Что важно знать при построении межличностных отношений. Межличностные отношения Информация о межличностных отношениях

Межличностными отношения - этоотношения, возникающие непосредственно между личностями (двумя людьми или в группе) в процессе общения, сотрудничества друг с другом. Их отличительные особенности: взаимность, непосредственный контакт. Успешность межличностных отношений зависит от трех составляющих:

  1. Взаимопонимание. С одними людьми человек сразу находит «общий язык», других не может понять. Взаимопонимание достигается при наличии общих взглядов на жизнь, целей, интересов, схожести в характерах. Кроме того, желание понять другого, должно быть взаимным, заинтересованность в общении должны проявлять оба собеседника;
  2. Взаимодействие - это способность осуществлять совместную деятельность, объединять усилия для достижения ожидаемого результата. Если цели участников отношений отличаются, о взаимодействии не может идти речь. Только наличие общей цели, задач, может сплотить разрозненную деятельность людей;
  3. Взаимовосприятие -это оценка людьми физических характеристик и умственных способностей друг друга. В процессе познания внешних особенностей и качеств характера собеседника, у человека формируется ответная реакция на данную личность.

Пример. У 7-б появился новый учитель биологии. У педагога с классом сразу установились хорошие взаимоотношения. Он так интересно организовывал деятельность на уроках, что все учащиеся стали с радостью выполнять домашнее задание, хотя раньше этого не делали.

Межличностные отношения могут возникать между людьми по их личному желанию или под воздействием внешних факторов.

В первом случае, намного легче будет достичь взаимопонимания, так как желание общаться было совместным, общность интересов притянула людей друг к другу. Во втором - могут возникать конфликты, разногласия между участниками межличностных взаимоотношений, так как их объединила чья-то воля, решение, что им нужно сотрудничать.

Пример. Школьный класс формируется школьной администрацией, а не в результате личных пожеланий учеников. Не все одноклассники в классе подружатся друг с другом, у некоторых могут возникать конфликты из-за взаимного неприятия.

Симпатия и антипатия

Основой для межличностных отношений является чувство симпатии и антипатии. Симпатия - это чувство расположения к человеку, положительной оценки его нравственных качеств, внешности, особенностей характера. Симпатия сближает людей друг с другом, создает идеальные возможности для успешного сотрудничества. Проявление симпатии выражается в дружелюбном расположении к человеку, выражении интереса, благожелательности.

Симпатия возникает естественно и спонтанно, часто ее причиной является совпадение взглядов и интересов. Невозможно насильно заставить человека чувствовать симпатию или антипатию к другому. Поэтому, симпатия должна быть взаимной для успешного взаимодействия.

Антипатия к человекупроявляется как чувство неприятия, внутреннего недовольства поведением и внешним обликом другого. Такой человек может беспричинно раздражать просто одним своим присутствием, вызывать плохие эмоции. Антипатия является плодотворной основой для межличностных конфликтов, разногласий, соперничества.


()

Причины антипатии могут быть неясны даже для человека, испытывающего это чувство. Иногда, она возникает как реакция на непохожесть другого, его кардинальные отличия от остального общества, может быть связана со сложившимися стереотипами.Стереотипы - это утвердившееся в обществе мнение о представителях той или иной группы, часто бывает ошибочным, преувеличенным.

Примеры стереотипов: все девочки глупые, мальчики не должны плакать, женщина за рулем хуже ядерного оружия, все богатые - жадные.

Таким образом, даже не зная толком человека, к нему может заранее сформироваться предвзятое мнение, антипатия.

Неформальные отношения

Межличностные отношения могут различаться по наличию или отсутствию определенных правил общения, взаимодействия. В связи с этим выделяют следующие виды межличностных отношений: неформальные (личные) и формальные (служебные).

Неформальные отношения складываются синхронно, на основе чувств симпатии, родства, расположению друг к другу. Такие отношения регулируют сами участники взаимодействия, не подчиняясь каким-либо установленным извне правилам. К неформальным относятся отношения между друзьями, родственниками, приятелями, одноклассниками.

Пример. Друзья сами решают, когда и во сколько им пойти на прогулку, за опоздание на встречу друг не будет наказывать своего товарища. Общение между ними происходит на равных, строго установленных правил межличностного взаимодействия нет.

Неформальные отношения складываются по собственной воле участников взаимодействия, они проявляют высокую избирательность, внимательно изучая личные качества индивида. Это не зря, ведь такие взаимоотношения самые близкие, и человека нужно хорошо узнать, прежде чем с ним дружить, ему доверять.

()

Так же неформальные отношения могут прерваться, по обоюдному желанию, или даже воле одного из участников. Часто друзья прекращают общаться из-за нанесенной обиды, неоправданных надежд, ожиданий. Зачастую, это временные разногласия, после которых следует примирение, но иногда друзья расстаются на всю жизнь.

Дружба, товарищество

Для каждого человека надежные друзья представляют большую ценность. На тему важности дружбы в человеческой жизни есть множество поговорок, пословиц, сказок. Приятелей, знакомых, товарищей может быть много, но друзьями становятся лишь избранные, единицы.

Дружбаэто бескорыстные межличностные отношения, основанные на симпатии, привязанности, общности взглядов на жизнь и целей. Настоящих друзей, от приятелей отличают следующие качества:

  1. Умение и желание прийти на выручку в трудную минуту;
  2. Способность хранить тайны (так устанавливаются доверительные отношения);
  3. Отсутствие зависти, чувство радости в случае внезапной удачи, счастья выпавшего на долю друга;
  4. Сопереживание, заинтересованность в жизни друга, его благополучии;
  5. Верность своему слову.

Чтобы обрести настоящего друга, нужно самому стараться обладать вышеперечисленными качествами, ведь друзей выбирают по общности интересов, характера, восприятия мира.

Товарищество это взаимная помощь, уважительное отношение и благожелательность между участниками отношений. Товарищи не так близко и доверительно общаются как друзья, но их отношения так же построены на симпатии, общности интересов. Чаще всего, товарищами становятся, занимаясь общей деятельностью: учебой, работой, продвижением к общей цели.

Пример. В 6-а учится 25 человек. У всего класса сложились хорошие отношения, нет конфликтов. Все одноклассники являются друг другу товарищами, но у каждого в классе есть только 1-2 настоящих друга.

Формальные отношения

Формальные отношения этоофициальные межличностные взаимоотношения, подчиняющиеся определенным правилам, установленным извне. Они подчинены определенному порядку взаимодействия, где каждому участнику взаимоотношений отводится своя роль. К официальным (формальным) относят взаимоотношения между: офицером и солдатами, учеником и учителем, прорабом и рабочим, администратором ресторана и официантом, директором и секретарем.

Примеры формальных отношений

Сфера взаимоотношений, участники

Принятые правила

Наказание за нарушение правил

Армия (участники взаимоотношений служащие высших и нижних чинов)

Нижестоящие чины должны подчиняться приказам вышестоящих, военнослужащие должны придерживаться правил воинского устава.

Внеочередное дежурство, отправление на гауптвахту. Если неисполнение приказа причинило существенный вред интересам службы, за него устанавливается уголовная ответственность.

Школа (учителя, ученики)

Ученики обязаны вовремя приходить на занятия, выполнять домашнее задание, носить школьную форму, придерживаться дисциплинарных правил.

Учителя вправе наказывать учеников плохими оценками, выставлением неудовлетворительного поведения, вызовом родителей в школу.

Магазин (продавец-покупатель)

На каждом товаре должна быть указана цена, срок годности. Покупатели должны рассчитываться в полном объеме за приобретаемый товар.

Если товар оказался просроченным покупатель вправе возвратить его в магазин. За обман продавцом своих покупателей следует штраф, в некоторых случаях уголовная ответственность. Штраф или уголовная ответственность ждет покупателя решившего не расплатиться за товар.

()

Таким образом, к формальным относят все межличностные отношения,правила которых закреплены в документально.

Производственные отношения

Одна из разновидностей формальных межличностных взаимоотношений - это производственные отношения. Они регулируются трудовым кодексом - списком законов, устанавливающих права и обязанности работника и работодателя. Так за работником закрепляются обязанности:

  • Своевременно приходить на свое рабочее место;
  • Выполнять должностные обязанности;
  • Соблюдать технику безопасности на производстве;
  • Работать по графику, в строго отведенное время (стандартная продолжительность рабочего дня 8 часов).

()

Директор вправе наказать рабочего за несоблюдение правил, обязанностей, должностных инструкций. В первый раз он может ограничиться устным предупреждением, в следующие разы последуют штраф, выговор, увольнение с работы.

При этом кроме обязанностей за работником закреплены некоторые права:

  • На своевременную выплату заработной платы;
  • Предоставление очередного отпуска;
  • Предоставление больничного;
  • Получение премий за усердный труд, перевыполнение норм производства.

Производственные отношения регулируются на основе закона, главным документом работника является его трудовая книжка.

Основные правила общения

Межличностные взаимоотношения регулируются правилами этикета, нормами морали и нравственности. Этикет предписывает нормы поведения в обществе, в том числе и в процессе межличностного взаимодействия, общения.


()

Правилам культуры общения обучают с раннего детства. Это необходимо, для создания в обществе взаимоуважения, благожелательного отношения. К общим правилам общения относятся: выражение приветствия знакомым людям, доброжелательный негромкий тембр голоса, уважительное отношение к собеседнику (его нельзя перебивать, нужно предоставить возможность высказаться).

Правила общения со сверстниками отличаются от общения со старшими людьми. К равным по возрасту, хорошо знакомым людям можно обращаться на «Ты». К старшим, вышестоящим по званию, незнакомцам - принято обращаться на «Вы».

Человек в своей жизнедеятельности является членом различных социальных групп. Такими группами могут быть семья, образовательные группы, трудовые коллективы, дружеские компании и т.д. Вид группы диктует и наличие определенных социальных отношений.

В зависимости от социальной сферы , где реализуются межличностные отношения А. Н. Сухов, А. А. Деркач выделяют: производственные, бытовые, экономические, правовые, нравственные, политические, религиозные, эстетические и другие человеческие отношения.

1. Производственные отношения – складываются между сотрудниками организаций при решении производственных, учебных, хозяйственных, бытовых и др. проблем и предполагают закрепленные правила поведения сотрудников по отношению друг к другу. Эти отношения разделяются:

    по вертикали – между руководителями и подчиненными;

    по горизонтали – отношения между сотрудниками, имеющими одинаковый статус;

    по диагонали – отношения между руководителями одного производственного подразделения с рядовыми сотрудниками другого.

2. Бытовые отношения – складываются вне трудовой деятельности на отдыхе и в быту;

3. Экономические отношения – реализуются в сфере производства, владения и потребления, представляющей собой рынок материальной и духовной продукции. Здесь человек выступает в двух взаимосвязанных ролях – продавца и покупателя.

4. Правовые отношения – закрепляются законодательным путем. Они устанавливают меру свободы личности как субъекта производственных, экономических, политических и других общественных отношений. Эти отношения, на основе законодательных правил несут в себе большую нравственную нагрузку.

5. Нравственные отношения – закрепляются в соответствующих ритуалах, традициях, обычаях и других формах организации жизни людей. В этих формах заключается моральная норма поведения на уровне бытующих межличностных отношений, которая проистекает из нравственного самосознания конкретной общности людей.

6. Религиозные отношения отражают взаимодействие людей, которые складываются под влиянием той веры и религии, которая характерна для данного общества или социальной группы. Эти отношения вырастают из потребности человека к самопознанию и самосовершенствованию, из сознания высшего смысла бытия, осмысления своих связей с космосом, объяснения таинственных явлений, которые не поддаются естественнонаучному анализу. В этих отношениях преобладают иррациональные начала психического отражения действительности, основанные на чувствах, интуиции и вере.

7. Политические отношения концентрируются вокруг проблемы власти. Последняя автоматически приводит к доминированию тех, кто ею обладает, и подчинению тех, кто ее лишен. Власть, предназначенная для организации общественных отношений, реализуется в виде лидерских функций в сообществах людей. Ее абсолютизация, как и полное отсутствие, вредны для жизнеобеспечения сообществ.

8. Эстетические отношения возникают на основе эмоционально-психологической привлекательности людей друг для друга и эстетического отражении вещественных объектов внешнего мира. Эти отношения отличаются большой субъективной вариантностью.

Также выделяют формальные (официальные) и неформальные (неофициальные) отношения .

1. формальные (официальные) отношения – нормативно предусмотренные взаимоотношения, закрепленные в официальных документах;

2. неформальные (неофициальные) отношения – взаимоотношения, которые реально складываются при взаимоотношениях между людьми и проявляются в предпочтениях, симпатиях или антипатиях, взаимных оценках, авторитете и т.д.

В. Г.Крысько, выделяет следующие виды межличностных отношений: отношения знакомства, приятельские, товарищеские, дружеские, любовные, супружеские, родственные, деструктивные отношения . Данная классификация основана на нескольких критериях: глубине отношений, степени избирательности в выборе партнеров, функциях отношений.

В основе межличностных отношений лежат эмоциональные переживания . Как известно из курса общей психологии они могут быть положительными , отрицательными и нейтральными . Следовательно, если в основу классификации межличностных отношений положить форму эмоциональных переживаний то можно говорить о положительных, отрицательных и нейтральных межличностных отношениях .

1. Позитивные межличностные отношения («навстречу людям») .

Любовь – наиболее сложный вид межличностных отношений, выражающийся в высокой степени эмоционального положительного отношения к объекту, который выделяется среди других и помещается в центр жизненных интересов субъекта. Любовь может проявляться по отношению к другому человеку как объекту сексуальных потребностей (мужчине или женщине) и несексуальных потребностей (любовь к родителям, детям, другим членам семьи), к неодушевленным объектам и понятиям (город, Родина, искусство и т.д.);

Близость – тип межличностных отношений двух людей, выражающийся во взаимно приспособительном поведении, направленном на достижение взаимного удовлетворения и чувства безопасности своего положения;

Дружба – это устойчивые индивидуально-избирательные межличностные отношения, характеризующиеся взаимной привязанностью участников, стремлением быть в обществе других людей, взаимными ожиданиями ответных чувств и предпочтительности. Она строится на взаимопонимании, доверии, активной взаимопомощи, взаимном интересе, искренности и бескорыстности чувств.

Приятельские отношения – малоустойчивые, не глубокие, но доброжелательные отношения;

2. Нейтральные межличностные отношения («от людей») .

Аутизм (отчуждение) – уход индивида от контактов с окружающей действительностью и погружение в мир собственных переживаний. Наблюдается при психических нарушениях (шизофрения) и в случае сильных психологических травм при нормальной психике;

Безразличие – форма межличностных отношений, проявляющаяся в неоказании помощи пострадавшим и нуждающимся. Зависит от таких факторов, как:

    «Эффект очевидца» – помощь оказывается реже при наличии очевидцев;

    Неопределенность ситуации;

    Личное незнакомство с пострадавшим;

    Личностные, прежде всего статусные, характеристики пострадавшего – люди с высоким статусом быстрее получают помощь;

    Эмоциональные состояния, такие как гнев, ярость, злость, страх, депрессия, печаль препятствуют сопереживанию и оказанию помощи;

    Личностные черты.

Конформизм – форма межличностных отношений, проявляющаяся в соглашательстве и примиренчестве.

Эгоизм – форма межличностных отношений, проявляющаяся в стремление удовлетворить свои потребности за счет других.

3. Негативные межличностные отношения («против других») .

Негативизм – это своеобразная форма межличностных отношений, проявляющаяся в немотивированном, отрицательном поведении, противоположном требованиям и ожиданиям.

Неприязнь к другим – негативное отношение к людям, которая может проявляться в дискриминации, расизме и т.д.

Ненависть – стойкий форма межличностных отношений, проявляющаяся в активном негативном чувстве субъекта, направленном на явления, противоречащие его потребностям, убеждениям, ценностям.

Агрессия форма межличностных отношений, проявляющаяся в поведении, направленном на нанесении физического или психологического вреда, ущерба людям или на их уничтожение.

В основе взаимодействия лежат межличностные отношения партнеров, т.е. субъективно переживаемые связи между людьми, проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний партнеров в ходе совместной деятельности. Отношения рассматриваются как личностная основа взаимодействия, выражающаяся в системе личных и социально значимых целей, установок и ценностных ориентаций, ожиданий, сложившихся стереотипов, эмоциональных откликов, которые один человек вызывает в другом. Хотя все отношения развиваются по-разному, однако в большинстве своем они проходят следующие стадии: зарождение , стабилизация и угасание. Станут ли отношения продуктивными, зависит от того, как взаимодействуют партнеры. Формой выражения отношений является непосредственное общение одного партнера с другим, в ходе которого межличностные отношения проявляются с различной степенью активности.

Основой для установления отношения с другим человеком прежде всего является потребность в получении информации и уменьшении неопределенности. Мы получаем информацию о деловом партнере пассивно , когда наблюдаем за его действиями и поведением, активно , когда получаем информацию от других, и интерактивно , когда обращаемся непосредственно к человеку, вступаем с ним в коммуникативный контакт. Для того чтобы начать взаимоотношения с человеком, устанавливается контакт глаз, а уже затем происходит вступление в разговор, его поддержание и далее при необходимости переход на более тесные отношения.

В неформальных межличностных отношениях, как известно, существует баланс самораскрытия , когда люди обмениваются биографическими данными, личными идеями и проблемами, трудностями, складывающимися ситуациями и обстоятельствами и описывают свои чувства и переживания, связанные с ними, и обратной связи , как уже отмечалось, вербальных и физических реакций на людей и их сообщения, сопереживание, сочувствие.

В отличие от неформальных отношений совместная деятельность осуществляется для решения конкретной профессиональной задачи, стоящей перед организацией или деловыми партнерами, а также с наличием у ее участников общей цели.

Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным (Сенека).

Структура совместной деятельности накладывает своеобразный отпечаток на поведение людей и включает ряд обязательных элементов, к которым относятся:

  • единая (или совпадающая по ожидаемым результатам) цель, ее жесткая регламентация и определение способов осуществления контактов между людьми;
  • общность мотивов, побуждающая людей к взаимодействию;
  • наличие единого пространства и времени взаимодействия;
  • разделение единого процесса деятельности на отдельные функции и их распределение между участниками;
  • координация и коррекция индивидуальных действий и управление ими;
  • знание каждым участником норм, правил и процедур взаимодействия;
  • необходимость передачи информации, обмен ею;
  • эффективная обратная связь по вертикали и по горизонтали.

Когда у деловых партнеров складываются удовлетворяющие взаимоотношения, они стараются их стабилизировать, т.е. поддерживать на этом уровне. Однако это возможно лишь тогда, когда обе стороны придерживаются одинакового мнения относительно того, чего они хотят друг от друга. Чтобы поддерживать стабильность, партнеры должны сознательно говорить друг с другом беспристрастно, а не давать оценки; быть открытыми для собеседника, а не скрывать подспудные мысли; строить предположения, предлагать версии, а не устанавливать жесткие догмы; вести переговоры и общаться на равных, не унижая достоинство другого человека, достигать компромисса (от лат. compromissum - соглашение на основе взаимных уступок) и консенсуса (от лат. consensus - согласие, единодушие).

Основной принцип деловых взаимоотношений - рациональность, целевая направленность, сознательное управление ходом взаимодействия, поиск средств повышения эффективности совместной деятельности и общения.

Формальное и неформальное групповое взаимодействие предполагают различие контактов в зависимости от степени формализации.

Взаимодействие в формальных группах позволяет упорядочить и ограничивать информационные потоки, которые определяются следующими регламентами:

  • организационными (схема организационной структуры предприятия);
  • функциональными (положение об отделах и службах).

Степень формальности группы характеризуют следующие принципы:

  • обязательность контактов всех участников общения независимо от их симпатий и антипатий;
  • предметно-целевой характер содержания взаимодействия;
  • соблюдение формально-ролевых принципов взаимодействия с учетом должностных ролей, прав и функциональных обязанностей, придерживаясь при этом субординации и делового этикета;
  • заинтересованность всех участников взаимодействия в достижении конечного результата и при этом реализация личных намерений;
  • коммуникативный контроль участников взаимодействия, в том числе высокий (игра, маски, смена ролей, манипулирование, соблюдение правил);
  • формальные ограничения (табл. 7.3).

Таблица 73

Виды формальных ограничений в деловом общении

Конвенциональные

Это действия по инструкции, соблюдение договоренностей и пр., как правило, включают соблюдение правовых, т.е. обязательных, социальных (этика отношений и корпоративная культура) и психологических норм взаимодействия (независимо от акцентуированных типов характера участников общения)

Ситуативные

Э го взаимодействие с помощью разнообразных средств, в гой форме деятельности, регламенте и пространственной среде, которая предлагается, например, лекция - в монологической форме, с помощью вербальных, визуальных (слайды, презентации) и невербальных средств общения, а круглый стол - в полилогической форме, в убеждающей манере, с помощью дискуссионных средств коммуникации

Эмоциональные

Проявляется в том, что независимо от степени напряженности деловой атмосферы проявление каждым участником взаимодействия высокой эмоциональной культуры и способности к самоуправлению

Насильственные

В практике делового общения допустимо прерывание неконструктивных контактов или действий, нарушающих договоренности (например, несоблюдение установленного регламента или некорректное общение)

Для того чтобы взаимодействие участников общения было эффективным, удовлетворяющим обе стороны и соответствующим поставленным целям, людям необходимо соблюдать целый комплекс условий. К ним относятся, прежде всего, следование нормам и корпоративным правилам, принятым в обществе и в конкретной организации, соблюдение обычаев и традиций своей страны, организации. Обычаи, как известно, формируются у каждого народа, помогая приспособиться к окружающей обстановке, многие из них закрепляются и передаются от поколения к поколению, опираясь на кросс-культурные различия. Это деловой этикет или этика деловых отношений, корпоративная культура и организационное поведение. Они становятся нравственными нормами, соблюдение которых необходимо каждому работающему.

Социальные и правовые нормы общения разрабатываются и развиваются в профессиональной среде. Нормы - это разновидность правил, общепризнанные стандарты индивидуального и группового поведения, сложившиеся с течением времени в результате взаимодействия членов группы. Нормы бывают письменные и устные. Одни из них (конвенциональные , правовые) - обязательны для исполнения, другие (социальные , деловой этикет) являются желаемыми для выполнения. Одни нормы касаются всех членов группы (организационная культура), другие лишь для отдельных людей (например, работа в позднее время или на дому). В формальной группе нормы могут быть установлены руководителем, но это не означает, что они будут приняты неформальной группой. Неформальные группы, а также команды могут вырабатывать и свои собственные нормы.

Неформальные группы характеризует социальное взаимодействие между людьми, выражение человеческой потребности в общении по интересам, симпатиям и приверженностям, дополняющее формальное общение. Известно, что неформальные каналы обычно передают информацию быстрее, чем формальные, и играют важную роль в распределении организационных задач.

В то же время при взаимодействии в неформальных группах часто информация распространяется с помощью слухов и сплетен. Сплетни это передача информации о людях, известных вам и вашему собеседнику, причем эта информация не обязательно правдива. Специалисты в сфере общения отмечают, что сплетни - одна из самых распространенных форм межличностной коммуникации. С одной стороны, сплетня позволяет побеседовать, не выдавая много информации о себе. По большей части сплетни не опасны, потому что они просто отражают то, что знают в организации о конкретных людях. В жизни происходят разнообразные ситуации, случается, что коллеги разрывают отношения, теряют работу, попадают в аварии, выигрывают призы, гранты и т.д. В этих ситуациях нет ничего тайного, и если человек стал свидетелем или участником подобных событий, то он, вероятно, расскажет сам о том, что с ним произошло. Человек может долгое время обмениваться сплетнями и на самом деле ничего не говорить о себе и ничего не узнать о другом человеке. Сплетня беспрепятственно позволяет представить, возможно ли дальнейшее развитие отношений, потому что мы видим, реагирует ли другой человек на объект сплетен так же, как мы, или нет.

С другой стороны, сплетня может наносить вред партнеру, быть злонамеренной, передающей неточную информацию. Особенно злостной сплетня становится тогда, когда кто-то умышленно хочет причинить боль другому человеку, которого в данный момент нет рядом, или поставить его в неловкое положение. Сплетня быстро превращается в слух, а слухи могут навредить деловому партнеру. В то же время, по данным некоторых исследователей, слухи, по меньшей мере, на 75% являются точными.

Трудно представить человечество без межличностных отношений. Большинство людей проводят в общении большую часть своей сознательной жизни: с момента пробуждения и до отхода ко сну мы находимся в обществе своей семьи, друзей, сослуживцев, знакомых и незнакомцев. Индивидуумы вступают в те или иные формы отношений «лицом к лицу», через телефон, интернет, различные формы бумажных документов. Исключите все это из нашей жизни, и тогда её вряд ли можно будет назвать человеческой в полном смысле этого слова. Как происходит формирование межличностных отношений и что понимается под этим термином? Попытаемся найти ответы на эти вопросы.

Определение межличностных отношений

Под термином «межличностные отношения» психологи подразумевают совокупность взаимодействий, которые возникают между отдельными людьми, часто сопровождаются эмоциональными переживаниями и в некотором роде передают состояние внутреннего мира человека.

Межличностные отношения основаны на различных видах общения, которые включают невербальные связи, определенный внешний вид, телодвижения и жесты, устную речь и т.д. Они сочетают в себе когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты.

Когнитивный компонент означает такие особенности межличностных отношений, как различные формы познания – представление, воображение, восприятие, ощущение, память, мышление. Все они позволяют распознать в человеке его индивидуальные психологические особенности и достигнуть понимания, которое, в свою очередь, зависит от адекватности (того, насколько точно мы воспринимаем психологический портрет личности, с которой вступаем во взаимодействие) и идентификации (отождествления своей личности с личностью другого индивида).

Эмоциональный компонент обозначает переживания, которые мы испытываем при общении с теми или иными людьми. И они могут носить как положительный, так и отрицательный характер, то есть в процессе межличностных отношений можно испытывать симпатию или антипатию, удовлетворенность своим партнером или результатами совместной деятельности, либо отсутствие таковой. Мы можем чувствовать эмпатию, или эмоциональный отклик, на переживания другой личности, которая выражается в сопереживании, соучастии и сочувствии.

Наконец, поведенческий компонент характеризует мимику, жестикуляцию, пантомимику, речь и действия, которые выражают отношение индивидуума к другим людям или группе в целом. Собственно, поведенческий компонент и выступает регулятором характера межличностных отношений.

Формирование межличностных отношений

Развитие межличностных отношений возможно только при одном условии – если индивид имеет способности устанавливать контакты с людьми, находить с ними общий язык. Этому способствуют легкость и контактность, доверие и понимание, эмоциональное притяжение и принятие, а также отсутствие жесткой программы манипуляции и корысти.

Межличностные отношения в идеале стремятся к доверию, это включает в себя ожидание поддержки и уверенность, что партнер не предаст и не использует ситуацию во вред.

В процессе доверительного межличностного общения происходит углубление отношений, сокращение психологической дистанции. Однако доверие нередко перерастает в доверчивость, что выражается в том, что индивид необоснованно верит на слово, не смотря на подвохи и разочарования.

Виды межличностных отношений

Существует множество различных критериев оценки межличностных отношений. Их содержание определяется степенью психологической близости между партнерами, оценка отношений, позиция доминирования, зависимости или равенства, а также степень знакомства.

С точки зрения цели, формы взаимодействия индивидуумов могут быть первичными и вторичными. Особенности межличностных отношений первичного типа заключаются в том, что между людьми устанавливаются необходимые связи, как правило, сами по себе. Вторичные связи зарождаются исходя из того, какую помощь или функцию выполняет один человек по отношению к другому.

По характеру межличностные отношения подразделяются на формальные и неформальные. Формальные основаны на должностной основе и регулируются уставами, законами и иными предписанными правилами взаимодействий, которые имеют обычно правовую основу. Неформальные складываются на базе личных связей и не ограничены официальными рамками.

С точки зрения совместной деятельности, межличностные отношения подразделяются на деловые и личные. В деловых взаимосвязях во главе угла стоят работа, служебные или производственные обязанности. В случае с личными на первый план выходят отношения, не связанные с совместной деятельностью, основанные на субъективно испытываемых чувствах. К таковым относят знакомство, товарищество, дружбу и интимные отношения, степень доверия которых располагается по нарастающей.

Также межличностные отношения могут быть рациональными и эмоциональными. В первом случае преобладает логика, разум и расчет. Во втором – эмоции, приязнь, привлекательность, восприятие без учета объективной информации об индивидууме.

С точки зрения статуса людей, вступающих в межличностные отношения, связи между ними могут носить субординационный или паритетный характер. Субординация предполагает неравноправие, отношение руководства и подчинения. Паритет, напротив, основан на равенстве индивидуумов, участники отношений при этом выступают как независимые личности.

Межличностные отношения могут приносить радость общения, делать жизнь эмоционально наполненной и дарить душевное равновесие. С другой стороны, они могут приносить разочарование и ввергать в депрессию. То, насколько эффективно будет происходить развитие межличностных отношений у конкретного индивидуума, зависит от его навыков эффективного общения, умения воспринимать людей без предубеждений, а также от психологической и эмоциональной зрелости. И если кажется, что вам далеко до обретения этих умений, не стоит отчаиваться, ведь проявив упорство и поставив цель, вы вполне сможете развить в себе все необходимые качества.

Человек в группе

Группа - реально существующее образование, в котором люди объединяются по каким-то определённым признакам: семья, школьный класс, дружеская компания, рабочие, крестьяне, интеллигенция, молодежь, ветераны, городские и сельские жители и др.

Именно в группах происходит общение человека с другим человеком.

Малая группа - группа из двух и более человек, объединённых одной целью, сходными интересами и потребностями в общении и совместной деятельности, находящихся в непосредственном контакте друг с другом.

Основные признаки малой группы:

1) взаимодействие членов группы напрямую, их личное знакомство между собой;

2) небольшое количество участников, оно может колебаться от 2−3 до 20−25 человек;

3) общая деятельность, подчинённая общей цели.

Классификация малых групп

Положение человека в малой группе зависит от многих условий.

Условия, влияющие на положение человека в малой группе:

1) роль и позиции человека в группе;

2) групповые нормы - определенные правила, принимаемые всеми членами группы;

3) групповые интересы;

4) групповые ценности;

5) групповые санкции (запретительные, поощрительные).

В каждой группе складываются определенные правила - групповые нормы.

Групповые нормы - совокупность правил и требований, вырабатываемых каждой реально функционирующей общностью и играющих роль важнейшего средства регуляции поведения данной группы, характера их взаимоотношений, взаимодействия и общения.

Если члена группы не устраивают её нормы, то группа может использовать так называемые санкции - осуждение, внушение и др., вплоть до исключения из группы.

Группа оказывает существенное влияние на психологию и поведение человека через отношение его с остальными участниками группы.

Конформность или конформизм (от лат. conformis - подобный, сообразный) - податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией большинства.

Конформист осознанно расходится в мнениях с окружающими людьми, но тем не менее соглашается с ними, исходя из каких-либо соображений.

Межличностные отношения, общение

Межличностные отношения - взаимосвязи человека с окружающими его людьми: с другим человеком, группой (большой или малой). Межличностные отношения, как правило, характеризуются словом «взаимно».

Выделяют следующие виды межличностных отношений:

1. Деловые (официальные - от лат. officialis - должностной) - связаны с соблюдением каких- либо формальностей, правил, установленных администрацией, а также каким-либо официальным лицом (например, учитель - ученик; директор школы - учитель; президент РФ - председатель Правительства РФ и т. д.).

2. Личные (неофициальные) - складываются между людьми на основе частных взаимоотношений вне зависимости от выполняемой работы и не ограничены установленными формальными правилами.

При формировании межличностных отношений большую роль играет то, что они возникают и складываются на основе определенных чувств - эмоциональных переживаний. Всю гамму чувств, составляющих основу межличностных отношений, можно свести в две большие группы: чувства, сближающие людей, и чувства, разъединяющие людей:

1) чувства, сближающие людей, - симпатия (внутреннее расположение, привлекательность человека);

2) чувства, разъединяющие людей, - антипатия (внутреннее недовольство человеком, неудовлетворённость его поведением).

Симпатия и антипатия между людьми зависят от того, как они воспринимают и понимают друг друга. Понять другого человека - важное условие межличностных отношений.

Нормальные отношения между людьми возможны при наличии у них способности сочувствовать, сопереживать другим людям, ставить себя в положение другого человека.

Формы межличностных отношений:

Наименование формы Условия возникновения

Отношения знакомства (знакомство):I уровень - «знаю в лицо, узнаю» (самый широкий круг других людей);II уровень - «приветствую» (только при взаимном узнавании);III уровень - «приветствую и разговариваю на общие темы».

Могут возникнуть на основе как деловых (знать человека можно по делам), так и личных отношений.

Приятельские отношения (приятельство)

Взаимная тяга, симпатия, стремление к контакту, общению.

Отношения товарищества (товарищество)

Деловые связи, общая цель, средства и результаты общей деятельности.

Дружба

Взаимная симпатия, общность интересов, взаимопомощь, верность, внутренняя близость, откровенность, доверие.

Любовь

Благородные чувства, высокая мораль, самоотверженность, готовность сделать всё возможное для благополучия любимого человека, ответственность.

Общение - вид деятельности, при котором проис­ходит обмен информацией, идеями, оценками, чувства­ми, конкретными действиями. В широком смысле слова общение - взаимные от­ношения, деловая или дружеская связь между людьми.

Для установления нормальных взаимоотношений между людьми важное значение имеет культура обще­ния.

Культура общения включает в себя:

1) наличие доверия к тому, с кем общаешься;

2) наличие уважения к тому, с кем общаешься: общаться необходимо бережно и вежливо;

3) демонстрация уступчивости в общении;

4) отказ от навязывания своих вкусов, привычек, предпочтений другому;

5) внимание к собеседнику;

6) владение культурой речи.

Межличностные конфликты, их разрешение

Конфликт (от лат. conflictus - столкновение) - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия .

Конфликт возникает тогда, когда столкновение инте­ресов осознаётся обеими сторонами конфликта. В случае если несовпадения интересов не воспринимаются и не ощущаются, конфликт не происходит. Или, наоборот, ес­ли имеется общность интересов, но участники испытывают друг к другу враждебность, то отношения между ними развиваются в конфликт.

Специалисты в области конфликтологии (учения о конфликтах) различают следующие виды конфликтов:

1) конструктивные - стороны в них не выхо­дят за рамки деловых ар­гументов, нравственных отношений;

2) неконструктивные - одна из сторон прибега­ет к нравственно осуж­даемым действиям, например, оскорблениям.

Фазы конфликта

1. Определение, осознание участниками общения си­туации как конфликтной.

На этой фазе конфликт может возникнуть, но может и не произойти, его можно избежать, если в самом начале не идти на обострение отношений.

2. Выбор стратегии поведения в конфликтной си­туации.

3. Выбор способов действия, если избрана страте­гия «переговоров» (второй вариант) или стратегия «борьбы» (третий вариант).

На этой фазе определённая культура общения, кото­рой обладают конфликтующие стороны, оказывает ре­шающее влияние на поведение людей и на те средства, которые они считают наиболее приемлемыми для разре­шения конфликта.

gastroguru © 2017