Выбор читателей
Популярные статьи
Ушли в прошлое те времена, когда лошади были единственным средством передвижения . Хотя их труд полностью заменили машины, но кони до сих пор остаются лучшими помощниками. В русской глубинке по-прежнему их с успехом используют в хозяйственных нуждах. Вспахать огород, привести дрова, сено и другие грузы – эту работу отлично выполнит запряжённая лошадь. Её не испугает распутица и бездорожье , а также любое ненастье. В деревне на телеге для лошади всегда будет несложно доставить необходимый груз откуда угодно.
Прежде чем понять, как запрягать лошадь , потребуется детально ознакомиться с упряжью. Это поможет лучше узнать назначение каждой вещи и быстрее научиться запрягать коня. Основные части русской дуговой упряжи:
Перед тем как запрячь коня необходимо надеть хомут, который по правилам вешают на шею коня клещами вверх и переворачивают. Расправляют шлею и заднюю часть пропускают под хвост животного . Следом надевают узду, а затем седёлку так, чтобы она легла сзади холки после хомута. Сильно затягивать ремешки не рекомендуется. Между ними и телом животного должна проходить рука. В противном случае эти ремни после запряжки будут сильно тереть шкуру, что может отрицательно сказаться на волосяном покрове животного.
Когда все действия будут закончены, коня берут за узду и подводят к телеге так, чтобы он оказался между оглоблей. После этого одной рукой берутся за гуж на хомуте , а второй поднимают оглоблю и кладут на гуж. В его петлю вставляют один конец дуги, а второй закидывают на шею животному. С другой стороны, таким же образом поднимаем оглоблю и соединяем её с дугой через гуж. По завершении установки дуги необходимо затянуть хомут. Наматываем на клещи ремешок и с помощью своей коленки затягиваем его, а затем чересседельник. Далее забрасываем уздечку на голову лошади, а конец продеваем в кольцо на дуге и хорошо завязываем. В заключение пристёгивают вожжи к удилам так, чтобы они проходили над гужами.
Изначально детали конной телеги изготовляли из древесины. Так как это самый дешёвый способ постройки лошадиной повозки . Вначале принимались за постройку колёс. Это те части конной телеги, которые выдерживают самые большие нагрузки. Для их строительства подойдут только крепкие породы деревьев. Наиболее распространённый и довольно прочный материал, который используется повсюду для этих целей – берёза. Конструкция деревянных колёс состоит из деталей:
Первым делом принимаются за строительство ступицы. Из круглого бревна берёзы толщиной не менее 25 см отпиливают чурочку длиной 20 см. В ней по центру сверлят отверстие, куда вставляют металлическую втулку. А с наружной стороны стамеской выдалбливают гнёзда под спицы, которые делают также из крепкого дерева. Для их сооружения применяют небольшие цилиндрические либо гранёные стрежни из берёзы, один конец которых подгоняются под пазы в ступице. Далее, приступают к изготовлению брусков обода. Вначале заготовки обрезают по размеру, а затем выдалбливают квадратные отверстия под спицы. Одну сторону оставляют прямой, а противоположную закругляют, что в сборе образует наружный обод колёс .
Чтобы сделать его более прочным и долговечным наверх устанавливают железный обруч. Изготавливают его из металлической ленты, которую отрезают по размеру и сворачивают в кольцо, а концы соединяют заклёпками либо при помощи сварочного аппарата . После этого все отдельные детали собирают в комплект и фиксируют обручем. В нём через бруски обода насквозь сверлят отверстия, куда вставляют болты и накрепко их затягивают. Лучше всего использовать их с потайной головкой так, как при движении телеги по асфальту увеличится вибрация и грохот от выступающих головок металлических болтов.
В конструкции русской телеги для лошади предусмотрено две оси. Задняя крепится неподвижно к повозке, а передняя находится в подвижном состоянии и вращается на шкворневом соединении. Это необходимо для того, чтобы во время поворота телега не опрокидывалась набок. Раньше оси полностью ковали в кузнице, но сегодня есть возможность сделать их своими руками из составных частей . Для осей необходимо выбирают крепкий металл так, как они будут нести большую нагрузку. В противном случае трущиеся части осей в местах соединения с колесом будут быстро изнашиваться.
Единого образца конструкции русской телеги не существует, поэтому способ изготовления осей можно придумать самостоятельно. Рассмотрим самый простой вариант из обычных и наиболее распространённых материалов. Так как задняя ось имеет более простую конструкцию, то начнём именно с неё. Обычная русская телега строится 1.5 метра в ширину и 3 метра в длину. В соответствии с этим размером задняя ось будет составлять полтора метра . Для этого необходимо найти прочную трубу, лучше выбрать толстостенную. Её внутренний диаметр должен соответствовать втулкам колёс.
Ещё потребуется подыскать или сделать самому на небольшие металлические стержни. Они должны легко вставляться в трубу и во втулки колёс, но без большого зазора. Если он будет большой, то туда во время распутицы или непогоды попадёт много грязи, которая быстро приведёт в негодность трущихся части колёс и оси. Вначале стрежни необходимо разметить для сверления. Для этого один конец вставить в трубу, а на другой одеть колесо . На выступающем стержне мелом отмечаем точку сверления под шплинт. Затем аккуратно снимаем колесо и отчёркиваем положение штыря в трубе.
По сделанной отметке сверлим отверстие под шплинт, а в трубе насквозь через стержень под болты, которые необходимо вставить и крепко затянуть. Такая конструкции хороша тем, что в случае поломки или износа штыри будет несложно заменить. Когда в оба конца трубы будут установлены стержни, следует приготовить небольшой деревянный брус . Его необходимо сделать такой величины, чтобы он входил между колёс. Следом на него ровно укладывают ось и в нескольких местах просверливают насквозь через брус. Затем в эти отверстия вставляют длинные болты и накрепко затягивают. На этом постройку задней опоры телеги можно считать законченной.
Все строительство передней оси ничем не отличаются от предыдущей работы вплоть до установки бруса. Но вдобавок ко всему для неё потребуется сделать дополнительное поворотное устройство . Для этого следует найти середину оси и просверлить отверстие под шкворень. Его несложно сделать из того же металлического прута, что и стержни. В месте сверления труба потеряет свою прочность. Чтобы её укрепить, нужно приварить две прочные шайбы с двух сторон к выходящим отверстиям, а также два уха под оглобли. Затем найти и прикрепить такой же брусок , как и на задней оси.
После этого следует сделать ровные оглобли, которые несложно найти в берёзовом лесу, вырубить, снять бересту и высушить. Стоит заметить, что стволы срубленных деревьев должны быть немного толще. Во время сушки они начнут сжиматься и в результате окажутся намного тоньше обычных образцов . В крайнем случае их можно будет потом немного стесать топором и подстрогать рубанком. Чтобы прикрепить оглобли к передней оси, вначале потребуется сделать уши. Следом просверлить в оглоблях отверстия под болты, вставить уши и накрепко закрутить .
Для строительства площадки потребуется брус длиною 3 метра. В передней части сверлят отверстие, вставляют шкворень и соединяют с передней осью. Вставляют шплинты с шайбами , а другой конец бруса прочно скрепляют болтами с задней осью. Далее, необходимо построить площадку на телегу. Для этого отрезают доски длиною 3 метра, раскладывают на землю, чтобы получилась ровная площадка 1.5х3. Затем на ней поперёк прибивают доски для жёсткости, переворачивают, ставят на телегу и прочно закрепляют гвоздями либо шурупами. Чтобы сделать борта, по краям площадки прибивают доски в виде коробки и телега для лошади готова к работе.
Хомут – это русская упряжь, которая при запряжке надевается на голову коня. Все лошади разные и каждой желательно изготовить индивидуальный хомут. Это простое приспособление несложно сделать вручную самостоятельно. Вначале нужно измерить шеи лошади около холки и прибавить 6 см. Клещи проще всего изготовить из берёзы, а затем найти гужи и прибить их гвоздями либо шурупами. Чтобы хомут не натирал грудь коню, необходимо сделать хомутину, то есть обшить клешни мягким материалом в виде подушки. Для внутреннего слоя обычно применяют войлок, а сверху покрывают мягкой натуральной кожей. Работа очень простая и сделать её своими руками будет по силам даже подростку.
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Обычную жизнь в отдалённых русских областях тяжело представить без использования в подсобном хозяйстве лошади. Именно поэтому тут просто необходима телега и умение запряжки лошадей. Очень мало людей сейчас знают как правильно запрячь лошадь. Как запрячь коня могут узнать опытные специалисты.
Под их руководством можно разобраться как запрягать лошадь, как при помощи повозки с лошадью привезти любой груз, дрова из лесополосы, вспахать земельный участок или съездить в соседний населённый пункт. В старые времена почти в каждой деревне существовал специальный мастер по изготовлению повозок. В наше время её необходимо приобретать или изготовить своими руками.
Русская упряжь является особенным типом гужевого транспорта и изготавливается в нескольких конфигурациях. Поэтому необходимо заранее определиться с её типом и основным назначением.
В случае если она необходима только для работы по перемещению различных грузов, то можно сделать простую дрогу или повозку в виде платформы, другими словами, без бортов и с плоским днищем . Когда же необходима телега для перемещения сена, других грузов и для применения как транспортного средства, тогда стоит изготовить с большими бортами.
Дополнительно необходимо заранее продумать, какое количество лошадей будет запрягаться в хомут. Потому что довольно сильно отличается по технологии изготовления и предназначению.
Пароконная телега имеет дышло и хомут, а одноконная оснащена дугой и оглоблей . В случаях, когда планируется изготовление украинской модели, то воз или дышловая телега используется одинаково вне зависимости от количества впрягаемых лошадей. Стоит отметить, что дышловую запряжку своими руками сделать легче, в отличие от дуговой телеги.
Дача – одно из любимых мест отдыха для всех членов семьи. Она должна быть не только красивой или ухоженной, но еще и уютной. Чтобы создать подобную атмосферу, хозяйки прибегают к различным хитростям: облагораживают клумбы и газоны, расставляют горшки с растениями и цветами, используют различные фигурки или статуэтки… Для этих целей также можно использовать не только стандартные элементы декора, но и совершенно необычные и непривычные. Один из них – деревянная телега, которая не только украсит территорию дачи или сада, но и станет незаменимым местом для размещения цветов. Данная статья расскажет об особенностях декоративных садовых телег, а также принципах их изготовления своими руками.
Если домовладельцы желают установить на своем дачном участке садовую телегу в виде декорирующего элемента, им обязательно нужно определиться с размерами будущей конструкции. Существует три вида подобных изделий, к ним относятся:
Большая четырехколесная телега для сада
Важно! Большие садовые телеги занимают очень много места, специалисты рекомендуют их использовать для установки на территории загородных домов.
Принцип построения самодельной конструкции не такой уж сложный, как может казаться на первый взгляд. Технология ее изготовления состоит из нескольких последовательных этапов:
Небольшие декоративные телеги для установки кашпо с цветами
Прежде чем приступить к работам по созданию чертежа будущего декоративного изделия, необходимо обязательно определиться с ее конструкторскими особенностями и габаритными размерами (телега не должна загораживать собой клумбу или мешать проходу).
Совет. Для небольшого дачного участка идеально подойдет малая классическая телега или деревянная трехколесная тачка. Такие изделия не только не загромоздят территорию, но и станут ее идеальным и незаменимым украшением.
Создание чертежа – это следующий этап. От правильности его выполнения напрямую зависит успешность дальнейших работ. Мастеру необходимо сделать базовый чертеж изделия, а также всех его элементов (колес, кузова, осей). Рисунки должны содержать в себе не только схематические изображения будущей конструкции, но и все размеры его деталей, по которым и будут они изготавливаться.
После создания чертежа можно приступать к конструированию изделия. Первый шаг – изготовления колеса, он является самым тяжелым и ответственным, так как требует внимательности и усидчивости.
Изготовление колеса:
По этому принципу делают и остальные два или три колеса.
Важно. Самодельные колеса также можно использовать для декорирования помещений, зданий, сооружений и земельных участков. Они служат оригинальным украшением, которое имеет стильный внешний вид.
Для изготовления кузова потребуется:
Обработайте изделие защитными составами
Изготовление осей:
Декоративную телегу собирают по принципу конструктора:
Готовую декоративную телегу устанавливают в заранее выбранном месте. Для ее украшения используют кашпо с цветами разнообразных размеров и форм. Их ставят в кузов или размещают возле самого изделия.
Оригинальная деревянная телега – достойное украшение для дачного участка. Сделайте и установите такое изделие у себя дома, и оно станет просто незаменимым элементом декора, который будет служить не один год.
В наше время существует множество вариантов того как украсить свой дачный участок. Одним из таких вариантов является деревянное колесо от телеги. Этот элемент может внести изюминку и сделать ландшафтный дизайн территории особенным. Также этот элемент отлично подходит для стиля «кантри». Сейчас мы поэтапно рассмотрим инструкцию изготовления этого элемента из дерева. Хотя работа требует определенных навыков и наличия специального инструмента, все же если эти два фактора имеются, вы сможете сэкономить свои деньги. Вам придется потратиться только на материал.
Итак, для выполнения этого элемента нам потребуется:
Электролобзик;
Электрорубанок или рейсмус;
Шлифмашина;
Фреза;
Шуруповерт;
Струпцины;
Стамеска и киянка;
Клей ПВА, лак, морилка;
Саморезы;
Сверла под саморезы, которые будете использовать, а также перьевое сверло 30 мм;
Линейка, угольник, карандаш, циркуль, кисточка;
Лес (доска толщиной 50 мм и шириной 25 мм).
Первым этапом работы является изготовления лекала. Необходимо заранее начертить чертеж тех размеров колеса, которые вы планируете сделать. Диаметр, который представлен на рисунке составляет 700 мм. Затем изготавливаются четыре лекала, по которым вырезаются полукруги из древесины. Вырезаются данные полукруги электролобзиком.
Когда четыре полукруга готовы, их необходимо склеить между собой. Для этого будет лучше использовать клей ПВА. Эти четыре детали можно временно скрепить металлическим профилем или маяком. Пока клей подсыхает, в это время можно заняться остальными запчастями колеса.
При помощи циркуля чертятся два одинаковых круга диаметром 20 – 25 мм на деревянной доске толщиной 30 мм и бруске толщиной 50 – 60 мм. Также можно приготовить заготовки под спицы. Длина заготовок зависит от размеров вашего колеса. Всего необходимо 8 заготовок.
Когда колесо скрепилось, и клей застыл, с внутренней стороны колеса необходимо сделать 8 гнезд, в которые впоследствии будут вставляться спицы. Эта операция выполняется при помощи киянки и стамески. Чтобы было проще выдалбливать шип, можно использовать перьевое сверло или фрезу со специальной насадкой для выбирания гнезд. Размер гнезд должен соответствовать размеру спиц. Причем будет лучше, если спицы не будут свободно заходить в гнезда, а наоборот их придется забивать киянкой.
Далее необходимо тщательно промазывать гнезда клеем ПВА, и забить в них деревянные спицы. Когда спицы закреплены, прилаживаем колесо к чертежу, для того чтобы определить точную середину и приклеить два круга с обеих сторон. Чтобы дополнительно скрепить внутренний круг со спицами, можно использовать саморезы. Так как между спицами будут образовываться зазоры, их необходимо заполнить деревянными клинышками, которые можно сделать при помощи стамески или лобзика.
Чтобы украсить колесо и придать ему немного ажурного вида, можно использовать фрезу с фигурной насадкой. Для примера можно обратить внимание на иллюстрацию, где внутренний круг обработан фигурной фрезой. Как вариант, то же самое можно сделать и со всеми спицами. В конце при помощи шуруповерта и перьевого сверла 30 мм в середине колеса проделывается сквозное отверстие.
Далее при помощи шлифмашины удаляются все неровности с поверхности древесины. Некоторые места будет сложно обработать шлифмациной, поэтому придется также использовать и обычную наждачную бумагу вручную. Например, между спицами. Чтобы облегчить этот процесс, то можно заранее использовать электрорубанок, рейсмус и шлифмашину до скрепления деталей, так как шлифовать изделие уже в собранном виде не совсем удобно. Также можно учесть, что это садовое украшение, и что колесо будет находиться на улице. Поэтому нет необходимости досконально вышлифовывать поверхность и делать изделие идеально гладким.
После шлифовки колеса его необходимо вскрыть морилкой. Цвет морилки можно выбирать на свое усмотрение и вкус. Некоторые совсем не использую морилку, так как им нравится цвет натурального дерева, поэтому просто вскрывают лаком. Однако морилка служит не только как краска. Она выполняет и защитную функцию для древесины. После того, как вы вскрыли колесо морилкой, для придания блеска необходимо обработать изделия лаком. Это необходимо сделать в любом случае, независимо используете вы морилку или нет.
Можете не сомневаться что данный элемент, прекрасно сможет украсить ваш приусадебный участок. Эта изюминка сможет внести уют и спокойствие в ландшафтный дизайн любой территории. Особенно красиво деревянное колесо будет сочетаться рядом глиняными горшками с цветами, облокотившись на каменную стену. Это украшение прекрасно сочетается с натуральными природными материалами.
Деревенскую жизнь в глубинках нашей страны трудно представить без верного и надежного помощника – без лошади. Поэтому здесь понадобится и телега, и сани зимой для лошади, когда заметет. На лошади и груз привезти можно, и дров из лесу, и огород вспахать, да и просто на рынок по бездорожью съездить. Раньше практически в каждом селе был мастер по изготовлению телег и саней. А сегодня придется их либо покупать, либо делать самому, о чем мы поговорим в нашей статье.
[ Скрыть ]
Телега для лошади представляет собой отдельный вид гужевого транспорта и имеет несколько видов. Именно поэтому вам нужно сразу перед тем, как ее делать своими руками, определиться, для каких целей и какого типа вам нужна повозка. Если это будет исключительно работа по перевозке грузов, то достаточно будет иметь дроги или телегу по типу платформы, то есть без бортов с обычным плоским дном. Если же вам нужно будет перевозить на телеге сено, другие материалы и использовать ее в качестве транспортного средства, то нужно делать с бортами.
Также сразу стоит предусмотреть, сколько лошадей вы будете впрягать в повозку. Дело в том, что одноконная и пароконная телега отличается по своей сути и изготовлению. Одноконная в России имеет оглобли и дугу, а пароконная – дышло. Если вы будете делать украинский вариант, то здесь дышловая повозка или воз применяется как для одной лошади, так и для пары. Заметим, что дышловую телегу делать проще своими руками, чем дуговую.
Прежде чем приступить к изготовлению, вам стоит немного узнать конструкцию телеги, ее основные части. Итак, главным элементом любой повозки является ее ходовая часть. А это две оси (передняя и задняя), колеса и сама рама, на которую устанавливается кузов или платформа. Также есть стойки, которые как бы выполняют роль амортизаторов. При этом задняя ось делается стационарной, то есть без движения, а передняя ось поворачивающаяся, за счет этого будет осуществляться поворот.
Следующие важные элементы – это оглобли в дуговой одноконной повозке или дышло в пароконной (украинский воз). Оглобли и дышло крепятся к передней оси, так как за счет них поворачиваются передние колеса. Раму желательно делать сварной металлической, так как на нее будет идти весь груз повозки. Саму же телегу делают деревянной.
Что касается размеров, то раньше стандартным была ширина телеги около 1,5 метра, а длина – 3 метра. Высота уже зависит от вашего желания и габаритов коня, но стандартно делается от 0,5 до 0,7 метра.
После полного сгибания края дуги связываются плотной веревкой и дают дереву просохнуть и принять нужную форму – около 45 дней. Как это делают в домашних условиях, смотрите на видео Олега Москаленко.
Купить сани может каждый, но не для всех это будет доступно, так как стоимость их весьма немалая. Что же, остается сделать своими руками. Тем более, что сани были излюбленным транспортом людей. Об этом смотрите на видео автора pashinkirill.
Перед тем как делать сани для лошади, вам нужно определиться, из какого материала будет самая важная часть – полозья. Они могут быть металлическими или деревянными. Если хотите делать из дерева, то понадобятся специальные умения и знания по подготовке дерева и его изгибания. С металлом проще, здесь нужно будет лишь в мастерской выковать полозья.
Интересное видео о том, как делали сани и сбрую лошади для крепления саней в старые времена.
Статьи по теме: | |
Отечественная война (кратко)
С кем воевал Наполеон? Почему Наполеон пошёл завоевывать Смоленск и... Видеоурок «Назывные предложения Односоставное назывное предложение имеющее указательное значение
Цель урока : изучение нового материала1)повторение сведений об... Бланк заявления об уточнении платежа для налоговой
В начале 2017 года изменились платежные поручения по страховым взносам.... |