Сценарий литературной гостиной, посвященной поэзии великой отечественной войны. Сценарий к Дню победы.docx - Литературно- музыкальная гостиная "День Победы" Сценарии литературно музыкальной композиции к дню победы 9 мая

Сценарий литературно-музыкальной композиции к 9 Мая «Отчизны верные сыны!», для исполнителей от 4 класса до 11 класса с подробнейшим описанием постановки.

Литературно – музыкальная композиция

«Отчизны верные сыны!»

Разработала: Алиева Елена Анатольевна , учитель начальных классов,

первой квалификационной категории МБОУ «Тучковской СОШ №1»

Рузского района Московской области.

Восемь чтецов в военной форме. Четыре первые чтеца стоят в середине на первой линии и на второй симметрично. С 5-ого по 8-ой чтецы –на третьей линии по краям по два человека. Вся композиция читается на фоне музыки.

Музыкальное вступление. «Священная война» (минус).

Чтец 1 . Воину доверено самое святое, что у нас есть - боеспособность Отечества. История помнит много примеров, когда воины отдавали себя без остатка во имя Родины, шли, если, надо, на смерть. Люди мира отдают дань глубокого уважения солдатам Великой Отечественной войны, освободившим нашу Родину и страны Европы от фашизма. Живую память о бессмертном подвиге рядовых в годы войны донести до нас стихи поэтов.

Чтец 2. Свистели вихри огневые,

Был кровью выкрашен закат,

И поднимались рядовые

За рядом - ряд,

За рядом - ряд…

Чтец 3 . Держа равнение на знамя,

На командира своего,

Они шагали смело в пламя

И выходили из него.

Чтец 4 .Бои гремели, словно грозы,

И шли на смерть без лишних слов

Великий рядовой Матросов,

Бессмертный рядовой Смирнов.

Чтец 1 .В пыль разбивалась вражья злоба

О волю и упорство их.

Встречала после вся Европа

Освободителей своих.

Музыка «День Победы» (минус)

Чтец 2 .И шли они державным шагом,

Гвардейским твердым шагом шли,

Тем счастливы, что над рейхстагом

Победы Знамя вознесли.

Чтец 3 . И принесли домой Победу,

Порадовав Отчизну-мать,

Чтобы ее, как эстафету,

Сынам подросшим передать.

Их сыновья сегодня сами

Чтец 4 .В высоком звании солдат,

Держа равнение на знамя,

Стоят в строю

За рядом - ряд…

Перестроение: четыре первых чтеца выстраиваются на третьей линии. Остальные выходят на первую линию.

Музыкальный фон: Шуман. «Грезы».
Чтец 5 .

В настоящее время в рядах защитников Родины - сыновья и внуки героев Великой Отечественной войны. Они не прошли суровых испытаний, выпавших на долю их отцов и дедов, но верно хранят героические традиции нашей армии. Всех, что носит армейскую и флотскую форму, все, кто ее носил и будет носить, все кто отныне зовется и будет зваться вооруженным защитником земли русской - да проникнемся единым чувством ответственности уже за эту великую символику, соединившую День Победы в сорок пятом и день рождения армии на земле, где ковались основные ресурсы Победы. «В сознании каждого должно быть: возрождая российскую армию - возрождаем Великую Русь», так сказал в одном из выступлений генерал, вице-президент России Александр Руцкой.

Чтец 6.

С головами поникшими
Над отцами погибшими
Встали мы.

Над легендой повитыми
Их могильными плитами
Встали мы.

Им, как будто мы мысленно,
Тихо мы и не выспренно
Говорим:

Чтец 7.

"Листья вашего дерева,
А не серая тень его -
Это мы!

Битв минувших не отблески,
А законные отпрыски -
Это мы!

Меж годами посредники,
Вашей славы наследники -
Это мы!

Продолжение повести
Вашей чести и совести -
Это мы!

Чтец 8.

Верность вашим обличиям,
Верность вашим обычаям -
Мы храним!

Верность вашему мужеству
И великому дружеству -
Мы храним!

Верность вашей душевности
И святой вашей верности -
Мы храним!

Сами ставшие взрослыми,
Вам клянемся мы веснами,
Светом собственных глаз.

И огнем над метелями,
Хлебом и колыбелями -
Все: Быть достойными вас!"
Расул Гамзатов

Музыка. «День Победы»(Минус)

Выходит чтец 9 в образе «Родины Матери».

Чтец 9.

ОТЧИЗНЫ ВЕРНЫЕ СЫНЫ, БОГАТЫРИ СЕГОДНЯШНЕГО ВЕКА!
ВО ИМЯ СЧАСТЬЯ ЧЕЛОВЕКА, ВЫ ШЛИ ДОРОГАМИ ВОЙНЫ.

ЧЕТЫРЕ ГОДА, ШАГ ЗА ШАГОМ, ТЕРЯЯ БЛИЗКИХ, ХОРОНЯ ДРУЗЕЙ
ОТ ПОДМОСКОВЬЯ ДО РЕЙХСТАГА ПРОШЛИ ПОЛКИ БОГАТЫРЕЙ.

ВЫ ПРИНЕСЛИ СВОБОДУ ЧЕЛОВЕКУ, СМЕТАЯ МРАЗЬ КОРИЧНЕВОЙ ЧУМЫ.
СЕГОДНЯ ДЕНЬ ПОБЕДЫ, ПРАЗДНИК ВЕКА, ВЕЛИКИЙ ПРАЗДНИК ОТМЕЧАЕМ МЫ!

ВЕЛА НАС РОДИНА К ПОБЕДЕ ВСЮ ВОЙНУ.
НАС ВРАГ НЕ СМОГ ПОСТАВИТЬ НА КОЛЕНИ.
МЫ СБЕРЕГАЛИ МОГУЧУЮ СТРАНУ
ДЛЯ БУДЕЩЕГО МНОГИХ ПОКОЛЕНИЙ!

НИ ЦАРЬ, НИ БОГ, НИ ЛЕГЕНДАРНЫЙ ВИТЯЗЬ - ПРОСТОЙ СОЛДАТ ПОБЕДУ НАМ ПРИНЕС!

И НЕ СТЫДИТЕСЬ, ЛЮДИ, НЕ СТЫДИТЕСЬ СЧАСТЛИВЫХ СЛЕЗ И ГРУСТНЫХ, СКОРБНЫХ СЛЕЗ.

Музыка. Шуман «Грезы».

НИ ВСТРЕТИЛА МАТЬ ДОЛГОЖАННОГО СЫНА
ГОЛОС ОТ СЛОНА И ПЛАЧА ОХРИП
ГДЕ ТО, В ЧУЖОЙ СТРАНЕ, ПОД БЕРЛИНОМ, СЫН,НАСТУПАЯ, ПОГИБ.
СЛОВО «ПОГИБ» - ЭТО СТРАШНОЕ СЛОВО- ГОРЕМ ВОРВАЛОСЬ В МИЛЛИОНЫ СЕМЕЙ.
В МАЙСКИЕ ДНИ ОДИНОКИЕ ВДОВЫ ЖДАЛИ ПОГИБШИХ МУЖЕЙ.
СОЛНЦЕ ПОБЕДЫ ПЛАМЕННЫМ СВЕТОМ, ГРЕЕТ В ОКОПАХ ОСТЫВШИЙ СВИНЕЦ.
ВЫРАСТУТ ДЕТИ И ТОЛЬКО ПОРТРЕТЫ СМОГУТ НАЗВАТЬ ОНИ НЕЖНО – «ОТЕЦ».

ВСТАНЬТЕ, ПОСТОЙТЕ МИНУТУ В МОЛЧАНИИ,

К ВАМ ЧЕРЕЗ ГОДЫ И ВИХРИ ОГНЯ
ВЕЧНО ЖИВЫЕ ПРИШЛИ НА СВИДАНИЕ

ДЕТИ, ОТЦЫ И МУЖЬЯ!

Метроном. Минута молчания.

Музыка. «День Победы». Поклон. С поворотом через левое плечо чтецы уходят со сцены.

В разработке использованы стихотворения:

В.Костко. Стихи о рядовых.

Р. Гамзатов. Клятва сыновей.

С. Митяев «Отчизны верные сыны» в обработке Е. Алиевой.

О. Митяев. «Не встретила мать долгожданного сына….».

В разработке использована музыка:

А. Александров. «Священная война».

Р. Шуман «Грезы».

Д. Тухманов.«День Победы».

Ход мероприятия

1 СЛАЙД
Звучит мелодия «Прощание славянки»

Ведущий: Добрый день, уважаемые зрители! Сегодня, накануне празднования Дня Победы, мы вспоминаем тех, кто воевал, кто писал о войне, кто погиб во имя мира и свободы.

Ведущий: Хотя прошло более полувека со дня Победы, но время не властно над памятью людей разных поколений. Никогда не померкнет подвиг солдат и подвиг народа-труженика, ковавшего победу в тылу. Остаются в строю и стихи той поры, и произведения, и песни, окрылявшие в годы войны душу солдата. А иначе и быть не могло. Литература - это не только зеркало жизни, это сама жизнь.
Так давайте же сегодня прикоснемся сердцем к подвигам наших солдат!

Ведущий: Самый светлый, самый летний день в году,

Самый длинный день двадцать второго.

Спали дети, зрели яблоки в саду…

Вспоминаем, вспоминаем это снова!

Ведущий: Вспоминаем эту ночь и в этот час

Взрыв, что солнце погасил в кромешном гуле,

Сквозь повязки неумелые сочась,

Кровь народа заалела в том июне.


Ведущий:
2 СЛАЙД ЩЕЛЧОК Разве погибнуть ты нам обещала, Родина?

ЩЕЛЧОК Ведущий Жизнь обещала, любовь обещала, Родина!

ЩЕЛЧОК Ведущий Разве для смерти рождаются дети, Родина?

ЩЕЛЧОК Ведущий Разве хотела ты нашей смерти, Родина?

ЩЕЛЧОК Ведущий Тихо сказала: «Вставайте на помощь… Родина»

На сцену выходят участники. Они стоят спиной к зрительному залу, оставаясь невидимыми до первых слов. На словах поочередно разворачиваются с зажженными свечами.

3 СЛАЙД

1. Я хотел жить, учиться, еще чуть-чуть и я бы стал доктором...

2. В нашем селе не было учительницы начальных классов, и я мечтала ею стать...

3. Я готовился стать отцом. «Будет сын, - говорил я Светлане, а она смеялась и отвечала: «Ага, сын с косичками»...

4. Я дом строил. Свой, добротный, бревенчатый, с узорчатыми ставнями, с окнами на реку...

- Мы, погибшие на полях сражений...

- Мы, замученные в концлагерях...

- Мы, погибшие в оккупации...

- Мы, умершие от голода...

Ведущий
Недоучились и недостроили. Так и не услышали долгожданных слов: «Мама, папа».

Виной тому стала... ВОЙНА! А она начиналась так...

4 СЛАЙД
Вед.: Этот день начался не тихой зарей, а грохотом бомб, свистом пуль и скрежетом стали. 22 июня 1941 года. Война. В этот день писатели Москвы собрались как по боевой тревоге, на митинг.

Ведущий: Над землей война металась

По земле пожаром шла

Землю кровью пропитала,

И расплавленным металлом

На три метра пролила.

Ведущий: Наши матери плачут, и ровесницы молча грустят.

Мы не знали любви, не изведали счастья ремесел,

Нам досталась надолго нелегкая участь солдат.

Выходят Саша и Вика .

Мелодия «С чего начинается Родина»

Девушка читает стих. «До свидания, мальчики» Б. Окуджава


Ах, война, что ж ты сделала, подлая:
стали тихими наши дворы,
наши мальчики головы подняли -
повзрослели они до поры,
на пороге едва помаячили
и ушли, за солдатом - солдат...
До свидания, мальчики!
Мальчики,
постарайтесь вернуться назад.
Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,
не жалейте ни пуль, ни гранат
и себя не щадите,
и все-таки
постарайтесь вернуться назад.

Ах, война, что ж ты, подлая, сделала:
вместо свадеб - разлуки и дым,
наши девочки платьица белые
раздарили сестренкам своим.
Сапоги - ну куда от них денешься?
Да зеленые крылья погон...
Вы наплюйте на сплетников, девочки.
Мы сведем с ними счеты потом.
Пусть болтают, что верить вам не во что,
что идете войной наугад...
До свидания, девочки!
Девочки,
постарайтесь вернуться назад.

Парень читает стих. «Жди меня» К. Симонов)

Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души...
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет:- Повезло.-
Не понять не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,-
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.

5 СЛАЙД
Ведущий: Великая Отечественная война против гитлеровской Германии была священной, освободительной, всенародной. Победу приближали не только мужчины. Нежные, хрупкие девушки и женщины тоже взвалили на себя тяжесть войны. Женщины умели не только ждать, но и стоять за станком, растить детей, воевать.

6 СЛАЙД Ведущий: Говорят: «У войны не женское лицо», но женщины уходили на фронт. Они помогали раненым, подносили снаряды, они были снайперами, летчиками… Они были солдатами. Стала медсестрой Вероника Тушнова ЩЕЛЧОК

Слово их тоже было оружием. Анна Ахматова ЩЕЛЧОК , Ольга Берггольц ЩЕЛЧОК … Их стихи знали, ждали…
(Чтение наизусть стихотворения О.Берггольц «Я никогда героем не была»

Я никогда героем не была.
Не жаждала ни славы, ни награды.
Дыша одним дыханьем с Ленинградом,
я не геройствовала, а жила.

И не хвалюсь я тем, что в дни блокады
не изменяла радости земной,
что, как роса, сияла эта радость,
угрюмо озаренная войной.

И если чем-нибудь могу гордиться,
то, как и все друзья мои вокруг,
горжусь, что до сих пор могу трудиться,
не складывая ослабевших рук.
Горжусь, что в эти дни, как никогда,
мы знали вдохновение труда.

В грязи, во мраке, в голоде, в печали,
где смерть, как тень, тащилась по пятам,
такими мы счастливыми бывали,
такой свободой бурною дышали,
что внуки позавидовали б нам.

О да, мы счастье страшное открыли, -
достойно не воспетое пока,
когда последней коркою делились,
последнею щепоткой табака,
когда вели полночные беседы
у бедного и дымного огня,
как будем жить, когда придет победа,
всю нашу жизнь по-новому ценя.

И ты, мой друг, ты даже в годы мира,
как полдень жизни будешь вспоминать
дом на проспекте Красных Командиров,
где тлел огонь и дуло от окна.
Ты выпрямишься вновь, как нынче, молод.
Ликуя, плача, сердце позовет

Да здравствует, да царствует всегда
простая человеческая радость,
основа обороны и труда,
бессмертие и сила Ленинграда.
Да здравствует суровый и спокойный,
глядевший смерти в самое лицо,
удушливое вынесший кольцо
как Человек,
как Труженик,
как Воин.

Сестра моя, товарищ, друг и брат:
ведь это мы, крещенные блокадой.
Нас вместе называют - Ленинград;
и шар земной гордится Ленинградом.

Двойною жизнью мы сейчас живем:
в кольце и стуже, в голоде, в печали
мы дышим завтрашним -
счастливым, щедрым днем.
Мы этот день уже завоевали-

И ночь ли будет, утро или вечер,
но в этот день мы встанем и пойдем
воительнице-армии навстречу
в освобожденном городе своем.
Мы выйдем без цветов,
в помятых касках,
в тяжелых ватниках,
в промерзших полумасках,

как равные - приветствуя войска.
И, крылья мечевидные расправив,
над нами встанет бронзовая слава,
держа венок в обугленных руках.

Ведущий: 6 СЛАЙД Юлия Владимировна Друнина. Девочка из интеллигентной московской учительской семьи, стихи писала с детства.

Слайд (фото, слова)

Выходит ученица (Юлия Друнина):

В 17 лет я прямо со школьной скамьи добровольцем ушла на фронт, работала санитаркой в госпитале. Затем - санинструктором в пехотном батальоне. Воевала в пехоте, в артиллерии. Была ранена, награждена медалью «За отвагу», орденом Красного Знамени. В 1944 году меня демобилизовали по инвалидности после очередной контузии.

Хотя я писала с детства, но почувствовала себя поэтом в 1944 году. Первая подборка стихов была опубликована в 1945 году в журнале «Знамя», конечно, стихи были о войне.

(Стихотворение Ю Друниной «Не плакала»)

Ах, Лидочки, Настеньки, Тани,
Сиянье доверчивых глаз!
Откуда в часы испытаний
Вдруг силы берутся у вас?

Так хочется счастья и мира!
Но ежели… нам не впервой…
Припала вдова командира
К планшетке его полевой.

Припала, губу закусила,
А плакать нельзя - ребятня…
- Как звать тебя? Может, Россия?
- Я - Лида. Так кличут меня.

Сквозь трудные слезы, сурово,
Любовью и гневом полны,
Вдове улыбаются вдовы
Великой священной войны…

(Стихотворение «Зинка» Ю. Друниной читают наизусть по ролям)

2 девушки

Памяти однополчанки - Героя Советского Союза Зины Самсоновой.

1. Мы легли у разбитой ели,

Ждем, когда же начнет светлеть.

Под шинелью вдвоем теплее

На продрогшей, сырой земле.

Знаешь, Юлька, я против грусти,

Но сегодня она не в счет.

Где-то в яблочном захолустье

Мама, мамка моя живет.

У тебя есть друзья, любимый,

У меня лишь она одна.

За порогом бурлит весна.

Старой кажется: каждый кустик

Беспокойную дочку ждет.

Знаешь, Юлька, я против грусти,

Но сегодня она не в счет...

Отогрелись мы еле-еле,

Вдруг нежданный приказ: "Вперед!"

Снова рядом в сырой шинели

Светлокосый солдат идет.

2. С каждым днем становилось горше,

Шли без митингов и знамен.

В окруженье попал под Оршей

Наш потрепанный батальон.

Зинка нас повела в атаку,

Мы пробились по черной ржи,

По воронкам и буеракам,

Через смертные рубежи.

Мы не ждали посмертной славы,

Мы хотели со славой жить.

Почему же в бинтах кровавых

Светлокосый солдат лежит?

Ее тело своей шинелью

Укрывала я, зубы сжав,

Белорусские ветры пели

О рязанских глухих садах.

3. - Знаешь, Зинка, я против грусти,

Но сегодня она не в счет.

Где-то в яблочном захолустье

Мама, мамка твоя живет.

У меня есть друзья, любимый,

У нее ты была одна.

Пахнет в хате квашней и дымом,

За порогом бурлит весна.

И старушка в цветастом платье

У иконы свечу зажгла.

Я не знаю, как написать ей,

Чтоб тебя она не ждала...

Ведущий: Не женское это дело – убивать, но тогда, в 41-м, уходили на фронт совсем еще молодые девушки, всеми правдами и неправдами осаждая военкоматы, прибавляя себе год-два, рвались на передовую. О таких девушках писал Борис Львович Васильев 8 СЛАЙД

Выходит ученик (Б. Васильев):

Я родился в Смоленске в семье кадровых военных. Быть военным не собирался, мечтал стать историком, но война все перечеркнула. 8 июля 1941 года я, девятиклассник- доброволец, в составе истребительного батальона прибыл на фронт. Участвовал в боях за родной Смоленск, под Вязьмой. После войны стал профессионально заниматься литературой. Написаны повести «Встречный бой», «Завтра была война», а первая повесть «А зори здесь тихие» сразу же получила признание читателей.

9 СЛАЙД (2 ЩЕЛЧКА)
Сценка из романа Б. Васильева «А зори здесь тихие».

Кирьянова говорила коротко: сказала два раза "слушаю" да раз пять поддакнула. Старшина:

Стройте людей.

Построены, товарищ старшина.

Строй, нечего сказать. У одной волосы, как грива, до пояса, У другой какие-то бумажки в голове. Вояки! Чеши с такими лес, лови немцев с автоматами! А у них, между прочим, одни родимые, образца 1891-го дробь 30-го года...

Вольно!

Женя, Галя, Лиза... Сморщился старшина:

Погодите, Осянина! Немцев идем ловить - не рыбу. Так чтоб хоть стрелять умели, что ли...

Умеют.

Хотел Васков рукой махнуть, но спохватился:

Да, вот еще. Может, немецкий кто знает?

Я знаю.

Что - я? Что такое я? Докладывать надо!

Боец Гурвич.

Ох-хо-хо! Как по-ихнему - руки вверх?

Хенде хох.

Точно, - махнул-таки рукой старшина. - Ну, давай, Гурвич...

Выстроились эти пятеро. Серьезные, как дети, но испуга вроде пока нет.

Идем на двое суток, так надо считать. Взять сухой паек, патронов... по пять обойм. Подзаправиться... Ну, поесть, значит, плотно. Обуться по-человечески, в порядок себя привести, подготовиться. На все - сорок минут.

Остаток времени старшина посвятил небольшой лекции, вводящей, по его мнению, бойцов в курс дела:

Противника не бойтесь. Он по нашим тылам идет, - значит, сам боится. Но близко не подпускайте, потому как противник все же мужик здоровый и вооружен специально для ближнего боя. Если уж случится, что рядом он окажется, тогда затаитесь лучше. Только не бегите, упаси бог: в бегущего из автомата попасть - одно удовольствие. Ходите только по двое. В пути не отставать и не разговаривать. Если дорога попадется, как надо действовать?

Знаем, - сказала рыжая. - Одна - справа, другая - слева.

Скрытно, - уточнил Федот Евграфыч. - Порядок движения такой будет: впереди - головной дозор в составе младшего сержанта с бойцом. Затем в ста метрах - основное ядро: я... - он оглядел свой отряд, - с переводчицей. В ста метрах за нами - последняя пара. Идти, конечно, не рядом, а на расстоянии видимости. В случае обнаружения противника или чего непонятного... Кто по-звериному или там по-птичьему кричать может?

Захихикали, дуры...

Я серьезно спрашиваю! В лесу сигналы голосом не подашь: у немца тоже уши есть. Примолкли.

Я умею, - робко сказала Гурвич. - По ослиному: и-а, и-а!

Ослы здесь не водятся, - с неудовольствием заметил старшина. - Ладно, давайте крякать учиться. Как утки.

Показал, а они засмеялись. Чего им вдруг весело стало, Васков не понял, но и сам улыбки не сдержал.

10 СЛАЙД
Ведущий: Юрий Васильевич Бондарев. В июне 1941 года Юре Бондареву было чуть больше 17-ти лет. Как все сверстники, он рвался на фронт.

Слайд (фото)

Выходит ученик (Ю. Бондарев):

Я окончил ускоренный курс артиллерийского училища и уже в 1942 году воевал под Сталинградом.

Роман «Горячий снег», написанный в 1969 году, как раз об этих событиях: о боях на подступах к Сталинграду артиллерийской батареи. По мотивам этого романа был снят художественный фильм под тем же названием. В 1945 году после очередного ранения я демобилизовался. В свое книге «Мгновения» я написал: «Война уже стала историей. Но так ли это? Для меня ясно одно: главные участники истории – это люди и время. Не забывать время- это значит не забывать людей, не забывать людей - это значит не забывать время. Быть историчным – это быть современным».


(Просмотр отрывка из фильма «Батальоны просят огня»)

11 СЛАЙД
Ведущий: Виктор Петрович Астафьев – сибиряк. Детдомовец. В 1942 году добровольцем ушел на фронт.

Слайд (фото)

Ученик (Астафьев):

Я воевал в артиллерии, был связистом, шофером, артиллерийским разведчиком. Участвовал в боях на Курской дуге, освобождал Украину, Польшу, был тяжело ранен, контужен, в 1945 году демобилизован. Я всегла чувствовал вину перед теми, кто не дожил, не долюбил. Свою правду о войне поведал в повестях: «Веселый солдат», «Так хочется жить», в страшном монументальном романе «Прокляты и убиты».

Ведущий: Не о бессмертном народе-победителе писал В.П.Астафьев, а о «рядовом» человеке на войне, который сохраняет в себе доброту, любовь в адских условиях чудовищной, испепеляющей стихии войны.

Ведущий: Они. Молодые солдаты, вынесли на своих плечах основные тяготы войны. Такие, как простой русский солдат Василий Теркин – герой поэмы Твардовского.
12 СЛАЙД

(На сцену выходит Василий Теркин)

Теркин: Вот пришел я с полустанка

В свой родимый сельсовет.

Я пришел, а тут гулянка.

Нет гулянки? Ладно. нет,

Я в другой колхоз, и в третий

Вся округа на виду,

Где-нибудь на этом свете

На гулянку попаду.

13 СЛАЙД
Ведущий: А любовь на войне? На войне чувства были еще острее, пронзительнее, потому что никогда солдат не знал, долго ли продлится его счастье.

Ведущий: Я не знаю, у какой заставы

Вдруг умолкну в завтрашнем бою,

Умирая, вспомню я опять

Девушку, которую люблю

Ту, что не успел поцеловать.

14 СЛАЙД
Ведущий: Многие современные поэты пишут о войне. Среди них Владимир Семенович Высоцкий. Он был ребенком, когда началась война. Вырос в семье военного, и поэтому знал многое о войне. Тема войны пронесена Высоцким через всю жизнь.

Ведущий: Сам Владимир Высоцкий объяснял это так: «…почему у меня много военных песен? Почему я так часто обращаюсь к военной теме?.. Во-первых, нельзя об этом забывать. Война всегда будет волновать –это такая великая победа, которая на четыре года покрыла нашу землю. Во-вторых, у меня военная семья…»

Ведущий: «Песни Высоцкого о войне – это, прежде всего, песни очень настоящих людей… Сильных, усталых, мужественных, добрых. Таким людям можно доверить и собственную жизнь, и Родину. Такие не подведут. Именно так и переходят от родителей к детям самые значительные, самые высокие понятия…» (Р.Рождественский)

15 СЛАЙД
Вед. ЩЕЛЧОК Всеволод Багрицкий – погиб в 19 лет под Ленинградом, записывая рассказ политрука.

ЩЕЛЧОК Павел Коган – погиб в 23 года под Новороссийском, возглавляя разведгруппу.

ЩЕЛЧОК Николай Майоров – убит в бою на Смоленщине в 23 года

ЩЕЛЧОК Михаил Кульчицкий – погиб в 23 года под Сталинградом.

ЩЕЛЧОК Семен Гудзенко – умер от ран.

Ведущий: Человеческая память. Время не властно над ней. И сколько бы лет и десятилетий не прошло, люди Земли снова и снова будут возвращаться к нашей Победе.

16 СЛАЙД

(Звучит песня «Журавли», слайды героев Сов. Союза Мишкинского района)

Ведущий: Мы вас помним, солдаты

Пусть известны не все имена,

Но войны той жестокой раскаты

Не умолкнут во все времена.

Ведущий: Чашу страданья испив всю до дна,

Вы из жизни ушли молодыми,

Но в памяти нашей во все времена

Останетесь вечно живыми.

Ведущий: Нет, время не властно над нами

Нашей скорби ему не убить.

Омоем ваш прах мы слезами

Учась благодарными быть.

Ведущий: Литература о войне – это дань памяти подвигу русского народа, подвигу русского солдата. Эту эстафету памяти мы должны передать следующим поколениям.
17 СЛАЙД

(Стихотворение читает ученица 3 класса «Я рисую людей»)

Я рисую людей,

Я рисую траву,

Я рисую все то,

Что вокруг наяву.

Я рисую дома

И сады на луне.

Я рисую все то,

Что увижу во сне.

Не хочу рисовать я

Разрывы от бомб.

Пусть не плачет

Никто на рисунке моем.

Мы в обиду планету свою не дадим.

«Да!»- цветущим садам

«Нет!»- войне говорим.

Финальная песня «Здравствуй, мир» (муз. Л. Квинт, сл. В. Кострова)

Фронтовой концерт

Дети заходят под марш.

Вед. Добрый день гости, ветераны, взрослые и дети! 9 мая! Счастливый и радостный день! 72 года назад советский народ одержал великую победу над фашистской Германией. Этот день помнят деды, знают внуки, и каждый человек гордится нашей победой.

Я знаю от папы, я знаю от деда

Ещё тогда нас не было на свете,

Когда гремел салют из края в край.

Солдаты, подарили вы планете

Великий май, победный май!

Майский праздник –

День Победы

Отмечает вся страна.

Надевают наши деды

Боевые ордена.

Песни фронтовые,

Награды боевые,

Красные тюльпаны,

Встречи ветеранов

И салют в полнеба,

Огромный, как Победа.

Песня «Этот праздник большой-День Победы»

Вед. 1. Ранним утром 22 июня 1941 года была остановлена мирная жизнь только одним коротким,но страшным словом – война!

Музыка «Священная война»

Вставай народ! Услышав клич земли,

На фронт солдаты Родины ушли

С отцами рядом были их сыны.

И дети шли дорогами войны.

Дети под марш проходят и садятся.

За Днепр и Волгу шли солдаты в бой.

Сражались за любимый край родной.

За каждый город, каждое село.

За все, что на земле моей росло.

За детскую улыбку, светлый класс.

За Мир, за счастье каждого из нас!

Вед. Отстоять свою Родину, не упасть духом, не потерять веру в себя, на фронте помогала песня.

Пусть узнают юные солдаты,

Как однажды, в предрассветный час,

Песни взяли в руки автоматы.

Им наград не вешали на грудь,

Их портретов не было в газете,

Но прославлен их нелёгкий путь,

И народ, воспевший песни эти!

Я бы с песни начал свой рассказ,

С той нехитрой песни сокровенной,

Что, как символ радости неслась

Над Софией, Будапештом, Веной.

Пешим ходом и в грузовике,

Жарким днём и зимнею порошей,

Мы её носили в вещмешке,

Самой ценной, самой лёгкой ношей.

Композиция «В лесу прифронтовом»

Танец «Песенка фронтового шофера»

Ой, ты, песня, песня огневая,

Пусть трепещут от тебя враги.

Ты звучи, звучи, не умолка,

Победить скорей нам помоги.

И летят снаряды в тьму густую,

И огнем окрашен небосвод.

Защищаем мы страну родную.

И "Катюша" нам в бою поет!

Песня «Катюша»

Ведущая. В дни войны песня была оружием, клятвой, паролем и мечтою. Мечтою о встрече с родными и друзьями, о встрече с местами, где они жили. Запели солдаты о красоте природы, о березах, о реке, и каждый вспомнил свою родную сторонку. Словно какое-то волшебное слово перенесло его в родные края.

Композиция «Синенький платочек»

Танец «Яблочко»

Ведущий : Особенным этот день стал для жителей Ленинграда, переживших страшную 900 дневную блокаду города.

Проходят дни и месяцы, и годы, но в памяти останется всегда

Война, что принесла лишения, невзгоды, и детство ваше забрала.

Присев на скамеечку в сквере, где слышится смех детворы,

Вам вспомнится трудное детство далекой блокадной поры.

Пусть солнце вам ласково светит и звонко поют соловьи.

А дети на нашей планете вовек не узнают войны.

Песня (Взрослые)

Песня «Победа далась нелегко»

За страну родную люди

Отдавали жизнь свою

Никогда мы не забудем

Павших в доблестном бою.

Вед. Давайте встанем, помолчим. Почтим память героев Великой Отечественной. Всех, чьи жизни унесла в суровый час война.

МИНУТА МОЛЧАНИЯ

Победы ветер был не за горами

Он несся к нам сквозь дым, огонь и шквал

И каждый человек в тылу, на фронте

Её прихода с нетерпеньем ждал!

Песня «Дорога на Берлин»

Победой кончилась война,

Те годы – позади.

Горят медали, ордена

У многих на груди.

2-й ребёнок :

Сияет солнце в День Победы

И будет нам всегда светить.

В боях жестоких наши деды

Врага сумели победить.

Ребенок :

Там, где пушки не гремят,

В небе солнце ярко светит.

Нужен мир для всех ребят.

Нужен мир на всей планете!

Песня «О мире»

1-й ребенок

Есть солнце, которое с песней проснется

И песней веселой по свету несется.

2-й ребенок

У Солнца - веснушки, у солнца - игрушки,

Ему не нужны автоматы и пушки.

3-й ребенок

Мечтает о счастье оно и танцует,

Улыбки цветов на асфальте рисует.

Танец «Я рисую этот мир»

1-й ребенок

Солнце светит так красиво,

Солнце ярко светит нам!

Детям нужен мир счастливый,

Нужен мир для пап и мам!

2-й ребенок

Взрослые, вас просят дети,

Чтобы мир вы берегли,

Чтоб светило солнце детям

В каждом уголке земли.

Ведущий Мы поздравляем всех ветеранов и гостей с большим праздником. Счастья вам, добра и мирного неба над головой (Дети дарят

цветы ветеранам.)

Песня «День Победы»

Под музыку выходят из зала.

Публикации по теме:

Литературно-музыкальная композиция «Никто не забыт и ничто не забыто» к празднику 9 мая для старшего дошкольного возраста Цель праздника: 1. Знакомство с государственным праздником Днём Победы. 2. Приобщение к культурному наследию народа, воспитание в детях.

Литературно-музыкальная композиция "О Том, Чья заповедь - любовь!" Цель: формирование православной культуры дошкольников как средства.

Сценарий литературно-художественной композиции «Мой любимый край» (подготовительная группа) Дети под музыку входят в зал, перестраиваясь в хороводы, останавливаются у центральной стены. Вед. Почти в самом центре Мурманской области.

Сценарий литературно-игровой композиции «Чтобы помнили» ко Дню 9 мая Литературно- игровая композиция «Чтобы помнили» ко дню открытых дверей(21.04.15) для детей 2 класса А, МБОУНОШ №5 г. Тулы. Воспитатель гпд.

Сценарий литературно-музыкальной гостиной «Белые Журавли» памяти солдат погибших на фронтах разных войн Блок 1. История праздника «Белые Журавли» (Скорбная музыка на фоне слова ведущего) Ведущий: От неизвестных и до знаменитых, Сразить.

Литературно-музыкальная композиция "По дорогам войны". Начальная школа

Харламова Юлия Сергеевна,учитель начальных классов МАОУ "Школа № 26" Г.о.Балашиха.
Цель: Формирование у детей представления о подвиге народа, который встал на защиту своей Родины в годы Великой Отечественной войны.
Задачи:
-расширять знания детей о Великой Отечественной войне, показать жизнь многострадального народа.
-воспитывать уважение к защитникам Родины, любовь к Родине,гордость за свой народ,желание защищать свою страну.
-формировать патриотические чувства.
Ход мероприятия:
На фоне медленной мелодии дети инсценируют стихотворение "Если скажут слово Родина "

Если скажут слово “Родина”,
Сразу в памяти встаёт
2 ученик:
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
3 ученик:
У реки берёзка-скромница
И ромашковый бугор…
4 ученик:
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор…
1 ученик:
В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног
2 ученик:
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.
3 ученик:
Или степь от маков красная,
Золотая целина…
4 ученик:
Родина бывает разная,
Вместе:
Но у всех она одна!
Звучит гул серены и голос Левитана о начале войны.
Все дети исполняют песню" Священная война" .
1 ученик: (В военной форме)
Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые,
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!
2 ученик:
До свидания, города и хаты!
Нас дорога дальняя зовёт!
Молодые,смелые ребята
На заре уходим мы на фронт!
1 ученик: (Инсценирующие первое стихотворение)
Вставай народ! Услышав клич земли.
На фронт солдаты Родины ушли.
2 ученик:
За Днепр, за Волгу ушли солдаты в бой.
Сражались за любимый край родной.
3 ученик:
За каждый город, каждое село.
За все, что на земле моей росло.
4 ученик:
За детскую улыбку, светлый класс,
За мир,
Вместе:
За счастье каждого из нас!

Звучит"Прощание славянки".Дети в форме перестраиваются под музыку.Остальные машут стоя им платками вслед. Рассаживаются.

Девочка читает стихотворение "До свидания,мальчики." Ю.Окуджава.
Ах, война, что ж ты сделала, подлая:
Стали тихими наши дворы,
Наши мальчики головы подняли -
Повзрослели они до поры,
На пороге едва помаячили
И ушли, за солдатом - солдат...
До свидания, мальчики!
Мальчики,

Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,
Не жалейте ни пуль, ни гранат
И себя не щадите,
и все-таки
Постарайтесь вернуться назад.
Ах, война, что ж ты, подлая, сделала:
Вместо свадеб - разлуки и дым,
Наши девочки платьица белые
Раздарили сестренкам своим.
Сапоги - ну куда от них денешься?
Да зеленые крылья погон...
Вы наплюйте на сплетников, девочки.
Мы сведем с ними счеты потом.
Пусть болтают, что верить вам не во что,
Что идете войной наугад...
До свидания, девочки!
Девочки,
Постарайтесь вернуться назад.
1 ведущий:
22 июня в 3 часа 15 минут немецкие войска перешли границы Советского Союза.Так называлась наша страна.И все: и стар, и млад встали на защиту Отечества.
2 ведущий:
Ваши прабабушки,прадедушки ушли на войну. Тогда они были очень молодые. Вчерашние школьники надевали на себя гимнастерки и тоже уходили на фронт.

Исполняется песня "Сыны полков". Музыка: Яков Дубравин Слова: Вольт Суслов.

Ученик читает "Рассказ танкиста".А.Твардовский .



А как зовут, забыл его спросить.
Лет десяти-двенадцати. Бедовый,
Из тех, что главарями у детей,
Из тех, что в городишках прифронтовых
Встречают нас как дорогих гостей.
Машину обступают на стоянках,
Таскать им воду вёдрами - не труд,
Приносят мыло с полотенцем к танку
И сливы недозрелые суют…
Шёл бой за улицу. Огонь врага был страшен,
Мы прорывались к площади вперёд.
А он гвоздит - не выглянуть из башен, -
И чёрт его поймёт, откуда бьёт.
Тут угадай-ка, за каким домишкой
Он примостился, - столько всяких дыр,
И вдруг к машине подбежал парнишка:
- Товарищ командир, товарищ командир!
Я знаю, где их пушка. Я разведал…
Я подползал, они вон там, в саду…
- Да где же, где?.. - А дайте я поеду
На танке с вами. Прямо приведу.
Что ж, бой не ждёт. - Влезай сюда, дружище! -
И вот мы катим к месту вчетвером.
Стоит парнишка - мины, пули свищут,
И только рубашонка пузырём.
Подъехали. - Вот здесь. - И с разворота
Заходим в тыл и полный газ даём.
И эту пушку, заодно с расчётом,
Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём.
Я вытер пот. Душила гарь и копоть:
От дома к дому шёл большой пожар.
И, помню, я сказал: - Спасибо, хлопец! -
И руку, как товарищу, пожал…
Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
Но как зовут, забыл его спросить.

1 ученик:
Кто сказал,что надо бросить
Песни на войне?
После боя сердце просит
Музыки вдвойне!
2 ученик:
Не зря про путь к Берлину пели
О том, как был нелегок и нескор
Песни вместе с ними постарели,
А в стране остались до сих пор!

Исполняется танец под песню"Смуглянка" .Музыка: Анатолия Новикова.
Слова: Якова Шведова.


1 ведущий:
Шли солдаты на запад,
По дорогам войны.
Выпадал среди залпов,
Может, час тишины.
2 ведущий:
И тогда на привале,
Опустившись в окоп,
Люди письма писали
Тем, кто был так далек.

1 ученик:(солдат)
Здравствуй, дорогой Максим!
Здравствуй, мой любимый сын!
Я пишу с передовой. Завтра утром - снова в бой!
Будем мы фашистов гнать.
Береги, сыночек, мать.
Позабудь печаль и грусть -
Я с победою вернусь!
Обниму вас, наконец.
До свиданья.
Твой отец.
2 ученик:(солдат)
Мама, я еще вернусь с войны,
Мы, родная, встретимся с тобою,
Я прижмусь средь мирной тишины,
Как дитя, к щеке твоей щекою.
К ласковым рукам твоим прижмусь
Жаркими, шершавыми губами.
Я в твоей душе развею грусть
Добрыми словами и делами.
Верь мне, мама, - он придет, наш час,
Победим в войне святой и правой.
И одарит мир спасенный нас
И венцом немеркнущим, и славой!
3 ученик:(солдат)
Мои братья и сестры родные,
Завтра снова я в бой иду.
За Отчизну свою, за Россию,
Что попала в лихую беду.
Соберу свое мужество, силу.
Стану недругов наших громить.
Чтобы вам ничего не грозило,
Чтоб могли вы учиться и жить!

Ведущий 1 :
Путь к победе был долог и труден. Каждый миллиметр военного пути был пропитан кровью и потом солдат, женщин, стариков и детей.
Ведущий 2:
Детство, опаленное войной
Оно досталось многим к сожаленью.
Не пролетело мимо стороной
Оборвалось стремительно, в мгновенье.

Ведущий 1: Детство, опаленное войной,
Но не смотря на все невзгоды, беды
Сражались дети, вместе со страной
За радостные минуты, до победы.

Дети инсценируют стихотворение "Дети войны" Лора Тасси

Оборванного мишку утешала
Девчушка в изувеченной избе:
Девочка:
"Не плачь, не плачь. Сама недоедала,
Полсухаря оставила тебе.
Снаряды пролетали и взрывались,
Смешалась с кровью черная земля.
Была семья, был дом.Теперь остались
Совсем одни на свете - ты и я."

А за деревней рощица дымилась,
Поражена чудовищным огнём,
И Смерть вокруг летала злою птицей,
Бедой нежданной приходила в дом.
Девочка:
"Ты слышишь, Миш, я сильная, не плачу,
И мне дадут на фронте автомат.
Я отомщу за то, что слезы прячу,
За то, что наши сосенки горят..."
Автор:
Но в тишине свистели пули звонко,
Зловещий отблеск полыхнул в окне...
И выбежала из дому девчонка:
Девочка:
"Ой, Мишка, Мишка, как же страшно мне!."

... Молчание. Ни голоса не слышно.
Победу нынче празднует страна...
А сколько их, девчонок и мальчишек,
Осиротила подлая война?!..

1 ведущий:
Самая страшная веха той войны - блокада Ленинграда. 900 дней героического сопротивления. Голод, холод, болезни; тысячи погибших...
2 ведущий:
Через Ладожское озеро, зимой, была проложена ледовая трасса - легендарная “Дорога жизни”.
1 ученик:

В блокадных днях
Мы так и не узнали:
Меж юностью и детством
Где черта?.. Нам в сорок третьем
Выдали медали
И только в сорок пятом
Паспорта.
2 ученик:
И в этом нет беды.
Но взрослым людям,
Уже прожившим многие года,
Вдруг страшно от того,
Что мы не будем
Ни старше, ни взрослее,
Чем тогда".

На экране видео"Дети войны".

1 ведущий:
Сквозь кровь и пот,
Через огонь и воду,
Сквозь дым пожарищ,
Через трупный смрад.
Отстаивая право на свободу
К ПОБЕДЕ шел, Россия,
Твой солдат!
2 ведущий:
Горит огонь у обелиска,
Березы в тишине грустят
И мы склонились низко-низко -
Тут неизвестный спит солдат.

Танец "Журавли".слова Р. Гамзатова, музыка Я. Френкеля


1 ведущий:
В Великой Отечественной войне наша страна потеряла более 20 млн.жизней.
2 ведущий:
Неугасима память поколений,
И память тех, кого мы свято чтим.
Давайте ж,люди,встанем на мгновенье,
И в скорби постоим, и помолчим.

Минута молчания под звуки метронома.

1 ученик:
И вдруг светлее стало небо,
Под боем радостной волны,
Пришла к нам весточка: «Победа! »
И нет боёв и нет войны!
2 ученик:
На печке дед заплакал старый,
Слёз не скрывая, как малец.
И улыбнулась даже мама
Улыбкой счастья наконец.
3 ученик:
Война закончилась и заживают раны,
И в День Победы по восторженной стране,
Блестя наградами, шагают ветераны,
Фронтовики, герои, совесть наших дней.
4 ученик:
Мы будем храбрыми как деды,
Родную землю защитим!
И солнце яркое Победы
Вместе:
Мы никому не отдадим!

Литературно-музыкальная композиции «Наш самый главный праздник – День Победы». Сценарий Начальная школа

Сибилева Ольга Николаевна, учитель начальных классов Чуево-Подгорнского филиала МБОУ Моисеево-Алабушской сош Уваровского района Тамбовской области
Описание: мероприятие посвящено Дню Победы в Великой Отечественной войне и предназначено для детей 7 – 10 лет. Данной разработкой могут воспользоваться учителя начальных классов, вожатые и организаторы внеклассных мероприятий. Такой сценарий требует предварительной подготовки, так как младшие школьники ещё имеют слабое представление о ВОВ. Кроме того, можно и нужно использовать презентацию и проектор: они помогут ярко и доходчиво иллюстрировать страницы истории нашей страны.
Цель: формирование патриотических чувств через историческое и
героическое прошлое нашей Родины в годы Великой Отечественной войны

Задачи:
расширять и углублять представление детей о Великой Отечественной войне;
воспитывать уважение к героическому прошлому страны;
формировать положительную оценку таких нравственных качеств, как самопожертвование, героизм, патриотизм;
формировать у учащихся чувство гордости за героическое прошлое своей Родины;
развивать гражданственность и национальное самосознание учащихся.
Оформление: зал украшен цветами, разноцветными шарами, рисунками ко Дню Победы, стенгазетами с рассказами о земляках и родственниках, воевавших в годы ВОВ; в центре – георгиевская ленточка с надписью «9 Мая – День Победы»
Оборудование: компьютер (ноутбук), проектор, презентация по теме мероприятия, записи песен «Священная война» (муз. А.Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача), «День Победы» (муз. Давида Тухманова, сл. Вл. Харитонова), минусы к песням «Синенький скромный платочек» (муз. Г.Петербургского, сл. Я.Галицкого), «Хотят ли русские войны» (муз. Э. Колмановского, сл. Е. Евтушенко), «Журавли» (муз. Яна Френкеля, сл.Р. Гамзатова), «Бессмертный полк» (автор - Вл.Слепак).
Предварительная подготовка:
1. Провести цикл классных часов, знакомящих младших школьников с историей нашей страны в годы ВОВ.
1. По возможности побывать на экскурсиях в местных музеях.
2. Оформить стенгазеты, в которых поместить рассказы о ветеранах.
3. Написать сочинения «Война в истории моей семьи»
4. Провести конкурс рисунков к 9 Мая.
5. Разучить песни, стихотворения.
6. Оформить зал, украсив его плакатами, цветами.

Ход мероприятия

Ведущий 1. Сегодня у нас необычный день – мы стоим на пороге самого великого праздника – Дня Победы над фашистской Германией. 73 года наша страна не видела ужасов войны. 73 года наша страна не вздрагивала от взрывов снарядов, но и в этой светлой полосе мирной жизни были и есть чёрные годы войны в Афганистане, Чечне, Сирии, где гибли и гибнут наши ребята.

(слайд «Наш самый главный праздник – День Победы»)

Ведущий 2. Мы родились в мирное время, поэтому никогда не слышали воя сирен, возвещавших о тревоге, не видели разрушенных бомбами домов, не знаем, что такое пайка ленинградского хлеба. Нам трудно понять, что можно просто так расстрелять или сжечь разом десятки, а то и сотни человек разом. Обо всём этом нам рассказывают кинофильмы и художественные произведения. Для нас война – это уже история.

Ведущий 1. Четыре долгих года, 1418 дней, шла на нашей земле самая кровопролитная и страшная война в истории человечества. 22 июня 1941 года в 3 часа 15 минут утром немецкие войска перешли границу Советского Союза.
Так началась Великая Отечественная война.


Звучит песня В. Лебедева -Кумача «Священная война» (1 куплет)

(слайд «Родина-мать зовёт»)


Ведущий 2. У каждого немецкого офицера была при себе книжечка, содержащая «12 заповедей в обращении с русскими», в которой, в частности, говорилось: «Вы должны осознавать, что являетесь представителем великой Германии. В интересах немецкого народа вы должны применять самые жестокие и самые безжалостные меры. Убивай всякого русского. Не останавливайся, если перед тобой старый человек, женщина, мальчик или девочка».

Ведущий 2. Фашисты превратили в руины наши города и села, издевались над мирным населением, нашими военнопленными, проводили медицинские эксперименты над советскими людьми, морили голодом, жгли в крематориях.

(слайд «Кадры времён войны»)



Ведущий 1. Эти зловещие деяния гитлеровцев вызвали мощное сопротивление нашего народа. Вся страна превратилась в единый военный лагерь. Чтобы не оказаться в фашистском рабстве, ради спасения Родины наш народ вступил в жестокий бой с врагами.
На фронт уходили и старые, и молодые.
Из нашего села ушли на фронт 568 человек, не вернулись с войны 316.

Танец под мелодию «Синенький скромный платочек»

Выходят 4 учеников.

Чтец 1
И от моря и до моря
Встали русские полки.
Встали с русскими едины
Белорусы, латыши,
Люди вольной Украины,
И армяне, и грузины,
Молдаване, чуваши –
Все советские народы
Против общего врага,
Все, кому мила свобода
И Россия дорога!

Чтец 2
Дни бежали и недели,
Шёл войне не первый год.
Показал себя на деле
Богатырский наш народ.

Чтец 3
Не расскажешь даже в сказке,
Ни словами, ни пером,
Как с врагов летели каски
Под Москвой и под Орлом.
С.В. Михалков. Нет сказали мы фашистам (быль для детей)

Чтец 4
Шли на врага танкисты –
За Родину!
Уходили в бой корабли –
За Родину!
Взмывали в небо самолёты –
За Родину!
С.Баруздин. Шёл по улице солдат

Ведущий 2. Трудным и долгим был путь к Победе. Под Москвой и Ленинградом, под Брестом и Сталинградом, на Кавказе и под Курском, Одессой, Севастополем и Киевом шли ожесточенные бои.
На войне люди не только воевали, на войне они продолжали жить... Они вспоминали дом, мать, писали письма...

(слайд «В минуты передышки»)



Сценка «Землянка»

Чтец 5
Здравствуй, мама!
Я скучаю по тебе! Хочется прижаться
и смеяться.
Хочется поесть...домашних щей,
погонять по крышам голубей!
...как там, в госпитале папа?
Завтра я в разведку,
в тыл врага.
Ты не бойся.
Мне совсем не страшно.
Мама!
Я люблю твои глаза...
Мама!
Помнишь тёплый
свитер...голубой?
Ты его, пожалуйста,
заштопай...
Мама! Я вернусь,
и мы с тобой
вновь пойдём гулять по Ленинграду.
Мама...

Все по машинам! К бою!
Натали Талисман. Полевая почта, Май 1944г... отрывок из письма моего дяди.

Ведущий 1. Через месяц этого бойца убили на фронте в одном из боев. А было ему всего 19 лет. Письмо это было передано его родным друзьями-однополчанами.

Ведущий 2. Люди погибали, но верили в Победу и приближали её, осваивая новые для себя военные профессии. Ракетчики, связисты, авиаторы, танкисты - всех не перечислить.

(слайд «Фотографии солдат»)


Чтец 6

Солнце блещет, волны плещут,
Засветились маяки,
День и ночь стоят на страже
Черноморцы моряки.

Исполняется танец «Яблочко» (музыка Р. Глиэра).

Чтец 7
А солдатом чтобы стать,
Нужно многое узнать,
Быть проворным и умелым,
Очень ловким, сильным, смелым.

Стихотворение «Спор» инсценируется в костюмах.

Однажды (в энской части было это)
На полигоне встретились
Ракета,
Тяжёлый танк
И боевой их брат –
Солдатский автомат.
Сошлись и спор затеяли они:
На фронте кто важнее в эти дни?
Ракета скромно заявила: « Друзья!
Себя хвалить не собираюсь я,
Однако про меня толкует свет:
«Оружия сильней ракеты нет!»
- Да, это так, -
Заметил басом Танк, -
Но обо мне
И о моей броне
Не зря слагали песни на войне.
Я и сейчас, скажу вам без прикрас,
На фронте был бы поважнее вас.
- Сильны вы, братцы, этому я рад, -
Сказал с улыбкой Автомат, -
Но вдруг, представьте, грянет ближний бой
Меня бы оценил тогда любой!
Пожалуй, продолжался б этот спор
И до сих пор,
Когда б не подошёл к героям нашим
Солдат-отличник - Михаил Черкашин.
Прислушался он к жаркой перепалке
И головою покачал: «Мне жалко, что зачастую
Понять не можете вы истину простую.
Здесь говорили о своей вы силе,
А то забыли,
Что все вы – это твердо помнить надо -
Бессильны без умелого солдата».

Ведущий 1. Вместе с солдатами по дороге войны шла песня. Песня провожала военные эшелоны, навещала раненых в госпиталях, была с бойцами на передовой, в тяжелые дни атак и отступлений, грела душу в редкие минуты затишья. Песня поддерживала дух бойца, его огромную веру в победу.

Чтец 8
Я бы с песни начал свой рассказ,
С той нехитрой песни, сокровенной,
Что, как символ радости, неслась
Над Варшавой, Будапештом, Веной…
Пешим ходом и в грузовике,
Жарким днем и зимнею порошей
Мы ее носили в вещмешке
Самой лёгкой драгоценной ношей…
В час затишья сядешь, запоёшь,
И подтянут весело солдаты.

Исполняется песня «Три танкиста» мальчиками (переделанная для детей

Ведущий 2 . В то время, как фронт жил мыслью скорее изгнать фашистов с родной земли, тыл руководствовался государственным лозунгом «Все для фронта» и незатихающей мыслью «На фронте еще труднее».
А этому бессонному фронту много было нужно: вооружение, боеприпасы, медикаменты, одежда, продукты питания. С нечеловеческим напряжением работала страна. На авиационных, танковых и прочих оборонных заводах работали, конечно, и мужчины, специалисты, которым была дана броня. Но большинство мужчин города, а особенно деревни, заменили их жены, сестры, дочери.

(слайд «Женщины в годы ВОВ в тылу»)


И ещё хочется отметить – их участь была ещё страшней: они ждали... Ждали своих родных и близких сердцу людей. Целых 4 года они провели в тревоге... Следующее стихотворение посвящается им – сильным и мужественным.

Чтец 9
Она поседела в разлуке
За годы великой войны.
Ее терпеливые руки
Огнём и трудом крещены.
В те годы пришлось ей несладко:
Ушла вся семья воевать,
А дома она –
И солдатка,
И также солдатская мать.
Но беды она выносила,
Не хмуря высоких бровей,
Пахала она и косила
За мужа,
За старшего сына,
За младших своих сыновей.
И верил я снова и снова,
Что в каждом конверте найду
Ее материнское слово,
Ее сокровенное:
“Жду!”
Я знал в эти годы крутые,
Что каждую строчку письма
С ней вместе писала Россия,
Россия, Россия сама!
Н. Старшинова "Солдатская Мать".

Ведущий 1. Женщины участвовали и в сражениях. Храбро бросались они под пули во время бомбёжек и обстрелов. Сёстры милосердия выносили раненых бойцов с поля боя. Женщины служили разведчицами, военными переводчицами, радистками, уходили в партизанские отряды. Плечом к плечу сражались они вместе с мужчинами, отвоёвывая каждую пядь земли.

(слайд «Женщины в годы ВОВ на фронте»)




Чтец 10 (девочка в косынке с красным трестом, с сумкой)
Пушки грохочут, пули свистят.
Ранен осколком снаряда солдат.
Шепчет сестричка:
«Давай, поддержу,
Рану твою я перевяжу!»-
Всё позабыла: слабость и страх,
Вынесла с боя его на руках.
Сколько в ней было любви и тепла!
Многих сестричка от смерти спасла.

Исполняется песня «Хотят ли русские войны» (поют девочки)

Ведущий 2. На защиту Отечества вставали не только взрослые, но и дети. Многие из них имели знаки воинской доблести, ордена и медали. 20 тысяч получили медаль «За оборону Москвы», 15 тысяч 249 – «За оборону Ленинграда». Дети ухаживали за ранеными в госпиталях, собирали металлолом, деньги в фонд обороны, отсылали на фронт тысячи посылок с тёплыми носками, любовно расшитыми носовыми платками, кисетами для табака.

(слайд «Дети в годы ВОВ»)


Ведущий 1. В годы войны дети участвовали в сооружении оборонных рубежей, были связными партизанских отрядов, разведчиками в воинских частях. Некоторым из них, наравне со взрослыми, присуждено звание – Герой Советского Союза. О них мы говорили подробно на наших классных часах.

(слайд «Пионеры-герои»)


Ведущий 2. Четыре с половиной года продолжалась Великая Отечественная война. Наши солдаты храбро сражались в боях. Более 12 миллионов из них награждены орденами и медалями, а 11603 воина удостоены высокого звания Героя Советского Союза!
Два героя советского Союза – Болдырев А.И. и Бухнин Ф.П. родились на нашей малой Родине. Они вернулись живыми с полей сражений и продолжали трудиться на благо Отечества. Благодаря А.И. Болдыреву в городе Уварово сейчас находится военный мемориал, который так любят жители Уварова и Уваровского района.

(слайд «Герои-земляки»)


Болдырев А.И.


Открытие мемориального комплекса в г. Уварово, 1980 г. Право зажечь Вечный огонь было дано Болдыреву А.И.


Бухнин Ф.П. с супругой

Ведущий 1. Нет в России семьи, которую война обошла стороной. Поэтому в этот день в каждой семье вспоминают и тех, кто остался на полях сражений, и тех, кто после войны налаживал мирную жизнь.

Дети выходят по одному и кратко рассказывают о своих родственниках, воевавших в годы ВОВ.

Ведущий 2. 27 миллионов погибло в Великой Отечественной войне. Пусть каждый из вас почувствует на себе строгие глаза павших, чистоту их сердец, ощутит ответственность перед памятью этих людей, величием их подвига.
Вы только представьте – если по каждому из 27 миллионов в стране объявить минуту молчания, страна будет молчать… 51 год!
У многих из воинов нет даже могил, а если и есть, то братские.

(слайд «Надпись на Могиле Неизвестного Солдата»)


Минутой молчания почтим память тех, кто не вернулся с Великой Отечественной.

Исполняется песня «Журавли»

Ведущий 1. Но эти жертвы не были напрасными, фашисты были разбиты. 9 мая 1945 года Берлин, последний оплот фашизма, пал. Всё небо взорвалось салютом долгожданной победы.

(слайд «Салют»)

gastroguru © 2017