Что будет, если отдать Курилы Японии? (5 фото). RE: Когда и кому принадлежали Курилы

Президент России Владимир Путин предложил Японии заключить мирный договор до конца 2018 года без предварительных условий. Такое заявление российский лидер сделал на пленарном заседании Восточного экономического форума. По словам Путина, на основании мирного договора две страны смогут «как друзья» решать все спорные вопросы, «с которыми мы не можем справиться на протяжении 70 лет».

Урегулирование территориального спора о принадлежности Курильских островов он предложил отложить на потом. «Можно прописать сразу в этом договоре, что мы будем стремиться к урегулированию этих вопросов. Уверен, мы когда-нибудь это сделаем», — добавил Путин.

Заключить мирный договор с Россией ранее предлагал и премьер-министр Японии Синдзо Абэ . На новое предложение российского коллеги он пока ответа не дал. «Мы намерены продолжать вести плотные переговоры в соответствии с нашим курсом, который состоит в том, чтобы подписать мирный договор, решив вопрос принадлежности четырех островов. В этом отношении наша позиция неизменна», — прокомментировали предложение Путина в японском МИДе.

Неужели Россия и Япония наконец смогут поставить точку во Второй мировой войне и подписать мирный договор? АиФ.ru выяснял это у руководителя Центра японских исследований Института Дальнего Востока РАН Валерия Кистанова .

Глеб Иванов, АиФ.ru: — Валерий Олегович, что мешало двум странам заключить мирный договор за 70 лет, прошедшие с конца Второй мировой?

Валерий Кистанов : — Мешала пресловутая территориальная проблема. Все эти годы Япония требовала вернуть себе 4 южно-курильских острова, которые она считает своими исконными территориями.

В 1956 году СССР и Япония вели переговоры о заключении мирного договора. Тогда японцы были склонны заключить его на условиях возвращения двух островов из четырех: Шикотана и Хабомаи. Но тут вмешались американцы. Они пригрозили, что, если договор будет заключен на таких условиях, они не вернут японцам Окинаву. Японцы отыграли назад и стали вновь требовать все четыре острова.

С тех пор японский истеблишмент не мыслит себе заключение мирного договора с Россией без решения территориальной проблемы. А это означает для них возвращение всех четырех островов.

— Что изменило предложение Путина?

— Если расшифровать то, что сказал наш президент, получится следующее: «Не надо увязывать заключение мирного договора с территориальной проблемой». Фактически он прояснил нашу обычную позицию. Проблема заключается в том, что японская позиция в этом вопросе кардинально не совпадает с нашим подходом. Поэтому никакого мирного договора до конца года не будет. Это я вам гарантирую. В ближайшие годы этого тоже не будет, потому что в Японии никакой политик не пойдет на то, чтобы отказаться от претензий на острова. Это будет означать для него политическую смерть.

— Абэ ранее говорил, что готов заключить мирный договор на условии «немедленного возвращения двух островов». Что это означает и можно ли назвать это смягчением японской позиции?

— Японцы никогда не отказывались от возвращения всех четырех островов. При Абэ они просто заявили о готовности вернуть их, что называется, «в рассрочку». Сразу после заключения договора — два острова, и позднее — ещё два. Хабомаи и Шикотан можно вернуть по советско-японской декларации 1956 года, где записано, что СССР «в качестве жеста доброй воли» готов передать два острова Токио, но только, подчеркну, после заключения мирного договора.

Фактически Путин признал эту декларацию после большой и сложной истории в отношении наших властей к этому документу. Во времена Громыко мы эту декларацию аннулировали, Горбачев ее признал, при Ельцине было много переговоров, Медведев сказал: «Ни пяди родимой земли». Когда Путин пришел на третий срок, он заявил, что нужно искать выход из тупика, и предложил оттолкнуться от декларации.

Японцы после этого посчитали, что два острова у них уже в кармане: мол, Путин признал японские права на них, хотя до этого мы долгое время отказывались даже обсуждать этот вопрос. После этого и сложилась позиция Абэ: получаем сразу два острова и ведем переговоры о возвращении ещё двух. Причём желательно, чтобы Россия признала суверенитет Японии над ними. Это и есть их «смягчение» позиции.

Нас это, конечно, не устраивает. Для России возвращение Кунашира и Итурупа — это пересмотр итогов Второй мировой войны. Мы хотим, чтобы Япония признала итоги войны и заключила мирный договор. И только после этого мы будем вести переговоры о территории.

— В обмен на острова японцы предлагают вливания в российскую экономику. Однако Япония — один из ключевых союзников США. Они следуют санкциям, наложенным на Россию из-за возвращения Крыма. О каком экономическом сотрудничестве тогда может идти речь?

— Японцы, конечно, ничего не могут делать без оглядки на Вашингтон. Они сильно зависят от него в военной и в торговой сфере. Поэтому они готовы сотрудничать с Россией в определенных пределах, до тех пор пока это не будет вызывать раздражение в Вашингтоне.

Предложенное Абэ сотрудничество не носит какого-то глобального характера. Там нет проектов, которые бы позволили нашим объёмам торговли взлететь до небес. И потом, японскому бизнесу российская экономика не особенно интересна. У нас плохой инвестиционный климат. Единственное, что действительно интересует Японию, — это энергоресурсы. Мы им поставляем газ, нефть, цветные металлы, алюминий. Они в ответ шлют нам автомобили. Объём торговли у нас мизерный: $17 млрд. С Южной Кореей он уже больше. Японские инвестиции в РФ — всего $2 млрд. На Дальнем Востоке их инвестиции занимают всего 2% от всех иностранных. Это очень мало.

Так что надо признать: японские надежды на то, что мы в знак благодарности за экономическую помощь отдадим им острова, имеют мало общего с реальностью.

Японцы, кажется, уже всё решили. Сами. Они уже вручили себе Курильские острова и от визита российского президента в Японию ждут лишь формального объявления об этом. По крайней мере, психологическая картинка в сегодняшней Японии царит именно такая, утверждают многие наблюдатели. После чего задаются вопросом: но готов ли Владимир Путан сделать подобное объявление? И каково будет разочарование японцев, когда российский президент ничего о передаче островов не скажет?

Или скажет? Может быть, японцы знают что-то такое, чего не знаем мы, россияне?

Что могут требовать японцы?

Основной лейтмотив в японской прессе и японских дискуссиях по поводу Курил - слова о готовности обменять инвестиции на острова. Это у них называется "нулевым вариантом": дескать, острова так и так наши, но надобно подсластить русским горечь утраты территорий. Дела в экономике у них плохи, поэтому многомиллиардные японские инвестиции придутся русским кстати. А вишенкой на этом тортике станет подписание мирного договора, который, мол, прекратит состояние войны между Японией и Россией.

А, собственно, какие у японцев есть правовые основания оспаривать принадлежность островов? Что у них есть, кроме постоянного упрямого напора?

"Японцы выступили с претензией на острова сразу после заключения Сан-Францисского договора между союзниками и Японией, но о каких-либо правовых основаниях говорить не приходится, - отметил в разговоре с Царьградом учёный секретарь Института всеобщей истории (ИВИ) РАН Герман Гиголаев. - Но поскольку СССР не подписал тогда, в 1951 году, этот мирный договор с Японией, то на этом основании они и выдвинули претензии. Ну а уши, наверное, как всегда, торчат из госдепартамента США - там попросили японцев выдвинуть претензии, они и выдвинули".

Вот и все основания: отдайте, потому что нам хочется, да и хозяин велел…

Звучали, правда, голоса, что Токио может рассмотреть возможность подписания мирного договора без передачи четырёх (точнее, трёх с россыпью) островов из Курильской гряды. Звучали голоса и о том, что японское правительство готово удовлетвориться двумя из них. Версию об этом распубликовала авторитетная японская газета "Kyodo" со ссылкой на источник в кабинете министров.

Однако затем эти версии опровергались, и картина оставалась прежней: Япония должна получить всё! Кстати, и в варианте компромисса с двумя островами стратегия нацелена на все четыре. Дело чисто в тактике. В той же статье в "Kyodo" прямо так и указывается: передача двух островов будет только "первой фазой" урегулирования территориального вопроса. Аналогичным образом отпадает и вариант совместного российско-японского управления южной частью Курил: правительство решительно опровергло соответствующее сообщение газеты "Nikkei" ещё в октябре.

Таким образом, позиция Токио остаётся неизменной, и какие-либо компромиссные варианты оказываются бесполезными и бессмысленными: победитель, что называется, забирает всё.
А победителем, понятное дело, при любом обмене островов на какие-либо финансовые "плюшки" будут - и будут объявлены - японцы. Ибо деньги - не более, чем деньги, а территория - всегда не менее, чем территория. Вспомним, какое место в русском национальном сознании занимает Аляска с историей её продажи. И вот ведь ясно, понятно, что в середине XIX века это была убыточная, неудобная, практически не заселённая русскими земля, которую так или иначе отобрали бы англичане или американцы просто по факту постепенного её заселения. А уж какие там границы могли бы их остановить, если бы золото там обнаружилась раньше, когда Аляска ещё пребывала под русской юрисдикцией!

Так что вроде бы и правильно, и неизбежно - хоть деньги получили, а не просто так землю потеряли - должна была быть продана Аляска. Но хоть кто-нибудь благодарит за это сегодня царя Александра II?

Курильские острова. У острова Кунашир. Лов рыбы. Фото: Вячеслав Киселев/ТАСС

Что могут дать японцы?

Единственное, что в сознании народном может оправдать передачу территории страны другому государству - это, пожалуй, только лишь обмен на другие территории. Как, например, проделали такое с китайцами, выправив статус отдельных островов на Амуре. Да, сколько-то земель отдали, но и получили, причём даже чуть больше. Но какие земли могут нам дать на обмен японцы? Разве что остров Окинаву с американскими военными базами? Вряд ли - едва ли среди японских политиков найдётся хоть один способный устроить такую "движуху"…
Итак, земли у Японии для нас нет. А есть ли деньги?

А это смотря какие. Вот недавно за 19,5% акций "Роснефти" было получено 10 млрд долларов. Всего же в корпорации посулили "общий эффект, с учётом капитализированных синергий между ПАО "НК "Роснефть" и ПАО АНК "Башнефть", в размере более 1,1 трлн рублей (17,5 млрд долларов), денежные поступления в бюджет в четвертом квартале 2016 года составят 1 040 млрд рублей (16,3 млрд долларов)".

Игорь Сечин назвал эту сделку крупнейшей за всю историю страны. А ведь это - всего лишь акции всего лишь одной госкорпорации, каковых в России далеко не одна. Да к тому, как отметил целый ряд наблюдателей, проданных с лютым дисконтом относительно подлинной стоимости компании.

Внимание, вопрос: а сколько денег готова была бы выложить Япония за наши острова? Даже если речь идёт о десятикратно более высокой сумме - с международными резервам в объёме 1,248 триллионов долларов она может относительно безболезненно её найти - то стоит ли овчинка выделки? Какой экономический эффект получит Япония от южной Курильской гряды? Понятно, что какой-то эффект непременно будет - хотя бы от эксплуатации морских ресурсов на прилегающей акватории. Но проблема в том, что деньги дают - если дают - совсем иные люди, далёкие от рыбной промышленности.

Фото: Сергей Красноухов/ТАСС

До первого окрика хозяина…

Впрочем, не в деньгах дело - даже если бы их в самом деле нам давали. Что на них можно приобрести? Самое ценное в нынешнем мире для России - технологии и станки. Дадут ли их нам японцы? Можно быть уверенным - нет. Серьёзные технологии являются предметом для нас закрытым по соображениям секретности. Аналогичная проблема - со станками: да, нам они нужны после тотального разрушения промышленности в 90-е годы, куда важнее - технологии их производства. В своё время СССР уже совершил ошибку, когда после войны вывез на свою территорию в качестве реквизиции немецкие станки. Вернее, это была вынужденная мера - хороших станков в СССР фактически не было и до войны, а тем более - после. Но вот только тем самым промышленность оказалась завязана на уже морально устаревшие модели, зато вынужденно "раздетая" в этом отношении Германия вынужденно же, но предельно эффективно модернизировала свой станочный парк.

Но даже если предположить, что японцы как-то обойдут чужие ограничения в этом вопросе - а это американские прежде всего ограничения, продиктованные, между прочим, интересами и национальной безопасностью - как долго они смогут изображать "благородство"? До первого же самостоятельного движения России, которое бы не понравилось Вашингтону. Например, окончательного взятия Алеппо. Коалиция западных стран уже пригрозила нам за это новыми санкциями и сохранила прежние. Смогут ли японцы не послушаться своих главных союзников? Да никогда!

Таким образом, всё получается просто: даже если Россия отдаст острова в обмен на деньги или технологии - очень скоро у неё не окажется ни того, ни другого. И островов, само собою.

Что теряет Россия?

С точки зрения чисто материальной один только рениевый вулкан Кудрявый на острове Итуруп, который ежегодно выбрасывает этого ценного для оборонных нужд металла на 70 миллионов долларов, делает утрату островов весьма бесхозяйственным поступком. По Аляске хоть оправдание было - не знали тогдашние российские власти ни о золоте, ни о нефти в этой далёкой земле. По Курилам этого оправдания нет.
Что будет, если отдать острова?

"Ничего хорошего не будет, - отвечает историк Гиголаев. - Сразу увеличится зона международных вод в Охотском море, на которые не распространяется наша национальная юрисдикция. Плюс блокируются несколько проливов для выхода через них наших военных кораблей из Охотского моря в открытый океан".

Разумеется, добыча рыбы и морепродуктов в окружающей акватории даёт немаленькие доходы. Есть при этом и право ограничивать эту добычу в Охотском море для тех же японцев, корейцев, китайцев, потому что обладание четырьмя островами делает это море внутренним для России.
Но и это всё же приятные, но мелочи на фоне того, чем может обернуться потеря островов в геостратегическом смысле. На что и указал Герман Гиголаев.

Всё дело в том, что со времён Второй мировой войны Япония не является суверенной державой в полном смысле слова. Она - под военным и политическом контролем США. И если завтра японцы получат хотя бы один из оспариваемых островов, послезавтра на нём может появиться американская военная база. Например, с комплексом ПРО, который, как уже не раз писал Царьград со слов информированных военных специалистов, может быстро и безболезненно переоборудоваться в комплекс ударный - всего лишь навесом крылатых ракет "Томагавк". И никто американцев остановить не сможет, а уж Токио не сможет в особенности.

Кстати, они особо и не рвутся запрещать. Более того: уже официально опровергли на уровне и премьера, и правительства, и МИДа любое наличие даже попыток сделать исключение из договора о безопасности с США в отношении Южных Курильских островов, если Россия согласится их отдать. Как заявил глава МИД Фумио Кисида, действие договора о безопасности с США "распространяется и будет распространяться на все территории и акватории, которые находятся в административном управлении Японии".

Соответственно, при желании блокируется выход в Тихий океан для русского военного флота, ибо тут не замерзающие зимой проливы, которые сегодня контролируются русскими военными, а станут - американскими. А значит, как только наступит угрожаемый период - а кто гарантирует, что этого не будет никогда? - тут же Тихоокеанский флот можно списывать с баланса. Ведь с тем же успехом на американской базе где-нибудь на Итурупе может базироваться и солидная военно-морская группировка во главе с авианосцем.
Согласимся: красивый вариант придумали японцы (или, что вероятнее, их хозяева американцы). Ничтожные для площади России клочки земли сразу лишают Россию и необходимого в военных производствах (в двигателестроении, например) рения, и ценных ресурсами морских акваторий, и выхода в океан в угрожаемый период.

И это - при полном отсутствии разумной аргументации на свои права на эти острова! И если в этих условиях Москва решится на передачу островов, то случится нечто более страшное, нежели потеря рыбы, рения и даже выхода в океан. Потому что всем станет ясно: из России можно вытаскивать куски даже без всяких разумных обоснований. То есть из России можно вытаскивать куски! Из России! Можно!

Она сама разрешила…

В ходе государственного визита в Сингапур и встречи с японским премьером Синдзо Абэ, президент России, Владимир Путин обещал вернуться к обсуждению декларации 1956 года и вопросу о ратификации мирного договора с Японией.

Курилы: отдать нельзя остаться

В частности, российский лидер заявил, что в той самой советской декларации "говорится, что Советский Союз после подписания мирного договора готов передать Японии два южных острова.

Не говорится, на каком основании передать, под чьим суверенитетом эти острова останутся. Но зафиксирована готовность два острова передать. После этого состоялась ратификация Верховным Советом СССР и японским парламентом. А затем Япония отказалась от выполнения договоренностей".

Естественно, что оппозиционная общественность и СМИ восприняли это заявление, как готовность Путина отдать Японии Курильские острова. Особенно, в контексте того, что Абэ уже пообещал на этих островах, в случае их передачи Японии не размещать военных баз США.

Но понятно, что восприятие озабоченной общественности крайне отличается от того, что происходит в реальности. А в реальности есть советская декларация 1956 года, в рамках которой советское правительство заявило, что мирный договор с Японией будет ратифицирован после того, как СССР передаст Японии Хабомаи и Шикотан.

А вот японское правительство тогда от подписания этой декларации отказалось потому, что хочет больше, чем два острова, а в идеале хочет всю курильскую гряду. И вот тогда, конечно, мирный договор.

Что касается военных баз, то здесь тоже все более чем интересно. Абэ, конечно, заявил, что их не будет, если что. Но вот еще в 2016 году Сётаро Яти, глава Совбеза Японии заявлял Патрушеву нечто прямо противоположное. И нужно понимать, что в последние несколько десятилетий международная дипломатия сводится к простому тезису "обещать — не значит жениться".

Особенно это актуально в отношении нашей страны. И Путин, да и наши дипломаты и специалисты по внешней политике не могут этого не понимать. Особенно после истории с Ливией, да и с Сирией тоже. Ну и с нерасширением НАТО на Восток, о чем тот же Путин регулярно напоминает западным партнерам.

При этом, как отмечает автор телеграм-канала "Невротик", "отсутствие мирного договора не мешает ни полноценным дипломатическим отношениям, ни оживлённым контактам в любой другой сфере — от частного туризма до экономики. Никак не похоже на "состояние войны".

По факту обе заинтересованные стороны такое положение дел вполне устраивает. А если не устраивает кого из третьих сторон, — так это не наши проблемы, и на то как раз существует "курильский ритуал", имеющий огромное политическое значение и не имеющий ровно никакого значения прикладного.

Что же касается прикладного или экономического применения, то оно, в общем, тоже есть. К примеру, в 2017 году правительство РФ установило на Шикотане зону опережающего экономического развития, и вообще выделило Шикотан в территорию особой экономики совместно с японской стороной.

Всё та же озабоченная общественность уже в этом увидела "начало передачи Японии Курил". Но мало кто заметил, что такое решение было в штыки воспринято и рядом представителей Японии. У них там тоже своя озабоченная общественность имеется.

Японцев тогда возмутило, что эта экономическая зона была оформлена в рамках внутреннего российского законодательства. Они требовали отдельных соглашений и выработки отдельной юридической базы.

Но, как говорится, "Хренушки вам, а не Кунашир". Потому, что Курилы — это российская территория, на которой действует только и сугубо российское законодательство. В итоге и зона есть, и экономическое развитие есть, и завод на Шикотане по переработке морепродуктов строится и развивается, и всё вроде как упокоилось, озабоченная общественность что у нас, что у них про эти события позабыла.

Но вот новый виток переговоров, новые заявления, весьма, кстати, неопределенные потому, что Россия хоть и правопреемница СССР, но декларация 1956 года действительно выглядит весьма туманно. А договариваться с Японией о сотрудничестве, действительно нужно, все же это обширный рынок и наше партнерство было бы выгодно обеим сторонам.

И вполне естественно, что в рамках переговоров на высшем уровне Российский и Японский лидеры просто не могли не коснуться темы Курил. Того же Абэ, не заведи он разговор на эту тему, просто не поняли бы японские избиратели.

Что же до самих островов, то они как были российскими, там ими и остаются. И в этом смысле, пока никаких юридических изменений не планируется.

Заявление премьер-министра Японии Синдзо Абэ о намерении разрешить территориальный спор по поводу Курильских островов и вновь привлекло внимание широкой общественности к так называемой «проблеме Южных Курил» или «северных территорий».

Громкое заявление Синдзо Абэ, однако, не содержит главного — оригинального решения, которое могло бы устроить обе стороны.

Земля айнов

Спор вокруг Южных Курил своими корнями уходит в XVII век, когда ни русских, ни японцев на Курильских островах ещё не было.

Коренным населением островов можно считать айнов — народность, о происхождении которой учёные спорят и по сей день. Айны, некогда населявшие не только Курилы, но и все Японские острова, а также низовья Амура, Сахалин и юг Камчатки, сегодня превратились в малую народность. В Японии, по официальным данным, насчитывается около 25 тысяч айнов, а в России их осталось чуть более ста человек.

Первые упоминания об островах в японских источниках датируются 1635 годом, в российских — 1644 годом.

В 1711 году отряд камчатских казаков под руководством Данилы Анциферова и Ивана Козыревского впервые высадился на самом северном острове Шумшу, разбив здесь отряд местных айнов.

Всё больше активности на Курилах проявляли и японцы, однако никакой лини разграничения и никаких договорённостей между странами не существовало.

Курилы — вам, Сахалин нам

В 1855 году был подписан Симодский трактат о торговле и границах между Россией и Японией. Этот документ впервые определил границу владений двух стран на Курилах — она прошла между островами Итуруп и Уруп.

Таким образом, под властью японского императора оказались острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и группа островов Хабомаи, то есть те самые территории, вокруг которых идёт сегодня спор.

Именно день заключения Симодского трактата, 7 февраля, объявлен в Японии так называемым «Днём северных территорий».

Отношения между двумя странами были достаточно хорошими, однако их портил «сахалинский вопрос». Дело в том, что на южную часть этого острова претендовали японцы.

В 1875 году в Санкт-Петербурге был подписан новый договор, согласно которому Япония отказывалась от всех притязаний на Сахалин в обмен на Курильские острова — и Южные, и Северные.

Пожалуй, именно после заключения договора 1875 года отношения между двумя странами развивались наиболее гармонично.

Непомерные аппетиты Страны восходящего солнца

Гармония в международных делах, однако, штука хрупкая. Япония, вышедшая из многовековой самоизоляции, стремительно развивалась, а вместе с тем росли и амбиции. Территориальные претензии у Страны восходящего солнца возникли едва ли не ко всем соседям, в том числе и к России.

Это вылилось в Русско-японскую войну 1904- 1905 годов, завершившуюся для России унизительным поражением. И хотя русской дипломатии удалось смягчить последствия военной неудачи, но, тем не менее, в соответствии с Портсмутским договором, Россия утратила контроль не только над Курилами, но и над Южным Сахалином.

Такое положение вещей не устраивало не только царскую Россию, но и Советский Союз. Однако изменить ситуацию в середине 1920-х было невозможно, следствием чего стало подписание в 1925 году Пекинского договора между СССР и Японией, по которому Советский Союз признавал сложившееся положение вещей, но отказывался признать «политическую ответственность» за Портсмутский договор.

В последующие годы отношения между Советским Союзом и Японией колебались на грани войны. Аппетиты Японии росли и стали распространяться и на континентальные территории СССР. Правда, поражения японцев на озере Хасан в 1938 году и на Халхин-Голе в 1939 году заставили официальный Токио несколько сбавить обороты.

Однако «японская угроза» так и провисела дамокловым мечом над СССР во время Великой Отечественной войны.

Месть за старые обиды

К 1945 году тон японских политиков в отношении СССР изменился. О новых территориальных приобретениях речи не шло — японскую сторону вполне устроило бы сохранение существующего порядка вещей.

Но СССР дал обязательство Великобритании и США, что вступит в войну с Японией не позднее, чем через три месяца после окончания войны в Европе.

Оснований жалеть Японию у советского руководства не было никаких — уж слишком агрессивно и вызывающе вёл себя Токио в отношении СССР в 1920- 1930-х годах. Да и обиды начала века вовсе не были забыты.

8 августа 1945 года Советский Союз объявил войну Японии. Это был самый настоящий блицкриг — миллионная японская Квантунская армия в Манчжурии была наголову разбита в считанные дни.

18 августа советские войска начали Курильскую десантную операцию, целью которой было овладение Курильскими островами. Ожесточённые бои развернулись за остров Шумшу — это было единственное сражение скоротечной войны, в котором потери советских войск оказались выше, чем у противника. Тем не менее, 23 августа командующий японскими войсками на Северных Курилах генерал-лейтенант Фусаки Цуцуми капитулировал.

Падение Шумшу стало ключевым событием Курильской операции — в дальнейшем занятие островов, на которых находились японские гарнизоны, превратилось в принятие их капитуляции.

Курильские острова. Фото: www.russianlook.com

Взяли Курилы, могли взять и Хоккайдо

22 августа главком Советских войск на Дальнем Востоке маршал Александр Василевский , не дожидаясь падения Шумшу, отдаёт приказ войскам занять Южные Курилы. Советское командование действует по плану — война продолжается, противник не капитулировал полностью, значит, следует двигаться дальше.

Первоначальные военные планы СССР были куда шире — советские подразделения были готовы к высадке на остров Хоккайдо, который должен был стать советской зоной оккупации. Как бы развивалась в этом случае дальнейшая история Японии, остаётся только гадать. Но в итоге Василевский получил приказ из Москвы — десантную операцию на Хоккайдо отменить.

Непогода несколько задержала действия советских войск на Южных Курилах, однако к 1 сентября Итуруп, Кунашир и Шикотан перешли под их контроль. Группа островов Хабомаи была полностью взята под контроль 2- 4 сентября 1945 года, то есть уже после капитуляции Японии. Боёв в этот период не было — японские солдаты безропотно сдавались в плен.

Итак, по окончании Второй Мировой войны Япония была полностью оккупирована союзными державами, причём основные территории страны попали под контроль США.


Курильские острова. Фото: Shutterstock.com

29 января 1946 года Меморандумом № 677 Главнокомандующего Союзных Держав генералом Дугласом Макартуром из территории Японии были исключены Курильские острова (острова Тисима), группа островов Хабомаи (Хабомадзе) и остров Сикотан.

2 февраля 1946 года в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР на этих территориях была образована Южно-Сахалинская область в составе Хабаровского края РСФСР, которая 2 января 1947 года вошла в состав новообразованной Сахалинской области в составе РСФСР.

Таким образом, де-факто Южный Сахалин и Курильские острова перешли к России.

Почему СССР не подписал мирный договор с Японией

Однако эти территориальные изменения не были официально закреплены договором между двумя странами. А политическая ситуация в мире изменилась, и вчерашний союзник СССР Соединённые Штаты превратился в ближайшего друга и союзника Японии, в связи с чем не был заинтересован ни в урегулировании советско-японских отношений, ни в решении территориального вопроса между двумя странами.

В 1951 году в Сан-Франциско был заключён мирный договор между Японией и странами антигитлеровской коалиции, который СССР не подписал.

Причиной тому явился пересмотр США прежних договорённостей с СССР, достигнутых в Ялтинском соглашении 1945 года, — теперь официальный Вашингтон полагал, что Советский Союз не имеет прав не только на Курилы, но и на Южный Сахалин. Во всяком случае, именно такая резолюция была принята Сенатом США во время обсуждения договора.

Тем не менее, в итоговом варианте Сан-Францисского договора Япония отказывается от прав на Южный Сахалин и Курильские острова. Но и здесь закавыка — официальный Токио и тогда, и сейчас заявляет, что не считает, что Хабомаи, Кунашир, Итуруп и Шикотан являются частью Курил.

То есть, японцы уверены — от Южного Сахалина они действительно отреклись, а вот от «северных территорий» никогда не отказывались.

Советский Союз отказался подписывать мирный договор не только из-за неурегулированности своих территориальных споров с Японией, но и из-за того, что он никак не разрешал аналогичных споров между Японией и тогдашним союзником СССР - Китаем.

Компромисс погубил Вашингтон

Лишь спустя ещё пять лет, в 1956 году, была подписана советско-японская декларация о прекращении состояния войны, которая и должна была стать прологом к заключению мирного договора.

Был озвучено и компромиссное решение — Японии будут возвращены острова Хабомаи и Шикотан в обмен на безоговорочное признание суверенитета СССР над всеми остальными спорными территориями. Но случиться это могло только после заключения мирного договора.

На самом деле Японию эти условия устраивали вполне, однако тут в дело вмешалась «третья сила». Соединённые Штаты совершенно не радовала перспектива налаживания отношений между СССР и Японией. Территориальная проблема выступала отличным клином, вбитым между Москвой и Токио, и её разрешение Вашингтон считал делом крайне нежелательным.

Японским властям было объявлено — в случае достижения компромисса с СССР по «курильской проблеме» на условиях дележа островов США оставят под своим суверенитетом остров Окинава и весь архипелаг Рюкю.

Угроза была поистине страшной для японцев — речь шла о территории с более чем миллионным населением, имеющей важнейшее историческое значение для Японии.

В результате возможный компромисс по вопросу Южных Курил растаял, как дым, а вместе с ним и перспектива заключения полноценного мирного договора.

К слову, контроль над Окинавой окончательно перешёл к Японии лишь в 1972 году. При этом 18 процентов территории острова и по сей день занимают американские военные базы.

Полный тупик

По сути дела, никакого продвижения в территориальном споре с 1956 года не произошло. В советский период, не достигнув компромисса, СССР пришёл к тактике полного отрицания какого-либо спора в принципе.

В постсоветский период у Японии затеплилась надежда, что щедрый на подарки президент РФ Борис Ельцин отдаст-таки «северные территории». Тем более, что подобное решение считали справедливым весьма заметные фигуры в России — к примеру, нобелевский лауреат Александр Солженицын.

Возможно, в этот момент японская сторона допустила ошибку, вместо компромиссных вариантов вроде того, что обсуждался в 1956 году, став настаивать на передаче всех спорных островов.

Но в России маятник уже пошёл в другую сторону, и те, кто считает невозможной передачу даже одного острова, сегодня звучат значительно громче.

И для Японии, и для России «курильский вопрос» за прошедшие десятилетия стал делом принципа. И российским, и японским политикам малейшие уступки грозят если не крахом карьеры, то серьёзнейшими электоральными потерями.

Поэтому продекларированное стремление Синдзо Абэ решить проблему, несомненно, похвально, но совершенно нереалистично.

Тихой сапой сдают Курилы Японии. В эти дни на Дальнем Востоке нашей страны происходят события, которых не должно бы быть. События, которые будут иметь далеко идущие последствия.

Имеем в виду посещение японским министром по делам Окинавы и "Северных Территорий" г-ном Ямомото двух Курильских островов: Кунашир и Итуруп.
Раньше японские министры только разглядывали острова с вертолётов или с близлежащего острова Хоккайдо в бинокль.

Теперь вот министр Итито Ямомото бродит по островам, посетил японское кладбище, вместе с российскими школьниками убирал мусор на побережье. В следующий приезд он уберёт с побережья как мусор,- русских.

Более того, Япония договорилась с нашей стороной о безвизовых поездках японцев на острова,прямо по внутреннему японскому паспорту.
Ожидается прибытие первых групп японских граждан.

Можно предположить, что за нашими с вами спинами готовится постепенная сдача вначале двух островов южных Курил. Предположив, можно с уверенностью сказать, что так и будет.

А затем, можно ожидать что и ещё два острова японцы выцыганят у России в обмен на какую-нибудь дребедень,подержанные автомобили с правым рулём, карманные зеркальца или кимоно. Кимоно и зеркальца — это преувеличения, однако дело плохо, раз свободно бродит по нашей территории японский министр.

Президент и правительство носятся с идеей заключения с Японией мирного договора, который нужен России как собаке пятая нога. Ради этого договора, ВВПутин -наш верховный лидер и единоличный решатель судеб страны, видимо договорился сдать острова.

Только вслед за островами японцы станут канючить, чтоб мы отдали им Южный Сахалин, оживятся кёнигсбергские немцы и их дети и потомки и Ангела Меркель начнёт требовать себе Калининградскую область, которая ой, как уязвима.

Встрепенитесь, национальные силы! Хватит гонять по Москве и Питеру безропотных мигрантов из Средней Азии, займитесь делом, у нас тихой сапой уводят территории, стратегически важные острова в районе богатом морепродуктами.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МИНИСТР ЯПОНИИ ПО ДЕЛАМ "СЕВЕРНЫХ ТЕРРИТОРИЙ" ПРИБЫЛ НА КУНАШИР.

Сразу после прохождения пограничного контроля он отправился на официальную встречу с властями поселка Южно-Курильск. Сегодня вечером Ямамото отбудет на Итуруп. Там министр также побеседует с властями и встретится с местным населением.

Днем Ямамото встретится с мэром Южно-Курильского городского округа Василием Соломко и осмотрит достопримечательности. На Кунашире японский министр пробудет до вечера, после чего отправится на другой остров — Итуруп. Там стартует официальная часть визита.

Ожидается, что Ямамото встретится с местным населением и посетит японское кладбище. Перед началом визита японские власти отмечали, что воспринимают поездку как напоминание о необходимости вернуть Южные Курилы под контроль Японии.

Однако согласно программе визита стороны ограничатся обсуждением безвизового режима, который существует для жителей Японии с 1991 года.

По словам старшего преподавателя Высшей школы экономики Андрея Фисюна, существование подобного пограничного режима стратегически важно для японцев. По его словам, Токио таким образом решает легитимность своих притязаний на территорию.

О том, стоит ли ожидать каких-то изменений по территориальному вопросу, в эфире Life News рассказал руководитель Центра японских исследований Института Дальнего Востока Валерий Кистанов.

Не думаю, что это будет прорывом в наших с Японией отношениях. Скорее — просто очередным шагом в рамках тех договоренностей, которые были достигнуты между президентом Владимиром Путиным и премьер-министром Японии Синдзо Абэ во время его визита 29 апреля в Москву, — говорит Валерий Кистанов. — Тот визит как раз можно было назвать знаковым, поскольку он состоялся спустя 10 лет после последнего визита предыдущего премьера. Сейчас наши с Японией отношения идут по восходящей — Путин и Абэ договорились о возобновлении переговоров по мирному договору, а это уже предполагает решение территориальных проблем. Сейчас мы ждем визита министра Лаврова в Японию в ноябре. Он состоится в новом для нас формате 2+2: в переговорах одновременно будут участвовать министры обороны и министры иностранных дел двух стран. Подобный формат Япония применяет только с ближайшими союзниками — США и Австралией. Очевидно, что на этих переговорах и будут достигнуты первые видимые шаги по развитию ситуации со спорными островами.

Помните, как у Булгакова завхоз Иван Васильевич, по недоразумению залезший на московский трон, отдавал русскую территорию «за так», по дурости. «Да ты что, сукин сын, самозванец, казённые земли разбазариваешь?! Так никаких волостей не напасёшься!».

Рассказали журналисты, что Путин намылился продать наши Курильские острова за $2 трлн, по штучке за остров, и тем компенсировать себе и кодле потери от кипрских и прочих воровских пролетов, включая швейцарские и американские расследования по ГунВОРу Тимченко. («Курильская проблема: Путин продвигает загадочную идею "хикиваке"»).
Потому и прилетал японец, о сумме с предателем спорил.

Помните, как у Булгакова завхоз Иван Васильевич, по недоразумению залезший на московский трон, отдавал русскую территорию «за так», по дурости. «Да ты что, сукин сын, самозванец, казённые земли разбазариваешь?! Так никаких волостей не напасёшься!»
Этот - за деньги из подлости.

Взрывы домов в Москве и Волгодонске, приуготовление в Рязани, Беслан, подлодка «Курск», морская территория с нефтью и газом, отданная Норвегии. Теперь - Курилы.
А спертое у страны бабло - сколько жизней на них не вылечили, не спасли - Бог весть.
Может, хватит?

На всякий случай: постановлением КС РФ 8-П2013 его «избрание» фактически отменено, потому что:
КС РФ признал, что выборы состоят из 2х частей. Неразъемных и неотъемлемых согласно Конституции. Второй части - об оспаривании - узаконено не было.
А раз не было закона - не было и выборов.
Вывод прост: Путин незаконный, узурпатор он.
Когда оккупантов прогоним, а наши придут, - помните, мы добилась законных оснований отменить все путькины предательства с 04.03.2012 как минимум. Шиш ему, а не иудины бабки.

gastroguru © 2017