Классификация маршрутов на горные вершины и перевалы. Категории трудности туристических маршрутов Что такое альпинизм категория трудности

Справочные материалы от Александра Лавриненко, председателя классификационной комиссии ФАиС Украины

Крым


  • Маршруты 1Б категории трудности: протяженность собственно маршрута не менее 200 м. Маршрут в основном состоит из участков I категории, но должен включать 20-30-метровые участки II категории и несколько коротких участков III категории.
  • Маршруты 2А категории трудности: протяженность собственно маршрута не менее 200 м.
  • Маршрут в основном состоит из участков I и II категорий, но должен включать 10-20-метровые участки III категории, и короткие участки IV категории
  • Маршруты 2Б категории трудности: протяженность собственно маршрута 200 м и более. Маршрут в основном состоит из участков II категорий, но должен включать 15-30-метровые (и более) участки III+; IV- категории. Возможны короткие 3-5м участки IV+;V- категории
  • Маршруты 3А категории трудности: протяженность собственно маршрута 200м и более. Маршрут в основном состоит из участков II и III категории, но должен включать не менее чем 10-20-метровые участки IV и IV+. Возможны короткие участки V категории.
  • Маршруты 3Б категории трудности: протяженность собственно маршрута 200 м и более. Маршрут в основном состоит из участков II и III категорий, но должен включать 20-30-метровые (не менее) участки IV категории. «Ключевой» участок маршрута, как правило, V категории.
  • Маршруты 4А категории трудности:, протяженность собственно маршрута 200 м и более. Маршрут в основном состоит из участков II и III категорий, но должен включать 20-50-метровые участки IV категории, а так же 5-10 метровые участки V
  • Маршруты 4Б категории трудности:, протяженность собственно маршрута 200 м и более. Маршрут в основном состоит из участков III категорий, но должен включать несколько 30-50 метровых участков IV категории, и 10-20-метровые участки V категории.
  • Маршруты 5А категории трудности: протяженность собственно маршрута 200 м и более. Маршрут в основном состоит из участков III и IV категорий но должен включать несколько 20-30-метровых участков V категории и несколько 5-10метровых участков V+; VI категории, возможно применение несложного Ито (А1;А2) в отдельных местах
  • Маршруты 5Б категории трудности: протяженность собственно маршрута 200 м и более. Маршрут в основном состоит из участков IV и V категорий, но должен включать 30-метровые (и более) участки V+ категории, и не менее двух 10-20 метровых участка VI категории. Возможно потребуются Ито А2
  • Маршруты 6А категории трудности: протяженность собственно маршрута 300 м и более. Маршрут в основном состоит из участков V категории. Маршрут должен включать 20- 40 метровые участки VI и VI+ категории. Применяется Ито А2-А4 Общая протяженность участков VI и А2-А3 категории не менее 150 м

    сложности

    Общая протяженность маршрута

    (Не менее)

    Суммарная

    длина ключевых участков

    (не менее) м

    Характеристики ключевых участков маршрута

    Свободное лазание

    КРЫМ

    Класс скальный (до 4500)

    Класс технический (до 6500)

    Класс высотный

    прохождение гребней с снежными грибами и т. д.

Эта классификация маршрутов на территории «советского альпинизма», в других местах классификация иная, напишу о ней позже.

«Маршрут – двойка, но ключик там интересный…» - о чем это?

Все мы любим сюрпризы. Особенно приятные. Всем нам нужно место для подвига. И каждый его успешно находит. Но когда мы выходим на восхождение или приближаемся к скалолазному маршруту, очень хочется знать заранее (ну хотя бы примерно), что нас там ждет.

Для этого в альпинизме и существует система классификации маршрутов. В действительности, этих систем много – каждая уважающая себя страна, имеющая в активе приличные горы, имеет и свой взгляд на их описание.

В этой статье уделяется внимание советской системе, системе UIAA (которая частично была использована нашими) и французской (она медленно становится мировым эталоном и применяется в современных описаниях). Этого обзора хватит на Крым, Кавказ и, возможно, ближнее зарубежье. Собираясь в более отдаленные места, будет не лишним поинтересоваться их национальной системой оценки.

В советских описаниях вам может встретиться характеристика лазания как «легкого, среднего, трудного, очень трудного и чрезвычайно трудного» (с) (взято из классификатора маршрутов бывшего СССР).

Согласна, человеку, впервые подходящему к скалам (и даже во второй раз), это мало о чем говорит. Поэтому обратимся к первоисточникам. В свое время Герман Хубер («Альпинизм сегодня» - Москва 1980 г.) дал прекрасное описание системе UIAA (UIAA – Union International des Associations d’ Alpinisme, международный союз альпинистских ассоциаций, руководящий орган интернационального альпинистского сообщества) .

Резюмирую :

I – легкие скалы. Для движения и сохранения равновесия иногда требуется помощь рук. Многочисленные, в основном крупные, зацепы на сильно расчлененном рельефе.

II – скалы средней трудности . Сохранение равновесия и передвижение невозможно без помощи рук. Для опытных альпинистов возможно одновременное движение связки на короткой веревке (на короткой, ребята! А не так, что напарник ушел на 30м, вы его не видите, не всегда слышите и уже соскучились… Сама не без этого…)

III – довольно трудные скалы. «Верхний предел для тех, кто занимается альпинизмом от случая к случаю», - пишет Хубер. Зацепки относительно невелики и далеко друг от друга. Одновременное движение невозможно, только попеременная страховка. Однозначно потребуются петли, закладки, карабины и прочее «железо».

IV – очень трудные скалы. Спортивное свободное лазание по крутым скалам. Попеременная и промежуточная страховка с помощью крючьев и других вспомогательных средств. Субъективно (в частности, в крымских горах) эта категория скал может восприниматься «не очень» трудной за счет оставленных на маршруте крючьев, забитых шлямбуров и т.д.

V – особо трудные скалы. Тут уже требуются незаурядные навыки и в технике, и в ОФП, и уверенности в себе. Часто скудные возможности страховки (автоматически повышаются требования к скалолазному мастерству), возможно использование лесенок.

VI – сверхсложные скалы. Конечно, со времен Хубера общий уровень навыков скалолазания среди альпинистов существенно вырос (ведь появилось большое количество тренировочных скалодромов), но прохождение участков на трение со своими точками страховки (если удалось их организовать) – это тот еще номер… Но это еще не чистое ИТО (см.ниже).

В СССР, с использованием системы UIAA, была принята одинадцатиступенчатая градация : от «единичек» до «шестерок» (а маршруты с «двоек» до «пятерок» имеют промежуточные полукатегории А и Б).

В общем представлении, чего следует ожидать от маршрута:

1 – простое передвижение в связках

– несколько веревок простого лазания в связках

– элементы II+ и III лазания на многоверевочном маршруте

– имеется 1-1,5 веревок лазания III-го класса на многоверевочном маршруте

– одна или две веревки класса III+/ IV на полнодневном маршруте

– полный день лазания уровня IV+

– несколько веревок IV+ или небольшое количество V лазания

– несколько веревок класс V на маршруте протяженностью 1-2 дня

– два или больше дней с наличием лазания класса V+

6 – многодневные маршруты с лазанием класса VI

Конечно, все эти категории условны и субъективны. Одинаковую оценку может получить маршрут попроще, но длинный, и короткая стеночка посложнее. Негде в Крыму лезть больше двух дней! Но это не значит, что там нет сложных и интересных «пятерок».

На уровень сложности также влияют забитые впоследствии крючья и шлямбура, состояние скал (сыпучие или нет), популярность маршрута. Фактор популярности в Крыму особенно ощутим. На майские праздники форосско-меллаская стена собирает такое количество народу, что сбрасываемые восходителями камни существенно усложняют (с точки зрения безопасности) относительно простые «двойки» (например, ПК). Ориентируясь на безопасность, категории некоторых маршрутов ввиду сыпучего рельефа искусственно завышены, допустим, до «пятерок» (это со слов создателей советских описаний).

Помимо этого П.П. Захаров («Инструктору альпиниста» - Москва, 1988 г.) настойчиво рекомендует после категории сложности указывать следующие важные сведения:

  • Защищенность маршрута (открытые и не защищенные от ветра места)
  • Утомительные, напряженные маршруты
  • Состояние скал
  • Опасность камнепадов, лавин, ледовых обвалов
  • Тактические сложности, трудная ориентировка
  • Плохая возможность или полное отстутствие возможности возвращения после определенных участков маршрута
  • Климатические особенности (резкая перемена погоды)
  • Общая высота в метрах и протяженность
  • Время, необходимое для преодоления маршрута или ключевых участков
  • Места для биваков
  • Необходимое снаряжение
  • Логичность, красота и другие преимущества маршрута

Возможно, это не особенно актуально для восхождений в Крымских горах, но уже на Кавказе полезность данных сведений переоценить сложно.

Еще Захаров приводит схему символов UIAA, которая часто встречается в описаниях:

Поэтому, если вам встречается текст типа:

«На участке R1-R2 – от грота вверх сначала по правой стороне внутреннего угла, а затем по гладким плитам на длинную горизонтальную полку. (R1-R2: 40 м, 700, III+)» (описание «ПК» 2Б к.с. взято с mountain.ru)

это первая веревка (R1-R2, R0 - это подход) протяженностью 40 м (т.е. при остатке 10 м должно попасться место под станцию - в данном случае дерево) и углом наклона 70 градусов (это не семьсот неизвестно чего - я поначалу долго ломала голову…). Категория III+ для двойки говорит о ключевом (см.ниже) участке. И плиты в данном случае действительно гладкие…

В современных описаниях сохранились советские «единички» и «шестерки», но отдельные участки лазания, а также скалолазные трассы категорируют по французской шкале.

Это сравнительная таблица французской системы и UIAA (взято из «Альпинизма…» Гарта Хаттинга - Москва, 2006г.):

UIAA Франция
I 1
II 2
III 3
IV 4
V-
V 5a
V+ 5b
VI- 5c
VI
VI+ 6а+
VII- 6b
VII 6b+
VII+ 6c
VIII- 6c+
VIII 7a/7a+
VIII+ 7b
IX- 7b+/7c
IX 7c+
IX+ 8a
X- 8a+
X 8b
X+ 8b+
XI- 8c
XI 8c+/9a

Восхождения с искусственными точками опоры (ИТО)

Классифицируются по шкале от А1 до А5. На маршруте А1 все элементы устанавливаются легко и считаются абсолютно надежными, а на А5 точки закрепления сомнительны, способны выдержать только вес тела с потенциальной возможностью затяжного и даже смертельно опасного падения при неблагоприятном развитии событий.

Пару слов вдогонку тем, кто уже радостно упаковывает рюкзак на восхождение. Даже внутри одной категории маршруты могут сильно отличатся между собой. Одна «тройка» может пройтись легко, а со второй придется дюльферять. Самый сложный участок на маршруте называется ключевым или «ключом» , ваш уровень лазания обязательно должен перекрывать его категорию. Стоит также обратить внимание на общую протяженность (часто маршрут считают «веревками» - участками по 50м или около того), среднее время прохождения и личные особенности (состояние скал, сторона склона, забитые шлямбура, спусковые кольца и прочее). Если это все (по рекомендации Захарова) было включено в описание. Если нет - постараться распросить тех, кто там уже был.

А теперь остается только пожелать удачи! И погоды:)

P.S. Отдельная благодарность Чижову О.А. за консультации и предоставленную литературу.

Об альпийских оценках категории трудности маршрута — .

На сайт

Обзор подготовил: Кирилл Фильченков, г.Москва
По книге: "Yosemite Climbs: Big Walls", автор Don Reid

Североамериканская система категорий сложности скальных альпинистских маршрутов

Примеры

El Capitan , США
Маршрут The Nose 900м
VI, 5.11, A2 (or 5.13b)


Морчека , Крым
Маршрут "Центр" 380м
По российской системе
сложности: 6А (VI+, A2)
(В скобках указана сложность
лазания на ключевом участке
и характер участков ИТО, в
соответствии с отечественной
классификацией)
По американской системе
сложности: IV, 5.10d, A2

Малый Кильсе-Бурун , Крым
Маршрут "Немецкая" 260м
По российской системе
сложности: 5Б (VI, A2)
По американской системе
сложности: II, 5.10b, A1

Фороский Кант , Крым
Маршрут "Рыжий угол" 300м
По российской системе
сложности: 5А+ (V)
По американской системе
сложности: I, 5.8

Сложность маршрута описывается не одной цифрой (буквой), а комбинацией из трех параметров, характеризующих соответственно:

  • Протяженность (римские цифры от I до VI),
  • Сложность лазания на ключевом участке (десятичная система принятая для свободного лазания),
  • Трудность участков с ИТО и организации страховки (от A1 до A5)

Пример: V, 5.8, A2+

Протяженность.
Характеризует среднее время прохождения маршрута достаточно опытной командой при нормальных условиях.

I - от 1 до 3 часов
II - от 3 до 4 часов
III - от 4 до 6 часов (полная половина дня)
IV - полный день (именно ПОЛНЫЙ)
V - 1 - 2 дня. Ночевка, как правило, неизбежна
VI - 2 и более дня на стене.

Сложность лазания на ключевом участке.
Это десятичная система, принятая для участков, проходимых, как правило, свободным лазанием.

Трудность участков с ИТО и организации страховки.
Участки ИТО, характеризуемые данной шкалой - это НЕ ТЕ участки, которые характеризует предыдущая шкала (сложность свободного лазания). Данная шкала характеризует участки, которые свободным лазанием не идутся (как правило).

A1 - надежные точки страховки, (независимо от применяемого снаряжения - крючья, закладки и т.п.) способные выдержать значительное падение. Все станции должны быть сделаны (по возможности) на основе точек A1.
A2 - не очень надежные точки страховки, способные держать массу тела и даже небольшое падение. Крючья, забитые не до конца и подвязанные у основания, закладки, лежащие не лучшим образом и т.п.
A3 - ненадежные точки страховки, способные держать только массу тела с маленьким избытком прочности. Никакой срыв не держат. Самые мелкие крючья, скайхуки, медные головки, даже небольшое падение.
A4 - Предел. Держат только массу тела, и то не всегда. Не выдерживают никаких срывов, даже мелких.
A5 - То же, что A4, плюс реальная опасность разбиться насмерть или получить травмы в случае срыва, так как в случае вероятного срыва неизбежно падение с большой высоты на полку, опасный маятник об стену без промежуточных точек страховки или с гарантированным вырыванием всех промежуточных точек.

Приведенная выше шкала учитывает лишь надежность искусственных точек опоры, но никак не крутизну участка стены. Например, огромное нависание с возможностью организации надежной страховки будет обозначаться как A1, а стена с положительным наклоном но с микротрещинами под закладки первого номера, с перспективой срыва 6-8 закладок или микрокрюков и полета метров на 15 до повисания на более надежной точке, будет обозначена как A3.

Необходимо отметить, что приведенная шкала (A1-A5) сейчас претерпевает изменения в оценке степени трудностей и риска. Альпинисты так называемой New Wave (Новой Волны), выведшие технику прохождения маршрутов класса Big Wall на новый уровень (примерно начиная с 1980-х годов) используют свою шкалу, которая, однако, мало чем отличается от традиционной, вкладывая примерно тот же смысл при присуждении участку маршрута определенного рейтинга. New Wave использует те же категории (с A1 по A5), плюс категории A0 (участок не требует ИТО, все можно пролезть свободным лазанием) и A6 (абсолютный теоретический максимум опасности, когда при срыве первого улетает не только он со всеми точками, но и все остальные вместе со стремной станцией). A6 на практике не используется (наверное зарезервировано на будущее). Чтобы не запутаться, есть следующее простое правило: в любой из Североамериканских систем A1 означает очень надежную точку страховки, а A5 - самый ужасный максимум сложности и опасности.

Маршруты (участки), которые можно пройти без применения крючьев (не портя скалу), с использованием только щадящих скалу закладок, френдов, скайхуков (под рельеф), называют Clean (Чистый). Иногда для классификации таких участков вместо буквы "A" употребляют букву "C". Например чистый A2 иногда называют C2.

Таким образом, приведенный выше пример (V, 5.8, A2+) означает, что: на маршруте почти наверняка придется провести одну ночь (и даже больше, если Вы не достаточно опытны), для прохождения маршрута надо уметь проходить свободным лазанием участки категории 5.8, и быть готовым к участкам ИТО A2+, что означает неприянные участки с не очень удобными и несколько стремными точками на протяжении 3-5 метров над последней хорошей точкой (при срыве возможен вырыв точек и полет метров на 5-10), однако полет без особых последствий.

Сравнительная таблица категорий скальной сложности
По материалам книги: "On Peak Rock: A guide to selected rock climbs on hundred Peak District outscops."

ФРАНЦИЯ

АВСТРИЯ



фото Б.Жунусова

Альпинизм

Необходимость классификации маршрутов вытекает из особенностей альпинизма. Система классификации маршрутов на горные вершины решает одновременно несколько задач. Безаварийность в альпинизме обеспечивается прежде всего соответствием подготовки альпинистов сложности предстоящего восхождения. Располагая маршруты в определенной последовательности по степени их сложности, единая классификация позволяет сравнивать между собой маршруты, даже если одна гора стоит на Кавказе, а другая - на Камчатке.
При единой системе обучения это дает возможность обеспечивать последовательное нарастание сложности совершаемых восхождений на всех этапах обучения и спортивного совершенствования, делая тем самым каждое восхождение доступным и в то же время интересным и безопасным. Присвоение каждому маршруту определенного места в иерархии позволяет заранее оценить набор имеющихся на маршруте сложностей и тем самым определить его доступность для групп участников определенного уровня подготовки.

На классификацию маршрутов опирается система спортивных разрядов по альпинизму. Квалификационный уровень каждого альпиниста определяется имеющимся опытом восхождений по маршрутам определенной категории сложности и объемом знаний, приобретенных во время подготовки к ним, при выполнении требований единой учебной программы.

Оценка производится на основе впечатлений, сложившихся у данной команды или группы в условиях конкретного восхождения, в меру их сил, опыта и квалификации. Определенная условность такой оценки очевидна. Последующие прохождения маршрута подтверждают ее правомерность или дают материал для корректировки категории сложности.

При оценке сложности маршрута учитываются главным образом абсолютная высота вершины, протяженность маршрута, его крутизна, характер рельефа, техническая сложность отдельных участков и их общее количество на всем протяжении пути к вершине, сложность маршрута в целом. Иногда принимаются во внимание и вероятностные факторы, связанные с погодой или особыми условиями места расположения вершины или всего района.

Подходы и спуск с вершины не включаются в категорию сложности маршрута.

Повышение категории сложности связано в основном с крутизной, насыщенностью трудностями рельефа, требующими применения широкого диапазона технических приемов и тактических решений, высокого уровня взаимодействия и всесторонней подготовленности.

По типу рельефа альпинистские маршруты подразделяются на скальные, снежно-ледовые и комбинированные. Разрядные нормы предусматривают наличие опыта скальных и комбинированных восхождений. Чисто ледово-снежных маршрутов в классификации немного, и по приобретаемому на них опыту они фактически приравниваются к комбинированным. Отнесение маршрута к скальному или комбинированному производится по преимущественному характеру сложных мест, определяющих категорию сложности.

Наряду с восхождениями на вершины классифицируются также траверсы -- прохождение не менее двух вершин, причем спуск с предыдущей вершины должен проходить в направлении последующей и осуществляться не по пути подъема. И восхождения и траверсы могут по-разному классифицироваться для летних и зимних восхождений. В зачет на разряды и звания по альпинизму принимаются маршруты категорий: 1Б, 2А, 2Б, ЗА, 3Б, 4А, 4Б, 5А, 5Б, 6А, 6Б.

За рубежом несколько иная система, основанная на классификации отдельных участков. Элементы такой системы применяются и у нас. Так, схема маршрут в символах УИАА предполагает обязательную оценку сложности каждого отдельного участка. В этой методике для участков, проходимых свободным лазаньем, применяется следующая шкала сложности: I, II+-, III+-, IV+-, V+-, VI+-.

I - очень легко - необходимы знания азов техники. Опоры для ног надежны, приемы практически любые. Сохранение равновесия на перенос тела больших усилий не вызывают. В общем - нетрудно.

II - легко - для сохранения равновесия нужен ледоруб, выбор опор и приемов разнообразен, перенос тела требует достаточных усилий, необходимы некоторые познания по технике передвижения.

III - средняя трудность - выбор ступенек (опор) не ограничен, но не все они обеспечивают удобство и надежность. Передвижение - на ногах, руки используются для сохранения равновесия и обеспечения плавного переноса ног.

IV - трудно - выбор опор и приемов ограничен. Те, что допустимы, маневренности и уверенности не обеспечивают. Для движения и сохранения равновесия прилагать значительные усилия.

V - очень трудно - опор мало, не все надежны, требуют тщательного опробования, а выбор пути и приемов - серьезных раздумий; для сохранения равновесия и переноса тела понадобятся большие усилия и ловкость.

VI - крайне трудно - опор очень мало, выбор приемов весьма ограничен. Сохранение равновесия и передвижение требуют ловкости и силы, вплоть до максимальных усилий. Часто нужна помощь напарника.

При лазанье с применением искусственных точек опоры (подвешиваемые на крючья лесенки, петли, платформы) сложность оценивается по 4-балльной шкале: А1, А2, АЗ, А4.

* А1 - крючья, на которые навешиваются лесенки, забиты в надежные трещины. Переход с опоры на опору и сохранение равновесия -- легкие, обе ноги на скале, фиксация второй веревкой не нужна.

* А2 - крючья в неудобных местах, сохранение равновесия затруднено. При работе с лесенками обе ноги на скале. Фиксация второй веревкой необязательна.

* A3 - передвижение по ненадежным трещинам с использованием серии специальных крючьев. Нога зависает. Требуется фиксация второй веревкой. Преодоление нависаний.

* A4 - только специальные крючья, забитые в ненадежные трещины. Большая серия переходов с опоры на опору при обязательной фиксации второй веревкой Ноги зависают. Преодоление больших карнизов, потолков.

Логика и красота маршрута

На гору можно проложить много маршрутов, сходящихся наверху и в одну точку. На ранних этапах альпинизма пути на вершину обычно прокладывались по гребням. Такие маршруты обладают многими преимуществами. На гребне мала вероятность сбиться с пути: и общая и детальная ориентировка относительно проста. Там маловероятны камнепады и лавины, снежные карнизы хорошо видны, следовательно, меньше возможность попасть в опасную ситуацию. Пути по гребням имеют наименьшую крутизну, технические сложности на них минимальны для данной горы. Идти по гребню интересно - хороший обзор, мир открывается широко, рельеф и работа на нем разнообразны. Гребневые маршруты привлекают восходителей сочетанием логики, оптимальности и красоты. Большинство маршрутов, на которых человек приобщается к альпинизму, гребневые. В восприятии гор, в изменении своего отношения к горам и к восхождениям каждый альпинист в какой-то степени повторяет историю альпинизма.

Со временем альпинистские команды стали прокладывать новые, более сложные пути, обратившись к контрфорсам, ребрам, кулуарам. Такие пути редко выводят прямо на вершину, наверху до вершины все равно приходится идти по гребню; редкие исключения необычайно красивы. Значительно большая крутизна и техническая насыщенность таких маршрутов по сравнению с гребневыми обеспечивают им престижность и спортивный интерес. И в истории альпинизма, и в сознании каждого альпиниста по мере роста мастерства, знаний и возможностей понятие логичного и красивого маршрута постепенно меняет свой смысл.
Отдавая должное пройденным путям, человек стремится к новому. Логичным и красивым начинает представляться уже не путь по длинному гребню, а движение прямо вверх, к вершине, по крутым стенам. Даже если эта стена - тысячеметровая вертикаль. И лезть по ней приходится много дней, а спать - только в гамаках или сидя. Но маршрут красив и строг -- снизу вверх почти по прямой, лишь местами чуть отклоняясь в сторону.

Своеобразной логикой и притягательностью обладают траверсы. Когда команда заявляет на чемпионат траверс от одного семитысячника до другого, "золотой блеск" играет, конечно, роль при выборе такого маршрута. Он прекрасен своей запредельностыо и неимоверной широтой обзора. Каждый год ходят команды на траверс Талгара (5А), Талгарской подковы (5Б), Подковы Туюксу (4Б) - маршруты, которые давно уже не относятся к рекордным. На том же Талгаре есть несколько сложных маршрутов 5Б, которые можно пройти за 1-2 дня, не тратя время на траверс. Но идут на траверс, потому как маршрут он красив и элегантен. По всему гребню, от башни к башне, по стенам, гребешкам, снежно-ледовым карнизам. Восход, картина неповторимая, хотя и повторяется каждое утро.

Понятно, что и логичность и красота маршрута - понятия относительные. Одним нравятся отвесы, другим - ледовые купола.

Но отказ от эстетического критерия при выборе и оценке маршрута определенно обеднит нравственное содержание альпинизма. Горы были красивы и тысячу лет назад, но свою подлинную красоту маршруты на них обрели только тогда, когда по ним прошли люди.

Горный Туризм

Категория сложности маршрутов определяется набором перевалов и вершин определенных категорий трудности. Под понятием "перевал" в горном туризме понимается место пересечения хребта или его отрога из одной долины в другую. Перевальная точка может не совпадать с самой низкой точкой водораздела.

В спортивном туризме приняты 6 полукатегорий сложности перевалов - от 1А до 3Б. Следует заметить, что туристская классификация не всегда совпадает с альпинистской шкалой трудности вершин. Перевалы проще 1А к. т. называются некатегорийными (н/к). Классификация перевалов приведена в "Перечне классифицированных перевалов высокогорных районов" и дополнениях к нему. Категория трудности (к. т.) перевалов в зависимости от условий (времен и года, снежно-ледовой обстановки...) может изменяться на полукатегорию. Такие перевалы отмечены в перечне знаком *. Последовательное прохождение двух и более перевалов, если существенная по протяженности часть спуска в долину с одного и подъема из долины на следующий перевал выпадает, рассматривается как перевальная связка и засчитывается как один перевал.

1А – простые осыпные, снежные и скальные склоны крутизной до 30 градусов, пологие (до 15 градусов) ледники без трещин, крутые травянистые склоны, на которых возможны участки скал; обычно наличие троп на подходах.

1Б – несложные скалы, снежные и осыпные склоны средней крутизны (от 20 до 45 градусов), а в некоторые годы и участки льда на склонах, обычно покрытые снегом, закрытые ледники с участками скрытых трещин.

2А – скальные снежные, ледовые склоны средней крутизны (от 25 до 45 градусов), закрытые ледники и несложные ледопады.

2Б – крутые (свыше 45 градусов) снежные, ледовые и скальные склоны средней сложности, возможны короткие (до 10-15 м) стенные участки; ледопады средней сложности.

3А – крутые (от 45 до 65 градусов) снежные, ледовые и скальные склоны значительной протяженности, стенные участки до 1-2 веревок подряд; сложные ледопады.

3Б – То же, что и для 3А, но при большой протяженности сложных участков, разнообразном их характере или предельной сложности, включая стены крутизной 60 градусов и более.

Необходимость во введении понятия сложности в альпинизме появилась, когда взбирание на горы вышло за рамки очень узкого круга любителей экстремальных ощущений. Лазить по горам стало больше людей. Это потребовало классифицировать маршруты и ввести качественную систему оценки, на основе которой происходит подготовка инструкторов и присвоение разрядов по альпинизму.

Альпинистские категории сложности и категории трудности прохождения горных районов – официально установленные нормативы, которые мало изменились с советского времени. Уже к тому времени было собрано достаточно информации для того, чтобы классифицировать более 2000 маршрутов по горным районам СССР. На основе этих данных и была разработана система, которая используется до сих пор во всех постсоветских странах.

Факторы сложности

При оценке сложности маршрутов учитывают несколько факторов:

  • протяженность и расположение трудных участков;
  • высота вершины;
  • протяженность маршрута;
  • крутизна подъема;
  • время прохождения;
  • особенности метеорологических условий.

Сложные участи для прохождения оцениваются по следующим факторам:

  • рельеф;
  • крутизна;
  • характер выступов, трещин и др.;
  • количество и полезность зацепок;
  • возможность прохождения с рюкзаком;
  • способ подъема;
  • оптимальный способ спуска;
  • количество необходимого спецснаряжения;
  • использование технических приемов.

По рельефу маршруты разделяют на:

  • скальные;
  • комбинированные (ледово-снежно-скальные).

Иногда в отдельный вид выделяют ледово-снежные маршруты. Однако практической целесообразности в этом нет: их можно отнести к подвиду комбинированных.

Методика оценки сложности маршрута учитывает весь комплекс перечисленных факторов.

Категории сложности участков

Участки по своей сложности ранжируются на 7 категорий:

IA – очень легкий

Угол подъема до 20°, не требует специального снаряжения и экипировки.

I – легкий

Ледово-снежный рельеф с углом подъема до 30° или некрутые скалы. Необходимы альпинистские ботинки, ледоруб и, на всякий случай, веревка для страховки.

II – простой

Ледово-снежный рельеф с углом подъема до 35° или некрутые скальные участки. Прохождение с опорой на руки, экипировка – та же, что в I.

III – средний

Ледово-снежный рельеф с углом подъема до 45°, включения скальных образований, уступов или пологих плит, по которым возможно совершение уверенного движения. Восхождение проводится свободным лазанием при помощи рук. Использование кошек предполагается. Возрастает необходимость страховки: карабины, молотки, крючья, веревки др.

IV – выше среднего

Ледово-снежный рельеф с углом подъема до 55°, скальный рельеф с ограниченным количеством возможных зацепок. Преодолевается на кошках, вырубкой ступеней в замерзшей основе. На скалах – свободное лазание. Возможно прохождение с рюкзаком. Спуск по веревке дюльфером или спортивным способом. Снаряжение аналогично III.

V – трудный

Ледово-снежный рельеф с углом подъема более 50°, для прохождения требуется создавать искусственные точки опоры, вырубать ступени. Скальный рельеф с крутым подъемом, выступы и зацепки неудобны, их количество ограничено; проходится с помощью создания искусственных опор в трещинах породы. Подъем с рюкзаком крайне затруднителен и часто невозможен. Используется крючьевая страховка. Необходима отличная физическая подготовка, наличие навыков в выборе оптимального маршрута и способа движения. Спуск вниз – дюльфером. Экипировка полная.

VI – очень трудный

Вертикальные гладкие скальные породы, минимальное количество трещин и выступов, которые могут быть использованы для стабилизации положения тела альпиниста при помощи формирования искусственных опор и страховки. Требуют наличия солидного альпинистского опыта. Экипировка полная.

Категории трудности маршрутов

Для оценки сложности прохождения, помимо рассмотренных характеристик участков, используют классификацию маршрутов по трудности, включающую 11 категорий.

  • Горы высотой до 4,5 км, рыхлая порода, включая камни и траву.
  • Соответствуют категории сложности IA с включением непродолжительных участков I категории.

  • Комбинированный или скальный рельеф гор высотой до 5 км.
  • Состав маршрута: IA, I, короткие дистанции II категории.

  • Скальный или комбинированный до 6 км.
  • Минимальная длина восхождения – 0,5 км.
  • Состав маршрута: IA, I, с участками длиной до 100 м ледово-снежных или до 20 м скальных рельефов II.

  • Комбинированный или скальный рельеф до 6 км.
  • Состав маршрута: IA, I, с участками длиной от 80 метров ледово-снежных или от 30 метров скальных рельефов II, до 30 м ледово-снежных и до 3 м скальных участков III.
  • Страховка: до 2 крючьев.

  • Скальный или комбинированный рельеф до 6,5 км.
  • Длина восхождения – от 0,5 км.
  • Состав маршрута: I, II, с участками длиной до 200 м ледово-снежных или 20 м скальных рельефов III.
  • Страховка: до 5 крючьев.
  • Продолжительность – от 4 ч.

  • Комбинированный или скальный рельеф до 6,5 км.
  • Состав маршрута: I, II, с участками длиной до 300 м ледово-снежных или 30 м скальных рельефов III, до 100 м ледово-снежных и до 8 м скальных участков IV
  • Страховка: до 8 крючьев.
  • Продолжительность – от 5 ч.
  • Траверсы: 2 и более маршрутов 3-ей кат., сколько угодно маршрутов 1-2 кат.

  • Скальный или комбинированный рельеф до 7 км.
  • Длина восхождения – от 0,6 км.
  • Состав маршрута: II, III, с участками длиной более 200 м ледово-снежных или до 50 м скальных рельефов IV.
  • Страховка: до 20 крючьев.
  • Продолжительность – от 6 ч.
  • Траверсы: 5 и более маршрутов 3А, 3 и более – 3Б.

  • Комбинированный или скальный рельеф до 7 км.
  • Длина восхождения – от 0,6 км.
  • Состав маршрута: II, III, с участками длиной более 300 м ледово-снежных или до 80 м скальных рельефов IV или до 5 м рельефа V.
  • Страховка: 10 и более крючьев.
  • Продолжительность – от 8 ч.
  • Траверсы: 2 и более маршрутов 4А.

  • Скальный или комбинированный рельеф до 7,5 км.
  • Длина восхождения – от 0,6 км.
  • Состав маршрута: I, II, III, IV, с участками длиной более 300 м ледово-снежных или до 40 м скальных рельефов V.
  • Страховка: до 40 крючьев.
  • Продолжительность – от 10 ч.
  • Траверсы: 2 и более маршрутов 4Б, 1 маршрут 4А, сколько угодно маршрутов 1-3 кат.

  • Комбинированный или скальный рельеф до 7,5 км.
  • Состав маршрута: III, IV, с участками длиной более 50 м скального рельефа, более 600 м ледового рельефа V, до 5 м скальных участков VI.
  • Страховка: 30 и более крючьев.
  • Продолжительность – от 15 ч.
  • Траверсы: 2 и более маршрутов 5А.

6А, Б

  • Скальный или комбинированный рельеф от 3,5 км.
  • Длина восхождения – от 0,7 км.
  • Состав маршрута: IV, V, с участками более 20 м VI.
  • Страховка: 100 и более крючьев.
  • Продолжительность – от 40 ч.
  • Траверсы: 3 и более маршрутов 5Б, один из них – стенный.

Для отнесения маршрута к категории 6Б требуется экспертное заключение, рекомендация комиссии по новым маршрутам, подтвержденные решением Федерации альпинизма.

Иностранные системы оценки сложности в альпинизме

В других странах существуют свои системы оценки, которые соотносимы и адекватны категориям, использующимся у нас. Например, американская система категорий в альпинизме предполагает комплексный учет нескольких факторов сложности:

  • время проведения восхождения усредненной командой (6 уровней);
  • осложнение свободного лазания на основном участке (2 десятка вариантов);
  • осложнение прохождения с искусственными точками опоры (5 уровней).
Каждое восхождение описывается тремя показателями через запятую (напр.: III, 5.5, A1).

Британская система оценки в альпинизме оперирует буквенными кодами. Сложные уровни описываются буквой Е и соответствующей цифрой (от Е1 до Е10). Альпийская классификация похожа на британскую: имеет меньшую категорийную градацию, сверхсложным уровням присваиваются буквы ED и цифры, определяющие сложность (напр.: ED1, ED4 и т.д.). Канадская система использует для оценки такие факторы, как длина, опасность, трудность.

Отдельная классификация используется для оценки сложности льдовых восхождений. Она основывается на анализе следующих факторах:

  • качество льда;
  • наклон в градусах;
  • наличие мест для отдыха;
  • длина маршрута;
  • наличие осложняющих факторов (сосули, расслаивающийся лед и др.)
gastroguru © 2017