы и вотяков; и дело это он в продолжение 10 лет исполнял с честию, с мужественным самоотвержением и с громадным успехом. 4 декабря 1738 г. иеромонаху Димитрию поручено было правление новокрещенских дел Казанской епархии, с назначением его настоятелем Свияжского Богородицкого монастыря, а 11 сентября 1740 г. за ревностные труды по обращению иноверцев он возведен в сан архимандрита и назначен управителем новокрещенских дел Казанской, Нижегородской, Астраханской и Воронежской губерний. 27 декабря 1741 г. архимандрит Димитрий был вызван в Москву и 16 июля 1742 г. был назначен епископом Нижегородским и Алатырским, с повелением по-прежнему трудиться при делах крещения неверных народов (10 сент. было наречение и 14 сент. хиротония во епископа). Продолжая миссионерскую деятельность в сане епископа, преосвященный Димитрий строил церкви, открывал школы, крестил более 50000 инородцев и выхлопотал для них различные льготы. В 1743 г., при обозрении епархии, он подвергся нападению мордвы и едва живым скрылся в церкви ближайшего села. Кроме великих трудов по обращению иноверцев, преосвященный Димитрий много заботился об устройстве Нижегородской семинарии и всей вверенной ему епархии. Семинария обязана ему и новым местом, и новыми зданиями, и введением новых предметов обучения. В епархии же им обновлены многие церкви, а духовенство призвано к проповеди слова Божия. Ho наступила пора окончить блестяще исполняемую им миссию. Епископ Димитрий заболел и 3 августа 1748 г., по прошению, был уволен на покой в Казанскую Раифскую пустынь. Три с половиной года тихой уединенной жизни укрепили его здоровье, а прежняя многоплодная деятельность его оставила во всех самые светлые воспоминания о нем и ему не позволили долго оставаться на покое. 24 февраля 1752 г. он вызван был в С.-Петербург для присутствования в Св. Синоде, а 21 июня того же года определен епископом Рязанским и Муромским. В Рязани также, как и в Нижнем-Новгороде, преосвященный Димитрий перевел духовную семинарию на новое место, учредил в ней "школу философии" и ввел преподавание греческого языка; произвел большой ремонт Рязанского Успенского собора и многих других церквей; приезжая же, как член Св. Синода, в Петербург, блистал своими проповедями и был известен при Дворе. 28 октября 1757 г. преосвященный Димитрий был возведен в сан архиепископа и назначен в Новгород. Как на прежних местах служения, так и в Новгороде, заботы преосвященного сосредоточились прежде всего на духовной семинарии и вообще на духовном просвещении: при нем была учреждена контора для производства семинарских дел, открыты в семинарии немецкий и географический классы и увеличены суммы, отпускаемые на содержание семинарии. В тринадцати же городах Новгородской губернии он открыл духовные училища. Прежнее управление двумя епархиями дало ему ничем незаменимую опытность в делах - и он скоро и смело находил средства и меры к исправлению ли каких недостатков, или к приведению в исполнение своих решений и распоряжений. Не говоря уже о постройке церквей, которых особенно много в то время строилось по всей Новгородской епархии, преосвященный Димитрий много потрудился и по устройству епархиальной администрации, что было ему необходимо по отлучкам его в Петербург. Желая окружить себя лицами, которым можно довериться, он вызывал даже достойных архимандритов из других епарxий. Известен преосвященный Димитрий и борьбою с расколом: его стараниями не только военные команды, но и гражданское начальство, по распоряжению Сената, привлечено было к бдительному надзору за раскольниками и к искоренению обычая этих фанатиков сжигать себя, а в руки живыми не даваться. В Новгороде в 1759 г. архиепископ Димитрий устроил теплый собор - Входа Господня в Иерусалим, много заботился о монастырях и делал им значительные пожертвования от себя. - Нельзя не упомянуть о том доверии, расположении и о тех великих милостях, какими осыпан был преосвященный Димитрий от императрицы Екатерины II. Он присутствовал при вступлении ее на престол, короновал ее и сопровождал ее в путешествии в Ростов для поклонения мощам св. Димитрия ростовского. Высоко ценя твердый и проницательный ум преосвященного, его богатые богословские и церковно-исторические знания, его любовь и особенные заботы о духовном просвещении, императрица открыто гордилась, что имеет в России такого иерарха. Преосвященный Димитрий был постоянным мудрым советником государыни в духовных делах и верным исполнителем ее благих намерений. Он часто получал от императрицы различные "чрезвычайные" поручения, касавшиеся и области веры и административной. Памятником таких добрых и доверчивых отношений между государыней и преосвященным сохранилось несколько писем к нему от императрицы. - 8-го октября 1762 г. архиепископ Димитрий, за его личные качества и заслуги, возведен был в сан митрополита Великоновгородского и Великолуцкого, с пожалованием ему во владение 1000 душ крестьян. В ноябре 1762 г. митрополит Димитрий был назначен членом духовной комиссии о церковных имениях и о сочинении штатов духовных; в 1764 г. утверждены были изыскания и постановления этой комиссии, касавшиеся упразднения малолюдных и небогатых монастырей и обращения их в приходские церкви. В 1767 г. митрополит Димитрий был награжден драгоценною панагиею с портретом императрицы и назначен депутатом от Св. Синода и всего русского духовенства в комиссию по составлению проекта нового уложения. 30-го июня 1767 г. он присутствовал в Москве при торжественном открытии этой комиссии, а 14-го декабря 1767 г. в 2½ часа дня скончался в Москве от апоплексического удара на Заборовском подворье. Из сочинений митрополита Димитрия в печати известно только несколько его слов и речей, тогда как в рукописях они хранятся в нескольких сборниках. При жизни своей он издал на свой счет катехизис и разослал его по епархии; громадная библиотека его вся целиком перешла в новгородскую семинарию. В Новгород же перевезено было со всею торжественностью из Москвы и тело его.

(Макарий - Ист. нижегор. иерархии; Правосл. Собеседн. 1875 г. № 2; Руков. для сел. паств. 1867 г. №№ 45, 47, 51; Русский Архив 1869 г. № 2; Ист. московск. акад.; Дела арх. Св. Син.; Новгород. Епарх. Ведом. 1895 г.).

gastroguru © 2017